Глава 3. Культура японии. . 96
Периодизация. 96 Среда обитания. 97 Хозяйственная адаптация к среде обитания. 98 Природные ресурсы.. 99 Неагрессивный модус японской культуры.. 100 Островное сознание. 100 Японская культура и материковая цивилизация. 101 Концентрация населения. 102 Интенсивные факторы развития. 103 Культурная однородность. 104 Синтоизм. 105 Поэзия. 106 Проза. 107 Буддизм. 107 Литература. 108 Контрольные вопросы и задания. 108 РАЗДЕЛ IV. КУЛЬТУРА ЕВРОПЫ И СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ.. 109 ГЛАВА 1. ЕВРОПА В КОНТЕКСТЕ СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ... 109 Что кончилось и что начиналось?. 109 От устного слова к письменной культуре. 112 Миф.. 112 Неразличимость. 112 Город, или горизонталь истории. 117 Мораль. 122 Собор, или вертикаль духа. 124 Время национальных государств. 127 Контрольные вопросы и задания. 131 Литература. 131 ГЛАВА 2. КУЛЬТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ.. 132 Новый человек — кто он?. 133 Пределы гуманизма. 140 Европейский мир XIV—XV вв. 145 Утопия и историческая реальность XVI в. 148 Контрольные вопросы. 153 Литература. 153 ГЛАВА 3. КУЛЬТУРА ЭПОХИ РЕФОРМАЦИИ КАК ПАРАДИГМА ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ НОВОГО ВРЕМЕНИ1 155 Критика Лютером схоластической картины мира. 155 Детерминическая картина мира Кальвина. 157 Возникновение и социализация механической картины мира XVII в. 160 Образ мира в культуре XVII в. 161 Распространение эпикурейского атомизма в Англии XVII в. 163 Различие роли идеологических контекстов католицизма и протестантизма в социализации механистической концепции материи 166 Борьба за социализацию механицизма в Англии XVII в. 168 Контрольные вопросы и задания. 175 Литература. 176 ГЛАВА 4. КУЛЬТУРА ЕВРОПЫ: ОТ XVIII К XIX ВЕКУ.. 177 Европейская культура эпохи Просвещения. 177
Европейская культура XIX века. 186 Контрольные вопросы и задания. 200 Литература. 201 ГЛАВА 5. КУЛЬТУРА СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ.. 201 Независимая страна. 206 Расширяясь на запад (1816—1860) 210 Позолоченный век. 215 ХХ век. 216 Контрольные вопросы и задания. 219 Литература. 219 РАЗДЕЛ V. КУЛЬТУРА РОССИИ.. 220 ГЛАВА 1. РОЛЬ И СУДЬБА АНТИЧНОГО НАСЛЕДИЯ В КУЛЬТУРЕ РОССИИ.. 220 Античность в культуре русского Средневековья (XIV-XVI вв.) 221 Период русского исихазма. 221 Период Московского царства. 225 Последнее обстоятельство приводило, уже начиная с конца. 227 Петербургско-императорский период (1650—1850 гг.) 228 Петр I. Проблема антично-русского синтеза. 231 Пушкин и античность. 235 После Пушкина. 238 Контрольные вопросы и задания. 244 Литература. 244 ГЛАВА 2. КУЛЬТУРА ДОПЕТРОВСКОЙ РУСИ.. 245 Контрольные вопросы и задания. 262 Литература. 262 ГЛАВА 3. КУЛЬТУРА РОССИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ (XVIII-XIX вв.): ДВА ЛИКА РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ... 263 Культура русского Просвещения. 263 Русская классическая культура XIX века. 267 Контрольные вопросы и задания. 279 Литература. 279 ГЛАВА 4. РУССКАЯ КУЛЬТУРА ХХ ВЕКА.. 279 Культура Серебряного века. 280 Яркий период развития русской культуры модерна на рубеже. 280 «Русь Советская» и русское зарубежье: две культуры в одной. 285 После советской культуры.. 295 Контрольные вопросы и задания. 300 Литература. 300 РАЗДЕЛ VI. «СЕРЕДИННЫЕ» И СПЕЦИФИЧЕСКИЕ КУЛЬТУРЫ... 301 ГЛАВА 1. КЛАССИЧЕСКАЯ АРАБО-МУСУЛЬМАНСКАЯ КУЛЬТУРА.. 301 Религиозный контекст. 301 Унитарианизм и профетоцентризм. 301 Социально-этические принципы. 302 Теократический идеал. 303 Суфизм. 304 Идеологическое многообразие. 305 Городская доминанта. 305 Культ знания. 306 Научные достижения. 307 Теология калама. 310 Мутазилиты.. 311 Ашаризм.. 311 Восточный аристотелизм. 312 Теософия суфизма. 313 Торжество поэзии. 313 Каллиграфия. 315 Арабеска. 316 Миниатюра. 316 Архитектурный стиль. 317
Музыка в исламе. 318 Контрольные вопросы. 320 Литература. 320 ГЛАВА 2. КУЛЬТУРА ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ.. 321 Многообразие в единстве и единство в многообразии. 322 Объединяющие факторы.. 324 Факторы многообразия. 327 Контрольные вопросы и задания. 336 Литература. 336 ГЛАВА 3. КУЛЬТУРА НАРОДОВ ТРОПИЧЕСКОЙ И ЮЖНОЙ АФРИКИ.. 336 Системы миропонимания африканских народов. 341 Традиционные верования и культы. 341 Сущность традиционных систем миропонимания. Время и пространство. 343 Жизнь и смерть. 344 Обряды жизненного цикла. 345 Афрохристианские секты и церкви. 347 Афрохристианские секты.. 347 Христианство и ислам в Африке. Тенденции развития религий. 348 Особенности политической культуры в африканских обществах. 350 Традиционные власти (вожди и верховные правители) 350 Традиционные власти в колониальном и постколониальном обществе. 352 Обычное право и современные правовые нормы. 354 Фольклор и литература. 356 Музыка и танцы.. 357 Декоративно-прикладное искусство. 358 Традиции в архитектуре. 359 Контрольные вопросы. 360 Литература. 360 ЗАКЛЮЧЕНИЕ. КОМПАРАТИВИСТИКА КАК МЕТОД АНАЛИЗА ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ 361 Таблица 1*. Дистанция власти. 363 Таблица 2. Избежание неопределенности. 364 Таблица 3. Индекс индивидуализма. 366 Таблица 4. 367 УКАЗАТЕЛЬ ТЕРМИНОВ.. 375 ОГЛАВЛЕНИЕ.. 380
ПРЕДИСЛОВИЕ Учебное пособие по истории культуры имеет цель ознакомить студентов с основными типами культур, показать, какой образ человека формируется в них, какое место они занимают в мировой истории. Нам хотелось представить историю культуры в концептуальном соответствии с теорией культуры, с пониманием культуры как второй природы, производящей не только человеческий (неприродный) мир, но и самого человека. Это можно сделать поэтапно. На первом этапе прослеживаются две особенности. Один и тот же исторический материал (сохранившиеся исторические тексты, свидетельства, философские размышления) допускает не одно, а множество теоретических истолкований, в результате чего разные ученые воссоздают несовпадающие (а иногда и взаимоисключающие) истории. Поэтому для историко-культурологического знания характерна такая особенность: недопустима монополия одной, даже весьма обоснованной и утвердившейся или авторитетной теоретической позиции. Напротив, каждая достаточно отчетливая культурно-историческая точка зрения должна иметь право на свое выражение, право защиты, право на публикацию, право быть представленной.
Другой особенностью истории культуры является ее «понимающий характер», тесная связь с живыми проблемами культурной жизни, ответственность ученого-гуманитария, как говорил М.Бахтин, перед жизнью культуры. Выбранная исследователем точка зрения на объект изучения, а также интенция на его понимание образуют те исходное пространство и условия, в которых разворачивается интерпретация историко-культурного процесса. Если на первом этапе отдельные характеристики и описания культуры практически не соотносятся друг с другом, никак не связаны и, кроме того, неоднородны, то на втором этапе культуролог пытается преодолеть это. Здесь мы переходим к характеристике еще одной особенности культурологического исследования. Она состоит в попытке задать «ведущие» для культуры структуры и отношения, т.е. те, которые определяют основной строй культуры, обеспечивают ее устойчивость и жизнеспособность, в значительной мере выявляют в культуре особенности и характер всех прочих структур и отношений. Культура в качестве предмета конкретного социально-исторического анализа рассматривается, как правило, в форме стабильного, устойчиво функционирующего образования. Однако в историко-культурной динамике особый интерес могут представлять также кризис и распады, трансформации культурных институтов и форм деятельности, формирование новой культуры. Поэтому задача теоретической презентации истории мировой культуры состоит не только в сопоставлении одних культур с другими, не только в описании культурного многообразия и построении типологий, осуществляемых, как правило, на основе компаративистского и описательного подходов, но и в изучении процессов становления, изменения, переходных и кризисных периодов. При анализе этих явлений культуролог должен опираться на аналитический метод, предполагающий, в частности, использование понятий, характеризующих универсальность культуры, т.е. общность ценностно-нормативных оснований, на которые ориентируются общества и народы мира. Кроме того, вся история мировой культуры свидетельствует о формировании общечеловеческого содержания в локальных культурах и нарастании тенденций универсализации.
Среди таких понятий следует выделить прежде всего «общечеловеческое в культуре», «мировая культура» и «глобальная культура», различающиеся степенью возрастания их универсальности. Под общечеловеческим в культуре понимаются значимые для всего человечества достижения культур отдельных этнонациональных образований, обществ. Степень вклада народов в общечеловеческое содержание культуры является, как правило, основанием и критерием прогресса культуры каждого общества, а прогресс культуры всего человечества определяется соответственно, увеличением объема универсальных достижений. На этой идее линейного накопления культурных ценностей строится одна из наиболее распространенных концепций мирового развития культуры, которая легла в основу так называемой кумулятивной модели прогресса. Ряд теоретиков культуры и обществознания в целом критически относятся к данной модели, ибо в соответствии с таким подходом народы разделяются на тех, кто внес существенный вклад в мировое культурное развитие, и тех, кто оказался не в состоянии сделать это. Сегодня очевидна несостоятельность концепции линейного развертывания социальных процессов. Неоднородность, многообразие, калейдоскопичность современного культурного пространства предполагают в качестве критериев прогресса отдельных культур их уникальность, неповторимость, своеобразие, отражающие традиции национально-культурной идентичности. С этой точки зрения общечеловеческая культура формируется не только в результате интеграционных тенденций, выдающихся достижений, имеющих универсальное для многих русских дореволюционных историков и филологов (Н.И.Костомарова, И.Е.Забелина, П.Н.Милюкова, А.А. Потебни, А. Н. Веселовского и др.), стремившихся в своих работах к системной реконструкции повседневного быта и образа жизни людей минувших эпох. Мировое признание это направление получило в трудах уже упоминавшейся группы корифеев «новой истории» (школы «Анналов»): Л. Февра, М. Блока, Ф. Броделя и пр. Среди современных отечественных ученых к этому течению примыкают А.Я.Гуревич, Ю.Л. Бессмертный, А.Л. Ястребицкая, Г. И. Зверева, Л. В. Беловинский и др. Этот подход в основном характерен и для современного отечественного востоковедения (В.И.Брагинский, В.В.Малявин и др.). Отчасти близки к такого рода реконструкциям и исследователи московско-тартуской семиотической школы (Ю.М.Лотман, В.В.Иванов, Б.А.Успенский и др.), хотя они сами и не относят себя к числу исторических культурологов.
Можно выделить в самостоятельную школу и новую культурную историю (Ж. Ле Гофф, Э. Валлерстайн, Г. С. Кнабе, А. Я. Флиер и др.), а также некоторые иные, еще только зарождающиеся направления исторической культурологии (культурогенетика, историческая социология культуры, историческая психология и др.). Несмотря на то, что эта отрасль знания ведет свою историю с середины XIX в., как самостоятельная научная дисциплина историческая культурология начала оформляться только совсем недавно, и сейчас еще трудно предсказать, какую структуру она получит. Пока еще неизвестно, какие цели и задачи поставит перед ней логика развития гуманитарных наук в будущем. Контрольные вопросы и задания 1. Что такое «культура» для историка? 2. В чем состоят социальные функции культуры? 3. Охарактеризуйте культуру как технологию жизнедеятельности людей. 4. Дайте характеристику культуры как социального опыта. 5. Определите значение культуры как повседневности. 6. В чем состоят историко-типологический и эволюционный подходы к исторической динамике культуры? Литература Лурье С.В. Историческая этнология. — М., 1997. Ерасов Б. С. Социальная культурология. — М., 1996. История и культурология / Под ред. Н.В. Шишовой. — М., 1999. Козлова Н.Н. Социально-историческая антропология. — М., 1999. Культурология ХХ в.: Энциклопедия: В 2 т. — СПб., 1998. Флиер А.Я. Культурология для культурологов. — М., 2001.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|