Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Диалектическая позиция. Действительность целостна, все в ней взаимосвязано




ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ

Диалектическая позиция является психологическим эквивалентом физического удержания равновесия. Ваша позиция определяет, какие движения можно сделать. Если вы глубоко сидите на корточках, сложно сделать пируэт. Если вы перенесете весь ваш вес на пальцы одной ноги, будет трудно сильно толкнуть что-либо, но иногда это единственный способ дотянуться до протянутой руки. Заняв отцентрированную позицию, вы сможете двигаться гибко, тянуться к чему-либо, толкать, сделать пируэт. Чтобы противостоять тому, что наш разум обычно становится во время конфликтов слишком жестким или осторожным, диалектическая позиция предполагает применение комплекса предположений, помогающих добиться психологической гибкости. Они помогают вам действовать свободно в зависимости от ситуации.

Диалектическую позицию в ДПТ формируют три утверждения: (1) действительность целостна, все в ней взаимосвязано; (2) действительность многогранна и включает в себя противоположные друг другу элементы; (3) изменения непрерывны и связаны с поступками человека. Совместно данные утверждения позволяют вам проявлять большую гибкость в условиях неопределенности, противоречивости ситуации и конфликта.

 

Действительность целостна, все в ней взаимосвязано

Во-первых, диалектическая точка зрения подразумевает, что действительность по своей природе комплексна, включает в себя элементы, находящиеся во взаимосвязи. Мы говорим так, будто отдельные части действительности существуют отдельно друг от друга и являются независимыми, но одновременно признаем, что это только манера говорить. Мы можем только сказать, что нечто является элементом или составляющей частью, потому что оно связано с целым. Рассмотрим простой пример — баскетбольную игру. Мы можем говорить так, будто поведение определенного игрока независимо, тем не менее, оно определяется целым. При личной защите защитник преследует противника, чтобы не дать ему сделать бросок. Связи очевидны; если сменить игрока A, изменится и игрок Б. Движется мяч, двигаются и игроки. Движения игрока непосредственно связаны с движениями противника. Иногда связь между частью и целым менее очевидна, больше похожа на зональную защиту, где смена позиции одного игрока вызывает определенные изменения, но не такие, как в личной защите.

Аналогично, когда мы предполагаем комплексную взаимосвязь в терапии, мы можем говорить так, будто психотерапевт и пациент действуют независимо друг от друга, но, приглядевшись, обнаруживаем, что они связаны между собой и являются частями большего целого. С такой точки зрения разобщенность и упрощенная линейная причинно-следственная связь не столь доминантны, даже рассматриваются как ошибочное восприятие. Обучающий пример из Дзэн хорошо иллюстрирует данное предположение. Дзэн-мастер держит в руках лист

обычной бумаги и спрашивает, что это. «Бумага», - отвечаем мы. Древесная целлюлоза и химические продукты, использованные для ее создания. Годы солнечного света и дождя, питавшие деревья, ставшие целлюлозой. Легкие частицы, дошедшие с далеких звезд; молекулы воды, принесенные с дальних морей. Работники, рубившие деревья, создавшие целлюлозу и сделавшие из нее бумагу, упаковавшие ее и доставившие в магазин. Все связи, приведшие к тому, что работники были способны выполнить все эти задачи: другие люди, вырастившие зерно и приготовившие для них хлеб; другие люди, создавшие и собравшие каждый используемый механизм. Мы видим, что лист бумаги содержит целый мир в буквальном смысле слова. Можно сказать, что он полностью состоит из «не бумажных элементов», это пример многих причинных процессов, соединенных вместе в определенном месте и времени, которые в целом определены словом «бумага». То же можно сказать об определенном месте и времени, которые мы называем «психотерапевт» или «пациент». Мы видим это, но теряем понимание взаимосвязанности в условиях неоднозначной или конфликтной ситуации. Когда пациент делает что-то, что нам не нравится (например, оставляет агрессивное сообщение, требует помощи, которую мы не можем дать), первой нашей реакцией является сужение внимания до пределов статичного ощущения «Другой человек делает по отношению ко мне то-то», которое следует зафиксировать либо избежать. Мы теряем из виду тот факт, что поведение пациента состоит из множества переплетенных нитей, как лист бумаги в приведенном выше примере. Все обстоятельства, необходимые для того, чтобы ситуация оказалась именно такой, сложились. Наша собственная реакция раздражения, наши оценочные определения «проблематичности» или «нецелесообразности» также являются результатом переплетения многих обстоятельств.

Например, если мы прошли другое профессиональное обучение, то можем быть радоваться (а не раздражаться), когда пациенты ведут себя с нами так, как ведут себя в жизни — мы начинаем работать непосредственно над этим. Утверждение, что действительность целостна, взаимосвязана и содержит множество связей, приводит к пониманию того, что все имеет свою причину, и к глубокому осознанию того, что иным оно быть не могло. Реакции как пациента, так и психотерапевта имеют свои причины, даже если мы не видим причинно-следственной связи. Это означает, что с диалектической точки зрения оценка и лечение должны учитывать не только одного пациента, но также отношения между пациентом, его ближайшим окружением, психотерапевтом и ближайшим окружением психотерапевта. Например, в западной культуре мы склонны искать патологию в пациенте. С точки зрения диалектики, оценка должна быть направлена на всю систему в целом. Например, крайняя чувствительность одного пациента была, по крайней мере отчасти, обусловлена крайней инвадидизацией,

связанной с расизмом. Из-за его очень темной кожи и высокого роста выполнение повседневных задач, как например, постоять на кассе в продуктовом магазине, превращалось в «сеанс инвалидизации», поскольку люди неосознанно отодвигались от него подальше, а служащая при первом взгляде на него невольно вздрогнула и отшатнулась. Будучи знакомыми с диалектической философией, психотерапевт и консультационная группа стремятся к тому, чтобы увидеть человека в контексте, в частности, пытаются отыскать более широкую причинно-следственную связь для того, чтобы увидеть, что осталось за пределами формулировки случая, если процесс лечения зашел в тупик (диалектическая оценка).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...