Перечень практических занятий
Стр 1 из 17Следующая ⇒ Алгебра и теория чисел,
Избранные вопросы алгебры
Программа курсов
Для специальности 351500 – Математическое обеспечение и администрирование информационных систем. Факультет физико-математический.
Курс «Алгебра и теория чисел»: курсы 1, 2, семестры 1, 2, 3. Всего часов (включая самостоятельную работу) – 358.
Курс «Избранные вопросы алгебры»: курс 2, семестр 4. Всего часов (включая самостоятельную работу) – 144.
Составитель С.А. Моисеев, канд. пед. наук, доцент
Печатается по решению редакционно-издательского совета Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина» в соответствии с планом издания на 2006 год.
Рецензент Н.И. Крючков, канд. физ.-мат. наук, доц. Научный редактор Г.В. Денисова, канд. пед. наук, доц.
Алгебра и теория чисел, Избранные вопросы алгебры: Программы курсов / Сост. С.А. Моисеев; Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина. – Рязань, 2006. – 81 с.
Программа предназначена для студентов физико-математического факультета. Она включает в себя пояснительную записку, тематический план, рекомендации к практическим занятиям и организации самостоятельной работы, список учебной литературы, а также план-конспект, содержащий формулировки всех основных утверждений курса. Всё это поможет студентам усвоить курс на более высоком уровне.
Ключевые слова: действительные, комплексные, рациональные, целые, натуральные числа, операции, группы, кольца, поля, изоморфизм, гомоморфизм, векторы, линейная зависимость, матрицы, определители, подстановки, многочлены, корни многочленов, делимость, сравнения, упорядоченные кольца, упорядоченные поля.
Ó Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина», 2006
Пояснительная записка Данные курсы посвящены изучению основных числовых и алгебраических структур. Изложение идет от рассмотрения более простых понятий к более трудным и абстрактным. Оба этих курса составляют неразрывное единое целое: материал первого курса доставляет примеры, иллюстрирующие более абстрактный материал второго курса, со своей стороны, материал второго курса позволяет унифицировать изучаемые понятия первого курса, посмотреть на них с единой точки зрения (например, параллелизм в свойствах делимости целых чисел и многочленов отражает то обстоятельство, что оба эти кольца являются евклидовыми кольцами). Первый семестр начинается с изложения элементов теории множеств, математической логики и сведений о важнейших числовых множествах. Далее рассматриваются основные алгебраические структуры, системы линейных уравнений, арифметические векторы, матрицы и определители. Во втором семестре рассматриваются элементы теории векторных пространств, пространств с метрикой и линейные отображения векторных пространств. Третий семестр посвящён изучению чисел и многочленов: вначале изучается теория делимости целых чисел, затем – она же, только на языке теории сравнений, далее изучаются комплексные числа. Далее подробно изучается кольцо многочленов от одной переменной, в том числе и над важнейшими числовыми полями, более бегло – кольцо многочленов от нескольких переменных, прежде всего, его подкольцо симметрических многочленов. Завершает курс раздел, в котором рассматриваются элементы теории расширения полей. В четвёртом семестре изучение алгебраического материала продолжается в рамках курса «Избранные вопросы алгебры». Он посвящён более подробному изучению важнейших алгебраических структур: групп, колец и полей. Рассматриваются подалгебры и морфизмы этих структур, а также взаимосвязь основных операций с некоторыми отношениями на этих алгебрах: отношением порядка и отношением делимости.
Тематическое планирование является примерным. Преподаватель имеет право изменять последовательность прохождения отдельных разделов, соотношение количества часов на лекции и практические занятия. Настоящая программа разработана в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта к подготовке специалистов по специальности 351500 «математическое обеспечение и администрирование информационных систем». Содержание учебной дисциплины «Алгебра и теория чисел»
Тематический план курса «Алгебра и теория чисел»
Тематический план курса «Избранные вопросы алгебры»
Перечень практических занятий
Перечень заданий, как правило, избыточен, поэтому преподавателю предоставляется право выбирать задания.
Семестр
Занятие 1. Операции над множествами. Свойства включения. [5]: 1.3.1, 1.3.2, 1.3.5, 1.3.9, 1.4.8 – 1.4.10, 1.4.17 – 1.4.20. [8]: ИЗ 1.
Занятие 2. Высказывания и предикаты. [5]: 1.1.1, 1.1.6 – 1.1.9, 1.1.12, 1.1.18 – 1.1.21. [8]: ИЗ 2 – ИЗ 5.
Занятие 3. Бинарные отношения. Отношения эквивалентности и порядка. [5]: 1.5.17 – 1.5.19, 1.5.26; 1.7.1, 1.7.9, 1.7.14, 1.7.15; 1.8.1 – 1.8.3, 1.8.8. [8]: ИЗ 8 – ИЗ 10, ГЗ 2.
Занятие 4. Функции и отображения. [5]: 1.6.1, 1.6.3, 1.6.6, 1.6.7, 1.6.19 – 1.6.21, 1.6.23. [8]: ГЗ 3.
Занятие 5. Метод математической индукции. Делимость целых чисел, деление с остатком. [5]: 2.5.16, 2.5.20, 2.5.24 – 2.5.27; 8.8.16. [8]: ИЗ 12, ИЗ 47.
Занятие 6. Определение и свойства групп. [5]: 2.1.1, 2.1.2 а) – б), 2.1.6, 2.1.7, 2.1.13. [8]: ИЗ 23.
Занятие 7. Определение и свойства колец и полей. [5]: 2.4.1, 2.4.34, 2.4.38 а) – в), 2.4.55. [8]: ИЗ 28.
Занятие 8. Подалгебры и изоморфизм алгебр. [5]: 2.2.3, 2.2.4, 2.4.39, 2.4.41,.4.43, 2.4.45; 2.2.6–2.2.7, 2.3.70, 2.4.69. [8]: ИЗ 27.
Занятие 9. Решение систем линейных уравнений. [6]: 693, 699, 692, 703, 704, 709. [8]: ИЗ 13.
Занятие 10. Исследование систем линейных уравнений. [6]: 712, 714 – 717. [8]: ИЗ 14.
Занятие 11. Линейно зависимые и линейно независимые системы векторов. [5]: 4.1.7, 4.1.8. [6]: 642 – 644. [8]: ИЗ 16.
Занятие 12. Базис и ранг системы векторов. [5]: 4.2.6, 4.2.10 – 4.2.14. [6]: 673 – 676, 679 – 681. [8]: ИЗ 17.
Занятие 13. Фундаментальная система решений однородной системы линейных уравнений. Многообразие решений системы линейных уравнений. [6]: 737 – 741, 724 – 727. [8]: ИЗ 15.
Занятие 14. Операции над матрицам и. [6]: 790 – 792, 804, 809, 827, 828, 815, 824. [8]: ИЗ 18.
Занятие 15. Обратная матрица. Матричные уравнения. [6]: 840 – 843, 876, 865 – 867, 869. [8]: ИЗ 19.
Занятие 16. Определение и свойства определителя. [6]: 188, 198, 200, 204, 205, 212. [8]: ИЗ 20 – ИЗ 21, ГЗ 5.
Занятие 17. Вычисление определителей. [6]: 44 – 47, 236, 260 – 263. [8]: ИЗ 20, ГЗ 6.
Занятие 18. Теорема Крамера. Определитель произведения матриц. [6]: 554 – 558. [7]: 374, 375. [8]: ИЗ 22.
Семестр Занятие 1. Примеры векторных пространств. Линейно зависимые и линейно независимые системы векторов. Размерность конечномерных векторных пространств. [5]: 6.1.6, 6.1.10 – 6.1.12. [6]: 1289 – 1293, 1297 – 1300, 1308, 1310, 1311. [8]: ИЗ 36 – ИЗ 37.
Занятие 2. Подпространства. Пересечение и сумма подпространств. [6]: 1317, 1318, 1320 – 1322. [7]: 235. [8]: ИЗ 39.
Занятие 3. Координаты вектора в разных базисах. [5]: 6.5.1, 6.5.4, 6.5.6, 6.5.7. [6]: 1277 – 1281. [8]: ИЗ 38.
Занятие 4. Определение, примеры, свойства евклидовых пространств. [5]: 6.6.4, 6.6.5, 6.6.10 – 6.6.12. [8]: ИЗ 40.
Занятие 5. Длина вектора, угол между векторами. Ортогональная проекция вектора на подпространство. [6]: 1366 – 1368, 1370 – 1372, 1385. [7]: 1077 – 1079. [8]: ИЗ 42.
Занятие 6. Процесс ортогонализации системы векторов. [6]: 1361 – 1363, 1357, 1358. [8]: ИЗ 41.
Занятие 7. Примеры линейных отображений. Матрица линейного отображения в разных базисах. [6]: 1441 – 1444, 1448 – 1450, 1445, 1453, 1457, 1458. [8]: ИЗ 43 – ИЗ 44.
Занятие 8. Ранг, дефект, ядро и образ линейного отображения. [5]: 7.1.2, 7.1.11. [7]: 966. [8]: ИЗ 45. На примере V = R [ x ], j: f f ¢, y: f x×f убедиться, что для бесконечномерных векторных пространств теорема 7.4.1 неверна.
Занятие 9. Собственные векторы и собственные значения линейного оператора. Приведение матрицы к диагональному виду. [6]: 1479 – 1481. [8]: ИЗ 46, ГЗ 18.
Семестр Занятие 1. Систематические числа. Перевод из одной системы счисления в другую. [12]: С.49, №№ 20 – 25. [8]: ИЗ 48 – ИЗ 49.
Занятие 2. Делимость целых чисел. НОД и НОК. [8]: ИЗ 47, ИЗ 51, ГЗ 27 – ГЗ 28АБ.
Занятие 3. Взаимно простые числа. [8]: ГЗ 28 Б, ИЗ 50, ИЗ 54.
Занятие 4. Простые числа. Основная теорема арифметики. Применения числовых сравнений в арифметике. [12]: С.27, №№ 19, 20, 22. [8]: ГЗ 28ВГД – ГЗ 30.
Занятия 5 – 6. Функция Эйлера. Числовые сравнения. [12]: С.122, №№ 16 – 19, 24 – 26, 30 – 32. [8]: ИЗ 56, ИЗ 57.
Занятие 7. Сравнения первой степени и неопределённые уравнения первой степени. [12]: С.138, №№ 18, 20, 24, 25, 17, 27. [8]: ИЗ 58, ИЗ 61.
Занятие 8. Операции над комплексными числами в алгебраической форме. [7]: 107 с), 108 а), 113. [17]: 443, 454, 461, 462, 469. [8]: ИЗ 34.
Занятие 9. Геометрическое изображение комплексных чисел. Тригонометрическая форма комплексного числа. [7]: 124, 125, 135, 137, 141. [17]: 501 – 503, 515, 517. [8]: ИЗ 32 – ИЗ 33.
Занятие 10. Корни из комплексных чисел. Комплексно сопряжённые ч исла. [7]: 143. [17]: 529, 532. [8]: ИЗ 35.
Занятие 11. Определение многочлена. Схема Горнера. Корни многочлена. [7]: 599 – 605, 51, 555, 586. [17]: 560 – 564, 572 – 579, 582, 588. См. Приложение 2.1°. [8]: ИЗ 69, ИЗ 71.
Занятие 12. Деление многочленов с остатком. НОД и НОК многочленов. [7]: 580. [17]: 601, 605 – 607, 611. [8]: ИЗ
Занятие 13. Разложение многочлена над полем на неприводимые множители. [17]: 675, 678. [8]: ГЗ 37.
Занятие 14. Симметрические многочлены. [7]: 693, 695, 697. [17]: 756, 757. [8]: ИЗ 76.
Занятие 15. Рациональные корни многочлена. Многочлены над C и R. [7]: 650, 592. [17]: 675, 678. [8]: ИЗ 72, ИЗ 74, ИЗ 75.
Занятие 16. Формулы Виета. Применения симметрических многочлено в. [7]: 614 – 617, 700 – 702. [17]: 763 – 765. [8]: ИЗ
Занятие 17. Освобождение от алгебраической иррациональности в знаменателе дроби. [7]: 684. [17]: 773. [8]: ИЗ 78.
Занятие 18. Алгебраические числа. [8]: ИЗ 79 – ИЗ 82.
Семестр Занятие 1. Примеры групп. Группы подстановок. [5]: 8.1.17, 8.1.18. [6]: 1634 16), 1634 21), 1634 26), 1635, 1636, 1651 [8]: ГЗ 7 А.
Занятие 2. Подгруппы. Операции над подгруппами. [5]: 8.1.19, 8.1.20. [6]: 1650, 1652. [8]: ГЗ 7 В, ГЗ 8.
Занятие 3. Порядок элемента группы. Циклические группы. [5]: 8.2.1, 8.2.2; 8.2.5, 8.2.6, 8.2.8, 8.2.10; 8.2.27, 8.2.28, 8.2.33, 8.2.46. [6]: 1646, 1656. [8]: ГЗ 7 Б, ИЗ 25.
Занятие 4. Теорема Кэли. Теорема Лагранжа. [6]: 1637, 1645. [8]: ГЗ 7 Д.
Занятие 5. Разложение группы по подгруппе. Фактор-группы. [5]: 8.3.24, 8.3.25, 8.3.31, 8.3.32. [6]: 1659, 1660, 1663; 1670; 1685. [8]: ГЗ 10 АБВГ, ИЗ 24.
Занятие 6. Изоморфизм групп. Теорема об эпимор физмах. [5]: 8.2.45; 8.2.55 – 8.2.57; 8.2.61, 8.3.37, 8.3.38; 8.3.42, 8.3.43. [6]: 1642, 1653; 1681, 1682; 1687; 1688, 1689. [8]: ГЗ 7 Г, ГЗ 9, ГЗ 10 Д, ИЗ 26, ИЗ 27.
Занятие 7. Примеры и свойства колец и полей. [5]: 8.4.6, 8.4.7, 8.4.10; 8.4.4. [6]: 1732, 1733, 1738. [8]: ГЗ 20.
Занятие 8. Свойства разностей и частных. План-конспект курса, Т. 16.1.3 и Т. 16.1.7. [8]: ИЗ 28
Занятие 9. Подкольца. Подполя. [5]: 8.4.3. [8]: ИЗ
Занятие 10. Свойства упорядоченных колец и полей. План-конспект курса, Т. 16.4.3 – 16.4.5. [8]: ГЗ 25, ИЗ 28.
Занятие 11. Доказательство числовых неравенств. См. Приложение 2.2°.
Занятие 12. Свойства дискретности N и Z. См. приложение 2.3°.
Занятие 13. Идеалы. Операции над идеалами. [5]: 8.5.1, 8.5.3, 8.5.6, 8.5.8. [6]: 1781; 1794 – 1796. [8]: ИЗ 55.
Занятие 14. Фактор-кольца. Кольца классов вычетов. [5]: 8.5.35, 8.5.36, 8.5.40, 8.5.41, 8.5.54. [6]: 1792, 1793.
Занятие 15. Изоморфизм и эпиморфизм колец. [5]: 8.5.55, 8.5.56. [6]: 1745, 1746, 1749, 1751 – 1753, 1790. [8]: ГЗ 22, ГЗ 23.
Занятие 16. Делимость в кольцах. [6]: 1774. [12]: C.72, №№ 4, 5, 7, 15, 17. [8]: ГЗ 20.
Занятие 17. Кольца главных идеалов. [5]: 8.8.10 – 8.8.13. [12]: C. 85, №№ 3; 8, 10, 19, 21. [8]: ИЗ 55.
Занятие 18. Евклидовы кольца. [5]: 8.8.17, 8.8.18; 8.8.20, 8.8.22. [8]: ГЗ 31, ИЗ 52, ИЗ 53.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|