Вопрос 13. Национальные филологии.
Вопрос 13. Национальные филологии. «Новая филология» обретает смысл своего существования: главным вопросом филологи отныне является проблема понимания; решить эту проблему можно благодаря использованию научных методов, которые применяют при изучении любого народа (герменевтика, критика и др. ). При этом сохраняется понимание филологии и как историко-филологического комплекса знаний о древних народах (классическая филология в одной из ее вариантов). Размежевание филологии и истории мы наблюдаем в ХIХ в. Это дало начало превращению филологии как комплексного знания в филологию как научных дисциплин и комплекс наук. В середине ХIХ — середине ХХ в. в филологии активно развиваются процессы специализации знаний. Различные предметные области, которые ранее составляли комплексные филологические знания, теперь представляли собой основу отдельных наук (научных дисциплин). Таким образом, внутри филологии произошло разделение филологических наук (научных дисциплин). В рамках «новой филологии» берут своё начало национальные филологии: славянская, германская, романская, тюркская, иранская, алтайская и др.; к ним примыкает восточная филология, ставшая наукой. Классическая филология продолжает существовать. Таково одно направление дифференциации. Вопрос 14. Значение трудов Ф. А. Вольфа и его современников для филологии. Фридрих Август Вольф (1759—1824) — первый студент, который при поступлении на учебу в университет записал себя как студент-филолог, то есть использовал приведенную формулу для обозначения профессии. По окончании университета он преподавал в гимназии, а в 1783 г. приглашается на кафедру философии в университет в Галле. В процессе филологических занятий и преподавания Вольф пришел к новому пониманию филологии как науки о древности. Оно было сформулировано им в лекциях, которые он читал с 1785 г., а затем и в сочинении «Очерк науки о древности».
Понятие науки о древности у Вольфа относится «к основному содержанию знаний и известий, которые нас знакомят с деяниями и судьбами, с политическим, ученым и домашним состоянием греков и римлян, с их культурою, с их языком, искусством и наукой, нравами, религией, национальным характером и образом мыслей, знакомят таким образом, что мы делаемся в состоянии основательно понимать дошедшие до нас их произведения и наслаждаться ими, углубляясь в их содержание и дух, воскрешая перед собою античную жизнь и сравнивая ее с позднейшею и современною». В этой науке им выделяются две части. Первую часть образуют так называемые служебные науки, «подготавливающие доступ к предметам» изучения. В эту группу входят три науки: · грамматика — наука «обо всех периодах жизни языка», то есть фактически это языкознание; · герменевтика — «искусство проницательно раскрывать мысли автора из их изложения»; · филологическая критика, изучающая время создания, подлинность и исконность памятников, их первоначальный вид. Эти науки, как пишет Вольф, представляют собой орган собственно науки. Вторую часть составляют науки, изучающие разные стороны жизни народов Древней Греции и Древнего Рима: древняя география, история, мифология, история литературы, история искусств и другие. Итак, по Вольфу, филология — это совокупность наук и научных методов для изучения жизни и культуры любого народа, а также совокупность историко-филологических наук, изучающих Древнюю Грецию и Древний Рим (классическая филология в одном из ее толкований). Идеи Ф. А. Вольфа получили развитие в трудах его современников. Так, Август Бёк (1785—1867) выдвинул тезис: ««Цель филологии... познание познанного». Этот тезис разъясняется автором: «познавать... познанное — значит понимать; понимание есть общая функция филологии». Готфрид Германн (1772—1848) настаивал на том, что филология — это критика и истолкование текста.
Фридрих Шлейермахер (1768—1834) признается создателем современной герменевтики как науки о понимании. В отличие от экзегетики, толкующей только сакральные тексты, герменевтика, по Шлейермахеру, изучает понимание любого текста. Его главный тезис: «Понимать речь сперва так же хорошо, а потом и лучше, чем ее автор». Герменевтика тесно связана с риторикой. «Новая филология» обретает смысл своего существования: в центре филологии стоит проблема понимания; решению этой проблемы служат научные методы, которые могут быть применены при изучении любого народа (герменевтика, критика и др. ). При этом сохраняется понимание филологии и как историко-филологического комплекса знаний о древних народах (классическая филология в одной из ее версий). В течение ХIХ в. произойдет размежевание филологии и истории. Так началось превращение филологии как комплексного знания в филологию как комплекс наук и научных дисциплин. Вопрос 15. Значимость идей о языке В. Фон Гумбольдта для современной филологии. Гумбольдт внёс в языкознание понятие языка как дома человеческого духа. Он увидел, что язык не сводится только к логике, не копирует мир, так как отражен по-разному в разных языках. В 1820 году Гумбольдт подошёл к идее системности языка. Указывал, что язык индивидуален и присущ человеку: «Язык – это мир, лежащий между миром внешних явлений и внутренним миром человека». Он выдвинул идею о внутренней форме языка. Выдвинул антропоцентрическую (антропологическую) теорию. Гумбольдту языкознание обязано системно-целостным взглядом на язык. В приоритете была живая речь. Вслед за Гумбольдтом эти взгляды перенимают другие ученые, возникает неогумбольдтианство, из которой в Америке появилась этнолингвистика.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|