Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 20. Язык, как объект современной филологии.




Вопрос 20. Язык, как объект современной филологии.

Сущность языка как объекта филологии заключается в его связи с другими объектами – Homo Loquens и текстом. Если Homo Loquens есть человек, посредством языка производящий или потребляющий текст, текст является продуктом или объектом этой деятельности, то язык как объект филологии представляет собой познаваемый инструмент, обеспечивающий коммуникативную деятельность человека посредством текста.

Характерна позиция Ф. де Соссюра (1857--1913) -- одного из величайших лингвистов XX столетия, который сформулировал значимость языка для филологии в традиционном ее понимании. Рассматривая отношения филологии и лингвистики, ученый заявляет, что филология резко отличается от лингвистики: «Язык не является единственным объектом филологии: она прежде всего ставит себе задачу устанавливать, толковать и комментировать тексты. Эта основная задача приводит ее также к занятиям историей литературы, быта, социальных институтов и т. п. ... ее интересы лежат почти исключительно в области греческих и римских древностей». Язык востребован филологией для того, «чтобы сравнивать тексты различных эпох, определять язык, свойственный данному автору, расшифровывать и разъяснять надписи на архаических или плохо известных языках». В лингвистике же «язык представляет собою целостность сам по себе... »

Вопрос №21. Естественный язык и другие знаковые системы. Язык в отношении к другим системам коммуникации
Естественный язык (в лингвистике) — язык, используемый для общения людей и не созданный искусственно.
Язык имеет внутренний порядок, организацию своих частей в единое целое. Следовательно, системность и структурность характеризуют язык и его единицы как единое целое с разных сторон. Т. е. язык – это система систем.
Все системы средств, используемых человеком для обмена информацией, являются знаковыми, или семиотическими, т. е. системами знаков и правил их употребления. Наука, изучающая знаковые системы, называется семиотикой, или семиологией (от др. греч. sema – знак).
Семиотика – наука о знаковых системах. Любые знаки (все, что нас окружает) – система.
Виды знаковых систем:
- искусственные знаковые системы (ноты)
- естественные знаковые системы (человеческий язык)
- первичные знаковые системы (человеческий язык)
- вторичные знаковые системы
Фердинанд де Соссюр: язык – знаковая система > лингвистика – часть семиотики.
Знак добавляется чем-то материальным, при этом он что-то означает. Знак – материальный, чувственно воспринимаемый предмет, который обозначает нечто, находящееся вне этого знака.
Отличие языка как знаковой системы от других знаковых систем:
1. язык – открытая знаковая система
2. язык – как знаковая система общедоступен
3. язык – первичная знаковая система (все остальные знаковые системы вторичны: либо возникают на базе человеческого языка, либо интерпретируются с помощью базового языка)
Языковой знак: языковая оболочка и предмет, который обозначается.
По Соссюру: языковой знак – акустический образ (означающее) и понятие (означаемое).

Вопрос 22. Текст как объект современной филологии.

Текст интересен лингвисту прежде всего как хранитель языка, культуры, духовности. Филология интересуется жизнью текста, текст взаимодействует с другими текстами, т. к. он возникает в какую-то эпоху и является частью массивов: свехтекстов, интертекстов, гипертекстов.

Впервые так чётко написала Юлия Кристева, выделив какой-то конкретный текст, рассмотрев его на фоне других текстов на эту же тему или созданных в это же время, установив общие моменты и моменты различия. Она считается основателем учения о интертекстуальности.

Текст бывает печатным, письменным, устным, электронным. В современной культуре текст – источник, памятник, несущий в себе сообщение.

Текст – это

1) зафиксированная речевая деятельность.

2)языковые образы, обеспечивающие коммуникацию людей.

3) «Текст рассматривается, как замкнутая система, в которой присутствуют такие категории, как информативность, когезия(связность), континуум(протяжённость), членимость, автосемантия отрезков, ретроспекция и проспекция, модальность, интеграция, завершённость». (П. Я. Гальперин)

4) «целостность, членимость и модальность, оценочное суждение автора к изображаемому». ( Ильенко С. Г. )

5) «…сообщение, существующее в виде такой последовательности знаков, которые обладают формальной свзностью, содержательной целостностью и, возникающей на основах взаимодействия, формально-симантической структурой» ( В. С. Лукин)

Вопрос 23. Текст как феномен употребления языка и объект научного изучения.
Текст как явление языковой и экстралингвистической действительности представляет сложный феномен, выполняющий самые разнообразные функции: это и средство коммуникации, и способ хранения и передачи информации, и отражение психической жизни индивида, и продукт определенной исторической эпохи, и форма существования культуры, и отражение определенных социокультурных традиций и т. д.
В связи с этим совершенно очевидно, что «текст создается не для того, чтобы употребить какие-то слова или синтаксические конструкции, а для выражения мыслей, содержания» [110, с. 4], для того, чтобы объективировать мысль автора, воплотить его замысел, передать знания и представления о человеке и мире, вынести эти представления за пределы авторского сознания и сделать их достоянием других людей. Таким образом, текст не автономен и не самодостаточен; он является основным, но не единственным компонентом речемыслительной (текстовой, речетворческой) деятельности человека, которая служит средством реализации мыслительного содержания с помощью языковых единиц и важнейшими составляющими которой, помимо текста, являются автор (адресант текста), читатель (адресат), отображаемая действительность, информацияо которой передается в тексте, и языковая система (коммуникативный код), из которой автор выбирает средства, позволяющие ему адекватно (в соответствии с условиями коммуникации – уровнем осведомленности адресата о предмете речи; отношениями, связывающими коммуникантов; обстоятельствами общения, его целью и др. ) воплотить свой творческий замысел.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...