Параграф первый. История жизни Иисуса Христа
Новый Завет сохранил немногие свидетельства жизни Христа – несколько слов о Его рождении в Вифлееме от Девы Марии, воспитании в Назарете, трех годах мессианской деятельности и мученической смерти на кресте. Самым ярким событием первых лет Его жизни были паломничества в Иерусалим. В то тревожное время Иудея была полна разбойничьих шаек1. Поэтому паломники шли большими группами – семьями, родами, большими соседскими общинами. В этот общий поток вливались все новые и новые волны паломников, одержимых одной целью – дойти до Иерусалима, чтобы помолиться в Храме. Странствие от Галилейского Назарета до Иерусалима было трудным. Паломников в пути поджидали многие опасности. Но они поддерживали друг друга, показывая пример иных, более совершенных отношений. Возможно, в этих странствиях, в горах Галилеи и Самарии, в сознании Иисуса сперва смутно, а потом все более отчетливо стали звучать мечты о Царстве Божием. Их навевали псалмы, которые Он пел вместе с другими паломниками. В одном из них были следующие слова: «Воспойте Господу песнь новую… Скажите народам: Господь царствует! Потому что тверда Вселенная, не поколеблется. Он будет судить народы по правде. Да веселятся небеса, и да торжествует земля; да шумит море и что наполняет его. Да радуется поле и все, что на нем, и да ликуют все дерева дубравные пред лицем Господа; ибо идет судить землю. Он будет судить Вселенную по правде, и народы – по истине Своей»2. Иосиф Флавий. Иудейские древности. М., 2004. Т. 2. С. 291. 2 Псалтирь. Псалом 95. 1, 10–13. См. также псалмы 9, 18, 26, 32, 44, 65, 94, 99, 103, 121, 137 и др. Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права Вечерами, после долгого пути, Он слушал рассказы паломников о приходе Мессии, о грядущем Царстве Божием, которые нередко переходили в ожесточенные споры между фарисеями и саддукеями, ессеями и зелотами, последователями Иуды Гавлонита и других вождей религиозных направлений и школ1.
Судя по тому, каким в будущем станет учение Иисуса, оно формировалось в основном под влиянием ессеев и Иуды Галилеянина. По описанию Иосифа Флавия, в учении ессеев многое было воспринято из идей пифагорейцев. Ессеи требовали предоставлять все на волю Божию; признавали бессмертие души и считали стремление к справедливости своей высшей целью. У них были свои религиозные обряды. И хотя они доставляли в Иерусалимский храм пожертвования, но сами жертв не приносили. Поэтому им был запрещен доступ в общий Храм, и они совершали свои богослужения отдельно. Продолжая, Иосиф Флавий писал: «Впрочем, это наилучшие люди, которые всецело отдаются земледельческому труду. Достойно удивления то чувство справедливости, которое… укоренилось у них не со вчерашнего дня, а издревле, и в силу его они не препятствуют никому жить со всеми общей, равной жизнью; имущество у них общее, и богач пользуется у них не большим, чем ничего не имеющий бедняк… Они не имеют ни жен, ни рабов, полагая, что женщины ведут лишь к несправедливости, а вторые подают повод к недоразумениям. Живя сами по себе, они услуживают друг другу. Для заведования доходами и произведениями почвы они с помощью голосования избирают наиболее достойных лиц из священнического сословия; последние должны заботиться о доставлении хлеба и прочих съестных припасах»2. Менее подробным было описание идей Иуды Галилеянина. Иосиф Флавий считал, что от учения фарисеев их отличало одно – «ничем не сдерживаемая любовь к свободе». Последователи Иуды Галилеянина отвергали светские власти, полагая, что их единственным владыкой был сам Господь. Поэтому они с радостью шли на смерть и равнодушно
2 Иосиф Флавий. Указ. соч. Т. 2. С. 304–305; см. также: Плиний Старший. Естественная история. Книга пятая. 17, 73; Свенцицкая И.С. Раннее христианство: страницы истории. М., 1988. С. 49–56. Ренан Э. Жизнь Иисуса. М., 1991. С. 92–100. Глава первая. Основы христианской традиции права воспринимали смерть других, в том числе своих родных и близких, «лишь бы не признавать над собой главенства человека»1. Впрочем, воззрения ессеев и Иуды Галилеянина не были господствующими даже в среде бедных и простосердечных жителей Галилеи. Вопросы веры находились под практически полным контролем фарисеев, призывавших следовать во всем букве закона и следивших за строгим соблюдением разнообразных религиозных запретов и церемоний. Они считали, что все происходит по воле судьбы, но при этом подчеркивали, что человек должен сам решать, по какой дороге ему идти – добра или зла. Они верили, что душа бессмертна и что после смерти людей ожидает награда за добродетельную жизнь либо, напротив, наказание за жизнь греховную: «грешники подвергаются вечному заключению, а добродетельные люди имеют возможность вновь воскреснуть». По свидетельству Иосифа Флавия, фарисеи имели «чрезвычайное влияние на народ», поскольку все были убеждены, что они на «деле и на словах стремятся лишь к наиболее высокому»2. Влияние саддукеев, второго основного религиозного течения, отвергавшего идеи бессмертия души, отрицавшего роль преданий и признававшего только священные тексты Торы, было не столь значительным. Оно распространилось в основном среди высшей знати и практически не имело сторонников в простонародье3. Между ревнителями разных религиозных течений и школ постоянно возникали споры. Чаше всего их ареной становился грандиозный храмовый комплекс Иерусалима с его многочисленными залами, галереями, внутренними дворами и переходами4. Иногда они выливались в вооруженные столкновения, свидетелем которых, а возможно, и невольным участником был Иисус. Впрочем, эти волнения быстро стихали ввиду общего врага – римлян, завоевавших 1 Иосиф Флавий. Указ. соч. Т. 2. С. 305; см. подробнее: Карлейл Дж. Разгадка про
2 Там же. С. 303–304; см. также: Свенцицкая И.С. Указ. соч. С. 48. 3 Там же. Т. 2. С. 304. 4 После реконструкции, осуществленной при Ироде Великом, его длина состави Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права Иудею за несколько десятилетий до этого и вызывавших всеобщую ненависть1. Причин было много: оскорбление религиозных чувств, экономический гнет, стремление к обретению прежней независимости, остро ощущавшийся распад прежних общественных устоев и т.д. Но все попытки вновь обрести свободу были безуспешны. У иудеев не было сил, чтобы сломить мощь Римской империи. Поэтому в их сознании все чаще возникал образ Мессии, который должен был освободить земли Израиля и, объединив их в одно государство, утвердить в нем Царство Божие. Пришествие Мессии предрекали многие проповедники. Нередко они увлекали за собой тысячи людей, вдохновляя их призывами: «Ищите Господа и силы Его, ищите лица Его всегда»2. Эти призывы, несомненно, слышал и Иисус, и, возможно, именно они вдохновили Его отправиться в дальние странствия, о которых Евангелия сохранили едва различимые свидетельства. Такое свидетельство содержится, в частности, в рассказе о том, как дьявол искушал Иисуса, показывая Ему «все царства мира и славу их»3. Так в иносказательной форме Евангелие сохранило предание о долгих странствиях Христа. 0 странствиях Христа можно судить по тем наставлениям, кото Следуя Его примеру, Его ученики должны были зарабатывать на хлеб своим трудом: «Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поя-сы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания»5.
И, продолжая, советовал: «В какой бы город или селение ни вошли вы, наведывайтесь, кто в нем достоин, и там оставайтесь, пока не выйдете; а входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему. 1 В 63 г. до н.э. 2 Псалтырь. Псалом 104. Стих 4. 3 Евангелие от Матфея. Глава 4. Стих 8. 4 Там же. Глава 10. Стихи 5–7. 5 Там же. Глава 10. Стихи 9–10. Глава первая. Основы христианской традиции права И если дом будет достоин, то мир ваш придет на него; если же не будет достоин, то мир ваш к вам возвратится. А если кто не примет вас и послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, оттрясите прах от ног ваших»1. Догадка о долгих странствиях Христа подтверждается рядом других свидетельств Евангелия. Так, когда Он вернулся в Назарет, многие Его не узнавали и растерянно спрашивали друг друга: не это ли сын Иосифа и Марии, не Его ли братья и сестры живут среди них2. Такая реакция могла быть вызвана только одним: Иисуса не было в Галилее многие годы. Неслучайно Евангелия полностью пропускают восемнадцатилетний период жизни Христа (с 12 до 30 лет). Отметим также в этой связи, что дома Его удерживало немногое. Много лет спустя Он утверждал: «Враги человеку – домашние его»3. И с горечью добавлял: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем»4. Можно только догадываться о том, где проходили дороги Его странствий. Возможно, Он был в Кумране, где обосновалась одна из ессей-ских общин. К такому выводу склоняются многие ученые, сравнивая найденные там свитки Мертвого моря с теми заповедями Иисуса, которые сохранили Евангелия5. В частности, обращают внимание на то, что кумранские ессеи называли себя «сынами света» и «общиной нищих». Они призывали к духовному покаянию, избавлению от собственности, созданию новой общности верующих людей, основанной на началах всеобщего труда, равенства и справедливости. Как и многие, они верили в пришествие Мессии. В этой вере, как отмечал И.Д. Амусин, выражалась не только религиозно-мифологическая идея, но и глубокая жажда перемен, мечта о переустройстве мира. Вместе с тем она была «свидетельством отчаяния, вызванного сознанием невозможности только своими силами искоренить зло и социальную несправедливость на земле»6. 1 Евангелие от Матфея. Глава 10. Стихи 11–14. 2 Там же. Глава 13. Стихи 55–56. 3 Там же. Глава 10. Стих 36. 4 Там же. Глава 13. Стих 57. 5 См.: Амусин И.Д. Кумранская община. М., 1983; Свенцицкая И.С. Указ. соч. 6 Амусин И.Д. Указ. соч. С. 162. Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права Это отчаяние и стало причиной их ухода из мира и самоизоляции в пустынном крае Мертвого моря.
Впрочем, очевидно также то, что Иисус отверг избранный ими путь. Неслучайно, как отмечала И.С. Свенцицкая, отдельные места Евангелий «звучат как прямая полемика с кумранскими правилами»1. «Для того ли приносится свеча, – говорил Иисус, – чтобы поставить ее под сосуд или под кровать…»2 «Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы»3. Дальнейшие пути Его странствий теряются в глубине веков. Можно предположить, что в поисках Царства Божия Он побывал во многих странах Востока, ставших со времени ассирийского пленения местом рассеяния потомков Авраама. Эту версию косвенно подтверждают некоторые свидетельства Евангелия. Так, в Евангелии от Матфея рассказано о бегстве Иисуса из Иерусалима «в страны Тирские и Сидонские»4, вероятно, уже знакомые Ему по предыдущим странствиям. Отметим также, что в мировоззрении Христа прослеживается в основном влияние религиозных и эзотерических учений Востока, а не философских школ эллинского мира. В странствия Он отправлялся вместе с паломниками, которые приходили в Иерусалим из самых отдаленных стран и для защиты которых во времена Ирода Великого были построены крепости вдоль караванных путей5. Они шли через пустыни и горы, останавливаясь в тех городах и селениях, где жили единоверцы. Там можно было найти помощь, узнать новости, совершить религиозные обряды. Средоточием жизни иудейских общин были синагоги – молитвенные дома, где собирались для чтения проповедей, религиозных споров, обсуждения житейских проблем. По словам Э. Реннана, они были «небольшими обособленными мирами, которые сохраняли не только национальный дух, но и свободу, поскольку каждому предоставлялась возможность быть чтецом и толкователем священных текстов»6. 1 Свенцицкая И.С. Указ. соч. С. 55. 2 Евангелие от Марка. Глава 4. Стих 21. 3 Евангелие от Матфея. Глава 5. Стих 14. 4 Там же. Глава 15. Стих 21. 5 Иосиф Флавий. Указ. соч. Т. 2. С. 254. 6 Ренан Э. Жизнь Иисуса. С. 132–133. Глава первая. Основы христианской традиции права Возможно, в одной из таких синагог Иисус и прочитал Свою первую проповедь. В дальнейшем их было много. В них Он оттачивал искусство слова, умение отражать яростные нападки оппонентов. А их было много. Неслучайно, вернувшись в Галилею, Иисус призывал: «Остерегайтесь книжников, которые любят ходить в длинных одеждах и любят приветствия в народных собраниях, председания в синагогах и предвозлежания на пиршествах, которые поедают домы вдов и лицемерно долго молятся»1. «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные»2. С особой страстью он призывал беречься «закваски фарисейской», которая порождала лицемерие3, меняла нравственные устои общества, лишала надежды на Царство Небесное. Обвиняя фарисеев, Он утверждал: они «затворили Царство Небес-ное»4; они извратили суть закона, забыв важнейшее – «суд, милость и веру»5. В их учении были сохранены только внешние обряды и церемонии. Да и они сохранялись в основном для того, чтобы скрыть царившее в мире зло. По образному сравнению Иисуса, фарисеи «очищали внешность чащи и блюда», между тем как внутри они были «полны хищения и неправды»6. Столь же беспощадным Иисус был по отношению к законникам, которые налагали на людей «бремена неудобоносимые, а сами и одним перстом своим не дотрагивались до них», которые взяли «ключ разумения», но сами не вошли в Царство Небесное и воспрепятствовали тем, кто хотел в него войти7. В странствиях Иисус не нашел Царство Божие. Везде, где бы Он ни был, в больших и малых городах, царствах с разными религиями и законами, Он видел одно и то же: угнетение, бесправие и нищету. 1 Евангелие от Луки. Глава 20. Стихи 46–47. 2 Евангелие от Матфея. Глава 7. Стих 15. 3 Евангелие от Луки. Глава 12. Стих 1. 4 Евангелие от Матфея. Глава 23. Стих 13. 5 Там же. Глава 23. Стих 23. 6 Там же. Глава 23. Стих 25. 7 Евангелие от Луки. Глава 11. Стихи 46, 52. Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права И так было везде, что подтверждали встречавшиеся на Его пути купцы, ремесленники, рабы из самых отдаленных уголков земли. И чем больше Он видел земных царств, тем сильнее становилось желание изменить этот мир, начав с малого – с «горчичного зерна», которое Он должен был посадить в Иудее, чтобы из него выросло новое древо жизни, под ветвями которого могли бы укрыться небесные птицы и те, кто живет на земле1. Там будет созидаться Его земное Царство. Вряд ли Он отчетливо представлял, каким оно будет. Этот образ сложился позднее, на берегах Галилейского моря, и впоследствии постоянно менялся, наполняясь новыми звуками и красками. Но уже тогда, в годы странствий, Он хорошо знал то древо зла, которое предстояло срубить и бросить в огонь2, чтобы изгнать «князя мира сего»3, а вместе с ним всех князей народов и вельмож, которые убивали, отдавали на распятие, били в синагогах и гнали из города в город тех «пророков, и мудрых, и книжников», которых посылал к ним Господь4. Впрочем, зло распространилось повсеместно – среди богатых и бедных, мужчин и женщин, юных и старых. Из их сердец исходили «злые помыслы»; они совершали все мыслимые и немыслимые преступления: «убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления»5. Он вернулся в Иудею, когда Ему было около 30 лет6. В то время народ жил в ожидании7 Мессии, чье пришествие возвестил Иоанн Креститель. Новый пророк призывал иудеев «вести добродетельный образ жизни, быть справедливыми друг к другу, питать благочестивое чувство к Предвечному и собираться для омовения»8 – обряда «крещения покаяния для прощения грехов»9. Этот обряд Иоанн совер-
Евангелие от Матфея. Глава 13. Стихи 31–32; см. ва 13. Стих 19; Евангелие от Марка. Глава 4. Стих 31 2 Там же. Глава 7. Стихи 18–19. 3 То есть сатану, см.: Евангелие от Иоанна. Глава 12. Стих 31. 4 Евангелие от Матфея. Глава 23. Стихи 34–35. 5 Там же. Глава 15. Стих 19. 6 Евангелие от Луки. Глава 3. Стих 23. 7 Там же. Стих 15. 8 Иосиф Флавий. Указ. соч. Т. 2. С. 318. 9 Евангелие от Луки. Глава 3. Стих 3. Глава первая. Основы христианской традиции права шал в Иордане, привлекая многие тысячи людей, которые приходили к нему с надеждой на спасение и с верой в то, что он проложит путь Господу, сделав его прямым1. Такое же крещение принял и Иисус, и тогда, как повествует Евангелие, «Дух Святый нисшел на Него»2. Некоторое время Иисус жил в общине Иоанна Крестителя. А потом стал сам проповедовать, что вызвало недовольство некоторых учеников Иоанна3. Впрочем, соперничество продолжалось недолго. Своими страстными обличениями Иоанн Креститель навлек гнев Ирода Ан-типы, был заключен в тюрьму и вскоре казнен. Ученики Иоанна рассеялись. Ушел и Иисус. Он «удалился в Гали-лею»4, вернувшись после долгих скитаний домой. Об этих днях Евангелия рассказывают немногое, сохранив предание только об одном событии: «И пришел в Назарет, где был воспитан5, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать. Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное». И закрыв книгу и отдав ее служителю, сел, и глаза всех в синагоге были устремлены на Него, и Он начал говорить им: «Ныне исполнилось писание сие, слышанное вами…»»6 Началась мессианская деятельность Иисуса, которую оборвет три года спустя мученическая смерть на кресте.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|