Вопрос 24. Традиционные и современные представления о тексте.
Вопрос 24. Традиционные и современные представления о тексте. Текст всегда признавался объектом филологии. Филология и возникла в связи с необходимостью прочитать, понять и сохранить древние тексты. Во времена возникновения филологии древними считались тексты, например, Гомера (на Западе, в Древней Греции) и «Ригведы» (на Востоке, в Древней Индии). Текст есть несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически, — таково традиционное определение текста. В этом понимании текста заложена идея, которая соответствует значению слова текст в латинском значении. Составляющие текст предложения связаны в двух отношениях — в смысловом и грамматическом. Язык выработал специальные средства такой связи. В современной филологии круг задач изучения текста существенно изменился. В центре ее внимания находится задача постижения жизни текста. Текст рассматривается в его отношениях к человеку, действительности, другим текстам, - словом, в среде его существования. Вопрос 25. Письменный текст как объект современной филологии.
Вопрос 26. Письмо. Ступени его развития. Первая эпоха — период формирования лингвистических систем в контексте мифомагической культуры раннеродового строя. Процедуры чтения и письма сводятся к «вычитыванию» смыслов из предметов и «приписыванию» предметам знаковой формы. Типичный текст этой эпохи — магическая формула или рассказ о деяниях богов и героев.
Существуют концепции М. К. Петрова, включающие лично-именное, абстрактно-понятийное и профессио-нальноименное кодирования. Вторая эпоха. Схема: бог — посредник — человек (профессионал) становится для традиции ее теорией познания. Укоренению этой схемы способствует то обстоятельство, что традиционный акт социализации нового через наращивание текста имени бога-покровителя крайне редко использует процедуру выдачи «авторского свидетельства». В рамках этого способа кодирования происходит оформление лингвистических систем в этнические языки, что идет параллельно с обретением речью своей относительной самостоятельности в форме устного рассказа или диалога. Здесь текст воспроизводит живую коммуникацию людей. Облекаясь в письменную форму, он утрачивает аутентичность; письмо еще не обладает самоценностью, это лишь «записывание» устного слова. В силу этого доминирует чтение вслух как «придание телесности» тексту. Здесь же возникает впервые и чтение как «по-читание» — как форма ритуальной нагруженности чтения и сакрализации текста как тайны. Типичный текст — поэтический эпос, философский диалог, трактат. «Письменный пересказ», или письмо как «переписывание», с одной стороны, и, с другой — «чтение про себя» — характеристики средневековой текстовой, третьей эпохи. В нем почти отсутствует функция самовыражения человека — отсюда безличность авторства. Лишь отчасти магия культивирует использование текста для достижения индивидуальных целей, оставаясь на периферии культурного пространства. Типичные тексты эпохи: комментарий к Библии («сумма»), компендиум-«бестиарий», алхимический рецепт, летопись. Обретение светской культурой регулярной письменной формы — процесс, фундаментальным образом характеризующий четвертую эпоху, эпоху Возрождения. Полюсы напряженности, свойственные этой текстовой эпохе, обусловлены диалогом-противостоянием монастырской и светской, ученой и народной культуры. Извлекаемым из античности и арабского Востока текстам придается историзм, у них обнаруживаются источники и авторы. В эпоху Возрождения письменная монологичная культура Средневековья развивается поступательно, благодаря книгопечатанию; одновременно происходит частичное возвращение к диалогическому чтению «как бы вслух» в силу восприятия народных языковых традиций. типичные тексты эпохи: натурфилософский диалог, поэтическая эпистола, ироническое нравоописание.
Новое время, пятая эпоха, не образует в точном смысле новой текстовой эпохи, но в основном варьирует и комбинирует уже известные стили. Получает распространение локальная тенденция античного скептицизма — критика текста. Скептицизм задал парадигму нововременной текстовой эпохи в том смысле, что критика текста обратилась не столько на его внутренние свойства, но на соответствие его тому, что текстом описывается, — реальности. Текст перестал быть самодовлеющей действительностью, но оказался свидетельством наличия чего-то иного, принципиально отличного от текста, более богатого, сложного и важного. Как охарактеризовать современную текстовую эпох, шестую — самая сложная проблема. Современность образует наш собственный жизненный мир, непрозрачную для наблюдателя. Этому способствует небывалое прежде распространение знаково- символической текстовой культуры, которая пронизывает и наполняет всю жизнь человека. Феноменология эпохи выступает как нагромождение традиций, стилей и жанров, наслоение друг на друга бесчисленных критик, интерпретаций и рефлексий, переплетение текстов с многообразными контекстами и неоконченными дискурсами. Самое первое обобщение претендует на аналогию с позднеримской эпохой литературной пресыщенности и потому демонстративной несерьезности по отношению к любому тексту. Текст, ставший рядовым товаром, есть первая и наиболее наглядная примета именно соврменной эпохи, но это относится не столько к качеству самого текста, сколько к способу его использования. Второе, отчасти скрытое свойство, характеризующее уже производство текста, есть безусловное доминирование вторичных текстов, ничем не ограниченная и технически обеспеченная манипуляция и комбинаторика с языковой реальностью. Сканирование и оцифровка посадили филологию и философию языка на иглу компьютерных технологий. Интернет вкупе с техникой фото- и видеомонтажа, перенесенные в сферу текста, обеспечили его общедоступность, а также возможность его произвольного использования и трансформации. В современности есть все, что мы знаем о прошлом и угадываем в будущем, и только нашим потомкам будет под силу указать на те возможности, которые нам сегодня недоступны.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|