Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Уровни политической идеологии




Политическая идеология включает в себя несколько уровней, каждый из которых вносит свой вклад в процесс формирования и распространения соответству­ющих политических доктрин. Политологи выделяют три уровня:

· теоретико-концептуальный (элитарный), на котором формулируются основные положения, раскрывающие ценности и идеалы определенного клас­са (нации, государства) или приверженцев какой-то определенной цели политического развития. Это уровень политичес­кой философии социальной группы, выражающей основные ценностно-смысло­вые ориентиры ее развития, те идеалы и принципы, во имя которых совершаются государственные перевороты, разрушаются политические системы и возрождаются общества. Он представляет собой своеобразный каркас политической идеологии. На этом уровне происходит обобщение политического опыта социальной группы и формирование представлений об основных интересах не толь­ко данной социальной группы, но и всей нации и государства. Наличие таких представлений свидетельствует об уровне интеллектуальной рефлексии данной груп­пы, о ее способности предложить собственные принципы интерпре­тации мира политики, создать систематизированную, логически строй­ную и достоверную картину действительности. Здесь научные открытия синтезируются с идеологическими постулата­ми, разрабатываются политические теории и идейные принципы партий. Поскольку многие груп­пы по-разному интерпретируют одни и те же принципы, то здесь основное внимание уделяется иерархиизации данных представлений. Например, как подчеркивает Э. Арбластер, «и либералы и социалис­ты... хотят свободы и равенства». Но при этом «их разделяет характер выбора между свободой и равенством в конфликтной ситуации, а также их соотношение с другими ценностями: справедливостью, бе­зопасностью, собственностью...»;

· программно-политический (пропагандистско-просветительский), на котором социально-философские принципы и идеалы переводятся в программы, конкретные лозунги и требования политической элиты, формируя, таким образом, нор­мативную основу для принятия управленческих решений и сти­мулирования политического поведения граждан. И если политические принципы формируют приверженцев и предполагают дискуссии сто­ронников разных ценностей, то программы разрабатываются для ве­дения непосредственной политической борьбы, предполагающей по­давление (нейтрализацию) оппонентов. В таком случае осуществляет­ся инструментальное оформление тех основополагающих идей, которые вырабатываются группой. По сути дела – это главный идей­ный источник политических преобразований, конструирования действительности с помощью власти. На данном уровне функциони­рования политической идеологии идеалы поверяются на свою жиз­неспособность, поэтому к идеологии предъявляются особые требо­вания: осознавать значение тех или иных проблем обществен­ной жизни, артикулировать интересы граждан и воплощать их в политическую волю. Поскольку этот уровень содержит в себе оценки текущих политических событий, действий правительства, то здесь могут как сближаться представители разных политических идеалов, так и отдаляться сторонники одной и той же партии. Непосредственным носителем программ и установок является политическая элита. Однако без специфических организаций, объединяющих классы и социальные группы и направляющих их усилия, такая регуляция была бы невозможна. Поэтому создателями программ и директив выступают политические партии, а также государства в лице государственного аппарата. При этом между концептуальным и программным уровнями могут существовать и определенные противоречия, в результате чего некоторые принци­пы, как писал Б. Чичерин[252], нельзя узнать в оформлении их «самых рьяных обожателей». Для широких масс «потолком» понимания сути политического процесса чаще всего являет­ся программно-политический уровень;

· актуализированный (поведенческий, обыденный), который характеризует степень освоения граж­данами целей и принципов данной идеологии, меру их воплощения в своих практических делах и поступках. Здесь речь идет о степени восприятия и актуализации массами политической пропаганды. Данный уровень может отли­чаться довольно широким спектром вариантов усвоения людьми иде­ологических установок: от постоянной смены политических пози­ций (мнений), не затрагивающих гражданские убеждения, до восприятия людьми своих политических привязанностей как глубинных мировоззрен­ческих ориентиров. Этот уровень позволяет элите путем изучения общественного мне­ния (особенно в обществе с открытыми идеологиями) определять степень влиятельности, надежности политической идеологии, которая выступает как организационная, регулятивная, контрольная си­стема, направляющая жизнь человека и общества. Идеологии, обладающие способностью опреде­лять принципы социального мышления людей, упорядочивать в их сознании картины мира, являются «тотальными» (К. Мангейм[128]). Те же системы политических требований и воззрений, в которых ставятся задачи частичного изменения форм правления, функций государ­ства, систем выборов и другие, не способны повлиять на мировоззренческие представления граждан и выступают как «частные» (Н. Пуланзас[200]). На этом уровне развертывается про­странство идеологического взаимодействия (дискурс) с такими его элементами, как идеологичес­кие политические культуры, идеологическая агрегация (Г. Алмонд, Г. Пауэлл[3]), идеологические требования, идеологическая цензура, идеологическая борьба, сопровождаемая разного рода побочными явлениями — «идеологическими диверсиями» или «идеологическими инсинуациями» (И. Ильин[81]) и т.п.

 

Постоянное взаимодействие трех уровней политической идеоло­гии является определяющим элементом «стиля агрегации ин­тересов» (Алмонд и Пауэлл[3]). Этим понятием обычно обозначают специфический характер, способ функционирования политической системы, определяющие внешние ее проявления в политических культурах. Алмонд и Пауэлл выделили три основных стиля агрегации интересов, соответствующих степени прогрессирующей секуля­ризации различных политических субкультур: прагматически - компромиссный, ориентированный на абсолютные ценности и традиционалистский.

Каждому стилю присущи собственные идеологические стереоти­пы, но только второй из них может быть с полным основанием от­несен к «идеологическому стилю». Например, в Великобритании и США агрегация политических интересов при всем их многообразии осуществляется в рамках строго ограни­ченных (конституционно закрепленных) типов политического учас­тия и действия. Идеологическая перспектива политической деятельности определяется общими положениями, не препят­ствующими созданию «атмосферы рыночной площади», на которой политические партии, законодатели и правительственные чиновни­ки заключают выгодные для себя сделки.

Традиционалистский стиль политики ориентируется на прошлое с целью определения альтернатив для будущего. Главное место в артикуляции интересов больших социальных групп принадлежит немногочисленным (нередко замкнутым) элитам, опирающимся на освященные стариной представления о смысле существования, в которых религия играет определяющую роль. Ориентированный на абсолютные ценности стиль политической жизни и сознания отвергает принцип компромисса, и не ставит цели согласования многообразных интересов. Этот стиль определяться системой жестких, рационально выверенных принципов, в соответствии с которыми правители устанавливают ход политической жизни. То, что представляется им совершенным, закрепляется соответствующими предписаниями.

Такой тип агрегации интересов не может существовать вне определенной политической культуры с господствующей идеологией в качестве ядра. Эта идеология обычно рисует дихотомическую контрастную картину мира, разделенного на «своих» и «чужих» «друзей» и «врагов». Врагами могут стать «бывшие», «иностран­ные интервенты» (эпоха якобинской диктатуры), «капиталисты-эксплуататоры» и «империалисты», «красно-коричневые», «жидо-масоны» и т.п. [187].

Падение влияния идеологии на общественное мнение или распро­странение технократических представлений, отрицающих возможность воздействия социальных ценностей на политические связи и отно­шения, ведетк деидеологизации политики.

В то же время насильствен­ное внедрение идеологии, или так называемая индоктринация, уси­ливает политическую напряженность в обществе. Более того, она может привести к изменениям психики человека, поскольку, как писал К. Лоренц, когда «доктрина становится всеохватывающей религией, все противоречащие ей факты игнорируются, отрицаются или вы­тесняются в подсознание. И человек, вытесняющий эти факты, ока­зывает маниакальное сопротивление всем попыткам вновь довести вытесненные факты до сознания» [120, с.27].

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...