Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Параграф третий. Первые христианские общины




После смерти Иисуса Его учение стремительно распространилось благодаря мессианской деятельности Апостолов и безвестных про­поведников, которые во множестве рассеялись по Римской империи. К началу II в. христианские общины появились практически во всех ее городах.

В христианские общины вступали не только иудеи. Однажды это вызвало столкновение между Апостолом Петром и другими членами иерусалимской общины. Они настаивали на том, что язычники не могут быть посвящены в таинства учения Христа. На это Апостол Петр возра­жал, утверждая, что и на язычников сошел Дух Святой. «Если Бог дал им такой же дар, как и нам, уверовавшим в Господа Иисуса Христа, – говорил он, – то кто же я, чтобы мог воспрепятствовать Богу?»5.

Впрочем, яростные споры между сторонниками «иудейской чис­тоты» и межэтнического единения существовали еще долгое время. Во время одного из них иерусалимская община решила не возлагать на «язычников» бремени большего, чем самое необходимое. В ча­стности, они должны были воздерживаться от идоложертвенного, крови и блуда и не делать другим того, что не желают себе6. И только

1 Евангелие от Иоанна. Глава 12. Стих 24.

2 Там же. Глава 6. Стих 51.

3 Там же. Глава 3. Стих 16.

4 Евангелие от Матфея. Глава 26. Стихи 26–28.

5 Деяния святых Апостолов. Глава 11. Стихи 15–17.

6 Там же. Глава 15. Стихи 28–29.


Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права

со временем, во многом усилиями Апостола Павла, укоренились об­щие принципы организации христианских общин:

«Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех»1.

«Все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом»2.

«Все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса… Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни жен­ского: ибо все вы одно во Христе Иисусе»3.

О первых христианских общинах Деяния Апостолов рассказывают так: «Они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и пре­ломлении хлеба и в молитвах. Был же страх на всякой душе; и много чудес и знамений совершилось через Апостолов в Иерусалиме. Все же верующие были вместе и имели все общее: и продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого. И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по до­мам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа»4.

Благодаря этому свидетельству об устройстве первой христиан­ской общины можно выделить несколько ее черт: общая собствен­ность, распределение имущественных благ по нужде каждого, единые ритуалы (священнодействия) в виде общих молитв и преломления хлеба, руководящая роль Апостолов, которые посредством обучения и общения прививали своим последователям новые нормы поведения и отношений с окружающим миром.

В подтверждение приведем еще одно свидетельство: «У множе­ства же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее... Не было между ними нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду»5.

Это была община, основанная на труде и милосердии. Им Апостолы учили на собственном примере. Так, Апостол Павел говорил: «Ни се-1 Послание к римлянам святого Апостола Павла. Глава 10. Стих 12.

2 Первое послание коринфянам святого Апостола Павла. Глава 12. Стих 13.

3 Послание к галатам святого Апостола Павла. Глава 3. Стихи 26–28.

4 Деяния святых Апостолов. Глава 2. Стихи 42–47.

5 Там же. Глава 4. Стихи 32–35.
152


Глава первая. Основы христианской традиции права

ребра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал; сами знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии. Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: «блаженнее давать, нежели принимать»»1.

Но возможно главное, что отличало христианские общины – это стремление пробудить в каждом дремлющие в нем силы или дары Святого Духа. Обращаясь к этой теме, Апостол Павел писал: «Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех. Но каждому дается проявление Духа на пользу: одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков»2.

Эти дары предназначались прежде всего нищим и обездоленным. Их «избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, ко­торое Он обещал любящим Его»3.

Они, «как живые камни», должны были построить из себя «дом духовный, священство святое». Их призвал Христос «из тьмы в чудный Свой свет»4.

Новая вера отличалась от других религий и культов. «Мы пропо­ведуем, – говорил Апостол Павел, – Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие»5.

Но именно этот образ стал краеугольным камнем нового миропо­рядка, в котором христиане были служителями духа, потому что «буква убивает», и только дух животворит6.

Так формировалась новая общность людей – экклезия, в которой объединялись все последователи Христа7.

1 Деяния святых апостолов. Глава 20. Стихи 33–35.

2 Первое послание к коринфянам святого Апостола Павла. Глава 12. Стихи 4–10.

3 Соборное послание святого Апостола Иакова. Глава 2. Стих 5.

4 Первое соборное послание святого Апостола Петра. Глава 2. Стихи 5, 9.

5 Первое послание к коринфянам святого Апостола Павла. Глава 1. Стих 23.

6 Второе послание к коринфянам святого Апостола Павла. Глава 3. Стих 6; см. также:
Послание к римлянам святого Апостола Павла. Глава 7. Стих 6.

7 Подробнее см.: Зом Р. Церковный строй в первые века христианства. М., 2005.
С. 32–45.


Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права

Но не только этим привлекали Апостолы. Они учили тому, как об­рести свободу. «Кто вникнет в закон совершенный, – призывал Апостол Иаков, – закон свободы, и пребудет в нем, тот будучи не слушателем забыв­чивым, но и исполнителем дела, блажен будет в своем действовании»1.

Свобода предполагала ответственность. Поэтому Апостол Иаков призывал: «Так говорите и так поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы»2.

А это, в свою очередь, предполагало ведение добродетельной жизни, свершение добрых дел. Как говорил Апостол Петр, «покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудитель­ности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь»3.

Продолжая эту тему, Апостол Иоанн сказал: «Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь… Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас»4.

Эти начала во многом предопределили организационное развитие христианских общин. Они приобретали все более сложный характер.

Так, в иерусалимской общине в помощь двенадцати Апостолам были избраны семь диаконов, «исполненных Святого Духа и мудро­сти» для ведения хозяйственных дел5. Со временем число Апостолов увеличилось. Был сформирован совет пресвитеров – старейших членов общины. Вместе с Апостолами они принимали «определения» по раз­ным вопросам организации иерусалимской общины6. Появились новые должности, в частности «мужей начальствующих между братиями»7.

Как сказано в одном из посланий Апостола Павла, Господь «поста­вил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания тела Христова»8.

Формировались даже собственные суды для разрешения споров между членами общин. Эта практика утвердилась настолько прочно,

1 Соборное послание святого Апостола Иакова. Глава 1. Стих 25.

2 Там же. Глава 2. Стих 12.

3 Второе соборное послание святого Апостола Петра. Глава 1. Стихи 5–7.

4 Первое соборное послание святого Апостола Иоанна. Глава 4. Стихи 8, 12.

5 Деяния святых Апостолов. Глава 6. Стихи 1–3.

6 Там же. Глава 16. Стих 4.

7 Там же. Глава 15. Стих 22.

8 Послание к ефесянам святого Апостола Павла. Глава 4. Стихи 11–12.
154


Глава первая. Основы христианской традиции права

что когда Апостол Павел узнал, что христиане Коринфа передают свои споры в светские суды, он разразился не свойственной для него яростной тирадой: «Как смеет кто у вас, имея дело с другим, судиться у нечестивых, а не у святых? Разве не знаете, что святые будут судить мир? Если же вами будет судим мир, то неужели вы недостойны судить маловажные дела? Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более дела житейские? А вы, когда имеете житейские тяжбы, постав­ляете своими судьями ничего не значущих в церкви. К стыду вашему говорю: неужели нет между вами ни одного разумного, который мог бы рассудить между братьями своими?»1

Следует заметить, что в христианской общине не было той строгой иерархической соподчиненности, которая была присуща существо­вавшим тогда государственным и церковным властям. Она строилась на совершенно других началах. Так, Апостол Павел подчеркивал не­обходимость свободы слова: «Надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные»2. Именно эти начала страстно умолял сохранить Апостол Петр: «Пастырей ваших умоляю я… пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужден­но, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия. И не господствуя над наследием Божием, но подавая пример стаду… Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым проти­вится, а смиренным дает благодать»3.

Апостолам не был присущ приказной тон. Они стремились объяс­нять, убеждать либо умолять своих последователей следовать заповедям Христа.

«Умоляю вас, братия, – обращался к римлянам Апостол Павел, – милосердием Божием, представьте тела ваши в жертву живую, свя­тую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего…»4

Вместе с тем он постоянно призывал задумываться над смыслом его слов: «Я говорю вам, как рассудительным; сами рассудите о том, что говорю»5. По сути, это было общение равных.

1 Первое послание к коринфянам святого Апостола Павла. Глава 6. Стихи 1–5.

2 Там же. Глава 11. Стих 19.

3 Первое соборное послание святого Апостола Петра. Глава 5. Стихи 1–5.

4 Послание к римлянам святого Апостола Павла. Глава 12. Стих 1.

5 Первое послание к коринфянам святого Апостола Павла. Глава 10. Стих 15.


Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права

Одной из постоянных забот Апостолов было укрепление новых общин. «Обходя их всех»1, они следили за тем, как были усвоены новые правила христианской жизни и насколько они единообразно соблю­дались. В этих целях принимались «определения, постановленные Апостолами и пресвитерами в Иерусалиме»2.

Христианские общины постоянно стремились укрепить связи меж­ду собой, поддерживая друг друга в беде. Так, в голодные годы ученики антиохийской общины посылали «каждый по достатку своему пособие» христианам, жившим в Иудее3.

Апостолы часто призывали к смирению перед властью. Обращаясь к этой теме, Апостол Петр писал: «Будьте покорны всякому челове­ческому начальству… как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии»4.

Таким образом, в самом призыве к повиновению власти была за­ложена идея ее неприятия. Обращаясь к этой теме, русский историк христианства Н.А. Заозерский отмечал, что Апостолы учили не только Божественному закону, но и тому, как устроить «личную жизнь соот­ветственно этому закону, совершенно независимо от того, будет ли такое поведение согласоваться со сложившимся социальным укладом и даже с политическими законами. Да, евангельский закон безус­ловен. Он не делает уступок или приспособлений к национальным, социальным и политическим условиям, но господствует над ними, их облагораживая, возвышая до себя. Он открыт всему человечеству, призываемому в Новый Завет, или союз с Богом-Отцом, в союз сы-новства и любви…»5

Плоды этих трудов долгое время определяли уклад христианских общин, о чем свидетельствуют яркие описания со страниц книг Тер-туллиана.

В таких общинах все, как рассказывал он, были равны. Не было различий между мужчинами и женщинами, представителями разных племен: «Душа снизошла с неба не для латинян только и греков. Все

1 Деяния святых Апостолов. Глава 9. Стих 32.

2 Там же. Глава 16. Стих 4.

3 Там же. Глава 11. Стих 20.

4 Первое соборное послание святого Апостола Петра. Глава 2. Стихи 13–16.

5 Заозерский Н.А. О сущности церковного права // Зом Р. Церковный строй в пер­
вые века христианства. М., 2005. С. 258.


Глава первая. Основы христианской традиции права

народы – один человек, различно имя; одна душа, различны слова; один дух, различны звуки»1.

Христиане составляли единую общность благодаря познанию ре­лигии, единству учения и союзу надежды. «Мы собираемся, – пи­сал Тертуллиан, – чтобы читать Священное Писание, из которого, смотря по обстоятельствам, черпаем необходимые для нас сведения и наставления. Святыми словами мы воспитываем веру, укрепля­ем надежду, утверждаем мужество, никакими распрями не мешая учению наставников. Тут же происходят увещевания, исправления и приговоры божественные (cencura divina). Ибо суд производится со всей строгостью исследования и с уверенностью в присутствии Божием, а потому-то уже служит явным предзнаменованием будуще­го осуждения, если кто проступками заслуживает быть отлученным от общения в молитвах и собраниях и во всяком святом деле. Пред­седательствуют люди честные и старейшие, приобретшие эту честь не деньгами, а общим одобрением, ибо на деньгах не основывается никакое дело Божие»2.

Праведный образ жизни христиане хранили и после собраний, возвращаясь «не в шайки убийц, не в толпы бродяг, не для совершения разврата, но для той же заботы о скромности и умеренности»3.

Так христиане сосуществовали с другим, греховным миром, не со­прикасаясь с ним. «С язычниками дозволено сосуществовать, – писал Тертуллиан, – но не умирать в грехе… У нас одна душа, но не одно учение, мы совместно владеем миром, но не заблуждением»4.

Вместе с тем их многое сближало.

Они отдавали своих детей в общие школы, поскольку без этого было невозможно получить религиозное образование5.

Они не отказывались от большей части общественно значи­мых дел. Обращаясь к неверующим, Тертуллиан писал: «Мы с вами и плаваем, и отправляем военную службу, и занимаемся сельским хозяйством, и торгуем... Я не понимаю, каким образом мы кажем-

1 Тертуллиан. О свидетельстве души // Тертуллиан. Апология. М., 2004. С. 307.

2 Цит. по: Зом Р. Церковный строй в первые века христианства. С. 268. Перевод
Н.А. Заозерского.

3 Тертуллиан. Апология. С. 279.

4 Тертуллиан. Об идолопоклонстве // htpp:// www.tertullian.org/ russian/De_idols.

5 Там же.


Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права

ся бесполезными для торговых дел, с которых и от которых мы живем»1.

Напротив, христиане всегда стремились служить общественному благу. «Пусть Юпитер протянет руку, – убеждал Тертуллиан, – тогда и он получит помощь, ибо наше милосердие иногда больше тратит на улицах, чем ваша религиозность в храмах»2.

Впрочем, христианское милосердие не допускало какого-либо со­действия идолопоклонству. По словам Тертуллиана, «никакое ремесло, никакое занятие, никакая торговля, которые служат созданию идолов или их украшению», не могут считаться дозволенными3.

Христианин должен был всегда думать о том, как его слово и дело соотносятся с запретом на поклонение идолам.

Какое бы высокое положение ни занимал христианин, он не мог совершать жертвоприношений, поддерживать их весом своей власти, распределять обязанности по уходу за языческими храмами и обес­печивать их денежным довольствием. Он не имел права устраивать зрелища за свой либо общественный счет, председательствовать на них либо клясться. Ему запрещено было быть судьей по уголов­ным делам и по делам об оскорблении, выносить приговоры, рас­поряжаться о заключении в кандалы, тюрьмы либо о применении пыток4.

Идолопоклонство, предупреждал Тертуллиан, находило себе убе­жище не только в языческих храмах, но и в театрах и цирках. Поэтому христианам было запрещено посещать их5.

Учение, да и сам образ жизни христиан вызывали сперва недоуме­ние, неприязнь, а потом и ненависть. Молва приписывала христианам одни злодеяния, обвиняла во всех общественных бедствиях. Тертулли-ан пытался найти истоки этих нападок. И находил – в жестоких пра­вителях, в сенаторах, погрязших в пороках, в торговцах, поглощенных погоней за прибылью. Они искали расположения черни6, этих «ангелов безбожия»7, и натравливали их на христиан.

1 Тертуллиан. Апология. С. 263.

2 Там же. С. 264.

3 Тертуллиан. Об идолопоклонстве.

4 Там же.

5 Тертуллиан. Апология. С. 263.

6 Там же. С. 295.

7 Тертуллиан. О воскресении плоти // Тертуллиан. Апология. С. 48–49.
158


Глава первая. Основы христианской традиции права

Обличая гонителей, Тертуллиан восклицал: «Ваши всегда заполня­ют темницы, ваши издают стоны в рудниках, ваши всегда насыщают зверей, ваши всегда составляют стада преступников… Там нет ни од­ного христианина; а если и есть, то потому только что христианин; а если он там по другой причине, то он уже не христианин... Только мы одни невинны»1.

Но, конечно, главным врагом христианства был император. Одной из причин его ненависти был отказ христиан называть его Богом2. Не менее важным было то, что они проповедовали верность иной вла­сти: «Ничто нам так не чуждо, как политическая жизнь. Мы признаем одно всеобщее государство – мир»3.

Этот мир и предстояло завоевать воинам Христа.

С Христом, убеждал Тертуллиан, «каждый верующий гражданин явля­ется солдатом»4. Как воин хочет войны, так и христианин хочет страдать. Тертуллиан пишет: «Наше сражение состоит в том, что мы вызываемся на суд, чтобы бороться за истину под страхом лишиться жизни»5.

Это была «битва против… учреждений предков, против авторитетов жрецов; против законов повелителей; против аргументации философов, против древности, привычки, судьбы; против примеров, пророчеств, чудес» – против всего, на чем держалась власть языческих богов6.

Чтобы воспитать истинных воинов Христа, требовалось много уси­лий. И Тертуллиан не жалел сил.

«Ты, – обращался он к своим слушателям, – являешься странником в этом мире, гражданином Иерусалима, Небесного Града»7.

Поэтому не стоит бояться смерти: «Свет, ежедневно исчезающий, снова появляется; точно так же и тьма после своего исчезновения снова возвращается. Потухшие звезды снова испускают лучи. Времена там начинаются, где оканчиваются. Плоды созревают и снова растут. Семена только такие дают обильный рост, которые сгнили. Все сохра­няется, погибая, и все восстанавливается через погибель. Ты, человек…

1 Тертуллиан. Апология. С. 265.

2 Там же. С. 270.

3 Там же. С. 276.

4 Тертуллиан. De Corona. Приводится по: http://www.tertullian.org/works/de_co-
rona.htm.

5 Тертуллиан. Апология. С. 295.

6 Тертуллиан. К язычникам // Тертуллиан. Апология. С. 179.

7 Тертуллиан. De Corona.


Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права

господин всего того, что умирает и оживает, неужели умрешь для того,

чтобы не восстать?»1

В борьбе за утверждение христианства было много жертв. И тем не менее его никто не мог сломить. Возможно, потому, что многие из первых христиан вслед за Апостолом Павлом могли сказать: «Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены, мы в отчаянных обстоятель­ствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставлены; низлагае­мы, но не погибаем… Мы живые непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса, чтоб и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей»2.

Эта жертвенная борьба вскоре дала свои всходы. Христианство стало государственной религией сперва в Армении (301 г.), потом в Эфиопии (325 г.), Грузии (337 г.) и, наконец, в Римской империи (380 г.).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...