Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Компания и ее отношения с обществом




Введение

Любой, кто читает новостную прессу достаточно регулярно, заметит, что общест­во в последнее время все более озабочено поведением бизнес-компаний в связи с так называемыми этическими, или социальными, проблемами. Пресса и телевидение достаточно часто и глубоко обсуждают «плохое» поведение компаний - их безответ­ственное отношение к окружающей среде; недостаточное внимание к своим работникам; производство товаров, безопасность которых сомнительна; инциденты, связанные с загрязнением окружающей среды (например, разливы нефти и тп.).

Таким образом, возникает важный стратегический вопрос: "Какова реальная природа взаимоотношений бизнеса и общества?» Традиционная экономическая теория фирмы утверждает, что компании существуют в основном для того, чтобы получать прибыль для владельцев этих компаний Некоторые исследователи этого вопроса ут­верждают, что единственным моральным стимулом поведения компании является из­влечение максимальной прибыли ее собственниками (см., напр.: Friedman, 1970). Другие занимают диаметрально противоположную позицию: компании несут мо­ральную ответственность перед всеми, кто прямо или косвенно способствует их жиз­недеятельности (см. напр.: Clarkson, 1995; Evan and Friedman, 1993; Freeman, 1994). Эту проблему можно выразить в виде дискуссии заинтересованных лиц и собствен­ников.

 

Позиция собственника

Позиция собственника относительно взаимоотношений общества и бизнеса стоит на защите той точки зрения, что компании существуют исключительно для своих вла­дельцев (как правило, акционеров). В соответствии с этой точкой зрения, любое пове­дение компании, результатом которого является недополучение прибыли, надо рас­сматривать как воровство у акционеров, и оно неизбежно негативно скажется и на всех заинтересованных лицах (служащих, поставщиках и т.д.).

В одной известной статье, опубликованной в 1970 г., нобелевский лауреат профес­сор Милтон Фридман утверждал, что единственная обязанность совета директоров компании (которые являются юридическими защитниками интересов акционеров) -действовать таким образом, чтобы максимизировать уровень доходности акций соб­ственников компании. Капиталистическая система, в которой функционируют запад­ные экономики, зиждется в значительной степени на предположении, что инвестиции сделанные в виде акций (пенсионные и трастовые фонды), дадут хороший ре­зультат. Доход по акциям выражается в увеличении стоимости акций и размера диви­денда на одну акцию, что может быть достигнуто только за счет финансовой доходно­сти.

Сторонники теории собственника утверждают, что поскольку единственным мо­ральным долгом директоров является максимизация благосостояния акционеров, все иные виды деятельности компании, не связанные с получением прибыли, не должны быть в центре внимания заинтересованных лиц. Интеллектуальную основу этой точ­ки зрения на социальную ответственность можно найти еще в работах двухсотлетней давности.

Классическая экономическая теория Адама Смита (Smith, 1776) объясняет про­блему получения максимальных выгод для общества через экономический меха­низм - все люди и компании действуют свободно в собственных экономических инте­ресах. Принцип «невидимой руки», выдвинутый А. Смитом, показывает, что каждые человек и компания свободны от внешних влияний при принятии экономических ре­шений, стремясь к собственной выгоде, но естественным образом впоследствии все общество получает выгоду. Прибыльные компании стимулируют экономический рост в макроэкономике и повышают занятость. Увеличивающийся уровень занято­сти, в свою очередь, стимулирует покупательную способность, и компании вновь уве­личивают свои доходы. Если данный процесс происходит непрерывно, общество на­чинает процветать, и общий эффект является очень позитивным.

Пример.

Теория собственника и моя машина

Я владею машиной, и никому нет никакого дела до того, в каком она состоя­нии. Вы можете думать, что моя машина грязная, немодная, медленная, я за ней плохо слежу, но ваше мнение не имеет никакого значения, потому что ма­шина моя. Я заплатил за нее и, покупая, рискнул вложить мои кровно зарабо­танные деньги. Единственная задача машины - служить мне. Вы можете выра­жать свое мнение по поводу моей машины, но я совершенно спокойно могу не обращать внимания на ваше мнение.

Позиция заинтересованных лиц

Данная позиция зиждется на признании того, что все компании, как и люди, -это граждане общества. Принадлежность к обществу означает наличие опреде­ленных прав, которыми мы пользуемся, а также определенных обязанностей. Со­вершенно очевидно, что мы получаем от общества определенные блага - это граж­данский мир, свобода личности в рамках закона, право владеть собственностью и использовать ее и т.п. Взамен мы принимаем определенные обязательства - как юридические, так и социальные. Сточки зрения юридической, мы соглашаемся выполнять законы, платить налоги и уважать власть. С точки зрения социальной, большинство из нас понимает, что общество только тогда функционирует хорошо, когда все подчиняются определенным правилам общежития. Так, мы извиняемся, когда наступаем кому-то на ногу в коридоре; выражаем соучастие и успокаиваем тех, кто переживает тяжелые времена, и радуемся все вместе, когда у кого-то из нас хорошие новости.

Таким образом, все взаимообусловлено. Если мы хотим и впредь пользоваться со­циальными благами, мы должны выполнять определенные обязательства. Совершен­но очевидно, что бизнес-компании также пользуются благами общества. Они получа­ют денежный капитал и работников и рассчитывают на постоянного потребителя, по­мощь местных сообществ, поставщиков и т.п. Позиция заинтересованных лиц по по­воду отношений между компанией и обществом состоит в том, что если компании по­лучают блага вследствие хорошего расположения к ним общества, они взамен долж­ны выполнять определенные обязательства.

Данное предположение имеет далеко идущие последствия. По сути, эта теория ут­верждает, что акционеры - не единственные владельцы компании и поэтому являют­ся не единоличными получателями благ, которые компания предоставляет в результа­те своей деятельности. Поскольку акционеры являются лишь одной из заинтересо­ванных групп, они не единственные, кто имеет юридическое право влиять на страте­гические цели компании.

Пример.

Теория заинтересованных лиц и моя машина

Хотя я владею машиной и она служит в основном мне, у вас есть законное право делать комментарии по поводу ее состояния. Ваше право выражать свое мнение, а моя обязанность слушать эти комментарии основаны на ряде ключевых моментов. Во-первых, если вы вынуждены смотреть на мою машину, то ее не­аккуратный вид будет неприятен для Вас. Bo-втрых, если я плохо содержу свою машину, она может представлять определенную угрозу вам или вашей семье. Могут отказать тормоза, когда вы переходите дорогу, и она может наехать на вас. В-третьих, если вы захотите, чтобы я подвез вас на своей ма­шине, то из-за внутреннего беспорядка или грязи можете запачкать вашу одежду. И хотя юридически машина принадлежит мне, все эти моменты я учитываю при содержании своей машины и веду себя соответствующим образом.

Данную позицию можно описать обобщенным термином социальный контракт. Согласно социальному контракту социальные институты (такие, как правительства или компании) будут легитимны, если они постоянно корректируют свою политику и деятельность в соответствии с социальным мнением. Можно с уверенностью предположить, что именно на этом принципе основано избрание на демократиче­ских выборах тех партий, которые предлагают политику, соответствующую, по их мнению, устремлениям электората. Если же во время правления партии ее цели не отвечают интересам избирателей, то на следующих выборах она, скорее всего, не победит.

Основные положения

Социальный контракт

Теория социального контракта основана на признании того, что любой соци-альный институт существует в обществе через социальный контракт. Эта идея достаточно старая, мыслители XVII в. развили ее содержание достаточно под­робно. Английские философы Томас Хоббес (1588-1 679) и Джон Локк (1632-1 704) разработали эту теорию по отношению к правительствам и народу, кото­рым они управляют. В XX в. теория была модифицирована для объяснения взаимоотношений между крупными бизнес-организаииями и всеми заинтере­сованными лицами, на которые эти организации могут оказывать влияние (см., напр.: Ravis, 1971; Donaldson, 1982).

Сутью данной теории является обоюдная ответственность. Общество соглаша­ется признать полномочия мощного института только в том случае, если дан­ный институт будет действовать в интересах этого общества. Если же одна из сторон нарушает эти условия, контракт перестает действовать. Аналогично, говоря о взаимоотношении между компанией и заинтересован­ными лицами, можно утверждать, что между ними существует социальный контракт. Заинтересованные лица (скажем, работники, потребители и т.д.) фактически соглашаются поддерживать деятельность организации до тех пор, пока компания действует в соответствии с их ожиданиями.

Проблема, однако, в том, что компании не выбираются электоратом. Поэтому они действуют в соответствии с социальным контрактом таким образом, чтобы защищать интересы широкого круга заинтересованных лиц.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...