Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пример из практики: Майкл




Далее следует клинический пример, иллюстрирующий описанные выше стратегии изменений. Майкл пропустил последнее групповое занятие, поскольку проспал. Когда они с психотерапевтом проанализировали обстоятельства, психотерапевт обнаружил, что Майкл испытывает проблемы со сном уже несколько лет; он спит 14-18 часов в день на протяжении тех периодов, когда испытывает сильный эмоциональный стресс. Майкл и психотерапевт пришли к согласию относительно того, чтобы начать работать над стабилизацией сна, для того, чтобы быть уверенными в том, что он не будет пропускать последующие групповые тренинги, а также в связи с тем, что такой паттерн значительно ухудшает качество жизни. Они решили начать с установки времени подъема (Edinger, 2008) и установили, что утренний звонок психотерапевта и консультирование по телефону способны мотивировать пациента. В начале данного примера психотерапевт держит в уме предыдущий анализ поведенческих цепочек, связанных с проблемами со сном, имеющимися у Майкла, а также цепочек, связанных с умышленным нанесением себе телесных повреждений и передозировок, что показано на рисунке 3. 2. Можно заметить, что в сферах различных задач дисрегуляция чувства стыда и самоинвалидизация, по всей видимости, являются общими звеньями. Таким образом, психотерапевт должен быть готов использовать возникающие во время сессии возможности поработать над данными общими звеньями, что является эффективным способом решения в случае с многочисленными серьезными проблемами.

 

ПСИХОТЕРАПЕВТ: Как дела со сном? В прошлый раз мы пришли к выводу, что консультация по телефону с утра первым делом может быть полезной. Как у вас с этим сложилось?

МАЙКЛ: (Запинаясь. ) Ну, я же не спал, правильно? Мы разговаривали.


Предыдущее препятствующее процессу лечения поведение  

 

Сложности             «Должен    Снова    Пропуск      Облегчение,

с пробуждением           что-то          засыпает  групповых      позднее чувство

пробуждение           делать»                      занятий           стыда

 

Предыдущее угрожающее жизни поведение  

 

                                                                               Порезы                        Облегчение,    

                                                                            как наказание себе       позднее чувство

                                                                                                                               стыда

                                                                                               

                                                                                           

Чрезмерное            Сложности/       Усилившееся     Усилившаяся         Планирование

упрощение               неудачи      чувство стыда и      руминация,    передозировки

задания, которое         в том, что     ненависть к себе     чувство стыда

ему нужно           «нормальные люди                           ненависть к себе                            

выполнить                     делают 

 

РИСУНОК 3. 2. Майкл: анализ прошлых поведенческих цепочек

 


ПСИХОТЕРАПЕВТ: Да.

МАЙКЛ: Хм. (Пауза. )

ПСИХОТЕРАПЕВТ: Да, делать это каждое утро — это для меня что-то вроде разминки, но мне кажется, что это неплохо, поскольку вы, похоже, и правда не спали и ответили на звонок. Как у вас прошла остальная часть дня? (Кратко сообщает о своих границах — ее желание делать «разминку» зависит от ее эффективности. )

МАЙКЛ: Ну, я проснулся из-за того, что понимал, что вы позвоните.

ПСИХОТЕРАПЕВТ: Хорошо.

МАЙКЛ: Да, это было хорошо.

ПСИХОТЕРАПЕВТ: Да. (Недолгое молчание. ) Что-то такое есть в том, как вы об этом говорите… Не хотите ли вы сказать об этом что-нибудь еще? (Легкий смех. ) Обычно вы более подробно мне обо всем рассказываете. А что случилось в этот раз?

МАЙКЛ: Хм… Ну, я… Ну, я и правда не спал, когда вы позвонили, я собирался чем-то заниматься весь день, так что понимание того, что вы позвоните, и правда мотивировало меня. И, хм, хм… Так неудобно говорить об этом. Ну, я… Не можем ли мы… Мне кажется, что ситуация со сном и правда улучшилась, так что…

ПСИХОТЕРАПЕВТ: (Смеется, затем говорит шутливым тоном. ) О чем вы так стараетесь не сказать?

МАЙКЛ: Ну, хм, хорошо, хорошо. Хм… Когда… Когда мы закончили разговор, я чувствовал себя немного уставшим, поэтому я подумал, что полежу немного и отдохну, и я уснул.

ПСИХОТЕРАПЕВТ: (Продолжает шутливым, легким тоном. ) Получается, что вы опять уснули?

МАЙКЛ: Да.

ПСИХОТЕРАПЕВТ: Вы хотите сказать, что ваш будильник ушел, и вы пошли обратно спать? Я говорю о себе — я ваш надежный будильник, который вам звонит… (Блокирует поведение избегания, напрямую говоря о раздражителе, пытается минимизировать опасные последствия неодобрения в межличностном общении с помощью шутливого, веселого тона. )

МАЙКЛ: Да. Знаете, мне это кажется ужасным.

ПСИХОТЕРАПЕВТ: (Сохраняет веселый, мягкий, очень спокойный и непредвзятый тон. ) Могу представить. Получается, вы воспринимаете ситуацию так плохо, что даже не собирались мне об этом говорить?

МАЙКЛ: Хм, я, ну… Я не хотел, чтобы вы злились на меня. Я хочу сказать, что мне это и правда не нравится.

ПСИХОТЕРАПЕВТ: Мм. Хмм.

МАЙКЛ: Вы правда так стараетесь мне помочь, и я так удивился, когда вы сказали, что попробуете консультировать меня по телефону по утрам…

ПСИХОТЕРАПЕВТ: Да.

МАЙКЛ: И мне кажется, вы все это время разочаровываетесь во мне, потому что у меня такие проблемы, и я не могу с ними справиться, а ваши звонки и все это, это так много для меня значит, и, ну, я ничтожество.

ПСИХОТЕРАПЕВТ: Похоже, что вы разочаровались в себе…

МАЙКЛ: Да.

ПСИХОТЕРАПЕВТ: И не можете мне об этом сказать. И, похоже, вы также беспокоитесь, что можете вызвать у меня досаду.

МАЙКЛ: Да, но ведь так оно и есть. Я же вижу, правда вижу.

ПСИХОТЕРАПЕВТ: Хмм. На самом деле, вы не вызываете у меня досаду, но я понимаю, что вы беспокоитесь по этому поводу. Почему, на ваш взгляд, я должна так к вам относиться?

МАЙКЛ: Из-за меня. я хочу сказать, что я не… Ну, черт, у меня ничего не получается, а это же просто, ну. Люди просыпаются и завтракают, а потом идут на работу, сотни миллионов людей делают это каждый день.

ПСИХОТЕРАПЕВТ: Мм. Хмм.

МАЙКЛ: Мне повезло, мой психотерапевт мне звонит, а я продолжаю спать по три, четыре, пять, иногда шесть часов.

ПСИХОТЕРАПЕВТ: Да. (Раздумывает, затем говорит медленно. ) Могло бы быть и лучше. Но все-таки это помогло вам просыпаться. Похоже, вам кажется, что вся ситуация полностью проблематична. Я бы так не сказала. Я бы сказала, что нам удалось решить часть проблемы, а именно, пробуждение по утрам. Верно? У вас был стимул вставать по утрам, и вы вставали. А потом, каким-то образом, между пробуждением и какими-нибудь делами вы опять ложились спать.

МАЙКЛ: (Бормочет. ) Но, хм, это все не ничего не значит.

ПСИХОТЕРАПЕВТ: «Все» — это что?

МАЙКЛ: Просто все это.

ПСИХОТЕРАПЕВТ: Что вы имеете в виду, когда говорите, что это все ничего не значит?

МАЙКЛ: Я просто… Ну, я просто действительно все испортил.

ПСИХОТЕРАПЕВТ: Вы пошли обратно спать, да. Майкл, прямо сейчас вы чувствуете себя виноватым и вам неудобно, и вы поддаетесь этим эмоциям, и это все ведет к суровым самообвинениям. Вы чувствуете это?

МАЙКЛ: (Кивает. )

ПСИХОТЕРАПЕВТ: Мне кажется, то, что вы поддаетесь этим эмоциям, сбивает нас с вами с пути, так что я бы предпочла вернуться назад и попробовать во всем разобраться. (Блокирует самоинвалидизацию, указывает пациенту на поведенческий паттерн и микро-ориентирует на выполнение задач лечения. ) Для первой части задания это сработало, потому что вы вставали утром, но как же так получилось, что вы снова легли спать? Это случалось каждый день? (Психотерапевту нужно сделать выбор: продолжать ли работу над ежедневными проблемами пациента либо же переключиться на то, что, на ее взгляд, похоже на дисрегуляцию, признаки которой проявились во время сессии и которая, вероятно, повторяется в других задачах лечения. Она решает взглянуть, смогут ли привлечение внимания к проблеме и ее спокойный тон помочь Майклу вернуться к терапевтической задаче, над которой они работают. )

МАЙКЛ: Хм… Хм… Ну… Да. Каждый день.

ПСИХОТЕРАПЕВТ: (Смеется, продолжает шутливым, непринужденным тоном. ) Майкл, вам нужно было совершать противоположное действие. Чувство вины и смущение, так же как и самообвинения, вступают в игру, и дело принимает такой серьезный оборот, что они сбивают вас с пути решения проблем. Возможно, в этом и была проблема в прошлом. (Возвращается к ориентированию, приходит к мнению, что работа над дисрегуляцией Майкла сейчас должна стать главной задачей терапии. )

МАЙКЛ: Мм. Хмм.

ПСИХОТЕРАПЕВТ: Понимаете, что я имею в виду?

МАЙКЛ: Что на меня настолько давит чувство вины и смущение, что я не способен что-либо менять в своей жизни.

ПСИХОТЕРАПЕВТ: Да, и что вам сейчас хочется сделать — это спрятаться, верно? Например, говорить мне то, что я хочу слышать, или сменить тему?..

МАЙКЛ: Да.

ПСИХОТЕРАПЕВТ: И если вы это сделаете, если поддадитесь порыву, что будет с проблемой?

МАЙКЛ: Ничего не изменится.

ПСИХОТЕРАПЕВТ: Верно. Если вы уступите порыву, то никогда не получите необходимую вам помощь, и проблема никогда не решится. (Связывает проблемное поведение Майкла, допускающее дисрегуляцию, и отсутствие прогресса в достижении его целей. )

МАЙКЛ: Да.

ПСИХОТЕРАПЕВТ: Что же, как насчет действия, противоположного смущению и стыду? Например, я спрошу у вас, случалось ли это ежедневно в течение прошлой недели — я вам звонила, а потом вы шли обратно спать, а вы отреагируете таким образом, который будет противоположен порывам, вызванным смущением. Каким будет противоположное действие? (Предлагает решение путем использования навыков и моделей, поощряющих активное использование Майклом навыков в текущей ситуации. )

МАЙКЛ: Вы имеете в виду — рассказать обо всем и не пытаться утаить?

ПСИХОТЕРАПЕВТ: Да, ответить на вопрос, очень по-деловому. Давайте попробуем, я спрашиваю «Что же, это случалось каждый день? », и вы отвечаете «Да, каждый день, и я был очень разочарован в себе, и беспокоился, что вы тоже можете во мне разочароваться» — просто описывайте все, как оно было, без осуждения, хорошо? И примите такое положение, чтобы вам было удобнее действовать таким образом.

МАЙКЛ: (Садится, выпрямляет спину, смотрит в глаза психотерапевту. )

ПСИХОТЕРАПЕВТ: Да, хорошо. Что ж, так происходило каждый день? (Моделирует и консультирует относительно проработки поведения для того, чтобы закрепить навык. )

МАЙКЛ: Да, каждый день, и я был очень разочарован в себе.

ПСИХОТЕРАПЕВТ: (Консультирует спокойным голосом. ) Да, наблюдайте за тем, чтобы вы оставались в состоянии действовать противоположным образом, чтобы наш разговор продолжался.

МАЙКЛ: Понимаете… Я больше не могу разочаровывать вас.

ПСИХОТЕРАПЕВТ: Но вы думаете, что я чувствую разочарование. Почему-то вы не допускаете мысли, что я могу чувствовать что-то другое, но на самом деле я чувствую воодушевление от того, что вы просыпались по утрам. (Использует уточнение ситуации. )

МАЙКЛ: Вы не захотите больше со мной работать. Я знаю, что это случится.

ПСИХОТЕРАПЕВТ: (Продолжает консультировать спокойным голосом. ) Хорошо, сейчас лучше просто описать: «И у меня много тревожных мыслей: мне кажется, что вы разочарованы; меня беспокоит, что вы меня вышвырнете». (Загибает пальцы, перечисляя мысли. ) Попытайтесь просто описать то, что вы думаете, в виде конкретных мыслей — продолжаем противоположное действие, хорошо?

МАЙКЛ: У меня много тревожных мыслей, и я боюсь, что, если я не смогу измениться быстро, вы меня вышвырнете.

ПСИХОТЕРАПЕВТ: Да, хорошо, правильно. Смущение и чувство стыда вспыхивают, и берут над вами верх, но у вас все очень хорошо получается. А теперь поговорим обо мне, хорошо? Ваши эмоции заставляют вас слышать только то, что им не противоречит, то, что согласуется с ними, и сейчас я снова прошу вас сделать нечто противоположное, а именно, принять то, что я говорю. Вы готовы? Хорошо. На самом деле я чувствую воодушевление от того, что нам удалось достичь отдаленного представления о ситуации… Вероятно, прошли годы с тех пор, когда вы неизменно вставали каждое утро? А на этой неделе вы просыпались каждое утро. (Меняет тон, вернувшись к спокойному консультированию. ) Хорошо, а сейчас противоположным действием будет перефразировать и точно понять то, что я сказала.

МАЙКЛ: Вы рады, что я просыпался каждое утро, несмотря на то, что потом снова ложился спать.

ПСИХОТЕРАПЕВТ: Верно, и в этом я вижу первый шаг. И мне кажется, что вы недостаточно серьезно воспринимаете сложность подобного шага. Вы начинаете упрекать себя и все упрощаете. (Подчеркивает самоинвалидизирующий паттерн пациента. ) Эту проблему не так легко решить. Вы считаете, что вы такой же, как все люди. Но это не так. Когда человек приобретает такую своего рода привычку, которой является паттерн дисрегулированного сна, то очень тяжело что-либо изменить. Так что давайте вернемся назад и попробуем во всем разобраться. Вот что получилось, вы проснулись. Когда это произошло, вы осознавали, что вам следует продолжать бодрствование? (Возвращается к активной работе над проблемой сна, чтобы во время сессии Майкл отработал последовательность регулирования эмоций, вызванных противоположным действием, избавляясь от самоинвалидизации и возвращаясь к обсуждению сложной проблемы, снова и снова. )

МАЙКЛ: Хм… Нет.

ПСИХОТЕРАПЕВТ: Хорошо. Мне кажется, это мы и пропустили, когда работали над решением проблемы на прошлой сессии. Я думаю, нам нужно попробовать продолжить телефонные звонки, и добавить к ним пошаговый план того, что вам нужно сделать, чтобы действительно пробудить в вас энергию. (Начинает анализировать задачу, предполагая, какие конкретные шаги следует предпринять, чтобы Майкл не возвращался в постель, принимая во внимание его очень устоявшийся шаблон нарушенного режима сна и бодрствования. ) Понимаете, что я имею в виду? Мы будто передвигаем большой, тяжелый камень. Мы достали его из ямы, но не толкнули, и он не катится. И что вам нужно, это выбраться наверх, а потом двигаться благодаря энергии. Что могло бы помочь?

МАЙКЛ: (Перебивает психотерапевта. ) Но это только… Я хочу сказать, это было бы хорошо, если бы я проснулся, как просыпаются нормальные люди, которые просто продолжают бодрствовать. То есть, я хочу сказать…

ПСИХОТЕРАПЕВТ: Да, вы прямо сейчас снова перешли к самоинвалидизации.

МАЙКЛ: Да, это так.

ПСИХОТЕРАПЕВТ: Знаю.

МАЙКЛ: Это правда.

ПСИХОТЕРАПЕВТ: Это вам помогает? Такие действия помогают вам решить проблему?

МАЙКЛ: Я… Ну… Дело в том, что некоторые вещи — это просто правда, и я думаю, может…

ПСИХОТЕРАПЕВТ: (Перебивает. ) Я не спорю с этим. Не пытаюсь это опровергнуть. Большинство людей делает это. Я не говорю, что это неправда, а спрашиваю — является ли такая реакция с вашей стороны действительно той вещью, которая может помочь прямо сейчас? Или лучше пойти противоположным путем? Вы можете вернуться к моему вопросу и ответить на него, верно? Что бы могло помочь? Получается, что вы проснулись, мы поговорили по телефону, если я позвонила… Какими могут быть те первые действия в этом случае, не важно, что именно, которые могут помочь вам не лечь спать, а бодрствовать весь день? Что нам следует сделать? (Блокирует самоинвалидизацию, которая, на ее взгляд, является своего рода избегающим поведением; продолжает поощрять активное решение проблемы. )

МАЙКЛ: (Молчание. ) Хм, знаете, мне бы хотелось точно знать, что это может быть.

ПСИХОТЕРАПЕВТ: Необязательно знать точно. Я прошу у вас озвучить ваши самые удачные предположения.

МАЙКЛ: Я… Знаете, то, о чем вы говорите, установленный пошаговый распорядок, кажется тем, что можно попробовать. Что же мне тогда делать дальше?

ПСИХОТЕРАПЕВТ: Хорошо, то, что вам нужно будет делать… Если мы составим для вас очень хороший распорядок действий на утро, который заставит вас куда-то выходить и возвращаться домой, что он может включать в себя? (Попытка «вытянуть» из пациента новую модель поведения, активные действия для решения проблемы. )

МАЙКЛ: (Пауза, раздумывает. ) Хм… Ну, если бы я мог завтракать, но я обычно не хочу есть, когда встаю по утрам. Я тогда терпеть не могу еду.

ПСИХОТЕРАПЕВТ: Хорошо, значит, завтрак не подходит. Подумайте еще.

МАЙКЛ: Хм.

ПСИХОТЕРАПЕВТ: Просто предлагайте все идеи, какие только могут прийти вам в голову.

МАЙКЛ: Ну, я не знаю… Включить телевизор, посмотреть утреннее шоу или что-то другое. Хм, мне кажется… Есть много вариантов.

ПСИХОТЕРАПЕВТ: Хорошо.

МАЙКЛ: Включить телевизор. Хм, точно, кофе… Чтобы его сделать, нужно повозиться, но, знаете, если у меня будет кофе… Больше вероятности, что я не лягу спать, если у меня будет кофе.

ПСИХОТЕРАПЕВТ: Это правда? Все так просто?

МАЙКЛ: Я… Понимаете… Наверное, может быть, да.

ПСИХОТЕРАПЕВТ: Может быть. Хорошо. У вас есть кофеварка?

МАЙКЛ: Нет.

ПСИХОТЕРАПЕВТ: А двадцать долларов, чтобы ее купить?

МАЙКЛ: Хм, я… Да, я могу это сделать.

ПСИХОТЕРАПЕВТ: Вы можете сделать это сегодня? Как это все может выглядеть… Просто представьте… Как все происходит в вашем случае… Если мы согласуем время звонка, вы вечером приготовите свою кофеварку. Я вам позвоню, а ваш кофе уже будет готов к этому времени. Вы встаете, включаете свет, закрываете дверь в свою спальню и говорите себе: «Тебе нельзя туда заходить», а затем идете и наливаете себе чашку кофе.

МАЙКЛ: (Тихо. ) Вы не оставляете мне выбора.

ПСИХОТЕРАПЕВТ: Прошу прощения?

МАЙКЛ: (Чуть громче, с горящими глазами. ) Вы не оставляете мне выбора.

ПСИХОТЕРАПЕВТ: Выбора в чем?

МАЙКЛ: Ну, идти обратно спать или нет.

ПСИХОТЕРАПЕВТ: (Подхватывает шутливый тон пациента, но также проверяет взаимодействие. ) Я думала, мы пришли к выводу, что в этом заключается ваша цель? Или у вас ощущение, что вас принуждают?

МАЙКЛ: Нет, я знаю. Знаю. (Майкл и психотерапевт смеются. ) Это трудно!

ПСИХОТЕРАПЕВТ: Да, трудно. Но я на вас надеюсь. Легче всего каждое утро спокойно оставаться под одеялом и дремать… (Пытается укрепить готовность к лечению, подчеркивая свободу выбора. )

МАЙКЛ: (Решительно. ) Нет, я не хочу этого. Я это понимаю.

ПСИХОТЕРАПЕВТ: Это действительно трудно. Я думаю, что вы можете не до конца осознавать, насколько трудно, Майкл. Вам кажется, что это относительно легко, нужно просто встать, и вам не будет нужна никакая помощь, если вы встанете. Но все не так. Это действительно трудно. Думаю, поэтому я и не разочарована в вас. Эта такая проблема, где что-либо изменить крайне сложно; чтобы найти решения, которые действительно работают, нужно снова и снова проходить через одно и то же. Еще следует учесть, что самоинвалидизация и порывы, вызванные чувством вины и смущением, — все это давит на вас и усугубляет ситуацию. Вы становитесь настолько дисрегулированым, что не можете двигаться вперед в том, что важно для вас.

МАЙКЛ: Мм. Хмм.

ПСИХОТЕРАПЕВТ: И это нормально. Мы с этим справимся. Вот только что вы очень хорошо поработали в этой сфере. (Чувствует, что самоинвалидизация мешает пациенту замечать прогресс, поэтому активно валидирует и с теплом помогает усилить последствия эффективного поведения пациента. )

МАЙКЛ: (Молчание. ) Хорошо.

ПСИХОТЕРАПЕВТ: Да?

МАЙКЛ: Согласен. (Поддерживает зрительный контакт, выглядит более эмоционально стабильным и мотивированным. )

ПСИХОТЕРАПЕВТ: И мне очень нравится, как вы держитесь. (Майкл делает глубокий вдох, расслабляется, улыбается. ) Вы использовали противоположное действие, затем вынемного поддались самоинвалидизации, и мы с вами смогли сформировать идею, которую стоит попробовать, хорошаяработа. Это тот результат, который нам нужен. Что же, что нам нужно, так этонайти решение проблемы. Давайте еще раз подумаем: что вы будете делать? Каков будетплан?

МАЙКЛ: Да, хм, значит, кофеварка. Я ее сегодня куплю. И, да, я знаю, что я много раз говорил, что пойду домой и что-то сделаю, а потом не делал этого — но сегодня я все сделаю перед тем, как пойду домой.

ПСИХОТЕРАПЕВТ: (Консультирующий тон. ) Отлично, снова использование противоположного действия! Очень практичный подход, замечательно.

МАЙКЛ: Я отсюда пойду прямо в магазин, а потом уже домой.

ПСИХОТЕРАПЕВТ: Хорошо. Как вы думаете, есть что-то, что может помешать вам сделать это?

МАЙКЛ: Ну, я не знаю. Хм, автобус врежется во что-нибудь. Не знаю.

ПСИХОТЕРАПЕВТ: (Смеется. ) А что, если… Что, если у вас изменится настроение? Что вы будете делать, если это произойдет?

МАЙКЛ: (Молчание. ) Не знаю.

ПСИХОТЕРАПЕВТ: А настроение у вас изменится. Давайте представим, что вдруг настроение у вас испортилось.

МАЙКЛ: Ну, я могу… (Пауза. ) Хм, противоположное действие.

ПСИХОТЕРАПЕВТ: Как сегодня?

МАЙКЛ: Да.

ПСИХОТЕРАПЕВТ: Хорошо, а теперь подумайте: какими будут ваши эмоции?

МАЙКЛ: Я почувствую усталость, и начну думать, что должен быть способен сделать это, ничего же особенного, и мне не нужна никакая навороченная кофеварка, мне просто нужно проснуться и встать. (Голос приобретает строгость и твердость. )

ПСИХОТЕРАПЕВТ: Да, ужасно. Такие самоинвалидизирующие мысли наверняка возникнут. Это и есть ваш раздражитель. Подумайте: каким будет противоположное действие… Какими эмоции?

МАЙКЛ: Что-то вроде уныния и разочарования, в какой-то степени смущение, что-то вроде отвращения.

ПСИХОТЕРАПЕВТ: В таком случае, противоположным действием будет?..

МАЙКЛ: Активность, сохранять активность.

ПСИХОТЕРАПЕВТ: Может быть, еще приободрение и валидация того, насколько это все непросто? «Мне трудно изменить ситуацию со сном. Мне бы хотелось, чтобы все было иначе, но это действительно крайне сложно». Или даже стимулировать реакцию, противоположную отвращению — принять, доброжелательную, решительную позу и сказать себе: «Я удачно начал сложное дело».

 

Когда психотерапевт проводила анализ поведенческой цепочки и подхода к решению проблемного поведения в период между сессиями, пациент перешел к поведению избегания, которое, видимо, связано с теми же проблемами, с которыми Майкл сталкивается в своей обыденной жизни. На рисунке 3. 3 представлен схематический набросок психотерапевта, изображающий анализ поведенческой цепочки проявившегося во время сессии проблемного поведения и предпринятые ею действия.

Как демонстрирует данная иллюстрация, анализ способа решения проблемы похож на остальные методики КПТ, но делает больший акцент на блокировании избегания, непосредственном консультировании во время сессии относительно регулирования эмоций и уделении особого внимания перенесению

 

 
Поведение в период между сессиями, со слов пациента  

 

Психотерапевт звонит             Майкл                         Майкл снова

Майклу, чтобы его разбудить не спал, разговор        засыпает

 

Поведение во время сессии  

                                                                                                         Психотерапевт обращает

                                                                                                         внимание пациента на

                                                                                                         паттерны, продолжает

                                                                                                         работу над решением

                                                                                                         проблемы

 

Психотерапевт Майкл отвечает Психотерапевт Майкл обвиняет

спрашивает,    кратко —         блокирует    себя, ценит

помогают ли  стыд, чувство   избегание   усилия психотерапевта, Психотерапевт

звонки            вины, страх?                             пытается уйти от         работает над

                                                                            разговора на данную самостоятельным

                                                                            тему и активного          переходом        

                                                                            решения проблемы           Майкла к

                                                                                                                     выполнению

                                                                                                                противоположного 

                                                                                                                         действия

 

РИСУНОК 3. 3. Майкл: анализ поведенческой цепочки проблемного сна и поведения избегания во время сессии.

 

 

приобретенных навыков в обыденную жизнь для того, чтобы удостовериться в действительной эффективности таких решений в жизни пациента за пределами терапевтических сеансов. Тем не менее, одного только анализа способов решения проблемы может быть недостаточно.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...