Элементы структуры политической идеологии
Политическая идеология — это система основополагающих (базовых) идей, понятий, с большей или меньшей точностью отражающих политические явления и процессы, в соответствии с которыми формируются политическое сознание (мировоззрение) и жизненная позиция личности, социальных групп, общества в целом. Основные идеологии будут рассмотрены в следующем параграфе. Но только ими структура идеологии не исчерпывается. С некоторыми оговорками можно сказать, что в идеологии присутствуют два взаимосвязанных друг с другом компонента. Один – разрушительный, ставящей задачу уничтожения существующей политической системы, а второй — защиту существующего в данный момент положения вещей. Большинство идеологических течений колеблется между этими полюсами, предлагая свои проекты или программы в качестве альтернатив политическому курсу других политических сил в рамках существующей системы. Естественно, нередко в выигрышном положении находятся те, кто противопоставляет будущее гипотетическое совершенное общество существующей системе со всеми ее недостатками и проблемами. Идеология привилегированных или господствующих групп, слоев, классов основывается на их глубоком убеждении в законности и абсолютной легитимности своего привилегированного или же господствующего положения. Они просто не в состоянии оценить реальное положение вещей, в т.ч. глубокие изменения, произошедшие в собственной стране и окружающем мире, и они готовы отстаивать свои позиции любыми, даже насильственными средствами. В свою очередь те группы, сословия, классы, которые недовольны существующим положением и выступают за его изменение, склонны впадать в другую крайность. Разумеется, степень такого недовольства может быть различной у разных категорий граждан, и диапазон их программ может варьироваться от требований перестройки тех или иных аспектов социально-экономической и политической жизни до радикального слома существующей системы.
Сторонники радикальной или революционной идеологии порой настолько одержимы сознанием своей правоты и законности, предъявляемых ими требований, что вольно или невольно подгоняют многообразие жизненных ситуаций и процессов к собственному видению мира и тем самым также теряют способность трезво оценивать реальное положение вещей. В результате, особенно в тех случаях, когда власть имущие не хотят и не могут идти на какие бы то ни было серьезные уступки, нередко революция, радикальный переворот рассматриваются в качестве универсального ключа к решению всех проблем. Как бы ни были совершенны господствующие институты, законы и правовые системы, с течением времени они теряют свой первоначальный смысл и перестают отвечать коренным интересам большинства населения соответствующей страны. Новые реальности вызывают изменения содержания старых или создания новых законов и норм. Но власть имущие, несмотря на очевидность происшедших в реальной жизни изменений, склонны всеми силами защищать их. В результате возникает конфликт между устаревшими законами и новыми реальностями. В данном контексте политика представляет собой арену столкновения различных идеологических систем, идеологических течений и направлений [41, с.168]. В современной политологии идеологию чаще всего характеризуют как систему ценностей и предпочтений людей, вовлеченных в политическое действие (Д. Истон[84],М. Дюверже [69] и др.). Английский исследователь Л. Фойер сформулировал «закон постоянных ингредиентов идеологии». Он считает, что во всех идеологиях можно обнаружить три постоянных элемента. Прежде всего это библейский миф о Моисее. Второй элемент — это догмат, дающий идеологии философское обоснование. И, наконец, третий элемент — это определенный слой людей, класс, который призван воплотить идеологию в действие.
Во всех идеологиях Фойер находит одни и те же структуры, которые лежат в основе библейского мифа о Моисее — освободителе израильтян из египетского плена. Все они заключают в себе некое глобальное представление о миссии избавления и раскрепощения[33, с.166]. Подход к пониманию структуры политической идеологии может основываться на принципе историзма и описывать ее как совокупность индивидуальных и групповых ориентаций, вырабатываемых в процессе перехода от традиционных обществ к секуляризированным общественным формам, в рамках которых политика становится результатом переговоров и рационально обоснованных проектов, не испытывая потребности в иррациональных стимулах. Идеологии выполняют на этой стадии функцию квазирелигиозных регуляторов социального поведения, создающих четко фиксированные образы политической жизни и предлагающих целый ряд альтернативных «поведенческих кодов». XX в. дал множество образцов идеологических культур: от радикальных — коммунизма и нацизма — до вполне умеренных, например, культура клерикального типа в Италии, голлизм во Франции и др. Г. Лассуэлл [109], рассматривавший политическую идеологию как разновидность коммуникации, направленной на поддержание политического сообщества, как такового, включал в нее следующие элементы, направленные на общественное сознание: · политические доктрины; · политическую формулу (перечень основных положений конституции); · политическую миранду (легенды, мифы, церемонии и т.д.).
Американский политолог Ф. Гросс [106, с.323] характеризует политическую идеологию как самостоятельный вид идеологии, имеющий свою структуру, цели и специфическую направленность. Он выделяет в политической идеологии: · основные ценности («Всеобщая декларация прав человека», 10 христианских заповедей и др.); · вспомогательные или инструментальные ценности, полезные при определенных обстоятельствах, но не обязательные для всех (надежность, корректность честная игра, пунктуальность и т. п.);
· абсолютные ценности (свобода, равенство, справедливость, толерантность и др.).
По мнению ряда отечественных исследователей, политическая идеология в целом имеет следующие основные структурные элементы: · связь с общей мировоззренческой системой эпохи; · программные установки, сформулированные на основе тех или иных положений этой системы; · стратегия реализации программных установок; · пропаганда; · конкретные шаги по реализации программы.
Таким образом, политическая идеология предстает как системавоззрений и концепций в отношении окружающего мира, определенное миропонимание и в то же время как система политических ориентаций и установок. Следовательно, с точки зрения структуры, политическая идеология – это одновременно учение (доктрина), программа и политическая практика.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|