Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Параграф пятый. Воплощенные образы Царства Божия




Ни церковь, ни правители Западной и Восточной Европы так и не смогли изменить природу светского государства. Царство Божие ос­тавалось, как и прежде, недостижимой мечтой, что вызвало к жизни мно­гие народные движения, направленные против государства и церкви.

Одним из самых мощных было движение гуситов, сторонников Яна Гуса, сожженного в Праге в 1415 г.

Через пять лет после его казни, 3 июля 1420 г., были опубликованы Четыре Пражские статьи, отразившие требования умеренной части движения – «чашников» или «утраквистов». Они требовали, во-пер­вых, свободы возвещения и проповедования слова Божьего на раз­ных языках на всей территории Чешского королевства; во-вторых, причащения всех христиан, не отягощенных смертными грехами, под обоими видами – телом и кровью Христовой (хлебом и вином); в-третьих, запрета священникам и монахам владеть «великими бо­гатствами мирскими… во вред своему духовному сану и в ущерб свет­ским властям, вопреки заповеди Христовой»; в-четвертых, разумного

1 Цит по: Воротников Ю.Л. Круг чтения наших предков. Переводные сборники из­речений // Вестник РАН. 2002. № 1. Т. 72. С. 37–42.

Отметим, что приведенные положения составители Мерила праведного взяли из ши­роко известного в то время сборника «Пчела», в котором содержались библейские муд­рости и высказывания святых отцов православной церкви.


Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права

и справедливого искоренения в каждом сословии, в том числе в свя­щенническом, смертных грехов и других «непорядков, противных закону Божьему».

Завершая документ, его авторы подчеркнули: «Перед Господом Богом и перед всем светом мы открыто заявляем, что нет в нашем сердце другого помысла, кроме как о Боге, и нет другого желания, кроме как всеми силами служить Господу Иисусу Христу, следовать Его закону и исполнять Его заповеди, как надлежит каждому доброму христианину… Каждому, кто стал бы отвращать нас от этого доброго намерения, должны мы согласно закону Божию и правде Божией оказать сопротивление; следуя нашему долгу, мы должны защищать правду

от такого насилия…»1

В августе 1420 г. свою программу предъявили представители ради­кальной части революционного движения – табориты. Они опубли­ковали Двенадцать статей, в которых, в частности, были следующие требования:

«Не терпеть и не оставлять без наказания ни одного явного греш­ника, как-то: прелюбодеев и прелюбодеек, распутников и распутниц, соблазнителей и соблазнительниц, блудников и блудниц, как явных, так и тайных, бездельников и бездельниц, разбойников и всех про­тивников Бога, богохульников и умалителей какого бы то ни было общественного положения и сословия.

И еще, чтобы не допускалось под страхом установленных наказаний распитие каких бы то ни было напитков в корчмах, а также в других местах.

И еще, чтобы не носили и не разрешали другим ношение роскош­ных одежд…

И еще, чтобы заботились о том, чтобы под страхом соответствую­щих наказаний ни в ремеслах, ни на рынке не было обмана, утайки, чрезмерной наживы, божбы, всяких бесполезных и суетных вещей, хитрости, надувательства.

И еще, чтобы… все управление, суд и все распоряжения произво­дились сообразно с божественным правом.

И еще, чтобы священники, которые должны служить примером, соблюдали порядок, установленный Богом, и подражали Апостолам и пророкам…

1 Всенародное провозглашение Четырех Пражских статей. Перевод Г.П. Беляевой. 174


Глава первая. Основы христианской традиции права

И еще, чтобы упразднили и разрушили все еретические монастыри, ненужные церкви и алтари, иконы, сохраненные явно и тайно, драго­ценные украшения и золотые, и серебряные чаши и все антихристово

насаждение…»1

Более того, табориты попытались воплотить Царство Божие в своих коммунах – в Большом и Малом Таборах, Оребском братстве и др.

Как и в раннехристианских общинах, в них была введена общность имущества. На улицах Табора, других городов и селений таборитов были установлены бочки, чтобы в них складывали деньги для общего пользования2. Разделу не подлежали только предметы личного обихода и оружие.

Были отменены все феодальные повинности: церковная десятина, барщина, оброк. Не признавались и сословные различия. Отноше­ние ко всем членам общин было равным, как к братьям и сестрам во Христе.

В Таборе каждый должен был войти в одну из общин: в «общину работающих дома» либо в «общину работающих на поле брани». Без­дельники и порочные люди из таборитских общин изгонялись.

Особое внимание табориты уделяли воспитанию и образованию. Этой цели служили не только повсеместно созданные школы, но и со­вместные литургии, проповеди, песнопения. Многие из духовных хоралов и песен были созданы еще Яном Гусом. После его смерти этот вид творчества стремительно развился. Песни сопровождали таборитов в бою, в работе, в учении и богослужении.

Даже враги признавали высочайший моральный дух, чистоту нра­вов и невиданный для той поры уровень грамотности таборитов.

Так строился, по словам современника тех событий Лаврентия из Бржезовой, «век людей, вечно живых и сверкающих, как солнце, свободных от какого-либо пятна в царстве Отца Небесного» – царстве, в котором «исчезнут все взыскующие власти и прекратятся подати и окончится всякое господство князей и светская власть»3.

Казалось, не было силы, которая могла бы противостоять таборитам. Но уже в самом их объединении были заложены семена раздора. Еще на заре таборитского движения в нем наметился раскол между течениями

1 Лаврентий из Бржезовой. Гуситская хроника. Здесь и далее – перевод В.С. Соколова.

2 Подробнее см.: История южных и западных славян. М., 1957. С. 76.

3 Лавретий из Бржезовой. Гуситская хроника. Глава 77.


Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права

умеренного и радикального толка. В дальнейшем отношения между ними все более и более обострялись. В конечном счете они переросли в открытую борьбу: «чашники» боролись против таборитов, умеренные табориты против радикальных (адамитов, пикартов и др.).

А вскоре наступил финал этой драмы. В сражении у Липан 30 мая 1434 г. армия таборитов была разгромлена. Практически все таборит-ские общины были уничтожены. И только Табор держался, пока не пал после длительной осады в 1452 г.

Следующую наиболее значительную попытку утверждения Царства Божия предпринял во Флоренции монах Савонарола. Он призывал свергнуть флорентийских правителей, обличая совершенное ими зло: «Тираны неисправимы, ибо горды, ибо любят лицемерные похвалы, ибо не хотят возвратить обратно захваченное несправедливо. Они предос­тавляют общественное управление дурным чиновникам, склоняются на лесть, не выслушивают несчастных, не судят богатых. Претендуют, чтобы бедные и крестьяне работали на них даром, или терпят этот про­извол со стороны своих чиновников, подкупают на выборах, продают право взимать пошлины, чтобы еще более отяготить народ»1.

За это зло вскоре должна была наступить расплата. В мистическом озарении Савонарола рисовал картины грядущих бедствий. Впоследст­вии многие из них воплотились в жизнь. Их символом в его видениях был «черный крест гнева Божия», который поднимался над Римом и предвещал страдания, лишения, болезни и войны.

Вместе с тем Савонарола верил, что бедствия можно остановить. Он писал: «Мы начали тем, что стали усердно и продолжительно мо­литься, а затем внятно услышали голос Божий, обращенный к нам. Если бы я мог говорить с вами, я разъяснил бы, что весь мир лежит во мраке, что все развращено, что наступило время обновить народ Божий… Господь ожидает, и мы не должны обращать внимания на су­ждения равнодушных. Нужно готовиться к преследованиям, которые неизбежно выдвигаются против всякого доброго начинания. И мы

готовы к ним!»2

В своем стремлении обновить народ Божий Савонарола призы­вал следовать примеру Христа, который из любви к людям отдал им все: «Любовь привязала Его к колонне бичевания, любовь вознесла

1 Виллари П. Джироламо Савонарола и его время. М., 2002. С. 134.

2 Виллари П. Указ. соч. С. 161–162.
176


Глава первая. Основы христианской традиции права

Его на крест, любовь воскресила Его… Все, и мужчины, и женщины, и малые, и большие, и бедные, и богатые – все могут подражать Ему, каждый на свой манер и сообразно со своим положением, и, без вся­кого сомнения, каждый может спастись»1.

Но для этого необходимо построить новый общий «ковчег», ос­нованный на любви, надежде и вере. Только в нем можно спастись в бушующих водах нового грядущего потопа.

Указывая путь к спасению, Савонарола писал: «Оставьте роскошь и суету, продайте лишнее и раздайте бедным… Но важнее всего – из­дайте постановление, чтобы лавки были открыты и дана была работа народу, который праздно шатается по улицам… Господь желает, чтобы вы все обновили, чтобы покончили с прошлым, чтобы не осталось ни­чего из дурных обычаев, из дурных законов, из дурного правления»2.

В своих проповедях Савонарола не только обосновывал необхо­димость политических реформ, но указывал, как можно было их осу­ществить:

«В Италии и, особенно, во Флоренции, где в изобилии силы и да­рования, где утонченные умы, а народ беспокоен, правление одного непременно будет тираническим. Единственное, что вам подходит, это правление всех граждан. Горе тебе, Флоренция, если ты изберешь себе начальника, который сумеет поставить себя выше прочих гра­ждан и будет управлять ими! От этих начальников исходит все зло, какое раздирает город. Тиран – это человек дурной жизни, самый негодный из всех, узурпатор прав других, человек, который губит свою душу и душу народа. Поэтому первый закон, какой вы должны издать, пусть будет следующим: никто не может никогда в будущем стать единоличным главою города. В противном случае все будет строиться на песке…

Очистите души ваши, приложите старания к устроению общего блага, забудьте частные интересы, и, если с этими чувствами вы будете преобразовывать город, он будет славен, как никогда прежде. И ты, народ флорентийский, начнешь этим обновление всей Италии»3.

Савонарола, следуя примеру библейских пастырей, вел народ Фло­ренции к другой жизни, тщательно просчитывая каждый шаг реформ.

1 Виллари П. Указ. соч. С. 168.

2 Там же. С. 225–226.

3 Там же. С. 227–228.


Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права

В этом служении он предстает не только первым, но одним из наиболее глубоких мыслителей эпохи Возрождения.

«Ваша реформа, – обращался он к флорентийцам, – должна на­чаться с вещей духовных, стоящих выше материального мира, дающих ему жизнь и управляющих им. Преходящие блага должны служить благу нравственному и религиозному, поскольку они зависят от него. А если вы слышали, что государства не управляются молитвами, вспом­ните, что это – слова тиранов, недругов Божиих и общего блага, что это правило для притеснения, а не для утешения и свободы города. Напротив, если вы хотите доброго управления, необходимо, чтобы вы возводили его к Богу…

Итак, когда вы очистите свои души, исправите намерения ваши, осудите игры, сластолюбие и сквернословие, тогда принимайтесь за составление правительства и сначала устройте его только в общих чертах, чтобы потом разработать в подробностях. Первый же набросок его, модель и сущность должны состоять в следующем: всякая обще­ственная должность вручается только с согласия всего народа, народу принадлежит право избрания магистратов и утверждения законов. Форма, которая наиболее пригодна этому городу, это Великий Совет наподобие венецианского»1.

Авторитет Савонаролы был столь высок, что практически все его предложения были приняты. Во Флоренции была учреждена народная форма правления, во главе которой был поставлен Великий Совет – высший представительный орган республики.

Давая наставления новым органам власти, Савонарола с особой настойчивостью требовал соблюдения четырех политических прин­ципов. Первый – смирение перед Богом и реформа нравов. Второй принцип – любовь к народному правлению и приоритет общественных интересов перед частным благом. Третий – всеобщий мир, предпо­лагавший примирение врагов, помилование осужденных, прощение долгов. Четвертый принцип – участие всех граждан в управлении го­сударством.

В стремлении усовершенствовать законодательство Флоренции Са­вонарола писал: «Законы установлены для торжества добра, и потому должны быть в согласии с разумом и христианской любовью… Цель закона – благо, достоинство закона познается по его результатам: где

1 Виллари П. Указ. соч. 228. 178


Глава первая. Основы христианской традиции права

есть добрые дела, там и закон хорош, где дела злы, там нет доброго закона»1.

Вместе с тем он постоянно предостерегал против соблазна решать все проблемы с помощью закона: «Совершенство наше заключается не только в вере или в законе, но и в любви христианской, и только тот, кто обладает ею, знает, что необходимо для спасения. Теперь же только и делают, что издают законы, уставы и постановления, – Апо­столы же, напротив, не имели такого множества законов, ибо горели любовью и христианским милосердием»2.

Но, вопреки всем усилиям Савонаролы, фундамент нового общест­венного устройства был непрочным. Обострение отношений с папским престолом, мятеж в Пизе, других городах Тосканы усложнили поли­тическую жизнь во Флоренции. Было сформировано несколько пар­тий, которые отчаянно боролись за власть. Вскоре власть в Синьории перешла в руки противников Савонаролы. Он был схвачен, обвинен в ереси и в попытке мятежа и вскоре – 23 мая 1498 г. – казнен.

Стремление осуществить библейские заповеди лежало в основе Реформации и Крестьянской войны в Германии.

Так, вдохновитель Реформации Мартин Лютер призывал унич­тожить существующее право, утверждая, что «право и закон всегда враги»3, и требуя возродить истинное христианское учение.

Более радикальными были требования Томаса Мюнцера, предпри­нявшего попытку учредить «новое Царство Божие, царство братского равенства, свободы и радости», в котором подлежало уничтожению все, что губит правление Христово, и все, что повергает народ в бедствие и держит его в нищете4.

В ряду актов, принятых во время Крестьянской войны, особый ин­терес представляют Двенадцать тезисов германских крестьян (1525 г.), которые отражают чаяния простого народа новозаветного Царства Божия:

«Во-первых… чтобы вся община сама намечала и выбирала пасто­ра... который должен нам чисто и ясно проповедовать святое Еванге-

1 Виллари П. Указ. соч. С. 470.

2 Там же. С. 467.

3 Berman H. Law and Revolution. Vol. II: The Impact of the Protestant Reformations on
the Western Legal Traditions. P. 63.

4 Подробнее см.: Циммерман В. История Крестьянской войны в Германии. М., 1937.
Т. 1. С. 143.


Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права

лие, без каких-либо человеческих добавлений, измышлений и толко­ваний, и постоянно возвещать нам истинную веру…

Во-вторых, большая десятина установлена была в Ветхом Завете, а в Новом Завете – исполнена. Тем не менее… мы намерены устано­вить, чтобы поставленные общиной наши церковные старосты впредь собирали и принимали эту десятину. Из нее пусть они выдают сколько нужно, по справедливости, на достаточное содержание пастору, кото­рый будет избран всей общиной, – ему и его домочадцам, как решит вся община. И что останется, то надо раздать (нуждающимся беднякам, какие окажутся в том же селе) в зависимости от положения дел и от решения общины…

В-третьих, до сих пор велось, что нас считали не людьми, а чужой собственностью; сие жалости достойно, ибо Христос ведь пролил свою драгоценную кровь и спас и искупил нас всех, и пастуха наравне с са­мым знатным, без всякого исключения. Поэтому в Писании значится, что мы свободны, и мы желаем быть свободными. Но не тому учит нас Господь, чтобы мы были совсем свободными и не признавали никаких властей. Мы должны жить по заповедям Божьим, а не в свободном плотском распутстве, обязаны любить Бога, познавать нашего Господа в наших ближних и поступать с другими во всем так, как мы хотели бы этого от других…

В-четвертых, до сих пор велось, что ни один бедняк не имел права и не допускался охотиться за дичью, за пернатыми и ловить рыбу в речных водах. Нам думается, что это совершенно несправедливо и не по-братски, а своекорыстно и не соответствует слову Божию…

В-пятых... леса должны снова отойти ко всей общине. И община вольна отпускать бесплатно каждому по его нужде дрова на отопле­ние, а также, когда ему нужно строиться, давать ему бесплатно, но все с ведома выбранных для этой цели общинных лесничих. Если же где окажется, что такой лес куплен честным путем, то с его владельцем надо войти в братское соглашение по-христиански...

В-шестых, мы тяжко обременены повинностями, которые со дня на день умножаются и с каждым днем увеличиваются. Мы просим, чтобы их рассмотрели по справедливости, дабы нас так тяжко не обре­меняли, но поступали бы с нами милостиво, как с нашими родителями, когда они служили, – только по смыслу слова Божия…

В-седьмых, мы не желаем впредь терпеть от помещика дальнейшего отягощения… Если же помещик нуждается в его службе, то кресть-180


Глава первая. Основы христианской традиции права

янин должен ему добровольно и покорно выполнить ее, но только в определенные часы и время, дабы это не было в ущерб крестьянину, и службу эту крестьянин должен выполнять ему лишь за справедли­вую плату.

В-восьмых, тяжко нам, что многие из нас владеют наделами, а те на­делы не в состоянии переносить лежащие на них оброки, и крестьяне от этого лишаются тех наделов и гибнут. Пусть помещики прикажут честным людям осмотреть эти наделы по справедливости, дабы кресть­янин не работал даром, ибо каждый поденщик заслуживает платы.

В-девятых, нам тяжко приходится из-за уголовных преступлений, для которых постоянно издаются новые статьи закона, и нас наказы­вают не по существу дела, а то по великой злобе к одним, то по чрез­мерной благосклонности к другим. Наше требование таково, чтобы на нас налагались наказания по старому писаному закону, сообразно с наказуемым деянием, а не по пристрастию.

В-десятых, нам тяжко, что некоторые присвоили себе луга и паш­ни, принадлежащие общине; их мы обратно заберем в руки общины, разве только окажется, что они куплены честным путем. Но если они приобретены несправедливыми средствами, то пусть владельцы доб­ровольно и по-братски придут к соглашению с общиной, как того требует положение дела.

В-одиннадцатых, мы желаем, чтобы совершенно был уничтожен обычай, называемый Todfall – присвоение помещиком крестьянского наследства. Мы никогда не потерпим и не согласимся, чтобы, противно Богу и чести, так позорно грабили вдов и сирот, как это происходит во многих местах…

В-двенадцатых… решили мы действовать и жить по христианскому учению, о чем мы молим нашего Господа Бога, который один может нам это дать и никто другой. Да сойдет мир Христа на всех нас»1.

Но попытки утвердить новый миропорядок успешными не были. Мечты о Царстве Божием так и не воплотились в жизнь. Крестьянское движение было подавлено. Многие его вожди, в том числе Т. Мюн-цер, – казнены.

Впрочем, семена, посеянные ими, вскоре дали новые всходы на новой земле – в Британии во время революции 1640–1660 гг.


Двенадцать тезисов германских крестьян (1525 г.) //

 

http://www.vostlit.info/Texts/ Dokumenty/Germany/XVI/1520-1540/12_tezisov/text.htm.


Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права

Но и там движение за утверждение христианских заповедей успехом не увенчалось. Слишком прочным был фундамент государственного и общественного устройства. Поэтому борьба была перенесена в Новый Свет.

К середине XVII в. многие христианские церкви Британии выдви­нули проекты создания в Северной Америке обществ, основанных на заветах Евангелия. Королевская власть не препятствовала претворе­нию этих замыслов, полагая, что они будут содействовать колонизации огромных неосвоенных территорий и вместе с тем снизят социальное и политическое напряжение в метрополии.

Первой по проекту государственной Англиканской церкви была создана Вирджиния. Позже ортодоксальные пуритане основали свою заповедную общину в Массачусетсе. В дальнейшем пуританам, не со­гласным с его теократической формой правления, была предоставлена возможность создания собственных колоний – Коннектикута и Род-Айленда. По заповедям квакеров формировались общественные и госу­дарственные институты в Пенсильвании. Последователи католической церкви основали Мэриленд.

Отметим влияние и других христианских течений, в частности бап­тистов, моравских братьев, хотя оно редко выходило за рамки отдель­ных местных общин.

Впрочем, в религиозных движениях того времени невозможно вы­делить какое-либо основное русло, хотя они постоянно соприкасались, вступая в борьбу либо мирно сосуществуя.

Первое британское поселение – Джеймстаун – было основано в Вирджинии в 1606 г. В полном согласии с заветами Евангелия коло­нисты жили единой общиной. Они не имели частной собственности и могли работать только на колонию. Под бой барабанов дважды в день они выходили на общественные работы и в церковь. Но такая форма об­щественного устройства была нежизнеспособной. По свидетельству од­ного из создателей колонии, поселенцы всеми правдами и неправдами старались уклониться от возложенных на них обязанностей. Ту работу, которую можно было сделать в один день, они выполняли за семь1.

Колония вымирала, и только усилия ее основателей – акционе­ров Вирджинской компании – спасли ее от полного краха. Перелом наступил через семь лет, когда колонисты получили в собственность

1 Morison S.E. The Oxford History of the American People. N.Y., 1972. Vol. 1. P. 90–91. 182


Глава первая. Основы христианской традиции права

земельные наделы. Эта реформа позволила существенно увеличить численность колонистов. Несколько позже была преобразована и форма правления. Цель этой реформы была определена в ст. III Ордонанса и Конституции Вирджинии – документа, утвержденно­го 24 июля 1621 г. Казначеем, Советом и акционерами Вирджин­ской компании: «Первое и главное – дальнейшее служение Господу Богу и расширение его Царства среди языческих народов; далее – строительство этой колонии в должном повиновении Его Величе­ству и всем законным властям, действующим в соответствии с Его указаниями; и наконец – поддержание стремления народа колонии к справедливости и христианской жизни, а также укрепление его силы и способности противостоять врагам»1. Этим же актом была образована Генеральная Ассамблея, первое представительное учре­ждение Северной Америки.

Развитие демократических начал встревожило британское пра­вительство. В 1624 г. хартия, предоставившая Вирджинской компа­нии право самоуправления, была отменена, а сама колония перешла под управление короны.

Следующая колония была образована в 1620 г. пуританами, которые бежали из Англии в стремлении найти в Америке землю обетованную. Поэтому их прозвали пилигримами.

Перед тем как высадиться на берег и основать поселение Новый Плимут, они составили на корабле «Мэйфлауэр» соглашение о буду­щем устройстве колонии. В этом документе, в частности, было указано следующее: «Предприняв во славу Бога и с целью распространения Христианской веры и для славы нашего Короля и нашей Страны это путешествие, чтобы основать первую колонию в северной части Вирд-жинии2, мы настоящим торжественно и взаимно перед лицом Господа Бога и друг друга заключаем соглашение и объединяемся в граждан­ский политический союз, чтобы обеспечить лучшее управление и нашу защиту; и для достижения выше указанных целей будут приниматься, учреждаться и составляться такие справедливые и обеспечивающие равенство законы, ордонансы, акты и конституции, а также произво­диться такие назначения на должности, которые в случае необходи-

1 An Ordinances and Constitution of the Treasury, Council and Company in England, for a
Council of State and General Assembly // http://avalon.law.yale.edu/17th_century/va04.asp.

2 Впоследствии эта территория вошла в состав Новой Англии.


Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права

мости потребуются и которые будут сочтены наиболее способствую­щими и соответствующими общему благу колонии»1.

Эти начала позволили колонии не только выжить, но и успешно развиваться. Уже через пять лет, по свидетельству губернатора Вильяма Брэдфорда, поселенцы смогли «ощутить прелесть страны», распла­титься с долгами и полностью обустроить свою жизнь2.

В 1629 г. колонии была дарована королевская хартия. Этот акт узако­нил ее существование, подтвердив территориальные владения, торговые и иные привилегии. Кроме того, король обещал колонистам всемерную поддержку, особо отметив «их благочестивую работу, направленную на распространение религии и значительный рост торговли»3.

В том же 1629 г. король утвердил хартию о формировании новой колонии Массачусетского залива. Инициаторами ее создания вновь выступили пуритане. Король подтвердил их право на самоуправление, а также на исконные английские вольности: «Все и каждый из наших подданных и подданных наших наследников и правопреемников, ко­торые отправятся в указанные земли и заселят их, а также их дети, рожденные там либо по пути в эти земли либо из этих земель, будут обладать и пользоваться всеми свободами и привилегиями свободных английских подданных»4.

Органы управления колонии имели право устанавливать любые «полезные и разумные» законы и правила, не противоречавшие законам Англии. При этом хартия особо подчеркивала необходимость принятия тех мер, которые способствовали бы тому, чтобы колонисты стали «рели­гиозными, миролюбивыми и законопослушными, чтобы их праведная жизнь и их подлинная вера покорили и побудили коренных жителей этой страны познать и подчинить себя единственному Богу и Спасителю человечества и принять Христианскую веру». Именно в этом, как было сказано в документе, и состояла «главная цель колонии»5.

Первая партия колонистов высадилась на берегу Массачусетского залива в июне 1629 г. Они основали поселок Сейлем. Через год в коло-


1 Mayfower Compact: 1620 // http://avalon.law.yale.edu/17th_century/mayfower.asp. 2 Morison S.E. Op. cit. Vol. 1. P. 95.
of Massachusetts Bay: 1629 // http://avalon.Law.yale.edu/17th_century/

3 Charter of the Colony of New Plymouth Granted to William ates: 1629 // http://avalon.law yale.edu/17th_century/mass02.asp.

The Charter

mass03.asp. 5 Ibid.


Bradford and His Associ-


Глава первая. Основы христианской традиции права

нию прибыла основная часть колонистов. Были построены Чарлстон, Брэдфорд, Уотертаун, Бостон, другие города и поселки. 30 июля 1630 г. была основана первая пуританская (конгрегационалистская) церковь. Ее члены составили соглашение, которое определяло основные начала общественной организации колонии: «Во имя Господа нашего Иисуса Христа… мы, нижеподписавшиеся… искренне, торжественно и благо­словенно (как в Его Божественном присутствии) обещаем и обязуемся точно следовать Священному Писанию и действовать в полном согла­сии с Его Божественными предначертаниями и во взаимной любви и уважении друг к другу – настолько, насколько Богу будет угодно сподобить нас»1.

Церковь занимала особое место в жизни колонии. Достаточно сказать, что право избирать и быть избранным в органы управления (магистрат) – на должности губернатора, его заместителя, ассистен­тов – было предоставлено только членам пуританской церкви.

Именно она была тем центром, вокруг которого концентрировалась вся жизнь колонии. Она, как писал один из колонистов, проповедует «истинную Веру и святые Заветы Господа Всемогущего» и помогает поселенцам в их трудах благодаря «неустанной проповеди и усердному наставлению в делах духовных»2.

Церковь, как свидетельствовал другой очевидец, контролировала ведение государственных дел с целью обеспечить «образцовое управ­ление гражданской жизнью» и «справедливое, благоговейное и бес­пристрастное» решение всех дел3.

Любые решения магистрата должны были основываться на запо­ведях Библии, чтобы помочь каждому обрести свое «жизненное пред­начертание и светоч Истины»4.

На основе тех же заповедей был составлен первый американский свод законодательных актов – Свод свобод 1641 г. Примечательна преамбула этого акта: «Свободное пользование теми правами, приви­легиями и неприкосновенностью, к которым взывают человеколюбие, цивилизованность и христианская вера, должно быть предоставлено каждому человеку в подобающем ему месте и в должной для него мере

1 Цит. по: Слезкин Л.Ю. У истоков американской истории. Массачусетс. Мэриленд.
1630–1642. М., 1980. С. 51.

2 Бурстин Д. Американцы. Колониальный опыт. М., 1993. С. 21.

3 Цит. по: Слезкин Л.Ю. Указ. соч. С. 78.

4 Бурстин Д. Указ. соч. С. 29.


Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права

без ограничений и постоянного вмешательства; этот принцип всегда был и навсегда пребудет фундаментом спокойствия и незыблемости Церкви и общества. Лишение же этих прав или отказ от них влекут за собой смуту, если не гибель того и другого»1.

Однако в полной мере эти благие побуждения реализованы не были, поскольку в самой общественной организации Массачусетса было много пороков. Один из них – закрытый характер колонии. Так, еще в 1637 г. был издан указ, который запрещал селиться в колонии тем ли­цам, чьи убеждения не были предварительно одобрены магистратом2.

Были установлены предельно строгие требования к тем, кто хотел стать членом церкви. Их поведение должно было быть безупречным. Они должны были знать все основные положения вероучения. И, что самое главное, они должны были убедить старейшин, а вслед за ними и всю конгрегацию в том, «что на их души ниспослана благодать, что Господь Бог обратил их на путь истинный… что они подлинно верую­щие, что они были уязвлены в сердцах своих первородным грехом и собственными прегрешениями и обновились надеждой обрести сво­бодную благодать в Писании… что сердца их взыскуют веры в Иисуса

Христа…»3

Лишь немногие соответствовали этим условиям и, как следствие, большая часть населения колонии была лишена права участвовать в политической жизни.

Фактически в Массачусетсе сложилась теократическая форма прав­ления. Многие колонисты отказывались ее признать, что вызвало вол­ну репрессий. Чтобы избежать смерти, они были вынуждены бежать из Массачусетса и основывать другие поселения. Так были образованы новые колонии – Коннектикут и Род-Айленд.

В Основных законах Коннектикута 1639 г. цели создания этой колонии были определены следующим образом: «Чтобы поддержать мир и союз людей, необходимо учредить должным образом организо­ванное и праведное Правительство, действующее согласно велениям Господа Бога… поэтому настоящим мы объединяем и соединяем друг друга в одном Публичном Государстве и… образуем Союз и Конфеде­рацию для поддержания и сохранения свободы и чистоты Евангелия


 
Цит. по:

Хабриева Т.Я. Вступительная статья // Конституции государств Амери-

ки. М., 2005. Т. 1. С. 9.

2 Бурстин Д. Указ. соч. С. 15.

3 Цит. по: Бурстин Д. Указ. соч. Т. 38.
186


Глава первая. Основы христианской традиции права

нашего Господа Иисуса Христа, в которого мы веруем, а также для ук­репления Церквей, которые, руководствуясь истиной Евангелия, действуют среди нас, а также для руководства и управления нашими гражданскими делами сообразно с теми законами, правилами, при­казами и указами, которые могут быть приняты, одобрены и изданы впоследствии»1.

В американской научной литературе основным объектом иссле­дований были пуританские колонии. Именно в них видели прообраз той демократической системы, которая появится полтора столетия спустя. В их актах ученые искали истоки будущей Конституции США. При этом они забывали о вкладе тех колоний, которые развивались в русле иных религиозных традиций. О роли одной из них – Вирджи­нии – было сказано выше. Теперь обратимся к истории двух других колоний – Мэриленда и Пенсильвании.

Мэриленд был основан в 1632 г. по королевской хартии, дарованной католику, лорду Балтимору. Изначально предполагалось, что эту ко­лонию будут осваивать в основном приверженцы католической веры. Об этом свидетельствуют многие нормы хартии 1632 г. В ней, в частно­сти, подчеркивалось, что деятельность лорда Балтимора «вдохновляется похвальным и благочестивым рвением распространить Христианскую религию, а также расширить пределы… Империи»2.

В этой связи следует отметить, что только Мэриленду из всех ко­лоний был предоставлен статус провинции и что его владелец, лорд Балтимор, получил самые широкие права. В частности, ему было пре­доставлено право принимать законы (с согласия свободных жите­лей либо их представителей), а также ордонансы, «созвучные разуму и не нарушающие и не противоречащие, а, напротив (насколько это возможно), соответствующие законам, статутам, обычаям и правам Королевства Англии», учреждать суды, создавать вооруженные силы, вести войну, взимать налоги и многое другое.

Основная цель колонизации Мэриленда, как было сказано в одном из памфлетов, опубликованных в Лондоне перед началом экспеди­ции, – нести в Америку «знание об истинном Боге, свет Евангелия и истины»3. Этот документ был подготовлен одним из советников лорда

1 Fundamental Orders of 1639 // http://avalon.law.yale.edu/17th_century/order.asp.

2 The Charter of Maryland: 1632 // http://avalon.law.yale.edu/17th_century/ma01.asp.

3 Цит. по: Слезкин Л.Ю. Указ. соч. С. 273–274.


Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права

Балтимора католическим монахом-иезуитом. Несомненно, он был обращен в основном к католикам, жившим в Британии. Именно они должны были освоить огромные просторы новой колонии, построить там новый «Град на Холме» по заветам католической церкви. При этом он должен был быть открытым для всех христиан. Так, в напутствии колонистам лорд Балтимор требовал проявлять «всемерную заботу о поддержании единства и мира» между католиками и протестантами, не препятствовать протестантам в отправлении культа, обращаться с протестантами «со всей возможной мягкостью и благорасположе­нием, диктуемыми справедливостью»1.

В присяге губернатора колонии содержались следующие поло­жения: «Ни я лично, ни кто-либо другой прямо или косвенно не бу­дем препятствовать, мешать или причинять беспокойство кому бы то ни было в вопросах веры или исповедания веры в Иисуса Христа. Я не буду обращать внимания при назначении на должности, награ­ждениях и при определении заслуг на религиозные различия, но буду действовать в этих случаях, сообразуясь с верностью, заслугами, а так­же моральными достоинствами и добродетелями; ибо моей целью является поддержание единства общества»2.

В актах, принятых накануне и в первые годы колонизации, об­ращает внимание постоянная забота о повышении благосостояния переселенцев. Всем колонистам были выделены бесплатные земель­ные наделы. С целью увеличить численность свободных колонистов Генеральная Ассамблея колонии приняла в 1638 г. Акт об ограниче­нии срока службы сервентов. По общему правилу контракт с наем­ными работниками (сервентами) не мог длиться более четырех лет. По завершении этого срока колония предоставляла им земельные наделы по 50 акров3, а прежние хозяева должны были обеспечить им средства к существованию, предоставив каждому «три барреля зерна, мотыгу для окучивания и мотыгу для полки, а также топор для рубки леса; кроме того, для сервента-мужчины – один полный комплект одежды, новую рубашку, пару новых ботинок, пару новых чулок и новую шапку; для сервента-женщины – одну новую курт­ку, один

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...