Вопрос 30. Филологические науки и дисциплины, изучающие homo loquens как объект филологии.
Вопрос 30. Филологические науки и дисциплины, изучающие homo loquens как объект филологии. Термин homo loquens, в узком смысле, обозначает «человек говорящий» (пишущий), слушающий (читающий), а в широком - человек, участвующий в речевой коммуникации. Нomo loquens как объект филологии приходит еще из античных времен. В Древнем мире «человек говорящий выделяется, различается, осмысливается». Античные филологи решали задачи, связанные с человеком, устанавливали авторство текста и его понимание. В античной риторике человек выступал центральной фигурой в двух направлениях - оратора и аудитории. Чтобы сформулировать понятие homo loquens как объекта филологии, необходимо обратиться к филологическим наукам - лингвистике и литературоведению, и рассмотреть человека в этих дисциплинах на современном этапе их развития. Интерес к человеку в современной лингвистике соотносится с понятием языковой личности. Языковая личность - это совокупность способностей и характеристик человека, обусловливающих создание и восприятие им речевых произведений (текстов). Созданные человеком тексты разнообразны по сложности, содержанию, тематике, целенаправленности и во многих других отношениях. Вопрос 31. Филологическая герменевтика. Филологическая герменевтика – научная дисциплина, изучающая процессы понимания текста, занимающаяся также выявление системы неочевидных смысловых связей и оппозиций в тексте. Предметом филологической герменевтики является понимание – усмотрение и освоение идеального, представленного в текстовых формах. Герменевтика возникла в древности как уяснение пророческого слова, прорицания оракула. В поздней античности основными сферами герменевтики были филологические толкования классических поэтов, священных текстов и юридическое толкование законов.
Эта наука оказала значительное влияние на формирование современной филологии, поскольку являлась одной из первых филологических наук в принципе. Вопрос 32. Анализ дискурса. Филологическая теория коммуникации. В теории коммуникаций дискурс — это вербальные и невербальные элементы общения плюс контекст, в котором происходит общение, плюс содержание общения
Вопрос 33. Основные понятия филологического научного исследования. Наблюдение - это метод исследования, выражающийся в преднамеренном и целенаправленном восприятии познающим субъектом предметов и явлений. В филологии это, как правило, нахождение в тексте интересующих исследователя явлений. Эксперимент - преднамеренное и целенаправленное воздействие познающего субъекта на предметы и явления. Классификация - метод исследования, выражающийся в преднамеренном и целенаправленном обобщении и систематизации изучаемых предметов и явлений на основе единого принципа (основания классификации) и путем установления связей между возникшими типами. Примеры классификаций: родо-видовая классификация произведений художественной литературы; классификация речевых жанров; деление звуков речи на гласные и согласные и др. Моделирование - метод, в основе которого лежит исследование объектов познания по их аналогам. Эти аналоги, сходство которых с изучаемым объектом существенно, а различие - несущественно, и являются моделями. Понятие проблема имеет три значения: препятствие в деятельности; знание о незнании; столкновение двух непротиворечивых знаний об одном и том же предмете. Вопрос 34. Основные методы филологического научного исследования. Наблюдение — это метод исследования, выражающийся в преднамеренном и целенаправленном восприятии познающим субъектом предметов и явлений. В филологии это, как правило, нахождение в тексте интересующих исследователя явлений. Эксперимент (от латинского experimentum — проба, опыт) выражается в преднамеренном и целенаправленном воздействии познающего субъекта на предметы и явления. Моделирование (от латинского modulus — мера, образец) — метод, в основе которого лежит исследование объектов познания по их аналогам. Эти аналоги, сходство которых с изучаемым объектом существенно, а различие — несущественно, и являются моделями.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|