Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Связь чувственного и духовного опыта




Слитность чувственного и духовного опыта наиболее ярко мож­но проследить на примере философии бхакти, которая стала ос­новой мощного художественно-поэтического течения в средневе­ковой Индии. Оно во многом связано с переменами в религиозной жизни Индии, с распространением вишнуизма1. Вишну, одно из основных божеств индуизма, известен, в основном, в своих пере-

1 Основными божествами индийского пантеона считаются: Брахма — созида­тель жизни, Вишну, который ее поддерживает, и Шива, воплощающий разруши­тельное начало. Индуизм имеет два основных направления — вишнуизм и шиваизм.

воплощениях — аватарах, наиболее популярным из которых был Кришна.

Кришнаистское бхакти было широко распространено в Индии с ХП по XVI в., а новый взлет популярности кришнаизма прихо­дится уже на вторую половину ХХ в. Одним из первых поэтичес­ких воплощений легенды о Кришне и его возлюбленной пастуш­ке Радхе стала поэма «Гита Говинда», написанная в XII в. бенгальским поэтом Джаядевой. Несмотря на эротическую окрас­ку, с точки зрения философии бхакти поэма аллегорична, так как символизирует стремление индивидуальной человеческой души, воплощенной в образе Радхи, к слиянию с Божеством, персонифицированном в Кришне.

Мистическая любовь, облаченная в чувственные формы, стала излюбленной темой поэзии бхакти. Ее расцвет связан с деятель­ностью выдающихся религиозных философов индийского Сред­невековья — Чайтаньи, Рамануджи, Валлабхачарьи, которые учи­ли, что для достижения спасения от горестей жизни нужно идти по пути любви-бхакти. Эти же идеи были выражены в поэтиче­ской форме выдающимися поэтами Сур Дасом, Тульси Дасом, Видьяпати, Мирой Баи и др. Для многих поэтов-бхактов харак­терно обращение к стихии народного праздника, карнавальной культуре, которая служит фоном для любовных игр Кришны и пастушек.

Чувственный характер литературы бхакти объясняется в ком­ментарии Валлабхачарьи к X главе «Бхагавата Пураны», где этот выдающийся философ-реформатор выражает свое отношение к любовным играм Кришны как к совершенному выражению и воплощению основной категории древнеиндийской эстетики — «раса» — эстетического переживания, настроения или чувства. Ос­новы теории раса заложены в «Натья Шастре». Сущность раса зак­лючается в самой природе эстетического переживания и в том наслаждении, которое оно дает подготовленному зрителю. Содер­жание этого понятия динамично и скорее интуитивно угадывает­ся, чем рационально определяется. Большой вклад в разработку этого понятия внес выдающийся индийский философ, предста­витель школы веданта, Абхинавагупта, живший в XI в. Он при­равнивает эстетическое наслаждение к понятию трансцеденталь­ного высшего блаженства («ананда»). Валлабхачарья, развивая это учение, соединяет эмоцию, чувственность, интеллект в понятии «всеохватывающей любви», которая имеет для него смысл не чув­ственного желания и не эстетической эмоции, а высшего чув­ства, идущего от души по направлению к божеству и носящего религиозный характер.

Движение бхакти было высшей точкой слияния религиозных и чувственно-эротических мотивов в индийской культуре. Поэзия и другие виды искусства этого периода вобрали в себя и религиозные

учения, и традиционные мифологические образы, и живое чув­ство художника, и богатейший материал окружающей природы.

Соединение духовного и чувственного начал характерно и для отношения к любви в индийской традиции, которая разделяет жизненное, чувственное, и духовное, эстетическое, пережива­ния. Искусство становится силой, способной преодолеть разоб­щенность людей, которая существует даже в страстной экстати­ческой любви и является источником вечной неудовлетворенности любящих.

Индийское искусство связано не только с религией, оно ни­когда не рассматривалось отдельно от жизни общества. В широком понимании, искусство, по определению индийского искусство­веда С. Пандита, — это «систематическое и организованное при­менение энергии и мастерства для выполнения человеческого пред­назначения». Искусство не изолируется от потока жизни, а утилитарное и прекрасное не вступают в противоречие, являясь частями единого социального комплекса.

В Индии во все периоды расцвета ее культуры наблюдаются восторг перед жизнью, природой, наслаждение бытием, развитие музыки, литературы, живописи, танца, театра, внимание к про­блемам любви как чувственного опыта и эстетического пережива­ния. В то же время в этой культуре всегда звучал призыв к аскетиз­му, освобождению от мирского зла. Социальные и религиозные течения материализовались в памятниках искусства, носящих ха­рактер культовых сооружений, таких, как буддийские ступы или сикхские гурдвары.

Искусство относится по индийской традиции к сфере «кама» — чувственного опыта. Эта сфера занимала полноправное место в жизни каждого человека, а любовная страсть с древности стави­лась на первое место среди всех других чувственных наслаждений. Наука о любви зародилась в Индии еще в ведические времена, наряду с другими школами знания — грамматикой, геометрией, астрономией, медициной. Эротика в Индии была одновременно наукой и искусством, ее целью являлось научить человека как можно лучше контролировать свои сексуальные стремления, что­бы он мог оставаться полезным членом семьи, общества и вно­сить свой вклад в его процветание. Любовь и ее радости рассмат­риваются как одно из высших наслаждений земной жизни. Это объясняется значимостью, которую индийская культура придава­ла стадии домохозяина: напряжение и трудности семейной жизни и социальных обязательств вырабатывают дисциплину, полезную для подготовки к конечному этапу жизни — отходу от плотских желаний, духовному существованию. Место, отведенное для чув­ственного наслаждения, дает возможность регулировать его, а не подавлять, что, в конечном итоге, помогает развитию гармонич­ной личности. Принято считать, что когда кама регулируется и дис-

циплинируется, она ведет к счастью и блаженству, когда нет — к несчастью и разложению личности человека. Таким образом, твор­ческая философия камы является этической в своем основном значении, и это главная причина того, что этика и эстетика ни­когда не дифференцировались в индийской традиции.

Различные аспекты индийской культуры теснейшим образом переплетены между собой, что часто приводит к трудностям в их анализе и дифференциации. Этические и эмоциональные, при­родные и цивилизационные аспекты настолько тесно переплете­ны между собой, что делают вычленение какого-либо элемента практически невозможным без учета всего его социокультурного контекста. Именно это делает индийскую культуру такой сложной для восприятия представителями других культур. Но эта комплекс­ность является одновременно и очень привлекательной чертой, определяя неповторимый и самобытный облик культуры. В то же время в ней проявляются универсальные черты и принципы, род­нящие ее с другими культурами, в том числе и нашей собствен­ной. Вл. Соловьев в свое время точно заметил, что освоение од­ним народом культуры другого народа «не в том, чтобы перенять, а в том, чтобы понять чужие формы, понять и усвоить положи­тельную сущность чужого духа и нравственно соединиться с ним во имя высшей всемирной истины». Эти слова особенно актуаль­ны сейчас, когда проблемы гуманизации жизни, взаимопонима­ния и межкультурной коммуникации являются особенно насущ­ными и актуальными.

Литература

Альбедиль М. Ф. Забытая цивилизация в долине Инда. — СПб., 1991.

Боги, брахманы, люди. — М., 1969.

Бонгард-Левин Г. М. Древнеиндийская цивилизация: Философия. На­ука. Религия. — М., 1980.

Васильев Л. С. История религий Востока. — М., 1985.

Гусева Н.Р. Многоликая Индия. — М., 1987.

Да услышат меня земля и небо: Из ведийской поэзии. — М., 1984.

Джатаки. — М., 1979.

Дюмезиль Ш. Верховные боги индоевропейцев. — М., 1986.

Ерасов Б. С. Культура, религия и цивилизация на Востоке. — М., 1990.

Искусство стран Востока. — М., 1986.

История и культура Древней Индии: Тексты. — М., 1990.

Литература Древнего Востока: Тексты. — М., 1984.

Махабхарата. — М., 1992.

Неру Дж. Открытие Индии. — М., 1989.

Нет жизни без Кришны: Из средневековой индийской поэзии / Под ред. Н.Сазановой. — М., 1992.

Открытие Индии: Философские и эстетические воззрения в Индии ХХ века. — М., 1987.

Рамаяна. — M., 1986.

Серебряков И. Д. Литературы народов Индии. — М., 1985.

Контрольные вопросы и задания

1. В чем заключается единство индийской культуры, какие вы можете назвать теории, подтверждающие это?

2. Дайте краткую характеристику протоиндийской цивилизации.

3. В чем состоят социокультурные особенности индоарийской циви­лизации?

4. Каково происхождение кастовой системы в Индии? Какие теории происхождения и сущности касты вы можете назвать?

5. Каковы основные философско-религиозные учения в Индии, в чем заключается их значение для индийской культуры?

6. Охарактеризуйте индомусульманский культурный синтез как при­мер взаимовлияния культур.

7. Раскройте сущность преемственности как одного из основных ме­ханизмов индийской культуры.

8. Расскажите об основных памятниках индийской культуры и их роли в формировании личности и социума.

9. В чем заключаются этическая направленность эпических поэм Древ­ней Индии и их воспитательное значение?

10. Раскройте основные особенности учения бхакти и его роль в ин­дийской культуре.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...