Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Механизмы выполнения социальных обязательств




Компании по-разному выполняют свои социальные обязательства, используя для этого целый ряд механизмов. Попытаемся ответить на вопрос: «Как организация вы­полняет свои социальные обязательства?»

Существует много разных способов, с помощью которых компании выполняют свои социальные обязательства (по крайней мере, те, о которых они заявляют). Самы­ми распространенными из них являются:

• открытая декларация своих намерений в программных заявлениях;

• принятие предписанного кодекса поведения;

• издание для широкой общественности отчетов о влиянии деятельности компа­нии на общество или включение социальной информации в отчеты компании;

• издание отдельного отчета о социальном аудите компании как дополнение к обязательным финансовым отчетам.

Рассмотрим кратко эти моменты.

Программные заявления

В 1 говорилось о том, что некоторые компании используют публикацию про­граммного заявления как средство, с помощью которого ЗЛ могут быть проинформи­рованы о стратегических целях компании. Вполне очевидным является тот факт, что если какой-то вопрос специально оговорен в программном заявлении о задачах ком­пании, то она считает этот вопрос стратегически важным. Упоминание социальных или этических вопросов в программном заявлении свидетельствует о том, что данно­му вопросу будет уделено соответствующее внимание.

Одним из энтузиастов такого способа является компания Body Shop plc. - рознич­ный торговец косметикой и товарами для здоровья. Программное заявление этой кор­порации начинается словами: «Чтобы посвятить наш бизнес изменениям в обществе и окружающей среде»... «активно бороться за чистоту окружающей среды, челове­ческие и гражданские права, против тестов на животных в косметической и гигиени­ческой отрасли».

Однако заявления, подобные тем, которые делает компания Body Shop plc, доста­точно редки. Большинство деклараций менее конкретны. Они могут, например, со­держать заявления о том, что компания будет честна по отношению к своим работни­кам, будет платить своим поставщикам вовремя или вносить свой вклад (хотя и не указывается, какой) в развитие сообщества.

Этический кодекс повеления

Некоторые организации идут гораздо дальше. Помимо заявлений о своих намере­ниях, они издают кодекс деловой этики. Это документ, который определяет, как ком­пания намеревается относиться ко всем ЗЛ. Многие британские крупные компании, включая British Airways, Barclays and Lloyds Banks, Whitbread, British Aerospace, Phillips Petroleum и др., издали такие документы. Обычно рекомендуется, чтобы заяв­ления, касающиеся этической практики, отражали следующие аспекты:

• отношения с потребителями;

• отношения с акционерами и другими инвесторами;

• отношения с работниками;

• отношения с поставщиками;

• отношения с правительством и местным сообществом;

• воздействие на окружающую среду;

• налоги;

• отношения с конкурентами;

• вопросы, связанные с международным бизнесом;

• поведение в связи с поглощениями и слияниями;

• этические вопросы, касающиеся поведения менеджеров и директоров;

• соответствие и подтверждение подлинности.

Отчеты компании о социальной деятельности

Публикуя отчеты о своей социальной деятельности, компания добровольно ин­формирует всех ЗЛ о решении ею этических и социальных вопросов. Важным здесь является то, что у компании нет никаких юридических обязанностей делать такие от­четы, тем не менее она это делает. Часто компания отчитывается о негативных по­следствиях своей деятельности для общества или природы, что, как считают, делает­ся с целью оправдать себя в глазах потенциальных критиков со стороны ЗЛ (см., напр.: Guthri and Parker, 1989; Gray et.al, 1995).

Подобные разоблачения социально негативных последствий осуществляются с помощью публикации документов компании. Такая практика принята среди круп­ных компаний, которые имеют более сложные связи с ЗЛ, чем, скажем, малые компа­нии. Хотя основным инструментом обнаружения негативной деятельности компании является ежегодный отчет компании, некоторые организации публикуют отдельные отчеты, связанные с общественными интересами и окружающей средой. Это необяза­тельные документы, но в них компания подробно описывает свою деятельность по отношению к окружающей среде или социальным проблемам за последний год.

Социальные отчеты

Как и другие формы социальной информации, публикация социальных отчетов - дело абсолютно добровольное. Социальные отчеты определяют, какое влияние дея­тельность компании оказала на все социальные составляющие. Конечно, те компа­нии, которые готовят подобные отчеты, должны определить, если возможно, в какой степени это влияние было позитивным или негативным для ЗЛ.

Для придания своим социальным отчетам большей степени доверия многие ком­пании, как при финансовой отчетности, организуют независимый аудит. Такой аудит обычно проводится специальными консалтинговыми группами, но по мере повыше­ния спроса на подобный вид аудита им постепенно начинают заниматься и крупные финансовые аудиторы.

Однако социальные аудиты еще достаточно редки в мире деловой этики. Среди тех, кто этим занимается, можно отметить несколько альтернативных торговых орга­низаций (АТО - Alternative Trading Organizations), которые существуют для того, что­бы проводить в жизнь этические принципы (например, принцип честной торговли со странами «третьего мира»). Предполагается, что подобная практика будет развивать­ся среди наиболее передовых компаний.

Заключение

В данной главе рассматривались вопросы, связанные с проблемами деловой этики и ответственности перед обществом. Обсуждались точки зрения собст­венников компаний и всех заинтересованных лиц на эти проблемы. Была про­анализирована природа интересов и озабоченности ЗЛ. В главе были также рассмотрены механизмы, с помощью которых компании решают социальные и этические проблемы.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...