Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Действительность многогранна и включает в себя противоположные друг другу элементы




Действительность многогранна и включает в себя противоположные друг другу элементы

 

Во-вторых, диалектическая точка зрения предполагает, что действительность является многогранной, совмещает противопоставления и включает в себя противоположные элементы. И снова, мы интуитивно осознаем это в нашей жизни и клинической работе. Скажем, двенадцатилетний пациент, сбежавший из дома (который выглядит лет на пятнадцать) полицией был направлен в отделение психиатрии. Сбор информации обнаруживает тяжелое физическое насилие, пережитое им в детском возрасте, и умственную отсталость легкой степени. При беседе с врачом он проявляет маниакальные симптомы и крайнюю возбудимость. Анализ на токсины выявил употребление многочисленных препаратов. Пациент был оставлен в больнице для наблюдения. Здесь вы можете подумать: «Хм, здесь одно, там второе, а там еще что-то; да, сложный случай». Но когда пациент начал физически угрожать миниатюрной и милой социальной работнице, недвусмысленно намекая на сексуальные отношения, это отразилось на эмоциональном состоянии персонала больницы, вызвав у сотрудников интенсивные переживания. Как только кто-то из персонала больницы занимает гибкую позицию относительно требований программы, это влечет за собой аргументацию со стороны другого относительно того, почему не следует делать исключения из правил. Один человек думает, что пациент по определенным причинам может быть выписан, что заставляет другого члена персонала озвучивать причины, почему это плохая идея. Мы часто реагируем на сложности, принимая ту или иную из противоположных точек зрения. Утверждение предполагает возможность отрицания; «всё» дает возможность существованию «ничего». Возможно, такова природа действительности, или же просто восприятия языка человеком. Какой бы ни была причина, мы часто становимся участниками процесса, в котором противоположные элементы не согласовываются друг с другом. Когда это касается конфликта между людьми, каждая из позиций может быть обоснованной или содержать элементы обоснованности (то есть, существуют веские причины, по которым пациента следует и не следует выписывать).

Соединившись, первые два диалектических предположения означают, что никто не может увидеть «все аспекты», касающиеся пациента. Психотерапевты похожи на слепцов, прикоснувшихся к разным частям тела слона, каждый из которых уверен, что слон именно таков, какова та часть, к которой они приблизились. «Слон похож на толстый сук дерева», «Нет, нет, он похож на канат», «Нет, он похож на большую стену». У каждого есть своя собственная точка зрения. Каждая из них истинна, и каждая — неполная. Таким образом, умные, рациональные люди будут возражать друг другу. Противоречащие друг другу, противоположные мнения неизбежны в случае возникновения сложных проблем. Так и должно быть; пациент не вызывает патологический раскол в группе; психотерапевт не обязательно наивен или самовлюблен. Просто такова природа данного процесса. Никто из консультационной группы не держит в руках ключ, открывающий дверь к истине. Понимание всегда будет частичным и упустит какую-то важную часть. Таким образом, в ДПТ подчеркивается крайняя важность диалога, ведущего к синтезу. Как приложить кусок, находящийся у меня в руках, к тому, который держите вы, чтобы получить более полное, сбалансированное или реалистичное видение целого? Вместе мы ищем то, что является обоснованным в противоположных, расходящихся позициях, а не стремимся к унификации.

Вместо того, чтобы пытаться неестественно решить конфликт, отбрасывая один из полюсов, или же отстаивать одну (мою! ) позицию, следует приложить усилия для того, чтобы продолжать работу, ничему не потакая, не отступая, не подавляя и не принимая то, что не обосновано.

 

Изменения непрерывны и связаны с поступками человека

 

В-третьих, диалектическая точка зрения предполагает, что, если вглядеться, то можно заметить, что изменения происходят беспрерывно, даже если ситуация меняется настолько постепенно, что это сложно уловить. Семена, посаженные в землю, пребывают в состоянии постоянного изменения — набухание, появление ростка, цветение, увядание и превращение в удобрение для следующих семян. Вопреки такому беспрерывному изменению, мы склонны воспринимать все как нечто постоянное. Наше тело кажется нам всегда одним и тем же, хотя на самом деле молекулы в нем меняются. Такие постепенные изменения иногда ведут к резкой перемене. Мост беспрерывно меняется с каждым автомобилем, который по нему проезжает, пока однажды вдруг не рухнет. Таким образом, можно утверждать, что все в природе пребывает в постоянном движении: в одну реку нельзя войти дважды (Гераклит).

Наш разум воспринимает неизменное постоянство, но с диалектической точки зрения постоянные изменения имеют первоочередную важность. Впечатление статичного постоянства является результатом искаженного либо ошибочного восприятия. Личность также рассматривается как относительное и постоянное меняющееся явление. Единственная причина, по которой он выглядит старым — то, что она выглядит моложе; я кажусь жестким и непреклонным, потому что вы гибки. Если к нашей группе присоединится еще более жесткий новичок, я неожиданно в сравнении окажусь более гибким. Принятие диалектической позиции означает, что такие слова, как «хороший», «плохой» или «дисфункциональный» являются своего рода фотографией, изображающей человека в определенном контексте, а не описанием характерных для него черт.

Мои любимые примеры почерпнуты из наблюдения за работой консультационных групп и групповых тренингов по отработке навыков. Какой-то человек всегда будет «проблемой». Он окажется самым (нужное подчеркнуть) положительным/отрицательным, нацеленным на задачу/на процесс, и он доводит остальных до белого каления. Но если людям приходится оставаться в определенной одной и той же обстановке, всегда что-то происходит, и они меняются, иногда радикально. Один пациент оказался такой «проблемой» в группе по отработке навыков: он постоянно высказывал негативные комментарии и грубую, хотя очень точную, критику. В то же время, врач, проводящий тренинги, казалась обороняющимся оптимистом. Когда к группе присоединился еще один врач, он вел себя в том же духе, что и «проблемный пациент», отпуская саркастические насмешки, но вместо того, чтобы грубить, очаровательно ухмылялся. Он обожал и восхищался врачом, ведущим тренинги. Группа начала воспринимать критику как шутку и давала более непринужденную, хотя все еще острую обратную связь. Освободившись от концепции ведения преимущественно оборонительных действий и искренне увидев во всем долю юмора, врач, ведущая тренинги, стала более креативной и естественной. «Проблемному пациенту» доставалось меньше причин для критики, и ему стало легче учиться. Все наладилось (до появления новой «проблемной» личности! ).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...