Уровни политической идеологии
Политическая идеология включает в себя несколько уровней, каждый из которых вносит свой вклад в процесс формирования и распространения соответствующих политических доктрин. Политологи выделяют три уровня: · теоретико-концептуальный (элитарный), на котором формулируются основные положения, раскрывающие ценности и идеалы определенного класса (нации, государства) или приверженцев какой-то определенной цели политического развития. Это уровень политической философии социальной группы, выражающей основные ценностно-смысловые ориентиры ее развития, те идеалы и принципы, во имя которых совершаются государственные перевороты, разрушаются политические системы и возрождаются общества. Он представляет собой своеобразный каркас политической идеологии. На этом уровне происходит обобщение политического опыта социальной группы и формирование представлений об основных интересах не только данной социальной группы, но и всей нации и государства. Наличие таких представлений свидетельствует об уровне интеллектуальной рефлексии данной группы, о ее способности предложить собственные принципы интерпретации мира политики, создать систематизированную, логически стройную и достоверную картину действительности. Здесь научные открытия синтезируются с идеологическими постулатами, разрабатываются политические теории и идейные принципы партий. Поскольку многие группы по-разному интерпретируют одни и те же принципы, то здесь основное внимание уделяется иерархиизации данных представлений. Например, как подчеркивает Э. Арбластер, «и либералы и социалисты... хотят свободы и равенства». Но при этом «их разделяет характер выбора между свободой и равенством в конфликтной ситуации, а также их соотношение с другими ценностями: справедливостью, безопасностью, собственностью...»;
· программно-политический (пропагандистско-просветительский), на котором социально-философские принципы и идеалы переводятся в программы, конкретные лозунги и требования политической элиты, формируя, таким образом, нормативную основу для принятия управленческих решений и стимулирования политического поведения граждан. И если политические принципы формируют приверженцев и предполагают дискуссии сторонников разных ценностей, то программы разрабатываются для ведения непосредственной политической борьбы, предполагающей подавление (нейтрализацию) оппонентов. В таком случае осуществляется инструментальное оформление тех основополагающих идей, которые вырабатываются группой. По сути дела – это главный идейный источник политических преобразований, конструирования действительности с помощью власти. На данном уровне функционирования политической идеологии идеалы поверяются на свою жизнеспособность, поэтому к идеологии предъявляются особые требования: осознавать значение тех или иных проблем общественной жизни, артикулировать интересы граждан и воплощать их в политическую волю. Поскольку этот уровень содержит в себе оценки текущих политических событий, действий правительства, то здесь могут как сближаться представители разных политических идеалов, так и отдаляться сторонники одной и той же партии. Непосредственным носителем программ и установок является политическая элита. Однако без специфических организаций, объединяющих классы и социальные группы и направляющих их усилия, такая регуляция была бы невозможна. Поэтому создателями программ и директив выступают политические партии, а также государства в лице государственного аппарата. При этом между концептуальным и программным уровнями могут существовать и определенные противоречия, в результате чего некоторые принципы, как писал Б. Чичерин[252], нельзя узнать в оформлении их «самых рьяных обожателей». Для широких масс «потолком» понимания сути политического процесса чаще всего является программно-политический уровень;
· актуализированный (поведенческий, обыденный), который характеризует степень освоения гражданами целей и принципов данной идеологии, меру их воплощения в своих практических делах и поступках. Здесь речь идет о степени восприятия и актуализации массами политической пропаганды. Данный уровень может отличаться довольно широким спектром вариантов усвоения людьми идеологических установок: от постоянной смены политических позиций (мнений), не затрагивающих гражданские убеждения, до восприятия людьми своих политических привязанностей как глубинных мировоззренческих ориентиров. Этот уровень позволяет элите путем изучения общественного мнения (особенно в обществе с открытыми идеологиями) определять степень влиятельности, надежности политической идеологии, которая выступает как организационная, регулятивная, контрольная система, направляющая жизнь человека и общества. Идеологии, обладающие способностью определять принципы социального мышления людей, упорядочивать в их сознании картины мира, являются «тотальными» (К. Мангейм[128]). Те же системы политических требований и воззрений, в которых ставятся задачи частичного изменения форм правления, функций государства, систем выборов и другие, не способны повлиять на мировоззренческие представления граждан и выступают как «частные» (Н. Пуланзас[200]). На этом уровне развертывается пространство идеологического взаимодействия (дискурс) с такими его элементами, как идеологические политические культуры, идеологическая агрегация (Г. Алмонд, Г. Пауэлл[3]), идеологические требования, идеологическая цензура, идеологическая борьба, сопровождаемая разного рода побочными явлениями — «идеологическими диверсиями» или «идеологическими инсинуациями» (И. Ильин[81]) и т.п.
Постоянное взаимодействие трех уровней политической идеологии является определяющим элементом «стиля агрегации интересов» (Алмонд и Пауэлл[3]). Этим понятием обычно обозначают специфический характер, способ функционирования политической системы, определяющие внешние ее проявления в политических культурах. Алмонд и Пауэлл выделили три основных стиля агрегации интересов, соответствующих степени прогрессирующей секуляризации различных политических субкультур: прагматически - компромиссный, ориентированный на абсолютные ценности и традиционалистский.
Каждому стилю присущи собственные идеологические стереотипы, но только второй из них может быть с полным основанием отнесен к «идеологическому стилю». Например, в Великобритании и США агрегация политических интересов при всем их многообразии осуществляется в рамках строго ограниченных (конституционно закрепленных) типов политического участия и действия. Идеологическая перспектива политической деятельности определяется общими положениями, не препятствующими созданию «атмосферы рыночной площади», на которой политические партии, законодатели и правительственные чиновники заключают выгодные для себя сделки. Традиционалистский стиль политики ориентируется на прошлое с целью определения альтернатив для будущего. Главное место в артикуляции интересов больших социальных групп принадлежит немногочисленным (нередко замкнутым) элитам, опирающимся на освященные стариной представления о смысле существования, в которых религия играет определяющую роль. Ориентированный на абсолютные ценности стиль политической жизни и сознания отвергает принцип компромисса, и не ставит цели согласования многообразных интересов. Этот стиль определяться системой жестких, рационально выверенных принципов, в соответствии с которыми правители устанавливают ход политической жизни. То, что представляется им совершенным, закрепляется соответствующими предписаниями. Такой тип агрегации интересов не может существовать вне определенной политической культуры с господствующей идеологией в качестве ядра. Эта идеология обычно рисует дихотомическую контрастную картину мира, разделенного на «своих» и «чужих» «друзей» и «врагов». Врагами могут стать «бывшие», «иностранные интервенты» (эпоха якобинской диктатуры), «капиталисты-эксплуататоры» и «империалисты», «красно-коричневые», «жидо-масоны» и т.п. [187].
Падение влияния идеологии на общественное мнение или распространение технократических представлений, отрицающих возможность воздействия социальных ценностей на политические связи и отношения, ведетк деидеологизации политики. В то же время насильственное внедрение идеологии, или так называемая индоктринация, усиливает политическую напряженность в обществе. Более того, она может привести к изменениям психики человека, поскольку, как писал К. Лоренц, когда «доктрина становится всеохватывающей религией, все противоречащие ей факты игнорируются, отрицаются или вытесняются в подсознание. И человек, вытесняющий эти факты, оказывает маниакальное сопротивление всем попыткам вновь довести вытесненные факты до сознания» [120, с.27].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|