Организация коррекционной работы и практические действия умственно отсталых детей
Стр 1 из 15Следующая ⇒ ГЛАВА I ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ Психология умственно отсталого ребенка в нашей стране оформилась как самостоятельная ветвь психологической науки всего несколько десятилетий тому назад. За короткий срок она накопила довольно значительный круг сведений о тех своеобразных чертах, которые отличают учеников вспомогательной школы от их нормально развивающихся сверстников. Внимание русских исследователей в первую очередь привлекали ярко выраженные, массивные аномалии формирования и развития психических процессов умственно отсталых детей, а также недостатки различных сторон их личности. Что же касается гораздо менее заметных положительных возможностей учащихся, то они были предметом специального рассмотрения лишь в редких случаях и изучены очень неполно. Аналогичное явление наблюдается и в дефектологической литературе зарубежных стран. Обычно если в книге дается общая характеристика умственно отсталых, то освещаются преимущественно их отрицательные стороны. Необходимо отметить еще одну черту, присущую исследованиям по специальной психологии. Большинство их было направлено на изучение познавательной деятельности олигофренов, протекающей на основе зрительного восприятия в плане словесно-логического или образного мышления. Часто даже в тех случаях, когда экспериментальным материалом служили реальные предметы, дети ограничивались их рассматриванием и не должны были ни выполнять с ними каких бы то пи было действий, ни трогать их. Проведенные исследования выявили особенности зрительного восприятия отдельных предметов, их изображений и сюжетных картин учениками вспомогательных школ, находящимися на различных ступенях обучения, своеобразные черты их зрительных представлений, запоминания и воспроизведения словесного материала, решения различного рода мыслительных задач и т. п. Все это— очень существенные данные, знать и учитывать которые необходимо при построении учебно-воспитательного процесса во вспомогательной школе. Однако необходимо иметь в виду, что эти сведения характеризуют познавательную деятельность олигофренов, осуществляемую на словесно-логической или наглядно-образной основе при исключении практически-действенного компонента.
При организации обучения важно определить общий объем знаний, которые должны быть усвоены учениками того или другого класса. Не менее важно представить себе, какие навыки и умения должны быть сформированы у школьников, какими видами умственных действий им предстоит овладеть. Это чрезвычайно существенная сторона дела. Ведь далеко не все знания, получаемые детьми, в равной степени влияют на их развитие. То, что они запомнили механически, без должного понимания, оказывается бесполезным балластом, загружающим их память, не способствует продвижению олигофренов в умственном плане. Поэтому борьба за осмысленное усвоение материала - - серьезная задача вспомогательной школы. Ее разрешение — одна из сторон коррекционной работы, проводимой с олигофренами. При построении коррекционной работы необходимо учитывать не только отрицательные стороны личности и недостатки познавательной деятельности умственно отсталых школьников, но и их положительные возможности. Именно эти возможности, подчас выявляющиеся лишь при специально созданных условиях, по существу определяют собой направление коррекционных мероприятий, позволяют выбрать пути обучения, наиболее способствующие развитию учащихся. Перед специальной психологией стоит задача дальнейшего изучения своеобразия их психики и особенно имеющихся у них потенциальных возможностей развития.
Одним из наиболее продуктивных способов, позволяющих выявить нереализованные возможности олигофренов, является рассмотрение вопроса о познавательном значении для детей выполняемых ими практических действий. Вопрос о том, какую роль играют практические действия при ознакомлении умственно отсталых учащихся с окружающим миром, слабо освещен в дефектологической литературе. Он решается преимущественно в самой общей форме, без опоры на экспериментальные исследования. Между тем его более тщательное рассмотрение представляет интерес и в теоретическом и в практическом плане. Этот вопрос тесно связан с рядом важнейших проблем специальной психологии и имеет прямое отношение к разработке и уточнению принципов коррек-ционно-воспитательной работы, осуществляемой во вспомогательной школе. Неотъемлемой частью коррекцион-ных мероприятий является разумная организация практической деятельности учеников. Практические действия могут быть рассмотрены как отдельные звенья этой деятельности. Выполнение с предметами простых практических действий объективно создает возможность для обнаруживания разнообразных качеств и свойств этих предметов — веса, особенностей поверхности, возможности разделения на составные части и т. п. В осуществлении практического анализа объекта непосредственно участвуют органы чувств, показания которых в данном случае служат основными источниками получаемых сведений. Это обстоятельство тесно связывает проводимое исследование с проблемой чувственного познания мира. Обогащение чувственного опыта - - одно из важнейших условий, необходимых для умственного развития всякого ребенка. Правильность этого положения не нуждается в длительных доказательствах. Отражая оценку значения показаний органов чувств, даваемую марксистско-ленинской философией, оно подтверждается огромным фактическим материалом, добытым путем наблюдений и исследований. В частности, работы дефек-тологов говорят о том, что в тех случаях, когда в силу полного или хотя бы частичного нарушения того или иного анализатора (зрения или слуха) у ребенка затрудняется чувственное познание мира, резко изменяется -8
замедляется и нарушается — естественный ход развития его познавательной деятельности. Признавая огромную важность расширения возможностей чувственного познания мира, необходимо особенно подчеркнуть, что формирование мыслительных процессов ребенка основывается не только на его личном, индивидуальном опыте. Исключительно большое значение имеет усвоение исторически сформировавшегося общечеловеческого опыта, содержание которого обобщено и закреплено в словесной форме (А. Н. Леонтьев, 1959).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|