Оформление титульного листа и технические характеристики текста типовые – см. 27 стр. ридера (выполнять задание рекомендуется в файле с готовым титульным листом «МАТРИЦА для учебных заданий», переименовав его в «Фамилия И.О. Задание …»).
Оформление титульного листа и технические характеристики текста типовые – см. 27 стр. ридера (выполнять задание рекомендуется в файле с готовым титульным листом «МАТРИЦА для учебных заданий», переименовав его в «Фамилия И. О. Задание …»). Критерии рейтинговой оценки От 1 до 2 баллов: представленные материалы, в целом, отвечают условиям задания, но их содержательная направленность показывает поверхностное знакомство автора с научным содержанием темы; состав материалов эклектичен и не позволяет решить задачу по комплексному проектированию учебных занятий; дидактические решения носят упрощенный характер; оформление не полностью соответствует требованиям. От 3 до 4 баллов: представленные материалы отвечают условиям задания, их содержательная направленность показывает достаточное знакомство автора с научным содержанием темы; состав материалов позволяет решить задачу по комплексному проектированию учебных занятий, но дидактические решения являются упрощенными, по большей части не соответствующими принципу интерактивности в обучении; при подборе содержательной основы представленных материалов автор не проявил творчески подход; оформление соответствует требованиям. От 5 до 7 баллов: представленные материалы полностью отвечают условиям задания, их содержательная направленность показывает широкую эрудицию автора в вопросах современного социального развития; состав материалов позволяет решить задачу по комплексному проектированию учебных занятий с высоким уровнем интерактивности; при подборе содержательной основы представленных материалов автор проявил творчески подход; оформление соответствует требованиям.
Данное задание является одним из рекомендованных в качестве «дополнительного» в рамках рейтинг-плана. Оно может быть выполнено и качестве компенсирующего по проблематике раздела «Социальное и культурное пространство информационного общества». Теория поколений разработана Уильямом Штраусом и Нилом Хау на основе исследования социально-демографического развития американского общества во второй половине ХХ века. Она предполагает дифференциацию поколений как совокупности всех людей, рожденных в промежуток времени, составляющий примерно 20 лет. При этом каждое поколение объединяется тремя основными факторами: его представители «разделяют» одну историческую эпоху (сталкиваются с одинаковыми ключевыми историческими событиями и социальными тенденциями), обладают некими общими установками (убеждениями, моделями поведения, мотивационными особенностями), сохраняют чувство принадлежности к данному поколению. Попытка Штрауса и Хау описывать «биографию поколений» через универсальные «жизненные циклы» вызвала критику научного сообщества, но сама идея выделения подобных поколений оказалась очень продуктивной. Так, людей, родившиеся во второй половине 1940-х – начале 1960-х гг. принято относить к поколению бэби-бумеров, родившихся в начале 1960-х – начале 1980-х гг. – к поколению Х, родившихся в начале 1980-х – конце 1990-гг. – к поколению Y, а родившихся начиная с рубежа 1990-х – 2000-х гг. – к поколению Z. В социальном пространстве современного общества поколение Z пока представлено детьми, подростками и молодежью студенческого возраста. Его политическая и экономическая роль, на первый взгляд, еще совсем невелика. Однако именно этому поколению предстоит не только в полной мере освоить цифровую реальность, но окончательно выйти за пределы истории ХХ века, определить будущее многих классических общественных институтов, унаследованных от эпохи Нового и Новейшего времени. Отсюда все более возрастающее внимание к специфике образования и воспитания представителей поколения Z, особенностям их ценностных ориентаций и мотивационных установок, психологии и эстетики, коммуникативной культуры, а также проблемам межпоколенных отношений, которые возникают по мере взросления представителей поколения Z.
На предварительном этапе выполнения задания рекомендуется ознакомиться с литературой, раскрывающей особенности представителей поколения Z. Эти материалы размещены в папке « 12. 31 »: – Мифы о поколении Z – Психологические особенности поколения Z – Кулакова А. Б. Поколение Z – Пономарев М. В. Веб-серфинг Формат данного задания предусматривает разработку « учебного кейса ». Метод кейсов (case-study) – это технология исследования или обучения, основанная на реконструкции и анализе конкретных ситуаций («случаев»). Ситуация – это определенный ход событий, вызванный сочетанием тех или иных обстоятельств и факторов. Изучение конкретных ситуаций позволят «под микроскопом» рассмотреть сложные явления и процессы, приказать их с большой степенью наглядности и образности. Причем такие ситуации могут быть как реальными, так и вымышленными – их изучение не является самоцелью, поскольку служит именно поводом для постановки определенной научной проблемы. Для использования case-study в учебном процессе требуется комплекс материалов, с помощью которые можно наглядно представить изучаемую ситуацию и понять предопределившие ее обстоятельства и факторы. Это комплекс материалов в сочетании с исследовательскими вопросами и называется «кейсом». Самостоятельная разработка кейса – это особая задача, требующая с одной стороны обладания знаниями в изучаемой области, а с другой, применения навыков поиска, обработки и синтеза информации, комплексного моделирования сценария работы с кейсом, в том числе формулирования познавательных вопросов и заданий, построения алгоритма работы с информационным массивом. Поэтому задание выполняется поэтапно, с оформлением результатов каждого этапа.
1) Выбор конкретной проблемы, раскрытию которой будет посвящен кейс. В выборе проблемы автор достаточно свободен. Но предлагаемая им проблема должна иметь общественный резонанс и практическую значимость, а ее изучение должно помочь изучению проблемного поля «Поколение Z в социальном пространстве информационного общества». В отчете о первом этапе работы фиксируется формулировка проблемы и приводится краткое объяснение причин, по которым эту проблему можно считать важной при изучении социальных последствий информационной революции (объем текста примерно 0, 5-0, 7 стр., 12 шрифт, одинарный интервал). 2) Разработка концепции кейса. Под концепцией подразумевается переход от поставленной проблемы к конкретной («практической») ситуации, реконструкция и изучение которой позволит представить поставленную проблему в определенном смысловом контексте, раскрыть ее на «практическом примере». Причем, такая ситуация может быть реальной или вымышленной. Критерий ее выбора – показательность данной ситуации для характеристики поставленной проблемы. Далее происходит подбор информации, характеризующей ситуацию и составляющей основу кейса – данные о причинах возникновения ситуации, сопутствующих обстоятельствах, круге участников и заинтересованных сторон, их действиях, хронологической и пространственной локализации ситуации и т. п. В отчете о втором этапе необходимо объяснить свой выбор проблемной ситуации и составить ее модельное описание (показать причины возникновения ситуации, очертить круг ее участников и заинтересованных сторон, описать ключевые действия, дать хронологическую и пространственную локализацию ситуации и т. п. (примерно 0, 7-1 стр., 12 шрифт, одинарный интервал). Кроме того, приводится список ознакомительных материалов, использованных для сбора первичной информации о поставленной проблеме и изучаемой ситуации (если она имело место в действительности).
3) Оформление кейса как комплексного учебного задания с приложением необходимых материалов, учебных вопросов и заданий. Кейс формируется как учебное задание для студентов (из расчета 4 ч. аудиторной работы – сдвоенное занятие со студенческой группой). Необходимо отобрать, структурировать и оформить комплекс информации, с которой студенты будут работать в ходе занятия – это материал, который будет доступен студентам непосредственно на занятии в качестве «раздаточного» или в электронном формате с обеспечением доступа к компьютеру. В состав такого материала могут войти фрагменты из исторических источников, материалов СМИ, научных и публицистических работ, справочные данные, иллюстрации и т. п. Следует помнить, что работа с кейсом предполагается именно аудиторная, поэтому «списки рекомендованной литературы» в данном случае не нужны – речь идет о комплекте раздаточных материалов или материалов, с которыми можно оперативно работать в компьютерном классе. Объем таких материалов также нужно соотнести со спецификой аудиторной работы и ее ограниченной трудоемкостью. Далее необходимо сформулировать учебные вопросы и задания, направленные на работу с кейсом. Они должны иметь аналитический и практический характер, а, главное, быть ориентированными на раскрытие поставленной научной проблемы, а не только анализ самой ситуации. Задания кейса могут быть как индивидуальными, так и групповыми. Отчет о третьем этапе включает весь комплекс материалов кейса и сформулированные вопросы, задания. Таким образом, в состав итогового отчета должны войти формулировка проблемы, краткое объяснение причин, по которым эту проблему можно считать важной при анализе социальных последствий информационной революции, характеристика и модельное описание проблемной ситуации, список материалов, использованных для сбора первичной информации об изучаемой проблеме и ситуации, формулировка учебных заданий с приложением «раздаточных» материалов. Пример учебного кейса см со стр. 74.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|