Цель: Расширять представление о народной игрушке (дымковская, богородская, филимоновская, каргопольская игрушки, матрёшка и т. д. ), знакомить с народными промыслами. Продолжать знакомить с устным народным творчеством. Использовать фольклор при организации всех видов детской деятельности. Привлечение детей к созданию дымковской и филимоновской росписи.
□ Расширять представление детей 2-й младшей подгруппы о народных игрушках, устном народном творчестве (песни, потешки, прибаутки и др). Обогащение читательского опыта за счет разных малых форм фольклора, простых народных и авторских сказок о животных, детях, игрушках повседневной бытовой деятельности.
Дать детям средней подгруппы первоначальные представления основ национальной культуры, вызвать интерес к познанию культуры своего народа; приобщение к народной игровой культуре. Знакомить с разнообразием народной игрушки (глиняная, деревянная, тряпичная, соломенная, и др. ) Познакомить с содержанием игр с народными игрушками, возможностью использования их в разных видах детской деятельности (подвижные, сюжетные, режиссерские игры, театрализованная деятельность, изобразительное творчество по мотивам народной игрушки).
□ Расширить представления детей старшей подгруппы об игрушках; уточнить названия игрушек, способы игры с ними; выделять составные части, форму, цвет, материал. Формировать знания детей о народных промыслах, традициях русского народа. Развивать умение применять полученные знания о декоративном искусстве, использовать стилевые особенности цвета, присущие русским росписям. Знакомить детей с ремеслами и занятиями взрослых на Руси (пахарь, ткачиха, гончар и т. д.
□ Продолжать знакомить детей подготовительной подгруппы с творением народных рук – народной игрушкой. Показать ее разнообразие через материал, роспись, характер.
Итоговое мероприятие: оформление выставки детских работ «Волшебство наших рук». Оформление мини-музея «Народная игрушка».
ННОД
2 МЛАДШАЯ ГРУППА
СРЕДНЯЯ ГРУППА
СТАРШАЯ ГРУППА
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
Художественно-эстетическое развитие (лепка)
«Нарядные матрёшки»(пластилин)
Цель: привлекать внимание детей к ручной народной игрушке – матрёшке. Формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с матрёшкой. Учить выделять некоторые знакомые детям детали её костюма (сарафан, кофта, платок, фартук), видеть её красоту. Формировать эстетическое отношение и развивать творческие возможности детей в процессе интеграции различных видов деятельности: словесной художественной, продуктивной. Развивать фантазию, мышление, внимание. Приобщать к истокам декоративно – прикладного искусства.
«Ах, матрёшечка, матрёшка! » (солёное тесто).
Цель: продолжать знакомство с образом русской народной игрушкой – матрёшкой, которая является традиционным сувениром из России; с процессом её изготовления. Знакомство с новым материалом – солёным тестом. Развивать мелкую моторику, эстетический вкус. Воспитывать чувство гостеприимства.
(ДЛЯ НАНЕСЕНИЯ РИСУНКА ИСПОЛЬЗОВАТЬ ТРУБОЧКИ ИЗ-ПОД СОКА).
«Весёлый хоровод матрёшек» (солёное тесто).
Цель: Формирование знаний, представлений о русской народной игрушке через практическое выполнение его в технике тестопластика; познакомить с историей матрёшки как народного промысла. Развивать умение составлять узоры, украшать матрёшку. Обогатить кругозор детей об игрушке как образе материнства, семьи.
«Весёлые матрёшки».
Цель: Расширить представление детей о видах народного искусства. Познакомить детей с историей рождения русской деревянной матрёшки с её внешним обликом. Учить различать разнообразие видов данной игрушки: Сергиев - Посадская, Полхов – Майданская, Семёновская. Развивать умение самостоятельно выбирать цвета для узора, умение заполнять элементы костюма матрёшки пластилином (налеплять по всей поверхности, не заходя за контуры, размазывая пальчиками). Развивать умение составлять узор на сарафане и платке матрёшки из зёрен риса, гороха и фасоли, вдавливая слегка в пластилин. Формировать эмоциональную отзывчивость на восприятие деревянной матрёшки как символа русского народного искусства. Развивать мелкую моторику рук.
Физическое развитие
Пензулаева Л. И
Занятие № 32 стр. 63
Упражнять в ходьбе с остановкой по сигналу воспитателя; повторить ползание между предметами; упражнять в сохранении устойчивого равновесия при ходьбе на повышенной опоре.
Материал для повторения
4-я неделя. Игровые упражнения; лазание под дугу (высота 50 см), ползание на четвереньках в прямом направлении, между предметами; равновесие – ходьба и бег по дорожке; прыжки с продвижением вперед на двух ногах, прыжки через шнуры. Подвижные игры " Сбей кеглю", " Воробышки и кот", " Наседка и цыплята".
Занятие № 22 стр. 86
Упражнять детей в ходьбе и беге врассыпную; повторить упражнения в равновесии и прыжках.
Занятие № 23 стр. 87
Основные виды движений.
1. Равновесие - ходьба по гимнастической скамейке приставным шагом, руки на пояс; на середине скамейки присесть, вынести руки вперёд, подняться и пройти дальше(2-3 раза)( рис. 12)
2. Прыжки на двух ногах между предметами, поставленными в ряд на расстоянии 40 см один от другого.
Занятие № 24 стр. 87
Упражнять детей в ходьбе и беге между предмета; в равновесии; перебрасывании мяча.
Занятие № 22 стр. 91
Упражнять в ходьбе и беге между предметами; закреплять навыки лазанья на гимнастическую стенку; упражнять в сохранении равновесия и прыжках.
Занятие № 23 стр. 93
Основные виды движений.
1. Лазанье на гимнастическую стенку произвольным способом, ходьба по гимнастической рейке приставным шагом, спуск вниз, не пропуская реек, 2 раза.
2. Прыжки – перепрыгивание через шнур вправо и влево, продвигаясь вперед (расстояние 3–4 м), 2–3 раза.
3. Ходьба на носках между набивными мячами, руки на пояс, 2–3 раза.
Занятие № 24 стр. 93
Упражнять в беге на скорость; повторить игровые упражнения с мячом, в прыжках и равновесии.
Занятие № 22 стр. 87
Повторить ходьбу и бег с выполнением заданий; упражнения в равновесии, в прыжках и с мячом.
Занятие № 23 стр. 88
Основные виды движений.
1. Прыжки через шнуры на правой и левой ноге попеременно (5-8 шнуров); шнуры разложены таким образом, что дети выполняют два прыжка перед шнуром, а на третий перепрыгивают, и так до конца дистанции. Повторить 2—3 раза.
2. Переброска мячей друг другу в парах (способ произвольный); исходное положение ног — стойка ноги на ширине плеч.
3. Игровое упражнение с бегом «Догони пару».
Занятие № 24 стр. 88
Повторить игровое упражнение с ходьбой и бегом, игровые задания в прыжках, с мячом.
Художественно-эстетическое развитие (рисование)
«Украсим Дымковскую игрушку».
Цель: Продолжить знакомство с дымковской игрушкой, особенностями узора. Учить различать элементы дымковской росписи, рисовать кружочки с помощью приспособлений (тычков).
«Дымковская игрушка - Лошадка».
Цель: развитие творческой активности ребенка средствами народного декоративно-прикладного искусства. Формировать умение создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные приемы работы кистью, тычком. Учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи(круги, точки-горошины). Закрепить навык промывания кисти перед использованием краски другого цвета. Совершенствовать умение рисовать элементы дымковской росписи. Закрепить знания детей по лексической теме «народные игрушки». Развивать эстетические чувства, мелкую моторику, глазомер. Обогащать и активизировать детский словарь художественными терминами.
«Дымковская барышня».
Цель: Продолжать знакомить детей с народными дымковскими игрушками, воспитывая эстетическое отношение к предметам. Помочь детям замечать и выделять основные средства выразительности дымковской игрушки: яркость, нарядность цвета, декоративность, разнообразие элементов росписи. Закрепить навыки рисования элементов дымковской росписи (кружочки, точки, полоски, сетка, кольцо, волнистые дуги); Учить детей самостоятельно выбирать приемы и элементы росписи, сочетание цветов, передавать свое отношение к рисунку. Развивать творчество, фантазию, интерес к рисованию.
«Роспись филимоновской игрушки».
Цель: познакомить детей с филимоновской игрушкой, с её характерными особенностями: на белый фон (длина покрашена в белый цвет) наносить узор из чередования тонких линий красного, жёлтого, зелёного цвета.
«Дымковская игрушка - индюк».
Цель: Закреплять знания детей о характерных особенностях росписи дымковской игрушки, формировать умение создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные приемы работы кистью. Учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины). Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета; интерес к народному творчеству, воспитывать желание самостоятельно расписывать игрушку по мотивам дымковской росписи.
«Чудо филимоновской свистульки».
Цель: знакомство с народным промыслом – филимоновская игрушка, его характерными особенностями. Расширить представление о ремесле игрушечных дел мастеров. Учить раскрашивать готовые игрушки – свистульки элементами филимоновской росписи, правильно использовать основные цвета промысла. Развивать воображение, творчество. Воспитывать интерес и любовь к народному искусству, уважение к труду народных мастеров, гордость за свою Родину. Дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами.
Речевое развитие
«Филимоновская свистулька».
Цель: Знакомство с Филимоновской игрушкой (рассказать детям о том, что все эти красивые игрушки создали мастера – народные умельцы. ). Формировать представление о ремесле игрушечных дел мастеров, знание о том, какими материалами пользуются мастера (глина, печь); воспитывать эстетическое восприятие изделий народных мастеров, любовь к народному творчеству. Закреплять знание основных цветов (белый, зеленый, желтый, красный).
Рассматривание альбома «Филимоновская игрушка».
Цель: приобщать детей к социально – культурным ценностям, формировать представления о филимоновской игрушке. Активизировать словарный запас детей.
«Беседа об истории дымковской игрушки».
Цель: Дать детям элементарные знания по истории возникновения дымковской игрушки в доступной для них форме, познакомить с порядком её изготовления. Дать знания об элементах узора. Воспитывать интерес и уважение к труду народных мастеров.
«Знакомство с филимоновскими игрушками».
Цель: познакомить детей старшего возраста с промыслом глиняной игрушки, расширить словарный запас, вызвать эмоционально - положительный отклик на русскую игрушку.
«Дымковская игрушка».
Цель: формирование коммуникативных навыков, развитие эстетических чувств дошкольников. Активизировать навыки составления описательных рассказов об игрушке с опорой на схему. Расширять словарный запас прилагательных. Обогащать опыт о способе изготовления и росписи дымковских игрушек, их многообразии. Поддерживать интерес к речевой деятельности дошкольников: умение отвечать на вопросы, участвовать в беседе. Развивать интерес к русским народным традициям и промыслам. Воспитывать интерес к народному декоративно – прикладному искусству, бережное отношение к культурному наследию народов России.
«Филимоновская игрушка».
Цель: Развивать активную речь (речь-доказательство, речь –аргументация) детей в процессе сравнения, анализа элементов росписи филимоновских игрушек, в поиске идентичных элементов.
Познание
(окружающий мир)
«Филимоновский конь ». Знакомство с филимоновской игрушкой.
Цель: продолжать знакомить детей с народными промыслами на примере филимоновской игрушки; познакомить с её характерными особенностями; учить создавать «филимоновский» узор; воспитывать бережное отношение к народному наследию, обогащать словарный запас, активизировать речь детей.
«Филимоновская народная игрушка».
Цель: познакомить детей с филимоновской игрушкой как видом народного декоративно - прикладного искусства, имеющую свою специфику и образную выразительность. Формировать представление о ремесле игрушечных дел мастеров, знание о том, какими материалами и инструментами пользуются мастера. (Для изготовления игрушек нужны: глина, гончарный круг, особая палочка или кисточка, чтобы рисовать узор; печь, чтобы обжигать изделие, особые краски для росписи. ).
«Дымковская игрушка – символ Российской культуры».
Цель: Знакомство детей с русской народной культурой. познакомить с историей дымковской игрушки. Закрепить знания детей о процессе изготовления дымковской игрушки. Формировать позитивные установки к творчеству. Воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров, к изделиям народных промыслов.
«Игрушка с ласковым названием - Дымка».
Цель: Рассказать об истории промысла. Показать иллюстрации игрушек дымковских мастеров. Продолжать знакомить детей с народно – прикладным промыслом. Воспитывать любовь к народному искусству России. Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности. Углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве.
Познание
(ФЭМП)
Помораева И. А.
Занятие 4 стр. 40
Упражнять в умении воспроизводить заданное количество движений и называть их словами много и один.
Закреплять умение различать и называть части суток: утро, вечер.
Занятие 4 стр. 51
Закреплять представления о том, что результат счета не зависит от качественных признаков предмета (размера, цвета). Упражнять в умении сравнивать предметы по величине (в пределах 5), раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: самый большой, меньше, еще меньше, самый маленький, больше.
Совершенствовать умение ориентироваться в пространстве, обозначать пространственные направления относительно себя соответствующими словами: вперед, назад, налево, направо, вверх, вниз.
Занятие 4 стр. 63
Совершенствовать умение составлять число 5 из единиц.
Упражнять в умении двигаться в заданном направлении.
Закреплять умение последовательно называть дни недели, определять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.
Занятие 7 стр. 151
Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10.
Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги в клетку. Закреплять умение считать в прямом и обратном порядке в пределах 20. Развивать внимание, память, логическое мышление.
Занятие 8 стр. 153
Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10.
Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги в клетку.
Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве относительно себя и другого лица. Развивать внимание, память, логическое мышление.
Познание
(ФЦКМ)
«Русская народная игрушка - матрешка».
Цель: закреплять знания детей о русской народной игрушке – Матрешке. Упражнять в умении различать и называть размеры предмета – большая, поменьше, самая маленькая. Закрепить представления детей о понятиях «один» и «много». Развивать речь детей, умение отвечать на вопросы.
Вызывать интерес к образу, желание украсить матрёшку. Воспитывать самостоятельность, аккуратность, интерес и любовь к народным игрушкам.
«Филимоновская игрушка».
Цель: продолжать знакомить детей с одним из видов народного декоративно - прикладного искусства – филимоновской глиняной игрушкой. Учить выделять элементы росписи, её колорит, мотивы и композицию узора на изделиях. Развивать эстетический вкус.
«Народная игрушка. Филимоновское чудо».
Цель: Обогатить представление детей о народных традициях: познакомить с мастерами глиняной игрушки села Филимоново. Развивать эстетическое восприятие детей (способности к открытию эстетических характеристик народной игрушки). Формировать ценностное отношение к народной игрушке. Воспитывать уважение и интерес к ремеслу народных мастеров. Совершенствовать монологическую речь детей.
«До чего же хороша русская матрёшка».
Цель: формировать патриотические чувства, интерес к русскому прикладному искусству – деревянной матрёшке, установить связь между поделками и людьми, их сделавшими; желание самим творить и создавать по мотивам русского народного творчества, создавать положительные эмоции через знакомство с народным творчеством.