Вопрос 27. Аспекты изучения текста в филологических науках.
Вопрос 27. Аспекты изучения текста в филологических науках. В филологических науках текст изучается и как объект филологии, и отдельно каждой из филологических наук. Изучая текст как объект, филология рассматривает в нем то общее, что значимо для всех филологических наук. Это функциональная природа текста, его важнейшие признаки, место в мире текстов, способность взаимодействовать с ними. Филологическая дисциплина, изучающая текст, получила название теории текста. Наряду с гуманитарной семиотикой теория текста обеспечивает единство лингвистики и литературоведения как филологических наук, служит и современной филологии интегрирующим началом. Каждая из филологических наук имеет свои задачи изучения текста. Лингвистика изучает текст как лингвистический объект. Традиционно лингвистика помещает текст в синтаксисе: текст рассматривается как единица более высокого уровня, чем предложение, и замыкает собой ряд синтаксических единиц. В 1960-1970-х годах в совокупности наук о языке сложилось отдельное направление, которое исследует текст, - лингвистика текста. Главная задача ее состоит в том, чтобы раскрыть сущность текста в его отношении к другим лингвистическим единицам, установить признаки текста как лингвистического объекта, правила создания текста и понимания его смысла. Лингвистика изучает все типы, виды, разновидности текстов. В литературоведении текст значим как аспект художественного произведения. Здесь текст, по определению британского философа и литературоведа Терри Иглтона, которого сочувственно цитирует Н. Н. Михайлов, есть «речевое произведение, обособленное от какой-либо конкретной речевой ситуации, и потому открытое для самых различных интерпретаций различными читателями -". «Обособление» литературно-художественного произведения от конкретной речевой ситуации вполне объяснимо: текст создается посредством языка художественной литературы - знаковой системы особого рода. Так, лирическое стихотворение «с. Пушкина «И. И. Пущину», начатое на другой день после посещения Пущиным опального поэта, воспринимается как послание всем друзьям.
И лингвистика, и литературоведение имеют свои специализированные научные дисциплины, изучающие разные грани текста. Так, в лингвистике выделяется, например, стилистика текста; в литературоведении большую роль играет текстология. Текст значим и для гуманитарного знания в целом. Этот тезис выдвинул еще М. М. Бахтин. Рассуждая об исследовании в гуманитарных науках, он заметил: «Каковы бы ни были цели исследования, исходным пунктом может быть только текст». Вопрос 28. homo loquens как объект современной филологии Термин homo loquens, в узком смысле, обозначает «человек говорящий» (пишущий), слушающий (читающий), а в широком - человек, участвующий в речевой коммуникации. Вопрос о homo loquens как объекте филологии своими корнями уходит в историю этой науки: человек говорящий уже в Древнем мире выделяется, различается, осмысливается. Он предстает в разных обличьях. Античные филологи видели человека в связи с решением задач установления авторства текста и его понимания. В античной риторике человек стал центральной фигурой, выступающей в двух ролях -- оратора и аудитории: «Речь слагается из трех элементов: из самого оратора, из предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому он обращается; он-то и есть конечная цель всего (я разумею слушателя)» (Аристотель). Человек как объект филологии (homo loquens) — это те стороны, грани человека как целого, которые составляют предмет интереса обеих филологических наук — лингвистики и литературоведения.
Вопрос 29. Аспекты изучения homo loquens в филологических науках Термином homo loquens (от лат. homo -- человек и loquens -- разговаривающий), или русским человек говорящий, обозначается человек говорящий (пишущий), слушающий (читающий), а в широком смысле - человек, участвующий в речевой коммуникации. Вопрос о homo loquens как объекте филологии своими корнями уходит в историю этой науки: человек говорящий уже в Древнем мире выделяется, различается, осмысливается. Он предстает в разных обличьях. Античные филологи видели человека в связи с решением задач установления авторства текста и его понимания. В античной риторике человек стал центральной фигурой, выступающей в двух ролях - оратора и аудитории. В современной филологии еще не сложилась общефилологическая научная дисциплина, предметом изучения которой является homo loquens как объект филологии. Изучение homo loquens как объекта филологии ведется в русле ряда научных дисциплин, которые сопрягаются с лингвистикой и литературоведением. Назовем две такие дисциплины: * филологическая герменевтика, изучающая процессы понимания текста. * анализ дискурса (ср.: англ. discourse -- ораторствовать; рассуждать; излагать в форме речи и франц. discours -- речь) -- научное направление, изучающее, по выражению Н. Д. Арутюновой, речь, «погруженную в жизнь». Обобщающим научным направлением, изучающим homo lоquens как объект филологии, является филологическая теория коммуникации. Теория коммуникации как гуманитарная научная дисциплина изучает процессы передачи информации в обществе, осуществляемые посредством любых знаковых систем взаимодействия людей. Интересы филологической теории коммуникации сосредоточены на коммуникативной деятельности человека посредством текста на естественном языке. Лингвистика изучает homo loquens в качестве «основного субъекта коммуникации». В совокупность этих знаний входит знание языка и правил употребления языка, знание коммуникации и правил речевой коммуникации, знания о мире и др. Литературоведению интересен homo loquens как предмет художественного исследования, во-первых, и как субъект литературно-художественной коммуникации (автор - читатель). Во-вторых, что общего между тем и другим? Литературе интересен человек в моменты его психического напряжения. Функции автора и читателя человек выполняет точно так же, в моменты своего психического напряжения. В ином случае созданное произведение не будет художественным, а художественное произведение читатель перескажет как обычную житейскую историю, никак не связанную со сферой эстетического восприятия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|