Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 24. Традиционные и современные представления о тексте.




Вопрос 24. Традиционные и современные представления о тексте.

Текст всегда признавался объектом филологии. Филология и возникла в связи с необходимостью прочитать, понять и сохранить древние тексты. Во времена возникновения филологии древними считались тексты, например, Гомера (на Западе, в Древней Греции) и «Ригведы» (на Востоке, в Древней Индии).

Текст есть несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически, — таково традиционное определение текста. В этом понимании текста заложена идея, которая соответ­ствует значению слова текст в латинском значении. Составляющие текст предложения связаны в двух отношениях — в смысловом и грамматическом. Язык выработал специальные средства такой связи.

В современной филологии круг задач изучения текста существенно изменился. В центре ее внимания находится задача постижения жизни текста. Текст рассматривается в его отношениях к человеку, действительности, другим текстам, - словом, в среде его существования.

Вопрос 25. Письменный текст как объект современной филологии.

Письменный текст как материал филологии. Рассматриваемое определение филологии указывает на письменные тексты как материал филологии. Это указание более всего обращено к тому времени, когда интерес филологических наук был сосредоточен на изучении «мертвых» языков — древнегреческого, латинского, готского, старотюркского, старославянского и др. Дело в том, что изучать их можно только по данным письменных текстов. та же ситуация имеет место и при изучении истории «живых» (= современных) языков и литературных произведений большинства писателей и сказителей.
Конец ХХ — начало ХХI в. — время, когда радикально меняются отношения филологии и текста. Во-первых, филологические науки не ограничиваются изучением только письменных текстов: ХХ век принес методы аудио- и видеозаписи устных текстов, новый вид текстов — виртуальные — привлек внимание к «смешанным» текстам (таковы большинство рекламных текстов, тексты устной речи, создаваемые и воспринимаемые в связи с ситуацией, и мн. др. ).
Во-вторых, филология обратилась к текстам, которые традиционно не признаются «образцами» культуры. К числу «образцовых» обычно относят, например, произведения классиков литературы (но не местных и тем более не начинающих писа- телей ), речи выдающихся общественных, политических деятелей (но не местных политиков) и под. Однако любой текст, еще раз повторим Ю. С. Степанова, есть воплощение человеческого духа.
Человеческий дух воплощен в разных формах и содержит разные смыслы: от высокого до низкого, — проявляется как в поэзии, например И. Бродского, так и в агитационных призывах, написанных на стенах зданий, гаражей; в текстах, размещенных на сай те Президента России, существующих в чатах, в блогах и твиттере...
Итак, материал современной филологии составляют все виды текстов независимо от их фактуры (лат. factura — обработка, строение), их отношения к «высокой » культуре. Поэтому в современной филологии в качестве обозначения текстов любой фактуры используется термин сообщение. так разрывается связь между текстом и его принадлежностью к письменному роду фактуры. Поэтому можно сказать, что слова Г. О. Винокура: «Все написанное, напечатанное, сказанное есть предмет филологического комментария» звучат пророчески.

Вопрос 26. Письмо. Ступени его развития.

Первая эпоха — период формирования лингвистических систем в контексте мифомагической культуры раннеродового строя. Процедуры чтения и письма сводятся к «вычитыванию» смыслов из предметов и «приписыванию» предметам знаковой формы. Типичный текст этой эпохи — магическая формула или рассказ о деяниях богов и героев.

Существуют концепции М. К. Петрова, включающие лично-именное, абстрактно-понятийное и профессио-нальноименное кодирования.

Вторая эпоха. Схема: бог — посредник — человек (профессионал) становится для традиции ее теорией познания. Укоренению этой схемы способствует то обстоятельство,

что традиционный акт социализации нового через наращивание текста имени бога-покровителя крайне редко использует процедуру выдачи «авторского свидетельства». В рамках этого способа кодирования происходит оформление лингвистических систем в этнические языки, что идет параллельно с обретением речью своей относительной самостоятельности в форме устного рассказа или диалога. Здесь текст воспроизводит живую коммуникацию людей. Облекаясь в письменную форму, он утрачивает аутентичность; письмо еще не обладает самоценностью, это лишь «записывание» устного слова. В силу этого доминирует чтение вслух как «придание телесности» тексту. Здесь же возникает впервые и чтение как «по-читание» — как форма ритуальной нагруженности чтения и сакрализации текста как тайны. Типичный текст — поэтический эпос, философский диалог, трактат.

«Письменный пересказ», или письмо как «переписывание», с одной стороны, и, с другой — «чтение про себя» — характеристики средневековой текстовой, третьей эпохи. В нем почти отсутствует функция самовыражения человека — отсюда безличность авторства. Лишь отчасти магия культивирует использование текста для достижения индивидуальных целей, оставаясь на периферии культурного пространства. Типичные тексты эпохи: комментарий к Библии («сумма»), компендиум-«бестиарий», алхимический рецепт, летопись.

Обретение светской культурой регулярной письменной формы — процесс, фундаментальным образом характеризующий четвертую эпоху, эпоху Возрождения. Полюсы напряженности, свойственные этой текстовой эпохе, обусловлены диалогом-противостоянием монастырской и светской, ученой и народной культуры. Извлекаемым из античности и арабского Востока текстам придается историзм, у них обнаруживаются источники и авторы. В эпоху Возрождения письменная монологичная культура Средневековья развивается поступательно, благодаря книгопечатанию; одновременно происходит частичное возвращение к диалогическому чтению «как бы вслух» в силу восприятия народных языковых традиций. типичные тексты эпохи: натурфилософский диалог, поэтическая эпистола, ироническое нравоописание.

Новое время, пятая эпоха, не образует в точном смысле новой текстовой эпохи, но в основном варьирует и комбинирует уже известные стили. Получает распространение локальная тенденция античного скептицизма — критика текста. Скептицизм задал парадигму нововременной текстовой эпохи в том смысле, что критика текста обратилась не столько на его внутренние свойства, но на соответствие его тому, что текстом описывается, — реальности. Текст перестал быть самодовлеющей действительностью, но оказался свидетельством наличия чего-то иного, принципиально отличного от текста, более богатого, сложного и важного.

Как охарактеризовать современную текстовую эпох, шестую — самая сложная проблема. Современность образует наш собственный жизненный мир, непрозрачную для наблюдателя. Этому способствует небывалое прежде распространение знаково- символической текстовой культуры, которая пронизывает и наполняет всю жизнь человека. Феноменология эпохи выступает как нагромождение традиций, стилей и жанров, наслоение друг на друга бесчисленных критик, интерпретаций и рефлексий, переплетение текстов с многообразными контекстами и неоконченными дискурсами. Самое первое обобщение претендует на аналогию с позднеримской эпохой литературной пресыщенности и потому демонстративной несерьезности по отношению к любому тексту. Текст, ставший рядовым товаром, есть первая и наиболее наглядная примета именно соврменной эпохи, но это относится не столько к качеству самого текста, сколько к способу его использования. Второе, отчасти скрытое свойство, характеризующее уже производство текста, есть безусловное доминирование вторичных текстов, ничем не ограниченная и технически обеспеченная манипуляция и комбинаторика с языковой реальностью. Сканирование и оцифровка посадили филологию и философию языка на иглу компьютерных технологий. Интернет вкупе с техникой фото- и видеомонтажа, перенесенные в сферу текста, обеспечили его общедоступность, а также возможность его произвольного использования и трансформации. В современности есть все, что мы знаем о прошлом и угадываем в будущем, и только нашим потомкам будет под силу указать на те возможности, которые нам сегодня недоступны.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...