Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Механизм неправильного восприятия Анны




 

Всю свою жизнь Анна раскачивалась между уверенностью в собственной уродливости и обратным. У неё случались вспышки энтузиазма, во время которых она садилась на диету и занималась упражнениями, доводя себя до нужной формы. Но на заднем плане всё ещё таилось внутренне убеждение, обрекающее её на неудачу. От силы несколько месяцев она оставалась стройной, а потом вновь возвращалась к старой модели, утешая себя едой. И каждый раз, вновь набирая вес, она чувствовала себя всё хуже и хуже. Она начинала впадать в депрессию.

Социально Анна является классическим примером самоисполняющегося пророчества. Это могли отчётливо видеть её друзья и говорить ей об этом. На вечеринках она с бокалом в руке забивалась в тихий уголок, надеясь, что никто её не заметит. Когда к ней всё-таки приближались мужчины, она думала, что они или жалеют её или хотят как-то пошутить над ней, В любом случае, она не могла смотреть им прямо в глаза и удалялась под любым предлогом. Они интерпретировали такое поведение как "я ей неинтересен" и быстро переключались на кого-то другого. А Анна расценивала это как подтверждение того, что она некрасива, скучна и глупа. Её убеждения формировали её реальность, а её реальность

усиливала её убеждения.

Когда Анна впервые занялась самосовершенствованием, она очень пыталась убедить себя, что не была уродливой. Что ей следовало сделать, так это принять убеждение в собственной уродливости таким, как оно есть, без всяких оценок. Именно это произошло на четвёртом занятии. Во время дыхания она лицом клипу столкнулась с таким сильным отвращением, что ей показаюсь, что сейчас её вытошнит. Эта часть занятия длилась приблизительно четверть часа. Для Анны эти пятнадцать минут оказались очень болезненными, но она дышала через это чувство, принимая его. И вдруг случилось что-то, что в корне её изменило, что-то, что часто встречается в ребефинге. Анна подошла к точке опоры маятника. В этом месте уродство и красота не имеют значения. То же самое касается бессилия и мощи, незначительности и важности и всех других двойственных понятий, которые мы считаем необходимыми в нашей жизни. Важно, что мы те, кем являемся в любой момент, без высокой оценки. В случае с Анной это означало, что она могла взглянуть в зеркало и в первый раз за всё время увидеть там то, что видят другие — довольно привлекательную женщину, которая временами выглядит чуть хуже, временами лучше. Её чувство собственного достоинства больше не зависело от её внешности или от того, что другие думают о ней. При таком положении вещей Анна может жить очень счастливо.

Долой жизнь с установками долженствования

Этот механизм неправильного восприятия, эти установки долженствования применяются не только к основным внутренним убеждениям, но и к сотням других тем, часто очень незначительным, которыми наполнена наша жизнь. Многие наши трудности происходят не из-за того, что обстоятельства неправильные, а из-за того, что мы сами воспринимаем их как неправильные. Прибавьте к этому нашу убеждённость в том, что вещи или люди должны быть не такими, какими являются, - и вы получите рецепт для страданий и чувства неудовлетворённости.

Вот пример: "Моя начальница очень резкая и грубая, и её манеры оскорбляют меня". Почему? Потому ли. что отсутствие фраз типа "спасибо", "пожалуйста", отсутствие вежливых бесед наносит мне как физический, так и эмоциональный ущерб? Или потому, что я считаю, что моей начальнице следует быть вежливой, так как меня воспитали в твёрдой убеждённости в том, что люди должны быть такими? И если они ведут себя не так, это означает, что люди не уважают меня, а люди должны уважать меня. Итак, я считаю, что мой босс не уважает меня, чувствую себя обиженным и оскорблённым и подумываю об увольнении. Но дела могут обстоять по-другому. Если перестать настаивать на том, что моей начальнице следует быть вежливой со мной, я просто буду продолжать делать свою работу и не обращать внимания на её манеры. Более того, если я не буду чувствовать себя настолько обиженным, в конце концов я могу получше узнать и даже полюбить свою начальницу. В любом случае, жизнь станет намного проще.

Мои отношения с начальником, в общем, не являются угрожающей жизни ситуацией. Но при более серьёзных обстоятельствах эта одержимость словами "должен" и "следует" может превратиться в приносящую глубокий ущерб тиранию. Возьмём, к примеру, ситуацию домашнего насилия. Многие вещи используются для того, чтобы держать женщин и мужчин в отношениях насилия: страх, запугивание, низкая самооценка, некуда пойти, деньги, дети и т.д. Но один из элементов -установки долженствования. Многие женщины, особенно на ранних стадиях совместной жизни, проводят много времени, ошеломлённые тем фактом, что их мужья или партнёры, которые должны любить их, на самом деле плохо с ними обращаются. И часто очень трудно свыкнуться с мыслью, что реальность не такая, какой ей следует быть. Любящие, счастливые взаимоотношения, которые должны про­длиться всю жизнь, на самом деле оказываются насильственными и оскорбительными, и месяцы или годы, уходящие на преодоление этого "следует", могут ранить, убить все чувства или оставить неизгладимый эмоциональный след на взаимоотношениях.

Уход от слова "должен", возвращение к точке опоры, где факты - это просто факты, освобождает мозг от всего ненужного, позволяя ему мыслить более чётко. Хорошо бы, если бы всё было по-другому, и в идеальном мире всё так и есть, но не в реальном. Наша привязанность к тому, что должно быть и рассуждения о том, почему так не происходит, парализуют нашу активность. Мы только ковыряемся в открытой ране, усиливая боль. Реальность остаётся реальностью, и наша работа - решать, как справляться с нею. Когда это становится очевидным, средства достижения цели расставляются по местам. Это одна из форм синхроничности, мир поддерживает ясное и искреннее начинание.

Но если основная система убеждений остаётся не проработанной, мы склонны повторять свои модели поведения и каждый раз обнаруживаем, что находимся в той же ситуации, в тех же взаимоотношениях, Фрейд описал это как синдром принудительного (компульсивного) повтора - принуждение вновь разыгрывать ту ситуацию, с которой нам не удалось справиться в первый раз. Ребеферы относят синдром принудительного повтора, явление синхроничности и понятие самоисполняющегося пророчества к одной категории под общим названием "творческого мышления".

Упражнения

Для этих упражнений вам понадобятся ручка, бумага и, если возможно, хороший друг. Некоторые могут посчитать первое упражнение сложньш для выполнения, потому что оно может дойти до самой сути того, чем, по нашему мнению, мы являемся. Хотя все упражнения можно выполнять самостоятельно как работу по самосовершенствованию, я рекомендую сочетать их с занятиями ребефингом под руководством квалифицированного ребефера.

I. Открытие внутренних убеждении

Найдите тихое место, где вас не побеспокоят. Под рукой держите бумагу и ручку. Сядьте поудобнее, закройте глаза и сделайте несколько глубоких дыхательных движений. Сконцентрируйте внимание на своём дыхании и на вашем внутреннем мире. Затем откройте глаза и запишите все отрицательные убеждения, которые сейчас с вами. Пишите быстро, не задумываясь. Неважно, есть ли в них смысл. Пишите до тех пор, пока у вас не закончатся мысли. Теперь просмотрите то, что вы написали и найдите убеждение, которое несёт для вас эмоциоиачъный заряд. Превратите это в аффирмацию (см. главу 13) и начните работу над ней.

2. Внутренние убеждения в действии

Выберите ситуацию или взаимоотношения в вашей жизни, которые вас не удовлетворяют, не отвечая вашим основным потребностям. (Начните с того, что, как вам кажется, будет относительно легко решить). На бумаге опишите ваши действия в этой ситуации: ваши движения, дыхательные паттерны, физические ощущения, что вы говорите, смотрите ли прямо в глаза собеседнику и т.д. Можете попросить друга помочь вам с этим. Затем постарайтесь замедлить "прокручивание" картинки. Что вы чувствуете? И, наконец, о чём вы думаете? Какие планы строите вы в уме в это время?

Запишите всё. А теперь посмотрите, можете ли вы подвести черту под тем, что думаете? Например, означает ли ваша мысль "я им не нравлюсь" действительно то, что "я непривлекателен "?

3. Манипуляционные установки

Составьте для себя список всех "следует". Сверху страницы напишите "Мне следует... " и, не думая долго, продолжайте заканчивать эти фразы, пока не иссякнет фантазия. Вы можете использовать различные категории как, например, ваше тело, ваше местов мире, взаимоотношения, деньги и т.д. Потом можете перейти к тому, что следует делать другим людям, что следует делать всему миру, правительству и т.д. Вот некоторые примеры:

ТЕЛО МЕСТО В МИРЕ ДРУГИЕ ЛЮДИ
Мне следует быть худее Мне следует иметь лучшую работу X должен поддерживать меня
Мне следует заняться спортом Мне следует больше помогать другим Людям следует быть приятнее
Мне следует убрать живот К этому времени мне уже следует быть руководителем Людям следует быть честными
Мне следует быть повыше    

А на эти вопросы вам надо ответить после того, как список будет завершён:

Откуда у вас появились эти убеждения?

Они правда ваши?

Вы считаете, что должны жить в соответствии с ними?

Если бы вы были настолько совершенны, следовало ли бы остальным соответствовать тем же стандартам? Не используете ли вы одни стандарты для себя, а другие - для окружающих?

Разумно ли ожидать, чтобы все были так совершенны?

Насколько вообще возможно стать таким совершенным?

 

 

ОБРЕТЕНИЕ СИЛ

"Жизнь - это зеркало, которое возвращает то, что в

нём отражается."

(Эван С.Коннелл)

Что вы делаете, когда вас кто-нибудь обижает? Я, например, вновь и вновь прокручиваю в голове маленькие сценарии, -как это случилось, как это могло случиться, - пытаясь убедить себя, что была права, а другие ошибались. И ещё я злюсь. Злость - вполне естественная реакция на обиду. Когда ребёнка обижает другой ребёнок, он выражает свою злость. Дети могут подраться, заплакать, прибежать к маме, а десять минут спустя опять беззаботно играть вместе. Ребёнок завершает полный цикл. Его эмоции пробудились, и им был дан выход, в котором и лежало решение проблемы. Проявляя злость, ребёнок демонстрирует свою обиду, и не пытается сдержать слёзы и не жаловаться на боль. Мы, взрослые, знаем, что не можем давать выход злости, как это делают дети. Тогда бы в обществе царил полный хаос, и практически все сидели бы в тюрьме. Большинство из нас чувствует себя неуютно, показывая свою обиду. Мы становимся более уязвимыми, обнаруживая свежие раны, и в определённых ситуациях это не всегда разумно. Вместо этого мы используем разнообразные средства, включая задержку дыхания, чтобы подавить свои чувства.

Но что делать, если нанесён действительно глубокий ущерб, уходящий корнями в рождение или детство, связанный с физической раной, оскорблениями или насилием? Возможно, вас обидел супруг или партнёр, один из родителей, друг или кто-то, кому вы доверяли. Справиться с этим будет гораздо сложнее, что будет не похоже на действия ребёнка, у которого забирают игрушку.

Трудно будет преодолеть сильный прилив гнева и боль обиды. На помощь приходит тактика отвлекающего поведения. Одной из форм является возмущение, часто приводящее к обвинению.

Возложение вины - характерная черта нашего общества и культуры. Мы очень рано учимся обвинять. Когда малыш натыкается на стол и больно ударяется, первое, что делает взрослый, это шлёпает по столу и говорит: "Плохой стол!" Ребёнок совершил что-то, что можно назвать глупостью, например, наткнулся на неподвижный объект и сам себе сделал больно. В этом нет ничего страшного, разве что неприятные ощущения научат малыша разбираться в пространственных отношениях и координации. Но взрослые знают, что быть глупым - это неправильно. В той же самой ситуации они бы чувствовали себя неловко, поэтому они спешат спасти ребёнка от смущения, которого тот не испытывает. И простое движение — шлёпание стола - учит ребёнка, что совершать ошибку - неправильно, этого надо стыдиться и прятать от других. А ещё ребёнок узнаёт, что можно обвинять окружающих в том, что с ним случается. Когда эти уроки повторяются в детстве, то, что мы усваиваем на них, становится неотъемлемой частью нашего бытия.

Всё и всех, можно винить за нескончаемую цепочку жизнен­ных проблем и трудностей: друзей, соседей, семью, Бога, бедняков, богачей, мужчин, женщин, супругов, партнёров, политиков, церкви, оппонентов... список бесконечен. Будучи ребёфером, я обнаружила, что вину чаще всего возлагают на родителей и супругов, но что удивляет клиентов, так это тот факт, что больший груз вины обычно приберегается для них самих.

ЧТО ТАКОЕ ОБВИНЕНИЕ?

Иногда людям трудно признать свои достижения. Конечно, порой фразы вроде "Я тут ни при чём, всё сделали Джон или Мэри" произносятся из ложной скромности, но довольно часто люди искренне считают, что добились чего-то только благодаря другим. Таким образом мы приписываем ответственность за событие в пашей жизни каким-то другим силам. Когда такое событие или ситуация ограничивает нас в чём-то или приносит боль, мы возлагаем всю ответственность на другие силы, что и называется обвинением.

Люди могут сильно обидеть друг друга. Раны могут затягиваться очень долгое время, и возложение вины является одной из стадий процесса исцеления и развития. Когда людей обижают, они часто стремятся к возмездию. Их боль, считают они, не утихнет, пока не будет наказан обидчик. В случае серьёзных преступлений это может означать тюремный приговор. В более личных делах мы принуждаем обидчика признать последствия его действий. Осуждение преступника может явиться частью процесса выздоровления (физического или морального) пострадавшего от его действий, но судебный приговор может быть так и не приведён в исполнение. Друг, который нас предал, родители, которые нас публично унизили, супруг, который поднимает на нас руку, - все они могут никогда не признать последствия своих действий. Но даже если они это сделают, боль и ущерб всё равно останутся, и с ними придётся ежедневно мириться.

Сводя всё к наказанию "преступника", "жертва" отвлекается от собственной боли. Обвинение окружающих передаёт процесс выздоровления, возможность изменить жизненные обстоятельства в руки другого человека. Это делает нас беспомощными и зависящими от тех, кто, по нашему мнению, стал причиной проблемы. Это предельно истощает наши силы.

ПРОРАБОТКА

В проработке персональных, тем есть много этапов. Некоторые люди были так травмированы событиями, что начисто вычеркнули из памяти всё случившееся. Другие помнят, но им трудно признать тот факт, что их действительно обидели. Человек, который причинил им боль, - мать или отец, супруг, дядя, тётя, бабушка или дедушка - настолько близок к ним, что они не в силах сделать шаг назад и посмотреть на него как на отдельную личность. Этот процесс очень важен в выздоровлении, и здесь возложение вины может сыграть не последнюю роль.

Признание случившегося может выпустить из бутылки джинна злости, который годами сидел внутри. Если мы не привыкли к этому чувству, гнев может оказаться очень неприятной эмоцией. Если мы не знаем, как его выразить, он будет ещё и очень разрушительным. Большинство клиентов, с которыми я работала, прошло этот этап на адекватном уровне самоконтроля и благоразумия. Мы очень подробно обсуждали их чувства, но они сами инстинктивно знали, что возмущение будет не к месту, да и не поможет, особенно если оно направлен на людей, которые сделали всё возможное, чтобы вырастить и воспитать своих детей.

За гневом и обвинением лежит обида. Приходить к "соглашению" с ней может быть очень болезненно, но обиду невозможно преодолеть, если не встретиться с ней лицом к лицу. И на этом этапе, насколько я могу судить по личному опыту, люди отказываются от обвинений и начинают концентрироваться на себе. И концентрируясь на себе, они начинают чувствовать, как пробуждается их собственная сила. Эта сила, осознавание того, что вы в ответе за собственную жизнь, что сами можете формировать свой опыт и выбирать свой путь, начинается с признания своей ответственности за вашу реакцию на то, что происходит в жизни.

Ребефинг - очень эффективная техника, которую следует использовать на протяжении всего процесса, но я обнаружила, что именно на этой стадии он является особенно неоценимым. Можно испытать и быстро решить сильные чувства с помощью дыхания. И они на самом деле прорабатываются, а не остаются проигнорированными. В то же самое время появление собственной силы клиента испытывается на всех уровнях его существования — умственном, телесном, духовном и эмоциональном.

Как только из поля зрения ушли страдания, гнев, обвинения, часто начинают проявляться поведенческие стереотипы. Люди обнаруживают различные, зачастую трудноуловимые методы, с помощью которых они способствовали тому, что с ними произошло. Они осознают свои внутренние убеждения и то, как этими убеждениями были наполнены их действия и реакции. И ещё они начинают узнавать, как их собственные реакции и действия сформировали их жизнь в том виде, в каком она находится. Это называется ответственностью за самого себя и в ней лежит та сила, которая позволяет сознательно творить своё будущее. Когда люди достигают этой стадии, они перестают обвинять других. Это часто называется прощением, и в отличие от обвине­ния, придаёт жизненные силы.

Важно помнить, что эта работа связана с развитием. Это эволюционный процесс, который совершенствуется поэтапно, с течением времени. Ребефинг может значительно ускорить этот процесс, но его нельзя форсировать и пропускать какие-то стадии. Когда я только начинала заниматься ребефингом, было трудно сконцентрироваться на прощении, и ребеферы рекомендовали так называемую "диету прощения", обширную технику аффирмаций, разработанную Сондрой Рэй. На мой взгляд, игнорировался процесс, требующий времени, искренности и доверия для того, чтобы он развивался органично. Прощение приходит само по себе после того, как проработаны и разрешены проблемы. Одна из опасностей "попытки" прощения кого-либо заключается в том, что человек, которого обидели, неправильно воспримет и обвинит самого себя за создание такой ситуации, в которой стало возможно причинить ему боль. Так как я считаю, что прощение — это эволюцинный процесс, в конце главы я не предлагаю никаких упражнений.

ЧАСТЬ 3

Путешествие

Главы 4-9 объясняют основные компоненты одной из карт, сопровождающей ребефинг. Сами ребеферы объясняют свою технику по-разному. Они используют различные стили и методы, собранные ими из многих источников и изобретённые ими самими для облегчения понимания и проникновения в суть. И здесь важна карта. Она удовлетворяет ту нашу часть, которая требует объяснении, которая нуждается в осознании того, что мы испытываем. В путешествии по незнакомой территории она полезна и удобна.

Но как отмечает Кели Тэйлор, карта - это ещё не террито­рия. Самое сердце ребефинга, место, где происходят наиболее существенные движения и решения, находится в том периоде сессии, который посвящен связному дыханию. Как только начинается дыхательная сессия, психологическая картина перестаёт играть какое-либо значение. Дыхание приводит человека в самый центр территории и служит ему там единственным проводником.

В этом разделе книги рассматривается то, что на самом деле происходит с человеком, когда он начинает дышать в манере ребефинга. Глава 10 описывает (насколько это возможно описать словами) элементы ребефинга, компоненты этого переживания. В Главе 11 вы более детально углубитесь в это незнакомое и приятное путешествие. Затем мы посмотрим, как ребефинг может помочь вам справиться с ежедневным стрессом и как вы можете использовать эту технику для увеличения ваших творческих способностей.

Чтобы полностью понять ребефинг, его нужно испытать. Вряд ли вы можете заниматься ребефингом самостоятельно после прочтения этой части книги, и я не рекомендую вам даже пытаться. Первые несколько занятии должны быть проведены с опытным тренером, который сможет обеспечить необходимую поддержку и ободрение. После того, как вы закончичи несколько сессии и чувствуете себя достаточно свободно наедине со своим дыханием, можете начать работать с этой техникой дома, параллельно посещая занятия. Эти главы будут вашим гидом в процессе.

 

КАК ПРОИСХОДИТ РЕБЕФИНГ

"[Ребефинг] это путешествие от того, кто вы по

вашему мнению есть, через того, кем вы боитесь

быть, к тому, кем вы являетесь на самом деле".

[ВгеахНе. Июль, август, сентябрь 1992]

Когда я только начинала работать в качестве ребефера, я проводила несколько вводных занятий у себя дома. Обычно как минимум один человек, посетив занятие, становился моим клиентом, и, окрылённая успехом, я стремилась привлекать всё большее количество народа. Я упорно работала над выступле­нием, стараясь сгладить все острые углы, рассказать людям обо всём, чего им стоит ожидать от ребефинга, если они решат им заняться. Я рассказывала им обо всех физических ощущениях, об эйфории, об избавлении от багажа старых проблем, о невероятной энергии, об эмоциях, о чувстве связи с миром... обо всём, что испытывала я и что испытывали другие. Моя речь становилась всё длиннее и длиннее, и я была очень довольна собой. После последнего вступительного занятия у меня появился один клиент, который вскоре прошёл серию сессий с успехом и пользой для себя. На своей последней сессии, когда мы анализировали результаты и прощались, он спросил меня, помню ли я то первое занятие, на котором он задавал так много вопросов. То занятие я помнила хорошо. Тогда я ещё произнесла замечательную речь. ''Помните, что вы говорили нам насчёт ребефинга?" - спросил он. "Да'", - ответила я осторожно. 'Так вот, всё это оказалось неправдой".

Я усвоила этот урок. С тех пор, когда люди спрашивают меня, что они будут испытывать в ребефинге, я немного рассказываю им о своих собственных переживаниях, а затем говорю, что они могут ощущать что-то подобное, а могут и что-то совершенно отличное. Занятие ребефингом всегда для всех разное. Этот факт усложняет объяснение ребефинга, а ещё труднее то, что ребефинг — это необычный опыт. В повседневной жизни существует только несколько моментов, с помощью которых можно адекватно объяснить, что происходит, когда человек приблизительно в течение часа лежит и сознательно и связно дышит... Этот опыт можно описать словами, и читатель получит кое-какое представление о том, что за ним стоит. Но, перефразируя Петера Хога, это все равно, что пытаться описать словами музыку. Слова рисуют одномерную картинку, в то время как ребефинг существует в нескольких измерениях, это всеобъемлющий, включающий одновременно все чувства и способности, опыт. А теперь, после всего вышесказанного, мы разберёмся в определённых аспектах процесса ребефинга.

ПЯТЬ ЭЛЕМЕНТОВ

Многие пишущие об этом предмете, определяют ребефинг как состоящий из пяти основных элементов. Эти пять элементов формируют структуру занятия, а эта структура может поддерживать бесконечное разнообразие переживаний, порождаемых индивидуальным клиентом. Здесь можно привести сравнение с десятью разными архитекторами, которым дали одинаковый стальной каркас для здания. Используя свой уникальный опыт, подготовку и стиль, они произведут десять совершенно различающихся по виду конечных продуктов, но все они будут построены на одном и том же остове. Пятью основными элементами ребефинга являются:

• осознанное связное дыхание;

• полное расслабление;

• детальное осознавание;

• полное доверие;

• что бы ни случилось - это часть процесса.

Эти элементы перечислены в определённом порядке для того, чтобы их легче было описать, и иногда они следуют друг за другом в этом порядке. Но обычно все пять элементов начинают действовать одновременно, или в какой-то последовательности. Они покрывают друг друга, переплетаются друг с другом и составляют часть удивительного холистического опыта.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...