Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

§2. Деятельность. Экспертная деятельность. Судебно-экспертная деятельность и ее виды.




Общеизвестно, что деятельность – это внешняя (физическая) и внутренняя (психическая) активность человека. Причем первая сторона (посредством которой человек воздействует на внешний мир) определяется и регулируется второй. Деятельность – сложная и многоплановая категория, включающая в себя многие стороны взаимодействия человека с миром. В последние годы данная категория приобрела статус одной из важнейших во многих социальных науках. В литературе 70-80 гг. 20 века был осуществлен ряд ее глубоких теоретических исследований (А. Н. Леонтьев, М. М. Качан, А. М. Фофанов и др. ).

Внешняя деятельность включает в себя сложные и простые действия. Простые имеют три структурных элемента: цель; исполнение; оценку результатов. Сложные действия состоят из ряда простых, которые выполняют роль операций.

Деятельность тесно связана с поведением. Поведением называется социально значимая система действий человека, отдельные элементы которой именуются поступками, коль скоро соответствуют нравственным принципам, общепринятым нормам поведения, и проступками, если не соответствуют этим нормам. Общественно опасное, уголовно наказуемое, виновное поведение, совершаемое под контролем воли и сознания человека, есть преступление.

По своему содержанию поступки людей могут быть благородными и недостойными, положительными и отрицательными. Выполнив определенное действие, человек подводит итоги, оценивает достигнутое; если цель оказалась нереализованной, вскрывает причины неудачи.

Общая динамическая структура деятельности такова: цель, мотив, способ и результат.

Активность человека регулируется сознательной целью. Достижение цели складывается из последовательного решения ряда частных задач, встающих перед индивидом по мере движения к намеченному. Цель задает действие, действие в свою очередь обеспечивает реализацию цели. Через характеристику цели можно характеризовать и действие. Чем масштабнее цель, тем выше порядок действий. Каждое действие в той или иной степени осознано, имеет начало и конец, смысловое завершение и всегда направлено на достижение относительно близкой цели.

Деятельность всегда начинается под влиянием внутренних побуждений – мотивов. Прежде чем наступает фактическое преобразование предметов и процессов внешней среды, должна сформироваться внутренняя психологическая основа для будущей практической деятельности.

Мотив есть довод в пользу избранного действия, осознание его личностного смысла. Большое разнообразие мотивов деятельности человека осложняет их квалификацию. Большинство юристов, психологов и др. выделяют мотивы достижения, взаимодействия, общения, управления, власти, воздействия (в том числе агрессивного, насильственного) на других людей, сотрудничества, оказания помощи.

Все мотивы деятельности можно подразделить на два больших класса: осознанные и неосознанные.

Осознанные мотивы направляют деятельность человека в течение длительных периодов его жизни. Они присущи зрелым личностям, ибо работа по осознанию мотивов очень сложна и трудоемка.

Неосознанные мотивы деятельности присущи многим людям и проявляются чаще всего в форме эмоций и личностных смыслов. Если деятельность осуществляется успешно, возникают положительные эмоции, в противном случае – отрицательные. Таким образом, эмоции являются ключом к разгадке человеческих мотивов.

Мотивы динамичны и могут меняться в зависимости от ситуации, хотя им свойственна некоторая инерционность в силу невозможности моментальной перестройки вслед за изменением ситуации. Нередко у человека возникает ряд противоположных, но одинаково сильных доводов в пользу разных действий: происходит борьба мотивов, сопровождающаяся волевым усилием. Борьба мотивов представляет собой противоборство различных желаний, она может быть кратковременной и очень длительной, связанной с большими затратами нервной энергии. Но противоборство мотивов не есть обязательное условие человеческой деятельности. Часто люди руководствуются определенными постоянно доминирующими мотивами.

Необходимо различать понятия «мотивы» и «мотивация». Мотивация суть переживания и часто – бессознательная причина поведения. Она представляет собой характеристики совокупностей мотивов, свойственных тому или иному лицу, той или иной форме поведения.

Мотивационной сферой человека определяются масштаб и характер личности. Важнейшим компонентом динамичности структуры деятельности является способ деятельности, под которым понимается совокупность приемов и методов деятельности, обеспечивающих ее результат.

Теория деятельности предполагает разработку проблем не только внешней (практической), но и внутренней деятельности. Внутренние действия подготавливают внешние. Процесс преобразования внешних действий во внутренние называется интериоризацией. Внутренние действия производятся не с фактическими предметами, а с их образами, а вместо реального продукта мы имеем мысленный результат.

Эффективная деятельность возможна только благодаря познанию окружающей среды. Но и само познание осуществляется в ходе деятельности. Отражение действительности в идеальных образах и моделях происходит при помощи совокупности познавательных процессов (ощущение, восприятие, мышление, память и воображение). Субъективные идеи выступают в качество объективной истины лишь при условии, что практические действия человека, основанные на этих идеях, достигают цели. Деятельность контролируется волей. Воля – это психический процесс сознательной регуляции поведенческого акта, направленного на достижение результата, предвосхищаемого субъектом как необходимость и возможность.

Активность деятельности во многом определяется психическими свойствами личности. В свою очередь деятельность оказывает непосредственное воздействие на формирование и развитие личности. «Психические свойства личности – изначальная данность, они формируются и развиваются в процессе деятельности», - писал С. Л. Рубинштейн[71]. Таким образом, деятельность не может рассматриваться вне психики и наоборот.

Изучение деятельности осуществляются по двум направлениям:

а) деятельность как предмет исследования (структура, формы, интериоризация и т. д. );

б) деятельность как объяснительный принцип (например, теория деятельности в сфере сознания личности и др. ).

Основополагающей для человека, безусловно, является трудовая деятельность.

Экспертная деятельность – это вид деятельности, включающая в себя организационное, материальное, и информационное обеспечение, а также проведение профессиональных исследований и оценок полученных результатов. Субъектами экспертной деятельности являются юридические и физические лица. Заказчиками экспертизы выступают федеральные органы государственной власти и управления субъектов Российской Федерации, организации различных форм собственности, отдельные граждане.

Объектами экспертной деятельности могут быть различного уровня предложения (проекты, технологии и т. д. ) по которым необходимо провести профессиональное исследование и получить научно обоснованное заключение.

Предметом экспертной деятельности является информация, содержащаяся в представленных на экспертное исследование материалах, полученных в ходе экспертизы, выводах экспертов и т. д.

В настоящее время практически невозможно решать экономические, юридические, экологические, технические и другие вопросы без активной экспертной деятельности (экспертизы), специально уполномоченных экспертных органов (государственных, независимых, общественных). Например, при принятии решения о строительстве объектов (особенно стратегического направления) необходимо получить заключение экспертов о безопасности будущего сооружения.

Судебно-экспертная деятельность осуществляется сведущими лицами в сфере судопроизводства.

Объектами судебно-экспертного исследования выступают вещественные доказательства (по возбужденному уголовному или гражданскому делу, по административным правонарушениям).

Участие сведущих лиц в разрешении специальных вопросов в судопроизводстве определило название этих исследований «судебно-экспертная деятельность».

Федеральный Закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» определил понятие «судебно-экспертной деятельности». В статье 1 Закона указано, что «государственная судебно-экспертная деятельность осуществляется в процессе судопроизводства государственными судебно-экспертными учреждениями и государственными судебными экспертами (далее также – эксперт), состоит в организации и производстве судебной экспертизы»[72].

Субъектами судебно-экспертной деятельности выступают экспертные учреждения, судебные эксперты, лица, обладающие специальными знаниями, лица и органы, назначившие экспертизу. Объектом судебно-экспертной деятельности является материальный объект, содержащий информацию, необходимую для решения экспертной задачи[73]. Основными объектами исследования являются: живые лица, вещественные доказательства, документы, животные, трупы и их части, материалы дела, относящиеся к предмету экспертизы, образцы для сравнительного исследования и др.

Предметом судебно-экспертной деятельности являются судебные доказательства. В отличие от объекта, предмет познания по форме субъективен.

Целью судебно-экспертной деятельности является оказание правоохранительным органам (дознанию, предварительному расследованию, судам, административным службам и т. д. ) помощи в разрешении вопросов, требующих специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла.

Средствами судебно-экспертной деятельности являются профессиональные знания сведущих лиц, научно-технические методы, способы, приемы и т. д. Результат судебно-экспертной деятельности определяется ее целью и оформляется письменным судебным заключением эксперта.

 Основные виды судебно-экспертной деятельности – познавательная, конструктивная, коммуникативная, воспитательная, организаторская.

Познавательная деятельность судебного эксперта направлена на получение достоверного знания, адекватно отражающего познавательный объект, и основана на применении специальных знаний, используемых при отборе и выявлении информационных сигналов, содержащихся в объектах исследования.

Решение поставленных перед экспертом задач осуществляется в несколько этапов:

1. уяснение сущности выдвинутых перед ним вопросов и осознание необходимости по своей инициативе предложить другие вопросы;

2. анализ условий производства экспертизы; выдвижение экспертных версий и составление плана экспертных исследований; определение необходимости затребовать дополнительные материалы (данные);

3. получение ответа на поставленные вопросы.

В познавательной деятельности эксперта значительную роль играют творческое (эвристическое) мышление, интуиция и моделирование экспертной ситуации.

Эвристическое мышление позволяет на основе визуального изучения объекта обнаружить в нем слабовыраженные или скрытые родовые признаки и определить, какие исследования и в какой очередности должны быть выполнены для их выявления.

Интуиция судебного эксперта способствует быстрому, иногда почти мгновенному осмыслению ситуации и нахождению правильного решения. Отличительный признак интуиции заключается в том, что лицо осознает не процесс своего мышления (протекающий чрезвычайно быстро), а только его результаты. Интуиция помогает выдвижению самой убедительной экспертной версии, выбору наиболее эффективных приемов исследования.

Моделирование экспертной ситуации применяется, когда объект исследования недоступен для непосредственного познания или когда отсутствует возможность изучения его свойств в чистом виде. Оно заключается в замещении объекта познания другим объектом, имеющим по отношению к своему прототипу определенное преимущество. Его можно представить как специальную исследовательскую процедуру, где в качестве объекта выступают модели (материальные и идеальные).

Производство конкретной экспертизы осуществляется поэтапно:

1. познаются факты, необходимые для решения поставленных задач;

2. проводиться исследование, дающее возможность получить дополнительную информацию об объектах экспертизы в результате использования специальных знаний;

3. составляется заключение, в котором излагаются выводы, сделанные на основе познанных фактов и сформировавшегося убеждения.

Выводы должны отвечать следующим требованиям:

- быть научно обоснованным мнением эксперта, сформулированным на основании результатов проведенной им экспертизы;

- составляться на основании объективных данных, вытекающих из вводной и исследовательской частей заключения;

- быть доходчивыми, понятными для лиц, не имеющих специального (к примеру, медицинского) образования;

- представлять собой по логической форме суждение;

- быть убедительно аргументированы (мотивированы)[74].

С познавательной деятельностью судебного эксперта тесно связана конструктивнаядеятельность, которая заключается в планировании, распространяющемся на все стороны судебно-экспертной деятельности. Основу здесь составляет текущее планирование, которое охватывает обычно небольшой период (неделю, месяц). Планирование конкретной судебной экспертизы также осуществляется в несколько этапов. Оно охватывает:

· ознакомление судебного эксперта с постановлением (определением) о назначении экспертизы и разработку первоначальных действий по ее производству;

· определение порядка экспертного исследования и последовательности использования экспертных методик;

· оценку полученных результатов исследования, сопоставление их с мысленной моделью ожидаемых результатов.

Конструктивная деятельность эксперта при проведении конкретной судебной экспертизы зависти от характера последней. Многообъектная судебная экспертиза требует развернутого плана проведения. В целом конструктивная деятельность эксперта предполагает не только планирование работы, но и приложение волевых усилий для выполнения намеченного.

Коммуникативная деятельность эксперта включает в себя установление психологического контакта с лицом, назначившим экспертизу (следователем, судьей, прокурором), другими экспертами при производстве комиссионных или комплексных экспертиз, а также с иными участниками уголовного (гражданского) процесса.

Отношения между экспертом и должностными лицами – внешняя сторона его деятельности, внутренние же отношения экспертов реализуются в процессе обмена информацией и получения результатов совместной работы.

При экспертном обследовании живых лиц эксперт общается с обвиняемым, свидетелем, потерпевшим, которые служат основными источниками информации. Поэтому важно установить контакт с испытуемым лицом, вызвать его на откровенность, возбудить у него интерес к общению. Сказанное относится в первую очередь к судебно-психологической и комплексной психолого-психиатрической экспертизе.

Воспитательная деятельность судебного эксперта выступает как итог познавательной деятельности, которым является экспертное заключение. Обвиняемый всегда относится к заключению эксперта с уважением, независимо от того, в чью пользу оно говорит. Почтительное отношение к выводам специалистов (криминалистов, экономистов, психологов и др. ) обусловливается в основном уважением к научным методам исследования.

Разновидностями воспитательной деятельности эксперта служат также разработка им профилактических мероприятий, вытекающих из проведенных исследований, и его выступления перед другими людьми.

Организаторская деятельность судебного эксперта тесно связана с конструктивной. Она заключается в организации своего труда и руководстве комплексной или комиссионной экспертизой. Организаторская деятельность дает возможность эксперту реализовать на практике принятые планы и решения, будучи условием успешного выполнения поставленной задачи.

Вынужденный действовать в условиях ограниченного времени, судебный эксперт должен уметь организовать свой рабочий день, уплотнять время, рационально распределять различные виды экспертной деятельности. В организацию работы входит умение сосредоточиться, мобилизовать и активизировать свои волевые усилия.

Особое внимание уделяется организации судебно-экспертной деятельности. Сначала он изучает постановление (определение) о назначении экспертизы, затем готовит помещение для ее проведения и пр. В настоящее время практикуется проведение судебно-экспертных исследований непосредственно на месте происшествия. Так, при судебно-баллистической экспертизе устанавливается: проводились ли выстрелы на месте происшествия; сколько раз стреляли; в каком направлении двигался снаряд; встречалась ли на пути снаряда преграда; имеется ли отверстие на предмете? Если да, то откуда произведен выстрел; мог ли потерпевший стрелять в себя сам и другие, важные для дела вопросы.

Проведение судебно-экспертного исследования на месте происшествия требует от судебного эксперта большой предварительной работы:

а) подготовки материалов для экспертизы;

б) исследования объема и характера задания;

в) определения своих возможностей;

г) осмысления поставленных перед ним вопросов;

д) анализа всех материалов, представленных правоохранительными органами в его распоряжение;

е) приглашения необходимых специалистов для эффективного производства экспертного исследования (с обязательным уведомлением об этом следователя).

В современных условиях огромное значение имеет информация и компьютеризация судебно-экспертной деятельности.

«Информационное обеспечение судебной экспертизы должно представлять собой информационный процесс, определяемый законодателем как процесс сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации[75], необходимой в данном случае для решения судебно-экспертных задач»[76].

Судебно-экспертная деятельность невозможна без привлечения информационных ресурсов (документов, отдельные массивы документов и т. д. ).

В судебно-экспертных учреждениях Минюста России сформированы справочно-информационные фонды (СИФ), которые представляют собой натурные коллекции объектов и описания объектов. В судебно-экспертных подразделениях органов внутренних дел эти справочно-информационные фонды входят в состав справочно-вспомогательных учетов, которые, в свою очередь, в соответствии с нормативными актами МВД России являются частью системы криминалистической регистрации[77]. В органах внутренних дел ведутся криминалистические учеты так же входящие в систему криминалистической регистрации.

В зависимости от вида учитываемых объектов выделяются коллекции и карточки, относящиеся к криминалистическим учетам:

а) картотеки следов пальцев рук, изъятых с мест нераскрытых преступлений, и лиц, взятых милицией на учет (следотека);

б) коллекция стрелянных пуль, гильз и боеприпасов со следами оружия (пулегильзотека) и утраченного (похищенного) оружия;

в) карточки и коллекции подделанных денег, ценных бумаг и их фотокопии;

г) карточки и коллекции поддельных документов, изготовленных полиграфическим способом;

д) фонотеки голоса и речи лиц, представляющих оперативный интерес.

«Следотеки», «пулегильзотеки», фонограммы записей голосов и т. д. позволяют оперативно проверить обнаруженный след, стреляную гильзу, поддельную денежную купюру, фонограмму голоса и т. д.

Кроме криминалистических коллекций и карточек используются справочно-вспомогательные учеты – образцы предметов (огнестрельное и холодное оружие, боеприпасы); орудия взлома (отмычки, ключи, воровские инструменты – «фомки» и т. д. ); детали частей изделий (протекторы шин и др. ); вещества и материалы (наркотические, волосы, горюче смазочные материалы).

Статья 39 ФЗ ГСЭД «Информационное обеспечение деятельности государственных судебно-экспертных учреждений» указывает, что «организации, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности обязаны безвозмездно предоставить по запросам руководителей государственных судебно-экспертных учреждений образцы или каталоги своей продукции, техническую и технологическую документацию и другие информационные материалы, необходимые для производства судебной экспертизы». Представляется, что законодатель должен был значительно шире показать информационное обеспечение судебно-экспертной деятельности.

Важнейшим элементом информационного обеспечения является информация о методах и методиках решения экспертных задач. Федеральный межведомственный координационно-методический совет по проблемам экспертных исследований должен постоянно анализировать действующие методики и своевременно их заменить на более эффективные, наглядно убедительные и научно обоснованные. Целесообразно по каждому роду судебных экспертиз создавать банк сведений о методах, методиках применения судебных экспертиз и источниках, в которых конкретные методики и методы получили свое официальное описание.

Информационное обеспечение судебно-экспертной деятельности осуществляется за счет массива нормативных активов по вопросам судебной экспертизы. Значимость подобной информации постоянно возрастает, так как активизировались судебно-экспертные исследования в гражданском и арбитражном процессе, производстве по делам об административных правонарушениях. Поэтому необходимо информационное обеспечение управленческой деятельности[78].

Информационное обеспечение судебно-экспертной деятельности осуществляется благодаря компьютерным технологиям.

К середине1990-х годов экспертные учреждения стали оснащаться персональными компьютерами. В настоящее время компьютерная инфраструктура развернута в большинстве экспертных учреждений.

Персональные компьютеры, объединенные в локальную сеть, установлены практически на каждом рабочем месте эксперта.

«Внедрение компьютерных и информационных технологий в деятельности судебно-экспертных учреждений осуществляется на трех уровнях:

1. применения готовых, имеющихся на рынке компьютерных технологий, в том числе технологий широкого применения;

2. модернизация готовых компьютерных технологий с учетом специфики задач, решаемых судебной экспертизой;

3. разработка специальных компьютерных экспертных технологий»[79].

В Российских центрах судебной экспертизы (РЦСЭ) используются различные программные продукты: Autolatex (определение стоимости восстановительного ремонта автомобилей иностранного производства); Auto Graf (построение масштабной схемы ДТП по текстовым описаниям и эскизам); Sis (идентификация дикторов и шумоочистки речевых сигналов); Кодекс (поиск нормативно-правовой информации); Стехограф (документирование устной речи и текстовой расшифровки фонограмм); ЭРЭКС (регистрация поступающих заданий, учета электронной работы, поиска введенных данных, анализ производственной деятельности эксперта, экспертного подразделения, экспертного учреждения в целом) и др.

Перечисленное показывает сферу применения компьютерной технологии для решения промежуточных задач и вспомогательных задач в ходе производства судебных экспертиз. В настоящее время полная компьютеризация судебной экспертизы невозможна, до появления средств искусственного интеллекта. Реально достижима лишь автоматизация отдельных элементов экспертного производства в целом или отдельных элементов конкретной экспертной технологии[80].

Например, баллистическая система ТАИС позволяет автоматизировать идентификацию огнестрельного оружия по следам на пулях и гильзах. Система Папилон разработана для автоматизированного дактилоскопического учета в органах внутренних дел.

В настоящее время созданы и функционируют многочисленные автоматизированные информационно-поисковые системы (АИПС) по конкретным объектам экспертизы. Например: «металлы», «фарные рассеиватели», «волокна», «бумага», «помада», «модели оружия» и др.

Компьютерная техника используется для автоматизации сбора и обработки экспериментальных данных, полученных в ходе физико-химических, биологических и других исследований методами хроматографики.

Для решения вопросов взрывотехнической экспертизы разработаны информационно-поисковые системы по взрывным веществам гражданского и военного назначения, порохам и пиротехническим составам, промышленным средствам взрывания, боеприпасам[81]. Разработанные системы позволяют быстро определить состав, марку или группу взрывчатых веществ по одному или нескольким показателям.

При фоноскопических экспертизах широко используются измерительно-вычислительные комплексы по математическому обеспечению и системой ввода и вывода звукового сигнала.

В инженерно-технических экспертизах активно используются программы выполнения вспомогательных расчетов по известным формулам и алгоритмам. Например, для моделирования условий пожара или взрыва. Вспомогательные расчеты производятся при дорожно-транспортных, строительно-технических, технологических экспертизах и др.

Компьютерные системы позволяют осуществлять анализ изображений. Например, портретные (реконструкция лица по черепу или фотосовмещение изображения черепа и фотографии), составление композиционных портретов («фоторобот»).

Особое значение для судебно-экспертной деятельности имеет создание программных комплексов автоматизированного решения экспертных задач (системы поддержки судебной экспертизы). Благодаря «СПСЭ» эксперт получает возможность правильно провести исследования, грамотно описать и классифицировать вещественное доказательство, определить экспертные задачи, подготовить и сформулировать экспертные заключения.

Компьютеризация экспертной деятельности показала, что разработанные программы, методики страдают неконкретностью, расплывчатостью оценок, внутренней противоречивостью[82].

Разработка и применение специального программного обеспечения характеризуется чрезвычайной наукоемкостью, глубокой специализацией и большими капиталовложениями. Поэтому создание своими силами специальной экспертной технологии, доведенного до уровня конечного продукта (или в судебно-экспертной терминологии – до уровня методики) нереально[83].

Положительным примером самостоятельной разработки специальной компьютерной технологии, применительно к судебно-экспертной деятельности, является система управления электронным документооборотом судебно-экспертного учреждения.

Представляется, что основное внимание должно быть уделено не разработке экспертных систем, заменяющих человека, а созданию благоприятных условий для компьютеризирования рабочего места эксперта. Интеллект эксперта – основа для проведения объективного судебного экспертного исследования.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...