Главная | Обратная связь
МегаЛекции

РАЗДЕЛ I. КУЛЬТУРА ДРЕВНОСТИ





Становление культуры от анимизма до античности

Воззрения людей древнего мира прошли два основных этапа: веру в души и духи (эпоха анимизма1) и веру в богов (собственно религиозные представления). Эпоха анимизма относится к самой первой культуре — архаической, а эпоха веры в богов к следую­щим культурам — древних царств и античности. Собственно куль­тура возникает, когда складываются первые социальные образо­вания (институты) — племя (род), семья, вождь и шаман, человек научается воспроизводить полезный и осмысленный опыт, и то и другое выражается в культурных текстах (мифах, представлениях о душе и богах и т.п.). Для культурологического объяснения од­ним из центральных представлений является понятие «культурно­го сознания». В этом понятии культуролог старается свести воедино различные характеристики изучаемой культуры, отнесенные к человеку данной культуры, его сознанию. При этом он следит за тем, чтобы не приписывать древнему человеку способностей и мироощущения, характерных для современного человека. Други­ми словами, культурное сознание — это теоретическая конструк­ция культуролога. Изложенные дальше представления о душе и богах как раз и представляют собой подобные теоретические кон­струкции. Хотя, конечно, эти представления эмпирически вери­фицируются (т.е. подтверждаются эмпирическим материалом), тем не менее необходимо понимать, что их особенности и «логика» определяются прежде всего теоретическими соображениями.

Анимистические представления

Если иметь в виду культурное сознание человека, то главным для архаического человека являлось убеждение, что все люди, жи­вотные, растения имеют душу. Представление о душе у примитив­ных обществ (а они до сих пор находятся на стадии развития,

1 нимизм — 1) вера в существование духов, в одушевленность всех предме­тов, в наличие независимой души у людей, животных, растений; одна из при­митивных форм религии; 2) философское учение, возводящее душу в принцип жизни.



ния практической пользы (например, в какой степени лечение реально помогает человеку, правда, нередко человек выздорав­ливает именно потому, что верит в лечение).

Осмысление мира

Для нас сегодня естественно разделение живого и неживого, человека и природы. Для архаического человека живым было все, что менялось, двигалось, от чего он зависел, что давало ему пищу или другие жизненные блага. Живой была Земля (время от време­ни она содрогалась от землетрясений), она же дарила воды и пищу. Живым было небо, оно менялось, посылало дождь, гневалось гро­мами и молниями. Живой была вода, она текла, бежала, умирала (испарялась), временами, во время наводнений, становилась страшной. Короче говоря, для архаического человека вся природа (планеты, солнце, луна, звезды, вода и земля, огонь и воздух, леса и озера) была живая. Но раз так, все природные стихии на­делялись душой. Эти души назывались или собственно душами, или «духами» и «демонами». Самые сильные и мощные, от кото­рых существенно зависела жизнь архаического человека, посте­пенно стали выделяться и называться богами. Но, пожалуй, толь­ко сила и мощь отличали богов архаической культуры от простых духов (реки, озера, леса). В этом смысле это еще не боги, как их будут понимать в последующих культурах, они не являются еще «демиургами» (творцами) мира, не поддерживают мировой поря­док (мироздание), как это делает, например, египетский бог солн­ца Ра или вавилонский бог Мардук.

С появлением представлений о душе, духах и богах архаиче­ский человек оживляет всю природу и оказывается в совершенно новом мире. Теперь его окружают не только люди и животные, но и бесчисленные души и духи, от которых зависит вся его жизнь: охота, здоровье, удача. Как же человек может влиять на этот но­вый сакральный мир духов и душ? Или прямо обратившись с ре­чью или просьбой к нужному ему духу, или одаривая духа (это архаическая жертва). Постепенно формируется практика обмена: архаический человек уверен, что духи (души) помогают или не мешают (не вредят) только в том случае, если человек им что-то дарит (жертвует). Таким образом, жертва — это своеобразные день­ги архаической культуры. На папуасском острове Таппа, где «бо­гами» являются души умерших предков, покровительствующие произрастанию плодов, вождь племени, действующий в качестве верховного жреца, после приношения первых плодов среди без­молвствующего собрания громогласно произносит следующую мо­литву: «Сострадательный отец! Вот пища для тебя: ешь ее и надели нас ею!» Индеец племени нутка, собираясь на войну, молится так:

она же — Турум-щань, имеющая вообще много имен и эпитетов: «общая мать», «мать земли», «мать нижнего неба», «пробуждаю­щая И рождающая», «бабушка земли» и др. Подобно Мир-сусне-хуму, Калтац-эква, кроме своих, так сказать, прямых обязанно­стей — помогать роженицам и детям, чтобы те были здоровы и не совершали плохих поступков, заботилась также о тех людях, ко­торые были несчастны или бедны.

Манси верят и еще в одну категорию сакральных существ — богатырей Отыров, отличающихся гигантской силой и умом. Отыры пришли с неба, все время воевали друг с другом, и поэтому по­чти все погибли. Те же из них, кто остался в живых, стали тоте­мами («пупыхами»), т.е. родоначальниками (предками) родов [1]. И опять же вспоминаются параллели, например: титаны в древнегреческой мифологии, богатыри в русском фольклоре.

Мы специально привели эти воззрения, чтобы показать, что осколки архаической культуры можно найти даже в наше время. Но и в целом архаическая культура не исчезла бесследно. Она пе­релилась в мифы народов мира, в фольклор, в глубинные «архе­типы» человеческой психики. Архаическая культура оказала не­посредственное влияние и на последующую культуру — древних царств и государств Ближнего Востока, Египта, Индии, Китая.

Вера в богов

Древний Египет, Шумер и Вавилон, древняя Индия и Китай — это истинная колыбель современной цивилизации. Именно в этот период — от V—VI до II— I тысячелетий до н.э. складываются огромные империи и государства, не менее замечательные искус­ство, техника, письменность, элементы математики и астроно­мии, зачатки философии. В недрах культуры древних царств к кон­цу ее существования появляются очаги новой культуры, из которых последующие эпохи черпают и новое мироощущение человека как личности.

Люди эпохи древних царств верят в богов, но это уже настоя­щие боги, а не просто более могущественные духи эпохи архаи­ческой культуры. Кажется, что внешне многое переходит в куль­туру древних царств из предыдущих эпох: вера в души, демонов, богов, идеи жертвоприношения и молитва, одухотворение при­родных стихий. Да, многое переходит, но даже то, что перешло, понимается в культуре древних царств по-новому. И прежде всего сами боги. С одной стороны, многие боги так же, как и раньше, являются природными стихиями и явлениями — это солнце, луна, океан, небо, земля, огонь и т.д. Но с другой — эти же боги теперь не могущественные духи, а сакральные существа, напоминаю­щие царей, правителей, верховных жрецов. Они весьма похожи

Фараон изображен: на войне — он мчится на колеснице, давя врагов, на охоте — поражает из лука львов, в своем дворце — принимает иностранные посольства, в быту — отдыхает вместе с женой. Поскольку фараон имеет приближенных и слуг, а те, в свою очередь, своих и т.д. до рабов, уже ничего не имеющих, божественная сила и сущность распространяются через священ­ного царя на весь его народ. Поэтому в центре древнего рисунка и картины канонического типа всегда стоит фигура священного царя, от нее к периферии волнами расходятся изображения дру­гих людей: царицы, приближенных царя, военачальников, пис­цов, земледельцев, ремесленников, рабов, пленных.

Аналогично можно показать, что элементы астрономии были созданы (изобретены) вавилонянами и египтянами, когда они искали способы восстановления нарушенного с их точки зрения миропорядка. Геометрия, например, была изобретена, когда нуж­но было восстанавливать границы полей, смываемых каждый год Нилом и Ефратом. И как еще, как не катастрофу, мог шумер понимать такой разлив?!

Вода унесла межевые камни, какой теперь брать налог — неиз­вестно, а если налог не будет вовремя получен, боги разгневают­ся и отвернутся от человека, да и сама жизнь будет под угрозой. Но если бы шумерскому писцу, впервые нашедшему формулу вы­числения площади прямого поля, сказали, что он что-то там со­чинил или придумал, он бы все это отверг как кощунство и неве­рие в богов. Выводя данную формулу, он считал, что всего лишь описывает, как нечто было устроено богом, что сам бог открыва­ет ему знание этого устройства.

Описывая общие закономерности религиозных воззрений лю­дей древнего мира, мы не хотим сказать, что во всех культурах древнего мира все было одинаково. Напротив, каждая культура давала что-то свое. Например, древнеегипетская — обожествле­ние царей и пирамиды. Чтобы убедиться в этом, рассмотрим древ­неегипетские воззрения подробнее.





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2020 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.