Связь чувственного и духовного опыта
Слитность чувственного и духовного опыта наиболее ярко можно проследить на примере философии бхакти, которая стала основой мощного художественно-поэтического течения в средневековой Индии. Оно во многом связано с переменами в религиозной жизни Индии, с распространением вишнуизма1. Вишну, одно из основных божеств индуизма, известен, в основном, в своих пере- 1 Основными божествами индийского пантеона считаются: Брахма — созидатель жизни, Вишну, который ее поддерживает, и Шива, воплощающий разрушительное начало. Индуизм имеет два основных направления — вишнуизм и шиваизм. воплощениях — аватарах, наиболее популярным из которых был Кришна. Кришнаистское бхакти было широко распространено в Индии с ХП по XVI в., а новый взлет популярности кришнаизма приходится уже на вторую половину ХХ в. Одним из первых поэтических воплощений легенды о Кришне и его возлюбленной пастушке Радхе стала поэма «Гита Говинда», написанная в XII в. бенгальским поэтом Джаядевой. Несмотря на эротическую окраску, с точки зрения философии бхакти поэма аллегорична, так как символизирует стремление индивидуальной человеческой души, воплощенной в образе Радхи, к слиянию с Божеством, персонифицированном в Кришне. Мистическая любовь, облаченная в чувственные формы, стала излюбленной темой поэзии бхакти. Ее расцвет связан с деятельностью выдающихся религиозных философов индийского Средневековья — Чайтаньи, Рамануджи, Валлабхачарьи, которые учили, что для достижения спасения от горестей жизни нужно идти по пути любви-бхакти. Эти же идеи были выражены в поэтической форме выдающимися поэтами Сур Дасом, Тульси Дасом, Видьяпати, Мирой Баи и др. Для многих поэтов-бхактов характерно обращение к стихии народного праздника, карнавальной культуре, которая служит фоном для любовных игр Кришны и пастушек.
Чувственный характер литературы бхакти объясняется в комментарии Валлабхачарьи к X главе «Бхагавата Пураны», где этот выдающийся философ-реформатор выражает свое отношение к любовным играм Кришны как к совершенному выражению и воплощению основной категории древнеиндийской эстетики — «раса» — эстетического переживания, настроения или чувства. Основы теории раса заложены в «Натья Шастре». Сущность раса заключается в самой природе эстетического переживания и в том наслаждении, которое оно дает подготовленному зрителю. Содержание этого понятия динамично и скорее интуитивно угадывается, чем рационально определяется. Большой вклад в разработку этого понятия внес выдающийся индийский философ, представитель школы веданта, Абхинавагупта, живший в XI в. Он приравнивает эстетическое наслаждение к понятию трансцедентального высшего блаженства («ананда»). Валлабхачарья, развивая это учение, соединяет эмоцию, чувственность, интеллект в понятии «всеохватывающей любви», которая имеет для него смысл не чувственного желания и не эстетической эмоции, а высшего чувства, идущего от души по направлению к божеству и носящего религиозный характер. Движение бхакти было высшей точкой слияния религиозных и чувственно-эротических мотивов в индийской культуре. Поэзия и другие виды искусства этого периода вобрали в себя и религиозные учения, и традиционные мифологические образы, и живое чувство художника, и богатейший материал окружающей природы. Соединение духовного и чувственного начал характерно и для отношения к любви в индийской традиции, которая разделяет жизненное, чувственное, и духовное, эстетическое, переживания. Искусство становится силой, способной преодолеть разобщенность людей, которая существует даже в страстной экстатической любви и является источником вечной неудовлетворенности любящих.
Индийское искусство связано не только с религией, оно никогда не рассматривалось отдельно от жизни общества. В широком понимании, искусство, по определению индийского искусствоведа С. Пандита, — это «систематическое и организованное применение энергии и мастерства для выполнения человеческого предназначения». Искусство не изолируется от потока жизни, а утилитарное и прекрасное не вступают в противоречие, являясь частями единого социального комплекса. В Индии во все периоды расцвета ее культуры наблюдаются восторг перед жизнью, природой, наслаждение бытием, развитие музыки, литературы, живописи, танца, театра, внимание к проблемам любви как чувственного опыта и эстетического переживания. В то же время в этой культуре всегда звучал призыв к аскетизму, освобождению от мирского зла. Социальные и религиозные течения материализовались в памятниках искусства, носящих характер культовых сооружений, таких, как буддийские ступы или сикхские гурдвары. Искусство относится по индийской традиции к сфере «кама» — чувственного опыта. Эта сфера занимала полноправное место в жизни каждого человека, а любовная страсть с древности ставилась на первое место среди всех других чувственных наслаждений. Наука о любви зародилась в Индии еще в ведические времена, наряду с другими школами знания — грамматикой, геометрией, астрономией, медициной. Эротика в Индии была одновременно наукой и искусством, ее целью являлось научить человека как можно лучше контролировать свои сексуальные стремления, чтобы он мог оставаться полезным членом семьи, общества и вносить свой вклад в его процветание. Любовь и ее радости рассматриваются как одно из высших наслаждений земной жизни. Это объясняется значимостью, которую индийская культура придавала стадии домохозяина: напряжение и трудности семейной жизни и социальных обязательств вырабатывают дисциплину, полезную для подготовки к конечному этапу жизни — отходу от плотских желаний, духовному существованию. Место, отведенное для чувственного наслаждения, дает возможность регулировать его, а не подавлять, что, в конечном итоге, помогает развитию гармоничной личности. Принято считать, что когда кама регулируется и дис-
циплинируется, она ведет к счастью и блаженству, когда нет — к несчастью и разложению личности человека. Таким образом, творческая философия камы является этической в своем основном значении, и это главная причина того, что этика и эстетика никогда не дифференцировались в индийской традиции. Различные аспекты индийской культуры теснейшим образом переплетены между собой, что часто приводит к трудностям в их анализе и дифференциации. Этические и эмоциональные, природные и цивилизационные аспекты настолько тесно переплетены между собой, что делают вычленение какого-либо элемента практически невозможным без учета всего его социокультурного контекста. Именно это делает индийскую культуру такой сложной для восприятия представителями других культур. Но эта комплексность является одновременно и очень привлекательной чертой, определяя неповторимый и самобытный облик культуры. В то же время в ней проявляются универсальные черты и принципы, роднящие ее с другими культурами, в том числе и нашей собственной. Вл. Соловьев в свое время точно заметил, что освоение одним народом культуры другого народа «не в том, чтобы перенять, а в том, чтобы понять чужие формы, понять и усвоить положительную сущность чужого духа и нравственно соединиться с ним во имя высшей всемирной истины». Эти слова особенно актуальны сейчас, когда проблемы гуманизации жизни, взаимопонимания и межкультурной коммуникации являются особенно насущными и актуальными. Литература Альбедиль М. Ф. Забытая цивилизация в долине Инда. — СПб., 1991. Боги, брахманы, люди. — М., 1969. Бонгард-Левин Г. М. Древнеиндийская цивилизация: Философия. Наука. Религия. — М., 1980. Васильев Л. С. История религий Востока. — М., 1985. Гусева Н.Р. Многоликая Индия. — М., 1987. Да услышат меня земля и небо: Из ведийской поэзии. — М., 1984.
Джатаки. — М., 1979. Дюмезиль Ш. Верховные боги индоевропейцев. — М., 1986. Ерасов Б. С. Культура, религия и цивилизация на Востоке. — М., 1990. Искусство стран Востока. — М., 1986. История и культура Древней Индии: Тексты. — М., 1990. Литература Древнего Востока: Тексты. — М., 1984. Махабхарата. — М., 1992. Неру Дж. Открытие Индии. — М., 1989. Нет жизни без Кришны: Из средневековой индийской поэзии / Под ред. Н.Сазановой. — М., 1992. Открытие Индии: Философские и эстетические воззрения в Индии ХХ века. — М., 1987. Рамаяна. — M., 1986. Серебряков И. Д. Литературы народов Индии. — М., 1985. Контрольные вопросы и задания 1. В чем заключается единство индийской культуры, какие вы можете назвать теории, подтверждающие это? 2. Дайте краткую характеристику протоиндийской цивилизации. 3. В чем состоят социокультурные особенности индоарийской цивилизации? 4. Каково происхождение кастовой системы в Индии? Какие теории происхождения и сущности касты вы можете назвать? 5. Каковы основные философско-религиозные учения в Индии, в чем заключается их значение для индийской культуры? 6. Охарактеризуйте индомусульманский культурный синтез как пример взаимовлияния культур. 7. Раскройте сущность преемственности как одного из основных механизмов индийской культуры. 8. Расскажите об основных памятниках индийской культуры и их роли в формировании личности и социума. 9. В чем заключаются этическая направленность эпических поэм Древней Индии и их воспитательное значение? 10. Раскройте основные особенности учения бхакти и его роль в индийской культуре.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|