Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 3. Культура японии. . 96




Периодизация. 96

Среда обитания. 97

Хозяйственная адаптация к среде обитания. 98

Природные ресурсы.. 99

Неагрессивный модус японской культуры.. 100

Островное сознание. 100

Японская культура и материковая цивилизация. 101

Концентрация населения. 102

Интенсивные факторы развития. 103

Культурная однородность. 104

Синтоизм. 105

Поэзия. 106

Проза. 107

Буддизм. 107

Литература. 108

Контрольные вопросы и задания. 108

РАЗДЕЛ IV. КУЛЬТУРА ЕВРОПЫ И СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ.. 109

ГЛАВА 1. ЕВРОПА В КОНТЕКСТЕ СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ... 109

Что кончилось и что начиналось?. 109

От устного слова к письменной культуре. 112

Миф.. 112

Неразличимость. 112

Город, или горизонталь истории. 117

Мораль. 122

Собор, или вертикаль духа. 124

Время национальных государств. 127

Контрольные вопросы и задания. 131

Литература. 131

ГЛАВА 2. КУЛЬТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ.. 132

Новый человек — кто он?. 133

Пределы гуманизма. 140

Европейский мир XIV—XV вв. 145

Утопия и историческая реальность XVI в. 148

Контрольные вопросы. 153

Литература. 153

ГЛАВА 3. КУЛЬТУРА ЭПОХИ РЕФОРМАЦИИ КАК ПАРАДИГМА ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ НОВОГО ВРЕМЕНИ1 155

Критика Лютером схоластической картины мира. 155

Детерминическая картина мира Кальвина. 157

Возникновение и социализация механической картины мира XVII в. 160

Образ мира в культуре XVII в. 161

Распространение эпикурейского атомизма в Англии XVII в. 163

Различие роли идеологических контекстов католицизма и протестантизма в социализации механистической концепции материи 166

Борьба за социализацию механицизма в Англии XVII в. 168

Контрольные вопросы и задания. 175

Литература. 176

ГЛАВА 4. КУЛЬТУРА ЕВРОПЫ: ОТ XVIII К XIX ВЕКУ.. 177

Европейская культура эпохи Просвещения. 177

Европейская культура XIX века. 186

Контрольные вопросы и задания. 200

Литература. 201

ГЛАВА 5. КУЛЬТУРА СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ.. 201

Независимая страна. 206

Расширяясь на запад (1816—1860) 210

Позолоченный век. 215

ХХ век. 216

Контрольные вопросы и задания. 219

Литература. 219

РАЗДЕЛ V. КУЛЬТУРА РОССИИ.. 220

ГЛАВА 1. РОЛЬ И СУДЬБА АНТИЧНОГО НАСЛЕДИЯ В КУЛЬТУРЕ РОССИИ.. 220

Античность в культуре русского Средневековья (XIV-XVI вв.) 221

Период русского исихазма. 221

Период Московского царства. 225

Последнее обстоятельство приводило, уже начиная с конца. 227

Петербургско-императорский период (1650—1850 гг.) 228

Петр I. Проблема антично-русского синтеза. 231

Пушкин и античность. 235

После Пушкина. 238

Контрольные вопросы и задания. 244

Литература. 244

ГЛАВА 2. КУЛЬТУРА ДОПЕТРОВСКОЙ РУСИ.. 245

Контрольные вопросы и задания. 262

Литература. 262

ГЛАВА 3. КУЛЬТУРА РОССИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ (XVIII-XIX вв.): ДВА ЛИКА РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ... 263

Культура русского Просвещения. 263

Русская классическая культура XIX века. 267

Контрольные вопросы и задания. 279

Литература. 279

ГЛАВА 4. РУССКАЯ КУЛЬТУРА ХХ ВЕКА.. 279

Культура Серебряного века. 280

Яркий период развития русской культуры модерна на рубеже. 280

«Русь Советская» и русское зарубежье: две культуры в одной. 285

После советской культуры.. 295

Контрольные вопросы и задания. 300

Литература. 300

РАЗДЕЛ VI. «СЕРЕДИННЫЕ» И СПЕЦИФИЧЕСКИЕ КУЛЬТУРЫ... 301

ГЛАВА 1. КЛАССИЧЕСКАЯ АРАБО-МУСУЛЬМАНСКАЯ КУЛЬТУРА.. 301

Религиозный контекст. 301

Унитарианизм и профетоцентризм. 301

Социально-этические принципы. 302

Теократический идеал. 303

Суфизм. 304

Идеологическое многообразие. 305

Городская доминанта. 305

Культ знания. 306

Научные достижения. 307

Теология калама. 310

Мутазилиты.. 311

Ашаризм.. 311

Восточный аристотелизм. 312

Теософия суфизма. 313

Торжество поэзии. 313

Каллиграфия. 315

Арабеска. 316

Миниатюра. 316

Архитектурный стиль. 317

Музыка в исламе. 318

Контрольные вопросы. 320

Литература. 320

ГЛАВА 2. КУЛЬТУРА ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ.. 321

Многообразие в единстве и единство в многообразии. 322

Объединяющие факторы.. 324

Факторы многообразия. 327

Контрольные вопросы и задания. 336

Литература. 336

ГЛАВА 3. КУЛЬТУРА НАРОДОВ ТРОПИЧЕСКОЙ И ЮЖНОЙ АФРИКИ.. 336

Системы миропонимания африканских народов. 341

Традиционные верования и культы. 341

Сущность традиционных систем миропонимания. Время и пространство. 343

Жизнь и смерть. 344

Обряды жизненного цикла. 345

Афрохристианские секты и церкви. 347

Афрохристианские секты.. 347

Христианство и ислам в Африке. Тенденции развития религий. 348

Особенности политической культуры в африканских обществах. 350

Традиционные власти (вожди и верховные правители) 350

Традиционные власти в колониальном и постколониальном обществе. 352

Обычное право и современные правовые нормы. 354

Фольклор и литература. 356

Музыка и танцы.. 357

Декоративно-прикладное искусство. 358

Традиции в архитектуре. 359

Контрольные вопросы. 360

Литература. 360

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. КОМПАРАТИВИСТИКА КАК МЕТОД АНАЛИЗА ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ 361

Таблица 1*. Дистанция власти. 363

Таблица 2. Избежание неопределенности. 364

Таблица 3. Индекс индивидуализма. 366

Таблица 4. 367

УКАЗАТЕЛЬ ТЕРМИНОВ.. 375

ОГЛАВЛЕНИЕ.. 380

 


ПРЕДИСЛОВИЕ

Учебное пособие по истории культуры имеет цель ознакомить студентов с основными типами культур, показать, какой образ человека формируется в них, какое место они занимают в миро­вой истории.

Нам хотелось представить историю культуры в концептуаль­ном соответствии с теорией культуры, с пониманием культуры как второй природы, производящей не только человеческий (не­природный) мир, но и самого человека. Это можно сделать по­этапно. На первом этапе прослеживаются две особенности. Один и тот же исторический материал (сохранившиеся истори­ческие тексты, свидетельства, философские размышления) до­пускает не одно, а множество теоретических истолкований, в ре­зультате чего разные ученые воссоздают несовпадающие (а иногда и взаимоисключающие) истории. Поэтому для историко-культу­рологического знания характерна такая особенность: недопусти­ма монополия одной, даже весьма обоснованной и утвердившей­ся или авторитетной теоретической позиции. Напротив, каждая достаточно отчетливая культурно-историческая точка зрения дол­жна иметь право на свое выражение, право защиты, право на публикацию, право быть представленной.

Другой особенностью истории культуры является ее «пони­мающий характер», тесная связь с живыми проблемами культур­ной жизни, ответственность ученого-гуманитария, как говорил М.Бахтин, перед жизнью культуры. Выбранная исследователем точка зрения на объект изучения, а также интенция на его по­нимание образуют те исходное пространство и условия, в кото­рых разворачивается интерпретация историко-культурного про­цесса.

Если на первом этапе отдельные характеристики и описания культуры практически не соотносятся друг с другом, никак не связаны и, кроме того, неоднородны, то на втором этапе культуролог пытается преодолеть это. Здесь мы переходим к ха­рактеристике еще одной особенности культурологического иссле­дования. Она состоит в попытке задать «ведущие» для культуры структуры и отношения, т.е. те, которые определяют основной строй культуры, обеспечивают ее устойчивость и жизнеспособ­ность, в значительной мере выявляют в культуре особенности и характер всех прочих структур и отношений.

Культура в качестве предмета конкретного социально-истори­ческого анализа рассматривается, как правило, в форме стабиль­ного, устойчиво функционирующего образования. Однако в исто­рико-культурной динамике особый интерес могут представлять также кризис и распады, трансформации культурных институтов и форм деятельности, формирование новой культуры. Поэтому задача теоретической презентации истории мировой культуры состоит не только в сопоставлении одних культур с другими, не только в описании культурного многообразия и построении ти­пологий, осуществляемых, как правило, на основе компаративи­стского и описательного подходов, но и в изучении процессов становления, изменения, переходных и кризисных периодов. При анализе этих явлений культуролог должен опираться на аналити­ческий метод, предполагающий, в частности, использование по­нятий, характеризующих универсальность культуры, т.е. общность ценностно-нормативных оснований, на которые ориентируются общества и народы мира. Кроме того, вся история мировой куль­туры свидетельствует о формировании общечеловеческого содер­жания в локальных культурах и нарастании тенденций универса­лизации.

Среди таких понятий следует выделить прежде всего «обще­человеческое в культуре», «мировая культура» и «глобальная куль­тура», различающиеся степенью возрастания их универсально­сти. Под общечеловеческим в культуре понимаются значимые для всего человечества достижения культур отдельных этнонацио­нальных образований, обществ. Степень вклада народов в обще­человеческое содержание культуры является, как правило, ос­нованием и критерием прогресса культуры каждого общества, а прогресс культуры всего человечества определяется соответствен­но, увеличением объема универсальных достижений. На этой идее линейного накопления культурных ценностей строится одна из наиболее распространенных концепций мирового развития куль­туры, которая легла в основу так называемой кумулятивной мо­дели прогресса. Ряд теоретиков культуры и обществознания в целом критически относятся к данной модели, ибо в соответ­ствии с таким подходом народы разделяются на тех, кто внес существенный вклад в мировое культурное развитие, и тех, кто оказался не в состоянии сделать это. Сегодня очевидна несостоя­тельность концепции линейного развертывания социальных про­цессов. Неоднородность, многообразие, калейдоскопичность со­временного культурного пространства предполагают в качестве критериев прогресса отдельных культур их уникальность, не­повторимость, своеобразие, отражающие традиции националь­но-культурной идентичности. С этой точки зрения общечелове­ческая культура формируется не только в результате интеграционных тенденций, выдающихся достижений, имеющих универсальное

для многих русских дореволюционных историков и филологов (Н.И.Костомарова, И.Е.Забелина, П.Н.Милюкова, А.А. Потеб­ни, А. Н. Веселовского и др.), стремившихся в своих работах к системной реконструкции повседневного быта и образа жизни лю­дей минувших эпох. Мировое признание это направление получи­ло в трудах уже упоминавшейся группы корифеев «новой исто­рии» (школы «Анналов»): Л. Февра, М. Блока, Ф. Броделя и пр. Среди современных отечественных ученых к этому течению при­мыкают А.Я.Гуревич, Ю.Л. Бессмертный, А.Л. Ястребицкая, Г. И. Зверева, Л. В. Беловинский и др. Этот подход в основном ха­рактерен и для современного отечественного востоковедения (В.И.Брагинский, В.В.Малявин и др.). Отчасти близки к такого рода реконструкциям и исследователи московско-тартуской семио­тической школы (Ю.М.Лотман, В.В.Иванов, Б.А.Успенский и др.), хотя они сами и не относят себя к числу исторических куль­турологов.

Можно выделить в самостоятельную школу и новую культур­ную историю (Ж. Ле Гофф, Э. Валлерстайн, Г. С. Кнабе, А. Я. Фли­ер и др.), а также некоторые иные, еще только зарождающиеся направления исторической культурологии (культурогенетика, ис­торическая социология культуры, историческая психология и др.).

Несмотря на то, что эта отрасль знания ведет свою историю с середины XIX в., как самостоятельная научная дисциплина исто­рическая культурология начала оформляться только совсем не­давно, и сейчас еще трудно предсказать, какую структуру она получит. Пока еще неизвестно, какие цели и задачи поставит пе­ред ней логика развития гуманитарных наук в будущем.

Контрольные вопросы и задания

1. Что такое «культура» для историка?

2. В чем состоят социальные функции культуры?

3. Охарактеризуйте культуру как технологию жизнедеятельности людей.

4. Дайте характеристику культуры как социального опыта.

5. Определите значение культуры как повседневности.

6. В чем состоят историко-типологический и эволюционный подходы к исторической динамике культуры?

Литература

Лурье С.В. Историческая этнология. — М., 1997.

Ерасов Б. С. Социальная культурология. — М., 1996.

История и культурология / Под ред. Н.В. Шишовой. — М., 1999.

Козлова Н.Н. Социально-историческая антропология. — М., 1999.

Культурология ХХ в.: Энциклопедия: В 2 т. — СПб., 1998.

Флиер А.Я. Культурология для культурологов. — М., 2001.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...