Глава 2. Понятие и сущность специальных знаний, формы их использования
Глава 2. Понятие и сущность специальных знаний, формы их использования § 1. Системно-структурная характеристика знаний. Понятие и сущность специальных знаний. Среди категорий философии ведущее место занимают «система», «структура», «элемент», которые так широко используются и в других науках – физике, химии, психологии, биологии, теории государства и права, криминалистике и т. д. Система есть определенная совокупность отношений (экономических, психологических и др. ), судебных доказательств и т. д. Структура – это строение и внутренняя форма организации системы, единство устойчивых взаимосвязей между ее элементами. Знания, представляющие собой систему идеально воспроизведенных в языковой форме закономерных связей практически преобразуемого объективного мира, подразделяются на две подсистемы: а) общетеоретические (общие); б) прикладные (специальные). В то же время эти подсистемы целостной системы знаний становятся системами для своих подсистем (науки, техники, искусств, ремесла), которые в свою очередь выступают как системы по отношению к другим подсистемам. В систему научных знаний входят общественные, естественные, технические и математические знания. Общественные научные знания классифицируются на общетеоретические (общие) и прикладные (специальные). К общетеоретическим относятся: философия, логика, этика, психология, бухгалтерский учет, статистика, науки политической и юридической надстройки (гражданское, государственное, уголовное, административное, гражданское процессуальное, уголовно-процессуальное, трудовое право и пр. ). прикладные (специальные) знания возникают в стыковых областях, например, между правоведением и другими отраслями науки (судебная бухгалтерия, судебная этика, правовая психология и др. ).
Систему естественно-научных знаний составляют общетеоретические (биология, ботаника, физика, химия, медицина, антропология, физиология человека и др. ) и специальные знания (прикладная биология, прикладная физика, прикладная механика, агрономия, зоотехника, судебная медицина, судебная психиатрия, судебная химия и т. д. ). Определенную систему и подсистемы образуют знания в области техники. Общетеоретические – это знания в сфере техники (производственной и непроизводственной: о машинах производительных – технологических, транспортных, энергетических и др. и непроизводительных – коммунальных, гоночных, легковых автомобилях и пр. ); ремесла (мелкого ручного производства промышленных изделий с применением простых орудий); искусства (литературы, живописи, скульптуры и т. д. ) и др. К прикладным здесь относятся фототехника, радиотехника, автотехника, электротехника, криминалистическая техника (судебная фотография, судебная баллистика и др. ), судебная радиология и проч. Общетеоретические математические научные знания – математика, кибернетика, теория операций, семиотика, теория программирования, информатика, математическая статистика, теория игр, теория структур и систем, а специальные (прикладные) – прикладная кибернетика, правовая информатика, правовая кибернетика и др. Понятие «специальные познания» появилось в юриспруденции, когда для разрешения вопросов, касающихся собирания, исследования и оценки доказательств, стали приглашаться лица, обладающие знаниями в области науки, техники, искусства и ремесла. Почему же законодатель употребил здесь термин «познания», а не использовал более подходящее, на первый взгляд, понятие «знания»? Некоторые авторы утверждают, что законодатель в данном случае допустил «неопытность», «ошибку», «неточность выражения»[45].
Думается, термин «познания» введен в закон абсолютно сознательно. Познание – это процесс отражения и воспроизведения в человеческом мышлении приобретенных знаний, накопленного жизненного и профессионального опыта, навыков, умений. Познание – это не только существующие знания, умения, навыки, опыт и т. д., но и прогнозирование способов их получения и цели их использования. Термин «знания» характеризует готовые результаты, продукты человеческой деятельности. Например, специальные знания в уголовном процессе – это система сведений, полученных в результате научной и практической деятельности в определенных областях (медицина, бухгалтерия, экономика и т. д. ) и зафиксированных в научной литературе, методических пособиях, инструкциях и т. п. Термин «познания» значительно шире, чем «знания», так как включает в себя не только накопленные знания, но и те достижения, которые могут появиться в результате активной познавательной деятельности. В настоящее время законодатель использует понятия «специальные знания» и «специальные познания». В юридической теории и практике также встречается термин как «специальные знания», так и «специальные познания». Представляется, с целью устранения путаницы, целесообразно употреблять термин «специальные знания», что будет способствовать единообразию и соответствовать современному состоянию, научно-техническому прогрессу. Следовательно, использование термина «знания» в указанном выше словосочетании более уместно. Используя термин «специальные знания», законодатель не объяснил, какие познания являются специальными. Статьи УПК и ГПК РФ лишь упоминают это понятие, но содержание его не раскрывают. Отсутствуют соответствующие пояснения и в других отраслях права (административно-процессуальном, уголовном, гражданском, семейном и др. ). Среди юристов также нет единого мнения о данном понятии. Одни авторы считают, что специальные – это те знания, которыми не располагает или располагает не в полной мере субъект доказывания (следователь, орган дознания, судья), другие – что это знания не общедоступные, не общеизвестные, а приобретенные в результате специального образования и профессионального опыта (А. А. Эйсман, А. В. Дулов, Б. А. Зотов, З. М. Соколовский и др. ). В. Н. Махов, например, рассуждает следующим образом:
а) сведущие лица по заданию следователя или суда не проводят научных исследований, а лишь практически применяют уже имеющиеся в данной сфере деятельности правила, модели, образы, решения и т. д.; б) знания в искусстве в наше время довольно редко используются в судопроизводстве; в) познания в ремесле не применяют для производства экспертизы[46]. Утверждение В. Н. Махова о том, что искусствоведческая экспертиза проводиться редко, а содействие ремесленников (лиц, занятых изготовлением изделий ручным или кустарным способом) нецелесообразно использовать как экспертное исследование, малоубедительно. Судебно-следственная практика показывает, что существуют потребности в установлении подлинности картин, икон, скульптур и других произведений культуры, их ценности, в определении качества изделий ремесленного промысла (хохломского, гжельского и др. ), причем значение ремесленного (частнопредпринимательского) промысла будет возрастать. Деление специальных знаний на виды совершенно справедливо, ибо позволяет определить основные источники получения информации – наука, техника, искусство, ремесло. Специальные знания включают в себя профессиональный опыт, навыки, умения. Профессиональный опыт – совокупность психических и психофизиологических особенностей человека, воспроизведение каких-либо действий и явлений, необходимых и достаточных для достижения общественно-приемлемой эффективности в той или иной профессии. Навыками называют действия, которые доведены до совершенства и выполняются быстро, экономично и правильно (например, эксперт-криминалист имеет хорошие навыки владения фото-, видеотехникой, поисковыми и измерительными приборами). Умение – это способность человека эффективно, быстро и качественно выполнять работу в новых, порой экстремальных условиях.
Современные возможности (справочники, энциклопедические словари, электронные средства массовой информации, глобальная компьютерная сеть Интернета, популярные книги по сложным научным проблемам и т. д. ) позволяют в иной плоскости посмотреть на критерии определяющие общедоступность, обыденность, общеизвестность знаний[47]. В каждом конкретном случае необходимо исходить из уровня образования, интеллекта, жизненного и профессионального опыта субъекта. Представляется, что несмотря на имеющиеся специальные знания (полученные из доступной информации) без помощи специалиста не обойтись (консультации, заключения и т. д. ). Существует мнение, что юридические знания не относятся к специальным. Думается, что это не совсем так. В законе нигде прямо не указывается, что юридические знания не могут быть специальными. Юридические знания подразделяются на правовые (знания в сфере уголовного, гражданского права; уголовного, гражданского, арбитражного, административного процесса и др. ) и специальные (криминалистическая техника, судебная медицина, правовая психология, судебная психиатрия и др. ). Юристы (следователи, работники дознания, судьи, юристы-консультанты и др. ) в работе обычно используют свои профессиональные знания, но они считают, что их юридические знания не являются для них какими-то особенными. Юридические (правовые) знания – это знания, полученные в результате подготовки в юридических учебных заведениях или профессионального опыта и применяемые в порядке установленном законом (уголовно-процессуальным, гражданским процессуальным, административно-процессуальным, нотариальным, таможенным, арбитражным и др. ). К специальным относятся знания, позволяющие следователю, дознавателю, прокурору, адвокату и другим лицам решать частные задачи процессуальной деятельности. Важнейшими источниками получения подобных знаний выступают криминалистика, судебная медицина, судебная психиатрия, юридическая (правовая) психология, судебная бухгалтерия, правовая статистика и др. Специальные познания в области криминалистики (техники, тактики, методики расследования преступлений) помогают юристу своевременно обнаружить, всесторонне исследовать и объективно оценить признаки материальных объектов, имеющих доказательственное значение по делу, дают ему возможность самостоятельно находить подделки, подчистки, исправления в документах; позволяют обнаружить, осмотреть, зафиксировать и изъять следы, отображающие внешнее строение объектов (следы рук, ног, орудий взлома и т. д. ), изучить механизм их образования; исследовать огнестрельное оружие, боеприпасы и следы их применения; изучить, систематизировать и дать оценку признакам внешности человека; провести анализ письменных доказательств (документов, записок, писем и т. д. ). а также идентификационные исследования.
Юрист, обладающий криминалистическими познаниями и навыками владения техническими средствами обнаружения, фиксации и исследования материальных и иных объектов преступного события, может устанавливать факты без экспертного исследования. Это ускоряет изучение дела (его материалов), экономит расходы на производство экспертизы. В каком объеме юрист должен обладать криминалистическими познаниями? Уровень знаний в области криминалистической техники у него может быть не ниже, чем у эксперта, и тогда он в состоянии самостоятельно провести изучение объекта. Однако общеизвестно, что основанием для использования юристом своих познаний и навыков в области криминалистической техники считается очевидность выявленных признаков. Если выводы юриста очевидны и общедоступны, то необходимости в производстве экспертизы не возникает. В настоящее время бытует мнение, что усложнение научно-технических средств и методов работы с доказательствами не позволяет юристу (следователю, работнику дознания и др. ) овладеть всеми криминалистическими рекомендациями, а потому необходимо идти по пути освобождения его от всех технических операций по работе с доказательствами, поручив их выполнение специалисту-криминалисту. Думается, что успешное исследование и оценка доказательств возможны и при разумном сочетании знаний специалиста и юриста. Так, следователь обязан иметь криминалистические знания и использовать их непосредственно в процессе расследования, а также при оценке действий специалиста. В частности, законодатель предусмотрел, что наружный осмотр трупа производит следователь с участием судебного медика или иного врача (ст. 178УПК). Во втором случае знания следователя в области судебной медицины помогают избежать ошибок в методике изучения объекта и предупредить появление необоснованных выводов. Например, на месте происшествия (полотно узкоколейной железной дороги) следователь обнаружил разбросанные части человеческого тела и одежды, имевшие следы воздействия колес поезда, машинной смазки и гравия. При тщательном осмотре частей тела он обратил внимание на веретенообразное отверстие в грудной клетке. Присутствующий врач предположил, что это ножевое ранение. Впоследствии судебно-медицинская экспертиза подтвердила выводы врача и помогла раскрыть инсценировку несчастного случая. Знания в области судебной медицины позволяют следователю провести анализ результатов освидетельствования. Так, следователь не присутствует при освидетельствовании лица другого пола, его осмотр осуществляется специалистом врачом с участием понятых (ст. 179 УПК). Но это не означает, что следователь устраняется от проведения данного процессуального действия: оно исполняется от его имени и под его руководством. Знание судебной медицины помогает ему дать правильную оценку заключению, успешно провести в необходимых случаях допрос эксперта. Обязательной частью подготовки юриста является изучение психологии (общей и специальной). Применение достижений психологии и ее важнейшей части – юридической психологии – в практической деятельности юриста имеет актуальный характер. Психологические знания необходимы для того, чтобы при изучении материалов дела дать оценку условиям, при которых были получены доказательства (факты), правильно осуществить психологическое воздействие на лиц, оказавшихся в орбите правосудия, критически осмыслить собственное поведение и характер своих действий. Они позволяют юристу воспитывать в себе и развивать волевые (принципиальность, смелость, решительность), интеллектуальные (наблюдательность, умения, навыки, знания), характерологические, психофизические и другие профессионально важные психологические качества. Отсюда важнейшая задача – пропаганда психологических познаний, повышение психологической культуры юриста (следователя, судьи, нотариуса и др. ). Например, психологические знания позволяют следователю правильно квалифицировать действия преступника, своевременно выдвинуть и проверить версии, определить психологическое состояние участника уголовно-процессуальной деятельности. Изучить личность обвиняемого. Значительная роль здесь отводиться таким методам и приемам, как наблюдение, беседа, обобщение независимых характеристик, создание психологического напряжения, «допущение легенды», «пресечение лжи» и др. Во многом обусловливают эффективность деятельности юриста знания в экономике, финансовом и хозяйственном законодательстве, судебно-бухгалтерской экспертизе, аудите и т. д. они помогают оперативно изучить структуру организации, систему движения сырья и готовой продукции, форму контроля и охраны на конкретном хозяйственном предприятии. Например, следователь, владеющий основами бухгалтерского учета, аудита и т. п. способен критически относиться к предложениям, выводам специалистов, самостоятельно анализировать бухгалтерские документы (акты проверок, справки хозяйственной деятельности предприятий и т. п. ). В настоящее время некоторые юристы обладают специальными юридическими знаниями. Например, врач окончил юридический институт и стал работать следователем. Он может провести следственные действия и без специалиста (провести освидетельствование лица, осмотр трупа на месте происшествия и др. ). однако специальные медицинские знания необходимы следователю и другому юристу для постановки вопросов при назначении и производстве судебно-медицинской экспертизы, осуществить профессиональную оценку заключения эксперта и т. д. Специальные знания юристу особенно нужны при расследовании дел связанных с административными правонарушениями, экологическими, технологическими, взрывоведческими и др. преступлениями. Юрист должен грамотно составить протокол, профессионально допросить участвующих в деле лиц, провести контрольную закупку товаров, квалифицированно осуществить таможенный досмотр, дать анализ сведениям о природопользовании, здравоохранении и т. д. Впервые юридические знания были отнесены к специальным в практике рассмотрения дел в Конституционном суде. Ст. 63 Федерального конституционного закона от 21июля 1994 года №1 – ФКЗ «О конституционном суде Российской Федерации» гласит, что в заседание Конституционного Суда РФ может быть вызвано в качестве эксперта лицо, обладающее специальными знаниями по вопросам, касающимся рассматриваемого дела. «Анализ практики рассмотрения дел в Конституционном Суде РФ показывает, что во многих случаях в качестве экспертов вызываются высококвалифицированные юристы (доктора и кандидаты юридических наук) и на их разрешение ставятся вопросы правового характера, касающиеся трактовки использования отдельных норм материального и процессуального права»[48]. Таким образом, юридические специальные знания используются для исследования представленного нормативного материала, т. к. следователь, суд или лицо, рассматривающее административное правонарушение не обладает необходимыми юридическими знаниями. Подобное предложение не получит одобрения среди юристов (следователь или другой юрист – должен знать юриспруденцию), но необходимость в использовании юридических специальных знаниях объективно необходима. Изложенное позволяет дать определение специальных знаний. Специальные знания – это системно-структурная характеристика теоретических знаний и практических навыков, умений, в области конкретной науки, техники, искусства и ремесла, приобретаемых путем специальной подготовки или профессионального опыта, не являющимися общедоступными и общеизвестными и применяемые в порядке установленном законом (конституционным, уголовно-процессуальным, гражданским процессуальным, административно-процессуальным, арбитражным, таможенным, налоговым и др. ).
§ 2. Формы использования специальных знаний Актуальной проблемой деятельности правоохранительных органов является изучение существующих и поиск новых оснований, форм, условий и пределов использования специальных знаний. Особое значение эта проблема имеет в сфере расследования преступлений и рассмотрения дел в суде. Привлечение в судопроизводство лиц, обладающих знаниями в науке, технике, искусстве и ремесле, определяется либо требованиям гражданского процессуального, уголовно-процессуального, арбитражного процессуального Кодексов РФ и Кодекса РФ об административных правонарушениях[49] (процессуальная форма), либо выполнение сведущими лицами действий вне процессуального закона, но в интересах следствия или суда (непроцессуальная форма). Процессуальная форма использования специальных знаний Процессуальная форма использования специальных знаний состоит из следующих элементов: - привлечение специалистов к производству следственных или судебных действий (ст. 58, 168 УПК; ст. 188 ГПК; ст. 25. 8 КоАП; ст. 64, 65, 78, 79 АПК); - заключение специалиста (ч. 3 ст. 80 УПК); - показания специалиста (ч. 4 ст. 80 УПК); - производство судебной экспертизы (ст. 195-207 УПК; ст. 79 ГПК; ст. 82 АПК и др. ). а) Привлечение специалистов к производству следственных или судебных действий Специалист (specialis – особый) – это сведущее лицо, обладающее большими сведениями, знаниями в какой-либо области, определенной специальности. В юриспруденции в качестве специалиста выступаю любые лица, чьи специальные знания необходимы для определения сущности, свойств, природы, объектов, явлений, познание которых помогает объективно разобраться в сложившейся ситуации. Следует согласиться с мнением В. А. Снеткова о том, что сведущее лицо должно называться «судебный специалист», по аналогии с процессуальным понятием «судебный эксперт», «судебная экспертиза», «судебное доказательство» и др. [50]. В УПК, в отличии от УПК РСФСР, значительно расширены права специалиста. Он получил право участвовать во всех следственных действиях, а также в процессуальных действиях. Законодатель определил случаи обязательного участия специалиста: - участие педагога в допросе (опросе в КоАП) потерпевшего или свидетеля в возрасте до 14 лет (ст. 179 ГПК; ч. 1 ст. 191 УПК; ч. 4 ст. 25. 6 КоАП), а по усмотрению следователя и при допросе потерпевших и свидетелей в возрасте от 14 до 18 лет (ч. 1 ст. 191 УПК); - участие судебного медика, а при невозможности его участия – иного специалиста, в наружном осмотре трупа (ст. 178 УПК); - участие врача в освидетельствовании в необходимых случаях (ч. 4 ст. 179, ч. 2 ст. 290 УПК); - участие в эксгумации (ч. 4 ст. 178 УПК); - участие педагога, психолога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии (ч. 3 ст. 425 УПК); В отличие от норм УПК РСФСР (ст. 133 УПК), в УПК РФ введены права специалиста: отказаться от участия в производстве по уголовному делу, если он не обладает соответствующими специальными знаниями; задавать вопросы участникам следственного действия с разрешения дознавателя, следователя, прокурора и суда; знакомиться с протоколом следственного действия, в котором он участвовал, и делать заявления и замечания, которые подлежат занесению в протокол; приносить на жалобы на действия (бездействия) и решения дознавателя, следователя и прокурора, ограничивающие его права (п. З. ч. 3 ст. 58 УПК). В соответствии с частью 2 статьи 58 УПК РФ осуществляется вызов специалиста, а порядок его участия в следственных действиях определяется статьями 168 и 270 УПК. Следователь устанавливает компетенцию специалиста, выясняет его отношение к подозреваемому, обвиняемому, потерпевшему, разъясняет специалисту права и ответственность, предусмотренные статьей 58 УПК. Законодатель указывает: специалист не в праве уклоняться от явки по вызову дознавателя, следователя, прокурора или суда, а также разглашать данные предварительного расследования, ставших ему известными в связи с участием в производстве по уголовному делу в качестве специалиста, если он был об этом заранее предупрежден в порядке, установленном статьей 161 УПК. За разглашение данных предварительного расследования специалист несет ответственность в соответствии со ст. 310 Уголовного Кодекса Российской Федерации (п. 4. ст. 58 УПК РФ). Процессуальной формой вызова специалиста служит письменное требование следователя, которое вручается руководителю предприятия (учреждения), где работает сведущее лицо, или лично специалисту под расписку с указанием времени вручения. В требовании фиксируется, кто вызывается в качестве специалиста, куда и к кому, день и час явки, процессуальное действие, в котором специалист будет принимать участие. В УПК РФ отсутствует прежняя ответственность за неявку или отказ. В УПК РСФСР содержалась норма, по которой требования следователя о вызове специалиста было обязательным. Он не должен отказываться или уклоняться от исполнения возложенных на него обязанностей. При отказе или уклонении без уважительных причин от выполнения этих обязанностей к нему применяются меры общественного воздействия или штраф. К сведущим лицам, состоящим на службе в экспертных учреждениях, за неосновательное уклонение от выполнения обязанностей специалиста руководитель учреждения может применить дисциплинарное воздействие. Согласно ч. 3. п. 1 ст. 58 УПК РФ специалист в праве отказаться от участия в производстве по уголовному делу, если он не владеет соответствующими специальными знаниями. Наиболее активная роль отводиться специалисту при производстве осмотра места происшествия, где он помогает следователю изучить обстановку места происшествия, обнаружить и изъять вещественные доказательства. Специалист использует методы исследования, которые исключают уничтожение или изменение первоначального вида и свойств вещественных доказательств, химическую, термическую обработку, механическое воздействие на объект. В осмотре трупа участие судебно-медицинского эксперта обязательно, а при невозможности его участия – врача (ч. 1 ст. 178 УПК). При необходимости для осмотра трупа могут привлекаться другие специалисты (в ред. Федерального закона от 04. 07. 2003. № 92 – ФЗ). Специалист (судебный медик, врач и др. ) путем непосредственного наблюдения (обозрение, восприятие гнилостного запаха, температуры тела и др. ) может установить давность смерти, механизм и последовательность нанесения повреждений пострадавшему, другие обстоятельства. Судебный медик помогает следователю правильно изъять и упаковать вещественные доказательства, в первую очередь объекты биологического происхождения (кровь, волосы и др. ). Иногда возникает потребность в повторном осмотре трупа или проведении повторной судебно-медицинской экспертизы после его захоронения. В этом случае проводиться эксгумация (извлечение трупа из места захоронения). Эксгумация также осуществляется в присутствии судебно-медицинского эксперта или врача. В эксгумации могут участвовать и другие специалисты (например, баллист, взрывотехник, криминалист и др. ) (ч. 3, 4, 5 ст. 178 УПК). При расследовании особо опасных преступлений (убийств, изнасилований, разбоев и т. д. ) важнейшим следственным действием является освидетельствование (ст. 179 УПК). Задача следователя, врача или другого специалиста обнаружить на теле человека особые приметы следов преступления, телесных повреждений, выявление состояния опьянения или иных свойств и признаков, имеющих значения для уголовного дела, если для этого не требуется производство судебной экспертизы. Специалист (врач) помогает следователю описать обнаруженные следы, свойства и признаки в протоколе освидетельствования. В статьях, регулирующих порядок допроса, участие специалиста не оговаривается. Исключение составляет лишь обязательное участие в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, педагога или психолога. Перед допросом несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого прокурор, следователь, дознаватель объясняет педагогу или психологу их права (задавать вопросы несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому, знакомиться с протоколом допроса и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей (ст. 425 УПК)). Познания психолога, особенно специализирующегося в области детской психологии, могут оказать помощь следователю в проведении очной ставки, следственного эксперимента и других процессуальных действий с участием несовершеннолетних. Психолог помогает более эффективно провести допрос лиц, страдающих психическими и физическими недостатками. Особенно его помощь необходима при допросах умственно отсталых субъектов. Самостоятельной процессуальной фигурой в уголовном процессе выступает переводчик. Его участие при допросе подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля и других лиц, не владеющих языком, на котором ведется производство по делу, обусловлено принципом ведения судопроизводства на национальном языке. Иногда следователи обращаются за помощью к аквалангистам, альпинистам, другим спортсменам. Являются ли указанные лица специалистами? Думается, что альпинисты, водолазы и другие сведущие лица, приглашенные следователем для осмотра места происшествия (места затонувшего судна, гибели туристов и т. д. ) являются специалистами, так как обладают специальными познаниями и профессиональным опытом работы под водой, в горах и других сложных, не каждому доступных условиях. Специалист в гражданском процессе. Гражданское процессуальное законодательство предусматривает использование специальных знаний в гражданском процессе в двух формах: в виде заключений экспертов (ст. 74-78 ГПК) и заключений органов государственного управления (ст. 42 ГПК). Судебная практика выработала еще одну форму использования специальных знаний – заключение специалиста. Подобное заключение не связано с исследованиями экспертного характера, а больше напоминает консультацию специалиста. ГПК прямо не предусматривает возможности участия специалистов в гражданском процессе. Вместе с тем Верховный суд РФ в ряде постановлений и определений по отдельным делам признал возможным использовать их мнение при рассмотрении многих категорий гражданских дел. По существу, это фиксирует и ГПК. Например, специалисты могут участвовать в исследовании письменных доказательств непосредственно в зале судебного заседания (ст. 175, 178), привлекаться для участия в осмотре на месте тех письменных и вещественных доказательств, которые не могут быть доставлены в суд по причине их большого размера, особой ценности, ветхости и сильной изношенности (ст. 179). И хотя в статьях ГПК говориться об участии эксперта, каких-либо экспертных исследований при этом не производиться. Таким образом, здесь используются познания специалиста, а не эксперта. В гражданском судебном процессе специалисты обычно привлекаются в качестве свидетелей, а представленные ими акты, документы, заключения рассматриваются как письменные доказательства. Специалист не должен быть заинтересован в исходе дела и не имеет права на юридическую оценку представленных им доказательств. Компетентность его должна подтверждаться в том же порядке, что и компетентность эксперта. Согласно ст. 173 ГПК в допросе несовершеннолетнего участвует педагог, который является специалистом в области психологии и педагогики. При сомнении в психическом здоровье лица обязательно проводиться судебная психиатрическая экспертиза. Специалист - психиатр помогает подготовить назначение экспертизы, участвует в судебном заседании при решении вопроса о принудительном направлении лица, в отношении которого возбуждено уголовное дело, на судебную психиатрическую экспертизу о признании его недееспособным. Специалист помогает выяснить факт нарушения строительных норм и правил, а также наличие существенных отступлений от утвержденного проекта постройки дома. Функции специалиста в гражданском процессе часто выполняет товаровед, особенно на стадии исполнительного производства, когда возникает необходимость оценки имущества должника. Порядок привлечения эксперта в стадии исполнительного производства определяет ст. 373 ГПК. Однако здесь положение эксперта и его деятельность отличаются от положения и деятельности судебного эксперта. Поэтому, в ст. 373 ГПК, очевидно, имеется в виду специалист. Оценочные мнения специалистов используются в некоторых случаях при разрешении дел о разделе имущества при расторжении брака, при определении размера ущерба или стоимости имущества, являющегося предметом спора. В основном суды устанавливают действительную стоимость дома (имущества), если стороны не достигли соглашения, а также стоимость каждой предполагаемой к выделу части дома, размер затрат на переоборудование и т. д. Мнение специалиста имеет существенное значение при рассмотрении дел в кассационной и надзорной инстанциях. На этих стадиях гражданского процесса суд не в праве назначать экспертизу (дополнительную или повторную), поэтому использование познаний специалиста имеет определенное значение для объективного рассмотрения дела. Правовое положение специалистов достаточно полно урегулировано в УПК РФ, и эти нормы следует в субсидиарном порядке использовать при регулировании участия специалистов в гражданском процессе. Специалист в арбитражном процессе. Законодатель не выделил в Арбитражном процессуальном кодексе РФ отдельной статьи, посвященной специалисту. Представляется, что это существенное упущение. В то же время в ст. 64 АПК РФ «Доказательства» указывается: «в качестве доказательств допускается объяснения лиц, участвующих в деле…(п. 2 ст. 64 АПК РФ), эксперты, свидетели…». Представляется, что специалист (сведущее лицо) может оказаться в числе лиц, дающих объяснение по вопросам, требующих специальных знаний. В арбитражном процессе активная роль отводиться эксперту, который, используя свои специальные знания участвует в процессуальных действиях. Эксперт выполняя обязанности специалиста. Например, для осмотра и исследования письменных и вещественных доказательств по месту их нахождения (ст. 78 АПК), при осмотре и исследовании вещественных доказательств, подвергающихся быстрой порче (ст. 79 АПК) приглашается эксперт. Как сведущее лицо он изучает вещественные доказательства и дает оценку их состоянию, указывает на индивидуальные особенности объектов, прогнозирует дальнейшее развитие событий. Кроме того, эксперт осуществляет фотографирование, аудио и видео запись. Подобную работу может выполнять процессуальная фигура – специалист. С целью активного использования сведущих лиц (специалистов, экспертов), законодатель должен дополнить АПК участников арбитражного процесса – специалистом. Специалист в производстве по делу об административных правонарушениях. Закон об административных правонарушениях раскрывает понятие специалиста – это любое совершеннолетнее лицо, приглашенное для участия в производстве по делу об административном правонарушении, незаинтересованное в исходе дела, обладающее познаниями, необходимые для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении технических средств (ст. 25. 8 КоАП). В качестве специалиста может быть вменяемое лицо, достигшее к моменту приглашения в качестве специалиста возраста 18 лет. Оно должно быть незаинтересовано в исходе дела (например, не родственник потерпевшего) и обладающееспециальнымипознаниями (т. е. имеющее диплом об окончании вуза или большой профессиональный опыт в конкретной деятельности). Основная задача специалиста оказать содействие (консультациями, советами, действиями и т. п. ) в обнаружении доказательств по делу, в его закреплении (например, путем видеосъемки, фотосъемки) и изъятии предметов, документов и т. д. В процессе обнаружения вещественных доказательств специалист применяет технические средства (всякого рода приборы, устройства, оборудования). Законодатель определяет обязанности специалиста (ч. 2, 3, 5 ст. 25. 8): - явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, осуществляющего производство по делу об административных правонарушениях (повесткой либо вручением ему определения); - участвовать в процессуальных действиях, к проведению которых он был привлечен (например, в осмотре документов, в осмотре места происшествия и др. ); - давать необходимые разъяснения по ходу выполнения различных действий сотрудниками правоохранительных органов. Специалист дает ценные разъяснения, которые потом закрепляются (фиксируются) в протоколе. В протоколе проведения процессуального действия специалист удостоверяет факт совершения этих действий, а также описание их содержания (время, место, объем, характер, способ изъятия доказательства и т. п. ) своей подписью. Специалист предупреждается (под расписку) перед началом совершения процессуальных действий (в которых он будет принимать участие) об административной ответственности за дачузаведомо ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|