Будущее мирового сионизма, 13 глава
не то чтобы выходить, а лишь "выползать" из кризиса, вокруг "нового курса", который мало вписывался в конституцию, началась ожесточен- ная, полная драматизма борьба, направленная на отмену президентско- го законодательства. Центром антиправительственных устремлений стал Верховный суд. Дело кончилось тем, что законы "нового курса" все-та- ки были признаны конституционными. "Активные действия администрации Рузвельта спо- собствовали не только ускорению объективного перерастания монополис- тического капитализма в государственно-монополистический капитализм и складыванию целостной системы ГМК, но и развитию субъективного процесса огосударствления, который затронул сферу идеологии и поли- тической практики... В это время некоторым представителям правящих кругов США становилась постепенно более понятной мысль о том, что проблемы интегрированной национальной экономики, достигшей высокой степени развития, не могут быть решены лишь при помощи законода- тельства штатов, что деятельность большого бизнеса требует опреде- ленной регламентации со стороны федеральных властей. Национальный закон о восстановлении промышленности помимо реализованной идеи го- сударственного регулирования конкуренции отличался от всех предшес- твовавших тем, что конституционное положение "междуштатная торговля" приравнивалось в нем к понятию "промышленное производство"... В ре- шениях Верховного суда было санкционировано радикальное расширение социально-экономических функций буржуазного государства... и с кон- ца 30-х годов началась трансформация "живой" Конституции США, про- должавшаяся в течение всего послевоенного периода. Главная проблема,
ставшая тогда перед Верховным Судом, заключалась в том, чтобы, от- бросив все устаревшее в конституционно-правовых доктринах, приспосо- бить их к новым условиям ХХ века... В сложившейся структуре государ- ственно-монополистического капитализма штаты стали играть новую роль, как пишут американские авторы, "агентов национальной политики". В последующие десятилетия Верховный суд выработал новую трактовку конституционного положения о верховенстве федеральной власти - доктрину "преимущественного права федерации". Суть ее сос- тояла в том, что федеральное законодательство всегда имеет преиму- щество перед законами штатов, относящимися к той же сфере регулиро- вания, даже если последние не вступают в прямое противоречие с феде- ральными актами" /79. 209-217/. Существование свыше 200 лет Конституции США ста- ло возможным /пока/ лишь по причине, отмеченной Ф.Рузвельтом еще в инаугурационной речи: "Наша конституция настолько проста и практич- на, что всегда имеется возможность удовлетворить новые потребности путем изменения в акцентах и приспособления без утраты необходимой формы" /79.206/. Положения конституции расплывчаты, что позволяет безболезненно приспосабливать конституционные доктрины и механизмы к постоянно меняющейся ситуации. В итоге, с помощью торгового законодательства, носящего, конечно же, государственно-монополистический характер, экономика США пришла к тем итогам, которые до определенного периода весьма положительно характеризовали ее интеграцию в мировой рынок капиталов. США нас еще будут интересовать в связи с обще- мировыми интеграционными процессами, а также как феномен могучего государства, долгое время не безрезультатно для последствий провед- шего в одиночестве. /в отличие от государств Западной Европы/
Пока подведем некоторые итоги.
******
Взаимодействие капитала отдельных различных по специализации компаниях приводит к необходимости возникновения меж- ду ними системы экономико-правовых отношений, созданию филиалов за границей. Быстрое, спонтанное развитие межфирменных связей порож- дает необходимость вначале межгосударственного, а затем надгосудар- ственного регулирования, упорядочивающего движение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы между странами в рамках данного региона, на согласование и проведение совместной научно-технической, финансовой /валютной/, социальной, внешней и оборонной политики. В результате происходит создание целостных региональных общественнохозяйственных комплексов совершенно НОВОГО в отличие от государства ТИПА с единой системой надгосударственного /наднационального/ управления, возник- шего совместно с созданием единой валюты, инфраструктуры, общими экономическими пропорциями и финансовыми фондами. /82.558-559/. До создания экономического и валютного союза, которым является сегодня Европейский Союз, международная интеграция проходит стадии зоны свободной торговли, таможенного союза и общего рынка, в которых на разных этапах находятся ЕАСТ, НАФТА и Тихоокеан- ское сообщество. Интеграционные процессы возникают и усиливают- ся благодаря взаимодействию результатов научных изысканий и техни- ческих решений, влияющих на производство новых видов оборудования, продукции, систем коммуникации, управления, средств связи. Прежде всего это достижения в области микроэлектроники /управляющие и запо- минающие устройства, средства навигации и связи/, химии и биологии /биохимии/, генетики в повышении урожайности и выведении продуктив- ных пород скота, физики и химии в получении новых видов материалов для использования в транспортных агрегатах, строительстве и т.д. С момента создания Европейского Экономического Сообщества /1957 год/ до подписания в 1992 году в Маастрихте догово- ра о Европейском союзе Международные монополии и их дочерние пред- приятия прошли достаточно сложный эволюционный путь, в результате которого: 1) Предприятия - экспортеры капитала и страны - импортеры научились приходить к соглашениям о наиболее приемлемых
условиях функционирования, к которым относятся налоговая политика, свободный доступ к источникам сырья, реализация готовой продукции, вывоз капиталов и др. Поскольку в странах ЕЭС существовали различ- ные внутриполитические, финансовые и социальные особенности, возни- кала конкуренция между государствами за размещение капиталов, кото- рая приводила к нивелированию этих условий /62.197/ 2) Основным принципом компаний оставалось дос- тижение каждым подразделением максимальных выгод крупного производ- ства путем сосредоточения усилий на выполнении ограниченного и чет- ко очерченного задания. Но с образованием "Общего рынка" и ЕАСТ, неуклонным снижением мировых тарифов и быстрым наступлением методов массового производства основной целью стала специализация. Правда, для этого пришлось закрыть заводы, заново обучить персонал и приу- чить розничную сеть получать товар из-за границы. /62.135/ 3) Правило, согласно которому филиалом компа- нии в другой стране руководил представитель центрального органа, постепенно менялось на представление о том, что необходимо глубже учитывать местные условия, и лучше это может сделать житель страны размещения филиала. Обратный процесс привел к пониманию необходимос- ти обеспечить продвижение по служебной лестнице вплоть до замещения высших постов в материнской фирме зарубежных представителей иной на- циональности /62.236/ 4) Важная роль, которую стали играть в нацио- нальной экономике международные компании - внесение крупных взносов в министерство финансов страны пребывания в виде налогов, таможен- ных пошлин и других взносов, способствование увеличению занятости, применение новой производственной технологии и новых методов управ- ления, а также возможность в связи с доступом к международным финан- совым ресурсам браться за предприятия, которые не в силах осущес- твить местная промышленность и правительство - вынудила рассматри- вать правительства, с которыми они имели дело, в качестве полуакцио-
неров-полукомпаньонов. Это привело к предоставлению правительствам гораздо больше информации о своей международной деятельности, чем это считалось ранее необходимым /62.177, 256./. Постольку-поскольку на уровне сугубо хозяй- ственной деятельности процесс интеграции решили международные моно- полии, то механизм функционирования Европейского Союза основывается прежде всего на политикоправовой системе управления, которая сос- тоит как из общих наднациональных или межгосударственных органов, так и из элементов национально - государственного регулирования. Я не ставил перед собой цель сообщать подроб- ности, но необходимо сказать главное. Договор о Европейском Союзе дополнительно к национальному гражданству вводит гражданство ЕС. Страны ЕС проводят совместную внешнюю полити- ку и политику в области международной безопасности, а также сотруд- ничают во внутренней и правовой политике. Целями Союза являются: - Образование тесного союза народов Европы. - Содействие сбалансированному и длительному экономическо- му прогрессу, особенно посредством создания пространства без внут- ренних границ, усиления экономического и социального взаимодействия, образования экономического и валютного союза и создания в перспекти- ве единой валюты. - Утверждение собственной идентичности в международной сфе- ре, особенно путем проведения совместной внешней политики и полити- ки в области безопасности, а в перспективе и совместной оборонной политики. - Развитие сотрудничества в сфере юстиции и внутренних дел./78.152/ Как писал в свое время К.Маркс, цитата уже приводи- лась, "...Человечество ставит себе всегда только такие задачи, кото- рые оно может разрешить, так как при ближайшем рассмотрении всегда оказывается, что сама задача возникает лишь тогда, когда мате- риальные условия ее решения уже имеются налицо, или, по крайней ме- ре, находятся в процессе становления". После вступления в ЕС в 1995 году Австрии, Финляндии и Швеции в составе Европейской Ассоциации Свободной Торговли ЕАСТ /связанной едиными соглашениями с ЕС/ остались Исландия, Лихтен- штейн, Норвегия и Швейцария. В результате подписания в 1992 году государствами-членами ЕАСТ, Европейским сообществом и его государствами-членами Договора об образовании Европейского экономического пространства (ЕЭП) был создан рынок, объединяющий 18 стран с населением около 370 млн. че- ловек. /78.167/ Межгосударственные соглашения стран ЕС подлежат единооб- разному толкованию и применению для всех стран - участниц ЕС и под- падают под юрисдикцию Суда ЕС. Это первичное законодательство обра-
зует нечто вроде конституции Европейского Союза. /Вот почему было сказано "пока" при оценке состояния неизменности конституции США/. Европейский Союз уже фактически имеет структуру государ- ства федеративного типа. Он использует европейский флаг и европей- ский гимн. К концу века в рамках реализации программы валютного сою- за в ЕС будет общая денежная единица "евро", единый Центральный банк и Европейская система центральных банков по типу Федеральной резервной системы США. А теперь то, ради чего все это создавалось. С 1954 года действует Европейская организация ядерных ис- следований. В 1962 году была создана Европейская организация астро- номических исследований в Южном полушарии. В 1963 году была основана Европейская организация молеку- лярной биологии, в 1970 - Европейская конференция молекулярной био- логии и, наконец, в 1973 году - Европейская лаборатория молекуляр- ной биологии. В двух последних организациях помимо стран Европы участвует Израиль. Деятельность ЕЛМБ заслуживает того, чтобы назвать ее нап- равления: - программа клеточной биологии (организация и функциониро- вание); - программа деления (развитие клетки и ее способность к делению); - программа выделения генов (молекулярные подробности вы- деления генов и их контролирование в эукариотах с применением биохи- мических, генетических и молекулярных методов); - программа биологических структур (взаимосвязи молеку- лярных функций с молекулярными структурами); - программа биоинформатики (европейский координационный центр по сбору и обмену данными, программным обеспечением и идеями). Две программы касаются разработки оборудования, техноло- гии и исследовательской техники. /78.215/ В 1975 году подписана, а в 1980 г. ратифицирована Конвен- ция об образовании Европейского космического агентства; В 1975 году создан Европейский центр среднесрочных метео- рологических прогнозов. И, наконец, в 1972 году было подписано соглашение, а в 1976 году был официально открыт Институт европейского университета, целями которого являются: - Содействие развитию культурного и научного наследия Европы во всем его единстве и многообразии в области высшего образо- вания и научных исследований. - Содействие сотрудничеству в этой сфере, в том числе про- ведение совместной исследовательской деятельности. - Реализация исследовательских проектов (фундаментальные исследования, сравнительные исследования, исследования проблем Евро- пейского Союза) в европейской перспективе. - Подготовка докторантов, студентов-исследователей и раз- работка программ подготовки докторантов совместно с другими европей- скими университетами. /78.221/.
*******
Займемся теперь некоторыми подсчетами. 1. Первым Типом человеческого сообщества была кровнород- ственная семья. Этот тип должен был существовать еще в период пос- леднего ледникового нашествия, и именно члены таких семей расписыва- ли стены пещер под Кроманьоном и были первыми аборигенами Американ- ского континента. Энгельс /41.39/ именно из этой формы семьи выво- дил следующую - пуналуальную семью, еще в середине Х1Х века сущес- твовавшую на Гавайских островах. Завершающим этот Тип сообщества и одновременно переходной формой к следующему Типу был Род. 2. Вторым Типом, вышедшим из родовых отношений, была фратрия - два экзогамных рода, которая при увеличении в четной про- порции /четыре, шесть, восемь родов/ образовывала Племя. Завершаю- щим этот тип и одновременно переходной формой к следующему типу был союз племен. Ступени культуры, соответствующей этим двум типам сооб- ществ, описаны в том же источнике - 41.21-26. 3. Третий Тип - рабовладельческое государство. 4. Четвертый Тип - феодальное сообщество. 5. Пятый - государство капиталистического способа произ- водства, которое на совершенно известных и названных основаниях, коими являются вполне определенные научные изыскания, приведшие к таким же определенным техническим решениям, перерастает в 6. Шестой Тип - человеческое сообщество формы Европейско- го Союза, с тем экономико-производственным содержанием, которым его наполнили международные монополии. Естественно, при достаточно ско- ром достижении поставленных перед ним целей Европейский Союз и вмес- те с ним возникшие в скором времени сообщества подобного Типа неиз- бежно перерастут в 7. Седьмой и, конечно же, П О С Л Е Д Н И Й Тип, завер- шающий биологическую эволюцию земных форм, и в стадии, близкой к окончательной, являющий собой @предмет направленности эволюции. Для его основных характеристик, повод назвать которые дает знание закономерностей эволюционного процесса, многие из кото- рых уже были названы выше, придется еще раз вернуться к политичес- кой экономии. Что сделаешь!? Анатомия /или физиология?/ гражданско- го общества!
*******
Степень взаимодействия и интегрирования экономик Канады, США и Мексики не уступает Западноевропейской. В начале 90-х годов в США реализовывалось 75-80% канадского экспорта и около 70% мексикан- ского. Мексиканский импорт на 65% состоит из товаров США, а из всех зарубежных инвестиций в Канаде 75% принадлежат Соединенным Штатам, инвестиции же Канады в США составляют 9% от всех зарубежных. Североамериканское соглашение о свободной торговле НАФТА между Канадой и США было подписано в 1988 г., Мексика присоедини- лась к нему в 1992 г. Оно предполагает постепенную ликвидацию тариф- ных и нетарифных ограничений во взаимной торговле и меры, облегчаю- щие взаимные капиталовложения; предусмотрен порядок урегулирования торговых конфликтов./64.572/. Создание региональной надгосударственной организации за- держивается не только потому, что степень интеграции Канады и США со странами Западной Европы на уровне взаимодействия ТНК выше, чем у себя на родине. Двухсторонние соглашения этих стран еще с ЕЭС пре- дусматривали углубление отношений в "Трансатлантических декларациях", подписанных в 1990 году. У США хронически не хватает денег даже на социальные программы в собственном государстве. Дефицит бюджета составил в 1995 году 300 млрд. долл. Помощь по поддержанию песо в 1995 году в сумме 20 млрд. долл. привела к резкому падению курса доллара по отношению к марке и йене. Это не прошло безболезненно для германской и япон- ской экономики, поэтому курс доллара стабилизировали, но сокращают- ся ассигнования в бюджет ООН. Финансировать даже совместно с Кана- дой и Мексикой новую надстройку не снижая расходов на содержание хо- тя и старой, но родной и привычной США пока не ко времени. Вторым явно психологическим фактором является невозмож- ность признать тот очевидный факт, что Североамериканским парламен- том, выносящим обязательные для США решения, может руководить мекси- канец индейского происхождения. Но основным тормозом является то, о чем речь пойдет в последней главе.
Интеграция стран Тихоокеанского сообщества находится также пока в далекой от совершенства стадии. АСЕАН /Индонезия, Малайзия, Филлипины, Сингапур, Таи- ланд, Бруней/ возникла в 1967 г., но лишь в 1992 году ее участники поставили перед собой задачу создать в течение ближайших 15 лет зо- ну региональной свободной торговли путем поэтапного снижения тари- фов внутри нее. В действительности каждая из стран АСЕАН полнее свя- зана с экономикой Японии, США и новыми индустриальными странами Азии - Гонконгом, Южной Кореей, Тайванем. Значительная часть азиатско-ти- хоокеанской торговли приходится на торговлю между местными филиала- ми японских, американских, канадских, тайваньских и южнокорейских корпораций. В Тихоокеанское сообщество входят Япония, США, Кана- да, Австралия и Новая Зеландия, а также Китай и Океания. Группиров- ка только складывается, поэтому идет поиск оптимальных форм сотруд- ничества./64.572/.
*******
Итак, политэкономия. Норма прибыли. Среди факторов, ее определяющих, являются норма прибавочной стоимости и стоимостное строение капитала. Если при прочих равных условиях норма прибыли прямо пропорциональна норме прибавочной стоимости, то от стоимостно- го строения капитала она находится в обратной зависимости /60.223,224/. Норма прибавочной стоимости зависит от количества и интенсивности использования рабочей силы, а стоимостное строение ка- питала разбивается на две составляющие: капитал постоянный - сред- ства труда и предметы труда, и капитал переменный - та же рабочая сила. Средства труда - это оборудование и сооружения, а предметы труда - используемое при производстве сырье и материалы. Когда от преподавателя политической экономии на вто- ром курсе института еще в 1970 году я узнал, что норма прибыли имеет тенденцию к снижению и выяснил, почему, то понял, что эта тенденция свидетельствует о завершении этапа промышленной эволюции, а вместе с ней и о завершении формирования последнего вида земных биологичес- ких форм. Так вот, при увеличении в стоимости доли постоянно- го капитала, о чем свидетельствовала замена традиционного для эпохи 30-50 годов оборудования на автоматизированные линии, и уменьшении в стоимости доли переменного капитала в связи с процессом высвобожде- ния рабочей силы из сферы производства, норма прибыли падала. Оста- вались, конечно, способы ее сохранения в виде увеличения оборота ка- питала и снижение издержек на материалах, но основным способом ее получения оставался процесс все большей автоматизации производства, дававший наивысшие при прочих условиях производительность и качество. Невозможно покрыть всю территорию земного шара /я экстраполировал через десятилетия/ сетью производств, в том числе и селькохозяйственных, выпускающих строго дозированное заданными при проектировании параметрами количество продукции. При гигантской мо- нополизации не только сфер производства, но и торговли, когда возни- кают диверсифицированные в разных отраслях и уже не имеющие /или не будущие иметь в скором времени/ конкуренции компании, процесс дол- жен быть завершен. Но вместе с его завершением Aзавершается и рост Aнаселения. A84 Но тогда, если, конечно, у кого-то не достанет ума повторить в мировых масштабах /к примеру/ Хиросиму вместе с Нагаса- ки, человеческий организм в силу уже эволюционных тенденций /зало- женных, как кому угодно произносить, Природой или Творцом/ примет оптимальные размеры и формы согласно предначертанным эволюцией фун- кциям. Прежде, чем продолжить, посмотрим, не намного ли я ошибся во взглядах на возможное будущее.
*******
Еще раз вынужден извиниться за не самые последние статистические данные, но в принципе это мало что меняет. Наоборот, за последние годы данные еще более изменились в необходимую для под- тверждения сторону. "...Во время кризиса начала 80-х годов многие корпорации решились на значительные сокращения персонала, в том чис- ле и управляющих среднего звена. И в последующем политику жесткого контроля административных расходов и численности персонала вынужде- ны будут осуществлять многие фирмы, в то время как значимость хоро- шо налаженного управления, требующего достаточного числа квалифици- рованных кадров, еще более возросла. В связи с этим ряд корпораций (ИБМ, "Вестингауз электрик") предприняли серьезные усилия по разра- ботке соответствующих методик. Одновременно ставится задача резкого повышения технической оснащенности труда работников функциональных (и особен- но конструкторско-технологических) служб и административного аппара- та, чему способствует "вторая компьютерная революция", вызванная по- вышением доступности электронно-вычислительной техники в связи с массовым производством компьютеров. Многие компании уделяют большое внимание внедрению автоматизированных систем конструкторской и тех- нологической подготовки производства. Корпорации - производители электронной техники усиленно разрабатывают концепции "офиса будуще- го" и на их основе - комплексы оборудования для автоматизации и реорганизации административной работы. Однако это порождает серьезнейшие структурные проблемы, требует быстрой перестройки работы и зачастую дорогостоя- щей переподготовки управленческих кадров, многие из которых просто не способны приспособиться к новым требованиям. По данным журнала "Бизнес уик", доля административных и инженерно-технических работни- ков, которые будут регулярно использовать компьютеры в своей работе, к 1990 году должна возрасти до 65% и по сравнению с нынешней ситуа- цией повыситься в десятки раз. "Взрыв применения персональных ком- пьютеров,- пишет при этом журнал,- приводит к изменению организа- ционных структур компаний, так же как и функций управляющих" /63.41./ По данным на 1996 год журнал ошибся разве что на 32-33 процента в сторону уменьшения. "По имеющимся оценкам, даже при среднем росте объема ВНП /речь о США/ на 4% в год и производительности труда - на 1,5%, безработица, достигшая в середине 1984 г. 8,1 млн. человек (7,2% гражданской рабочей силы и лишь на 100 тыс. человек меньше, чем в начале 1980 г.), не опустится ниже 7%... Число людей, живущих ниже официального уровня бедности, выросло с 1980 по 1983 г. на 6 млн., достигнув 15,2%, или 35 млн. человек,- самого высокого уровня за последние 18 лет"/63.57,58/. Эти 35 млн. людей вместе с 8,1 млн. безработ- ных - та часть граждан, которая уже никогда не будет обеспечена нор- мальной работой. Для общества они потенциально совершенно лишние. " Движущим мотивом деятельности американских управляющих всегда было и остается стремление к самовозрастанию ка- питала на основе роста объема продаж и прибылей, а также инвестиций, с тем, чтобы обеспечить рост экономической мощи, повышение ста- бильности положения компаний на рынках сбыта. Главная стратегия фир- мы содержит совокупность наиболее важных долгосрочных целей и путей их достижения, которые на разных этапах развития промышленности мо- гут меняться в зависимости как от внешних обстоятельств, так и от возникающих в самих корпорациях... Главной общей тенденцией в разви- тии американской промышленности является концентрация производства и капитала"/63.158/. " Особенностью современного капитализма яв- ляется исключительно высокий уровень монополистической концентрации производства. Изменился критерий крупного производства. В настоящее время крупными считаются предприятия, на которых производится про- дукция стоимостью не в 1 млн. долл., а в десятки и сотни миллионов. В США число корпораций с активами свыше 1 млрд. долл. каждая возрос- ло со 102 в 1970 г. до 275 в 1982 г. Идет процесс сосредоточения производства в руках все меньшего количества и все более крупных мо- нополий. В США 500 крупнейших корпораций обрабатывающей и добываю- щей промышленности составляют всего 0,16% общего числа компаний в этих отраслях. В 1981 г. на их долю приходилось 60,4% всех занятых в промышленности, 81 % всей промышленной продукции. Гиганты из гиган- тов - первая десятка корпораций./57.142./. Когда не знаешь тенденции, эти цифры просто мелькают в глазах, ничего особенно не вливая в голову. Но, зная хо- тя бы только о том, что охват именно подобными "монстрами" запад- ноевропейского рынка привел к возникновению Евросоюза, совершенно безошибочно приходишь к выводу, что либо раньше, либо несколько поз- же, но обязательно неизбежно, охват этими и еще более крупными ком- паниями ВСЕГО мирового рынка приведет к созданию Типа Мирового Сою- за /если "союза", об этом речь еще впереди/, но,конечно же, не ООН. Вот где начинается разговор о будущем мирового сионизма! "Корпорации "Экссон", "Дженерал Моторс", Мобил ойл", "Форд мотор", ИБМ", Тексако", Дюпон де Немур" входили в 1983 г. в первую десятку крупнейших монополий капиталистического мира" /57.142/.
Показатели деятельности 10 и 500 крупнейших корпораций США (в млрд.долл.)
________________________________________________________________ Показатель 1971 1980 1981 1082 1983 ________________________________________________________________
10 корпораций Продажи 118,4 452,8 490,4 459,8 459,5 Активы 101,5 280,8 303,5 314,1 329,6 Прибыль 7,6 20,1 20,1 17,2 25,2 Число занятых, млн.человек 1,9 2,4 2,2 2,1 2,4
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|