Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 30. Филологические науки и дисциплины, изучающие homo loquens как объект филологии.




Вопрос 30. Филологические науки и дисциплины, изучающие homo loquens как объект филологии.

Термин homo loquens, в узком смысле, обозначает «человек говорящий» (пишущий), слушающий (читающий), а в широком - человек, участвующий в речевой коммуникации. Нomo loquens как объект филологии приходит еще из античных времен. В Древнем мире «человек говорящий выделяется, различается, осмысливается». Античные филологи решали задачи, связанные с человеком, устанавливали авторство текста и его понимание. В античной риторике человек выступал центральной фигурой в двух направлениях - оратора и аудитории.

Чтобы сформулировать понятие homo loquens как объекта филологии, необходимо обратиться к филологическим наукам - лингвистике и литературоведению, и рассмотреть человека в этих дисциплинах на современном этапе их развития.

Интерес к человеку в современной лингвистике соотносится с понятием языковой личности. Языковая личность - это совокупность способностей и характеристик человека, обусловливающих создание и восприятие им речевых произведений (текстов). Созданные человеком тексты разнообразны по сложности, содержанию, тематике, целенаправленности и во многих других отношениях.

Вопрос 31. Филологическая герменевтика.

Филологическая герменевтика – научная дисциплина, изучающая процессы понимания текста, занимающаяся также выявление системы неочевидных смысловых связей и оппозиций в тексте.

Предметом филологической герменевтики является понимание – усмотрение и освоение идеального, представленного в текстовых формах.

Герменевтика возникла в древности как уяснение пророческого слова, прорицания оракула. В поздней античности основными сферами герменевтики были филологические толкования классических поэтов, священных текстов и юридическое толкование законов.

Эта наука оказала значительное влияние на формирование современной филологии, поскольку являлась одной из первых филологических наук в принципе.

Вопрос 32. Анализ дискурса. Филологическая теория коммуникации.

В теории коммуникаций дискурс — это вербальные и невербальные элементы общения плюс контекст, в котором происходит общение, плюс содержание общения
Язык, как важнейший инструмент филологии
homo loquens (человек говорящий) - центральная фигура сегодняшней филологии.
Ментально-лингвальный комплекс(термин Морковкина В. В. ) - это функционирующая на основе человеческого мозга самоорганизующаяся информационная система, которая обеспечивает восприятие, понимание, оценку, хранение, преобразование, порождение и передачу информации. В рамках МЛК мышление – прежде всего динамическая ипостась, сознание – накопительно-оценочная ипостась, а язык – ипостась инструментальная и коммуникативная.
Не уникальность языка состоит в его витальной функции.
Уникальность языка состоит в возможности сохранять огромное количество информации, продуцировать её, концептуализировать.
Соссюр различал " язык" la langue(общий для всех говорящих набор средств, используемых при построении фраз на данном языке) и " речь" la parole (конкретные высказывания индивидуальных носителей языка, индивидуальные акты воли и понимания)
Язык отличается от речи, как:
1)Социальное от индивидуального 2)Существенное от побочного и случайного.
" Язык есть как бы внешнее проявление духа народов: язык народа есть его дух, и дух народа есть его язык" (Гумбольдт)
" Каждый должен изучить язык, как систему, независимо от степени использования" (И. А. Бодуэн де Куртенэ)
Текст интересует лингвистику, как хранитель языка, культуры, истории и прочее
Текст - это часть свертекстов, интертекстов, гипертекстов.
Текст - источник, памятник несущий в себе какое-то сообщение
Текст:
-Электронный
-Печатный
-Письменный
-Устный

Вопрос 33. Основные понятия филологического научного исследования.

Наблюдение - это метод исследования, выражающийся в преднамеренном и целенаправленном восприятии познающим субъектом предметов и явлений. В филологии это, как правило, нахождение в тексте интересующих исследователя явлений.

Эксперимент - преднамеренное и целенаправленное воздействие познающего субъекта на предметы и явления.

Классификация - метод исследования, выражающийся в преднамеренном и целенаправленном обобщении и систематизации изучаемых предметов и явлений на основе единого принципа (основания классификации) и путем установления связей между возникшими типами. Примеры

классификаций: родо-видовая классификация произведений художественной литературы; классификация речевых жанров; деление звуков речи на гласные и согласные и др.

Моделирование - метод, в основе которого лежит исследование объектов познания по их аналогам. Эти аналоги, сходство которых с изучаемым объектом существенно, а различие - несущественно, и являются моделями.

Понятие проблема имеет три значения: препятствие в деятельности; знание о незнании; столкновение двух непротиворечивых знаний об одном и том же предмете.

Вопрос 34. Основные методы филологического научного исследования.

Наблюдение — это метод исследования, выражающийся в преднамеренном и целенаправленном восприятии познающим субъектом предметов и явлений. В филологии это, как правило, нахождение в тексте интересующих исследователя явлений.

Эксперимент (от латинского experimentum — проба, опыт) выражается в преднамеренном и целенаправленном воздействии познающего субъекта на предметы и явления.

Моделирование (от латинского modulus — мера, образец) — метод, в основе которого лежит исследование объектов познания по их аналогам. Эти аналоги, сходство которых с изучаемым объектом существенно, а различие — несущественно, и являются моделями.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...