Различие роли идеологических контекстов католицизма и протестантизма в социализации механистической концепции материи
Эти трудности касались атомистической картины мира не только в ее буквальном понимании (мир есть атомы и пустота), но и в механистически корпускулярной, декартовой трактовке (частицы материи в неправильной жидкой среде). Надо сказать, в XVII в. не делали принципиальных различий между физикой Декарта, тяготевшей к стоическому античному образцу, и физикой Бойля, основой которой служила физика эпикурейцев. Сам Бойль считал эти концепции весьма близкими по духу и относил к философам, возрождающим древний атомизм 1, не только Гассенди, но и Декарта. Как для континуализма 2 Декарта, так и для атомизма Гассенди, Чарлтона и Бойля признание в качестве сущности материи чисто количественной характеристики — протяженности — было общим. И именно в этом была одна из центральных точек разрыва нового корпускуляризма с аристотелевско-схоластическим пониманием сущности телесности. Такое понимание порождало роковое столкновение нового корпускуляризма с католической догматикой. Наиболее ярко драматизм этого неразрешимого противоречия виден в работах Гассенди. Аристотелевская физика субстанциальных качеств, «христианизированная» Фомой Аквинским, легла в основу принятого на Тридентском соборе 3догмата о евхаристии 4.В качестве католического священника Гассенди не мог уклоняться от принятой собором трактовки таинства пресуществления. Однако, признавая вслед за Декартом сущностью категории количества внешнюю протяженность и пытаясь последовательно применять эту категорию к материальным процессам вообще и к участвующим в таинстве пре- 1 Атомизм — материалистическое учение о природе, согласно которому материя состоит из вечных, неизменных, неделимых мельчайших движущихся частиц — атомов.
2 Континуализм (от континуум) — непрерывность, неразрывность явлений, процессов. 3 Тридентский собор (1545— 1563) был созван в целях ужесточения борьбы с Реформацией и укрепления позиций католической церкви. Этой же цели служило введение в 1559 г. Папского индекса запрещенных книг (Index librorum prohibitorum). 4 Евхар и стия — Причащение — одно из семи христианских таинств.
Англии очищенный от языческого духа эпикурейский атомизм в качестве респектабельной натуральной философии. С деятельностью Р. Бойля процесс борьбы за социальное признание эпикурейского атомизма в Англии (и, шире, механистической концепции материи) вступает в решающую фазу. Благодаря его усилиям механически-корпускулярная концепция Гассенди и Декарта из идеологически опасного новшества превратилась в социально приемлемую, высоко вероятную научную гипотезу, в ядро новой исследовательской программы. Вслед за Гассенди и Чарлтоном Бойль предлагает версию негреческого происхождения атомистики. В известном трактате-диалоге «Химик-скептик» он устами своего героя Карнеада, выражающего авторскую позицию, говорит следующее: «...атомистическая гипотеза, обыкновенно приписываемая Левкиппу и его ученику Демокриту, принадлежит, по мнению некоторых ученых, финикийцу Мосху. Но возможно, что рассматриваемый взгляд даже еще древнее, поскольку финикийцы заимствовали, как известно, большую часть своих знаний у евреев». Данная версия, предложенная Гассенди, а еще раньше менее известным философом Д. Сеннером, оказалась для мыслителей XVII в. истинной находкой. Она позволяла защищать идеологически уязвимую концепцию от нападок ее противников. Р. Кадворс, неоплатоник, развивая далее указанную версию в многотомном сочинении «Истинная интеллектуальная система вселенной», склоняется к тому, чтобы отождествить Мосха и Моисея. Согласно Кадворсу, «атомистическое учение якобы попало в Великую Грецию, где Пифагор и другие философы... приняли его. Вначале этот атомизм совсем не был материалистическим. Кроме атомов и пустоты, первые философы принимали, если верить Кадворсу, существование бестелесных субстанций и созидающую и направляющую роль Бога. Роковое изменение внесли Левкипп и Демокрит, которые были, по словам Кадворса, "первыми атеистами в этой древней физиологии (т.е. физике. — Л.К.)атомов, изобретателями и вдохновителями атомистического атеизма"».
С точки зрения Кадворса, Левкипп, Демокрит (а вслед за ними и Эпикур) были первыми, кто предложил атомистическое происхождение системы Вселенной, опираясь только на материальную необходимость без участия Бога. Несмотря на сомнительную достоверность этого «исторического свидетельства», оно наряду с другими аргументами было в XVII в. с успехом использовано в борьбе за социальное признание атомизма. В отличие, например, от тяготевшего к уединенности Декарта, чья социальная позиция была близка к стоическому идеалу, Бойль занимал активную социальную позицию. Все, что он считал истинным (атомистическую концепцию, государственный строй в реставрационной Англии, устройство англиканской церкви и т.д.), он отстаивал в полемике с противниками. Для этой цели им использовались различные жанры: научная монография («Гидростатические парадоксы»), морализующий роман («Мученичество Теодоры»), научно-художественный трактат-диалог («Химик-скептик»), острополемический политический памфлет («Почему протестант не должен обращаться в паписта?»), научно-философский трактат («Происхождение форм и качеств согласно корпускулярной философии»), религиозную проповедь («Величие разума, развиваемое христианством»). Бойль был и ученым, и натуралистом, и политиком, и религиозным деятелем. Для того чтобы понять пафос бойлевской аргументации в полемике против «языческого натурализма», мы должны вкратце обрисовать суть этой идеологии, показать, какие социальные силы стояли за нею. Парадокс заключается в том, что вектор социально-экономической детерминации генезиса механической картины мира направлен «снизу», от материальной сферы, между тем как выразителем механистического мировоззрения становятся не непосредственные субъекты раннекапиталистического производства, а иные социальные группы.
Известно, что интересы поднимающейся буржуазии в Англии XVII в. выражались, в частности, в радикальном сектантском (вне-церковном) движении пуритан 1 (индепенденты 2, левеллеры, диггеры 3 и др.). Ряд идей Реформации (критика церковного посредничества в отношениях между человеком и «небом», принцип всесвященства) были доведены левеллерами, диггерами до радикального политического и экономического уравнения. Например, один из лидеров этого движения — «истинный левеллер» Дж. Уинстенли — развивал решительную и связную политическую программу, которая грозила уничтожением существующей церкви, университетов, юридических и медицинских корпораций и частного землевладения. Работы Уинстенли дают яркое представление о том типе «еретического натурализма», против которого боролся Бойль, отстаивая механистическое понимание материального мира. Защищая свое право на социальное неповиновение, Уинстенли обосновывает 1 Пуритане — участники религиозно-политического движения английской и шотландской буржуазии XVI—XVII вв., направленного против абсолютизма и англиканской церкви; проповедовали мирской аскетизм, выступали против роскоши. 2 Индепенденты — радикальная религиозно-политическая группировка пуритан (возглавляемая О. Кромвелем) в период Английской буржуазной революции XVII в.; сторонники полной автономии церкви, выступали против монархии. 3 Диггеры — «копатели», или «истинные левеллеры», представители крайне левого крыла революционной демократии в период Английской буржуазной революции XVII в., участники аграрного движения среди сельской и городской бедноты. его ссылкой на «объективный» порядок, существующий в сотворенной Богом природе, трактуя при этом природу в аристотелевском духе. Суть этой защиты такова: вся природа наделена внутренней божественностью, и каждому человеку как частице природы при творении даны одинаковые права. Существующее же социальное неравенство есть сугубо человеческое установление, противоречащее изначальному замыслу Творца, поэтому оно должно быть устранено. «В начале времен, — пишет Дж. Уинстенли, — великий Творец-разум создал землю, чтобы она была общей сокровищницей, чтобы хранила зверей, птиц, рыб и человека, господина, предназначенного править этими созданиями... И причина этому та, что каждый отдельный человек, мужчина или женщина, есть сам по себе совершенное создание. И тот же самый дух, который пребывает в человеке, чтобы он управлял землею. Так как плоть человеческая подчинена разуму, Создатель дал его человеку, чтобы быть учителем и наставником для самого себя, поэтому он и не нуждается в поисках вне наставника или правителя помимо себя и не нуждается ни в каком человеке для поучения себя, ибо тот же самый помазанник, который обитал в Сыне Человеческом, научил и его всем вещам».
В памфлете Уинстенли тесно переплетены политические, натурфилософские, религиозные представления: его уравнительный политический идеал обосновывается с помощью комплекса идей, почерпнутых из Библии, из сочинений Ф. Бэкона, пользовавшихся чрезвычайной популярностью у пуритан, и из физики Аристотеля. В своей образовательной программе Уинстенли, как и другие деятели «пуританской революции» 40 — 50-х годов, исходит из бэконовской идеи «великого восстановления» истинного знания, утраченного человечеством в грехопадении, и из высокой оценки Бэконом роли ремесел и практического знания. Уинстенли сознательно ориентировался на опытное познание природы в духе Бэкона, и его аристотелевская картина мира близка ренессансному пантеистическому 1 натурализму. Если первое — пафос опытного познания природы — объединяло интересы Уинстенли (и других лидеров пуританского движения) с интересами «умеренных» (Бойль и др.), то второе — пантеистическая картина мира и ее политические «следствия» — и было тем, против чего целенаправленно боролся Бойль. В 60-х годах Бойль пишет, а в 1686 г. публикует обширный трактат «Свободное исследование вульгарно воспринятого понятия природы». В нем он утверждает, что аристотелианское «вульгарное» понимание природы как активной субстанции с имманентно присущей «внутренней» божественностью служит оправданием соци- 1 Пантеистический — от панте и зм — философское учение, отождествляющее бога с природой и рассматривающее природу как воплощение божества. Контрольные вопросы и задания
1. Какие идеи протестантизма способствовали принятию и развитию механистической картины мира? 2. Сформулируйте характеристики образа мира в культуре Европы XVII в., противоречившие средневековой картине мира. 3. Какие социальные факторы способствовали превращению механистической и атомистской картины мира в ядро исследовательской программы науки Нового времени? Литература Веселовский И. Н. Очерки по истории теоретической механики. — M 1974. Гайденко П. П. Эволюция понятия науки (XVII — XVIII вв.). — M 1987. Дорфман Я. Г. Всемирная история физики с древнейших времен до конца XVIII века. — М., 1974. Кирсанов В. С. Научная революция XVII века. — М., 1987. Койре А. Очерки истории философской мысли. — М., 1985. Косарева Л.М. Социокультурный генезис науки Нового времени: Философский аспект проблемы. — М., 1989. Механика и цивилизация XVII — XIX вв. — М., 1979. Философия эпохи ранних буржуазных революций. — М., 1983. Соколов В. В. Средневековая философия. — М., 1979.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|