Эпические поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна»
Эти тексты отличаются по своей форме, структуре и семантике от ведических и религиозно-философских. Эпос одновременно выполняет функцию популярного нарратива и сакрального канонического текста1. В нем можно выделить повествовательную часть, 1 В современной культурологии такое явление получило название «двойного кодирования». Этот термин был применен Ч.Дженксом в отношении постмодернистской архитектуры, но смысл его гораздо шире какого-либо течения в одном из направлений художественной культуры. Двойное кодирование подразумевает обращенность произведения к двум уровням: к специалистам и заинтересованному меньшинству, которое волнуют специфические значения, и к публике вообще или местным жителям, которых заботят другие вопросы, связанные с комфортом, традициями и образом жизни. Дженкс приводит в качестве примера двойного кодирования фасад классического греческого храма — Храма Артемиды в Коркире (VI век до н.э.). Типичный греческий фронтон показывает смешение значений — популярных и элитарных, которые могут быть прочитаны различными группами людей на разных уровнях. Здесь бегущая Горгона-Медуза с ее змеями, и неистовые пантеры-львы, и различные акты убийства представлены драматически и красочно. Это репрезентативное искусство буквально взламывает абстрактную геометрию верхней части фронтона, но всюду царит гармония и внутренняя метафора, Человечные пропорции, визуальная утонченность и чистая архитектура синтаксических элементов также играют свою роль. Два разных языка, каждый со своей собственной целостностью и аудиторией. (См.: Дженкс Ч. Язык архитектуры. — М., 1985. — С. 10.) В этом смысле индийские эпические поэмы обнаруживают все признаки «сознательной дуалистичности».
и т д.). Расширение объема «Махабхараты» произошло путем широко известного в древней Индии приема инкорпорации, причем инкорпорирование часто носило чисто механический характер. Это особенно ярко выражено при включении в поэму чисто «теоретического» материала. Структурно поэма, состоящая из более чем ста тысяч шлок, или двустиший, разделена на 18 книг, или парв. В книге I — «Ади» (Начало) — представлены герои эпоса, рассказано об их происхождении, раскрыты семейные связи главных героев, прослежена история соперничества пандавов и кауравов, также женитьбы пандавов на принцессе Драупади, ставшей в результате выигранного состязания их общей женой1. Во II книге — «Сабха» (Собрание) _ содержится драматический эпизод игры в кости, в результате которого проигравшие пандавы удаляются в изгнание в лес. Их жизнь в лесу становится темой IIIкниги — «Вана» (Лес). Она содержит наибольшее число вставных эпизодов, в частности известную легенду о Нале и Дамаянти, иллюстрирующих нравы древнеиндийского общества. После 12-летнего изгнания пандавы проводят год у царя Вираты, о чем рассказывает IV книга — «Вирата». Начиная с V книги — «Удйога» (Попытка) — речь в «Махабхарате» идет о военных событиях, которые детально описываются вплоть до победы пандавов, ухода их вместе с Драупади в горы и вознесения на небо, описанного в XVIII книге — «Сваргарохана» (Вознесение на небо). Бхагавад Гита Часть VI книги «Махабхараты» «Бхишмапарва», — «Бхагавад Гита» — один из величайших текстов индийской культуры. Будучи включенной в контекст поэмы, «Гита» является в то же время самостоятельным религиозно-философским произведением, в котором разработано учение о карме 2 и различных путях достижения соединения с Божеством. «Бхагавад Гита» — поистине уникальное явление в истории мировой культуры. Судьба ее оказалось необыкновенно счастливой, она привлекала и привлекает внимание мыслителей, уче-
1 В этой архаической черте — полиандрии — исследователи видят доказательство древности происхождения «Махабхараты». Хотя в целом «Махабхарата» отражает черты сложного развитого общества, в некоторых ее частях содержится описание феноменов, не вписывающихся в эту социальную модель, в частности многомужество Драупади. Такие «диссонансы» объясняются «сочетанием архаических обычаев, присущих родовому обществу, с обычаями разделенного на варны патриархального общества, основу которого составляет уже государство». (Шарма Р.Ш. Древнеиндийское общество. — М., 1987. — С.174.) 2 Карма — в широком смысле — сумма совершенных живым существом поступков и их последствий, которые определяют характер его нового рождения. В узком смысле — влияние совершенных действий на характер настоящего и последующего существования. Социальная направленность «Бхагавад Гиты» выражена в том внимании, которое уделяется в ней этическим и моральным принципам управления государством и жизни вообще. Без этого основания — дхармы 1— «нет истинного счастья, и общество не может существовать. Целью является общественное благо не одной какой-либо группы, а всего мира в целом», — пишет Дж.Неру. Несмотря на меняющееся со сменой исторических эпох конкретное содержание дхармы, универсализм этого концепта как направляющего принципа человеческого существования, постулированный в «Бхагавад Гите», сохраняет свою силу при всех внешних обстоятельствах. Выполнение человеком обязательств, наложенных на него самой природой, помогает с достоинством выйти из всех бедствий и испытаний, выпадающих на его долю. Актуализация же дхармы связана с детерминизмом кастовой системы, налагающей определенные обязанности на членов той или иной касты. Так, кшатрий Арджуна должен быть воином и побеждать в бою. Осознание своего долга, как личностного, так и социального, побуждает его вернуться на поле сражения. Рамаяна По объему она гораздо меньше «Махабхараты». «Рамаяна» состоит из семи частей (kandas) общим объемом около 24 000 шлок. Ее авторство приписывается легендарному мудрецу Вальмики, а время возникновения является предметом споров среди исследователей. По преданию, ее возраст насчитывает около 5 тыс. лет. Ученые датируют создание этой поэмы в ее настоящей форме между 400 г. до н.э. и 200 г. н.э. Сказание о Раме входит в IIIкнигу «Махабхараты», хотя это и не означает, что хронологически оно предшествовало эпопее о великой войне потомков Бхараты. Как и многие другие вставные эпизоды, оно могло бы быть интерполировано при переписке.
Содержание «Рамаяны» более четко структурировано и цельно, чем содержание «Махабхараты». Оно представляет собой рассказ о жизни царевича Рамы и его супруги прекрасной Ситы, о сражении Рамы с повелителем демонов Раваной и поражении последнего. "Рамаяна" была и остается в Индии любимым произведением. Кроме этического и религиозного значения, «Рамаяна» имеет также высокую художественную ценность, ее называют «Адипарва» — «первая поэма». Все это послужило 1 Дх а рма — вечная истина, управляющая всем миром, священный закон. В государственном управлении Дхарма считалась одной из четырех «конечностей» закона (три остальные — свидетельство, история и эдикты правителей). Соблюдение Дхармы было обязательным условием успешного управления государством и праведной жизни человека. Литература буддийского Канона Несмотря на то что буддизм много веков назад перестал быть в Индии живой религией, он в такой же мере является принадлежностью и характеристикой индийской культуры, как и существующие и практикующиеся до наших дней религии и культы. Многие положения, содержащиеся в буддийских текстах, вошли в более поздние учения о человеке и смысле его существования, а также оказали значительное влияние на развитие литературного процесса в Индии. Типитака Типитака (от санскр. трипитака — «три корзины») — стержневой текст буддийского канона, состоящий из трех больших сводов («корзин»): «Винаяпитака» («Книга послушания») описывает обязанности буддийских монахов и организацию сангхи — буддийской общины; «Суттапитака» («Книга сутт») — собрание молитв и проповедей; «Абхидхармапитака» («Книга высшего закона») представляет собой толкование основных положений буддизма. Традиция определяет I в. н.э. временем письменной фиксации этих текстов, хотя к этому сроку в канон вошли произведения, относящиеся к более ранней эпохе. Канонические тексты буддизма различаются по своей целевой установке. Те из них, которые предназначены исключительно для монашеской аудитории, разрабатывают глубинные проблемы буддийского учения, другие же, ориентированные на непосвященных, дают самые общие представления о буддийском идеале, вплетая в изложение фольклорные мотивы и используя нарративные приемы.
Основным жанром «высокой» части канона являются сутты (от санскр. сутра — «нить»). Как и в Упанишадах, в суттах форма инкорпорирует их инструментальное значение как орудия наставления и обучения. Сутты оформлены как беседы, диалоги, которые Будда ведет со своими учениками — монахами или жителями тех мест, в которых он останавливался во время своих скитаний. Проповеди заканчиваются обращением слушателей в буддизм. Композиционное построение и стиль сутт отличаются единой структурой, включающей множество формул и повторов. Это связано как с практикой устной передачи и фиксации текстов, так и с ритуалом торжественной декламации сутт во время собраний буддийской общины. Кроме метафизических и философских вопросов, в суттах разработаны концепции государственного устройства, идеал праведного монарха — «чакравартина» («того, кто вращает колесо вселенской власти»). Эта концепция стала основой отношения буддизма к царской и государственной власти как в Индии, так и за ее пределами. Начало порчи идеального общества связывается не со злой волей индивида, а с «недостаточным знанием при наилучших намерениях», причем объективная причина этого упадка усматривается в имущественном неравенстве. Обращаясь к рядовым людям, буддийские проповедники пользовались словами, понятиями и образами, знакомыми им с детства, т. е. оставались в рамках брахманической социокультурной модели. В этом контексте особое внимание уделялось этическим вопросам, формулируемым и решаемым на основе повседневного опыта.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|