Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Параграф первый. Введение в историю славянского права




История славян теряется в глубине веков. Древние греки называли их гиперборейцами, жителями древней северной земли. В летописях византийцев и готов они упоминаются как анты – предшествен-ники1.

Когда-то они имели единую государственность, что подтвержда­ют многие византийские и арабские источники. Так, географ Х в. Аль-Массуди отмечал, что из славянских племен «одно имело прежде в древности власть над ними, его царя называли Маджак, а само племя называлось Валинана2. Этому племени в древности подчинялись все

1 Слово «анты» происходит от латинского наречия ante (т.е. «перед») и применяется
в значении предшествующий, раньше созданный, появившийся и т.п. Многие совре­
менные филологи утверждают, что славянские языки относятся к числу самых древних,
«архаичных» индоевропейских языков. Это обстоятельство позволило известному лин­
гвисту О.Н. Трубачеву высказать предположение, что область формирования индоевро­
пейцев совпадает с прародиной славян. Поэтому славяне сохраняли больше архаических
индоевропейских черт, а отрыв их языка от языка-матери не носил такого характера, ка­
кой обычно бывает при дальних переселениях, ведущих к изоляции от прародины.

2 Судя по всему, под этим названием скрывалось древнескандинавское слово
«Валлянда», как обобщающее наименование южных стран. См.: Поездка Брюнхильд
в Хель // Старшая Эдда. М., 2003. Стих 2. С. 125.


Глава вторая. Славянское право

прочие славянские племена, ибо верховная власть была у него и прочие цари ему повиновались… Впоследствии же пошли раздоры между их племенами, порядок их был нарушен, они разделились на отдельные колена и каждое племя избрало себе царя»1.

«Великая польская хроника» и «Повесть временных лет» доста­точно четко определяют географическое расположение прародины славян – страна гетов, которая охватывала Балканский полуостров и далее широкой полосой простиралась до озера Балатон (его название происходит от славянского слова «болото»)2 и Богемии (или «земли богов»)3.

При императоре Траяне Балканский полуостров и примыкавшие к нему земли были завоеваны римлянами (в славянской традиции – «волохами»), которые изгнали предков славян из исконных земель. Начался долгий и мучительно трудный исход. Именно этот исто­рический факт отражен в «Повести временных лет». Память о нем сохранили и другие древнеславянские источники – «Слово о полку Игореве», «Житие Мефодия» святого Климента и др.

Обращаясь к этой теме, замечательный русский историк права Д.Я. Самоквасов писал: «Римская система насильственного пересе­ления народонаселения старых римских провинций в новые и новых в старые имела своим следствием колонизационное движение дакий-1 Гаркави А.Я. Из сочинений Абуль-Хасана Али ибн-Хуссейна, известного под про­званием Аль-Масуди (писал от 20-х или 30-х до 50-х гг. X в. по Р.Х.) // http://www.vostlit. info/Texts/Dokumenty/Russ/X/Garkavi_mus_pis/11.htm.

2 Славянское слово Blato – «болото» (русское слово восходит к тому же славянско­
му корню). Озеро названо так, поскольку оно мелководно. В наше время средняя его
глубина составляет около 3 м. Это название сохранилось в современном словацком
(Blatenské jazero) и словенском (Blatno jezero) языках.

3 Бóльшая часть ученых утверждают, что слово «Богемия» происходит от названия
кельтского племени боев. Такая семантическая связь представляется совершенно наду­
манной, имеющей одну цель – скрыть истинные истоки славян, лишить их собственной
истории. К сожалению, в российском языкознании этой теме посвящается мало работ.
А те работы, что изданы, в основном вызывают вопросы. Так, О.Н. Трубачев полностью
отрицает связь языков гетов (даков) и славян, но признает родственные связи между
фракийскими и балтийскими языками. В качестве примера он проводит близкие по зву­
чанию слова, в частности фракийское слово Edessa (название города) и прибалтийское
слово Ведоса (Трубачев О.Н. Языкознание и этногенез славян. Древние славяне по дан­
ным этимологии и ономастики // Вопросы языкознания. М., 1982. № 4. С. 10–26). Как
представляется, к слову Edessa стоят намного ближе такие древнеславянские слова, как
Одесная, Десница и др.


Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права

ского народонаселения (гетов. – В.Л.)1 в пустынные области бассей­нов рек Вислы и Днепра, лежавшие над Карпатами и Днепровскими порогами»2.

Возможно, именно в эти годы изгнания разрозненные племена гетов начинают называть себя славянами, тем самым подчеркивая, что они говорят на одном языке, «слове».

Впрочем, спустя столетие власть Римской империи ослабла, и сла­вянские племена начинают возвращаться на прежние земли, память о которых никогда не стиралась.

Эта славянская «Реконкиста», судя по всему, завершилась примерно к V в. В 448 г. Приск Панийский, направлявшийся с византийским посольством к вождю гуннов Аттиле, описывал племена, которые он встретил на Дунае и которые говорили на своем языке, отличном от латыни, греческого и немецкого языков. Это был славянский язык, о чем свидетельствуют названия двух напитков, которые Приск привел в своей рукописи, – мед и квас3.

О происхождении славян от гетов писали многие византийские историки, хорошо осведомленные о тех народах, которые окружали империю.

Так, Феофилакт Симокатта отмечал, что славяне – это то же самое, что геты4. Такое же утверждение высказывал и другой византийский историк Лев Диакон, подчеркивавший, что русские – это потомки гетов и что их религия создана Замолксисом5.

В этой связи отметим, что само имя Замолксис или Замолксий, несомненно, славянского происхождения и означало «замолкший». Все источники, повествующие о нем, рассказывают, что после возвращения в страну гетов, «спустившись в подземелье», он вел отшельнический

1 «Геты» и «даки» – это названия одного народа. Обращаясь к этой теме, древнерим­
ский географ Страбон писал: «Существует и другое деление этой страны, сохранившее­
ся с древних времен: одних жителей ее называют дакийцами, а других – гетами; гетами
тех, что обращены к Понту и на восток, а дакийцами – обращенных в противополож­
ную сторону: к Германии и истокам Истра» (Страбон. Указ. соч. Глава 3).

2 Цит. по: Самоквасов Д.Я. Курс истории русского права. М., 1908. С. XXII.

О том, что славяне вернулись на свою историческую Родину, можно судить и по множеству сохранившихся на Балканах с древних времен географических названий.

3 См.: Самоквасов Д.Я. Указ. соч. С. 48.

4 Феофилакт Симокатта. История // http://www.vostlit.info/Texts/rus16/Simokat-
ta/frametext1.htm.

5 Лев Диакон. История. М.: Наука, 1988. Книга девятая. Глава 6.
202


Глава вторая. Славянское право

образ жизни и вступал в общение только для того, чтобы открыть волю богов1.

Замолксис был одним из учеников Пифагора2. Этот факт объясня­ет сходство многих религиозных верований славян и пифагорейцев. В частности, и те, и другие поклонялись солнцу и верили в бессмертие души. Так, Пифагор учил, что душа бессмертна и проходит через мно­гие циклы рождения и смерти. Столетия спустя эти идеи нашли отра­жение не только в языческих обрядах и народных легендах, но и в пра­вовых актах древних славян. Свидетельством тому служит Договор Руси с Византией 945 г., согласно которому русичи, нарушившие Договор, подвергались проклятию быть рабами «в весь век в будущий»3.

От гетов древние славяне унаследовали многие элементы государ­ственного устройства.

Чтобы доказать это, мы вновь обратимся к Страбону:

«По возвращении на Родину Замолксий достиг почета у правите­лей и в народе как толкователь небесных явлений. В конце концов ему удалось убедить царя сделать его соправителем, как человека, обладающего способностью открывать волю богов. Сначала ему пре­доставили лишь должность жреца наиболее почитаемого у них бога, а потом его самого объявили богом. Замолксий избрал себе местожи­тельством какое-то пещеристое место, недоступное для всех прочих людей, и проводил там жизнь, редко встречаясь с людьми, кроме царя и своих служителей. Царь поддерживал его, видя, что народ теперь гораздо охотнее прежнего повинуется ему самому в уверенности, что он дает свои распоряжения по совету богов. Этот обычай сохранился даже до нашего времени, так как у них всегда находится человек такого склада, который в действительности является только советником царя; у гетов же почитается богом… Когда над гетами царствовал Биребиста, на которого готовился идти войной Божественный Цезарь, эту долж­ность занимал еще Декеней (или Дикиней, как приводится во многих переводах. – В.Л.)4. Доказательством полного повиновения гетов его

1 По этому вопросу см.: Геродот. Указ. соч. Книга четвертая. Глава 95.

2 Об учении Пифагора подробнее см.: Лафитский В.И. Воскресение права. Часть
первая: Дни созидания. Часть вторая: В мире распятого Христа. М., 2008. С. 30–39.

3 О религиозных воззрениях древних славян см: Афанасьев А. Народные русские ле­
генды. Лондон, 1859; Мифы русского народа. М., 2000.

4 Очевидно, имя Дикиней происходит от слова «дикий», которое подчеркивает, что
он жил уединенно, не подчиняясь кому бы то ни было.


Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права

приказаниям является то, что они позволили убедить себя вырубить виноградную лозу и жить без вина»1.

Эти сведения подтверждает и готский историк Иордан, который рассказывает, что Дикиней «прославился… как чудодей и повелевал не только меньшими, но даже королями»2.

Таким образом, у гетов власть была разделена на светскую и духов­ную. При этом духовная, как правило, преобладала. Эту особенность организации государственной власти сохраняли и древние славяне.

Многие литературные памятники прошлого хранят свидетельст­ва о господствующей роли верховных славянских волхвов (жрецов). По рассказу арабского писателя ибн-Дасты, они повелевали царю, «как будто они начальники» народа3. Теми же словами их роль раскрывается в старонемецких источниках. Так, в «Славянской хронике» Гельмольда отмечено, что племена руанов, обитавшие «в сердце» Балтийского моря»4, «жреца… почитают больше, чем короля»5.

Сказанное объясняет одну из самых загадочных историй Древней Руси: двоевластие князя Игоря и Вещего Олега. Первый был предста­вителем новой княжеской династии. Второй – представителем древней жреческой власти, духовным наследником Замолксиса. Его власть была столь безграничной, что «Повесть временных лет» описывает в основном его деяния. И только после его смерти летопись начинает повествование о князе Игоре.

Народная память долго хранила, да и сейчас хранит связь славян­ского права с правовым наследием гетов. Чтобы убедиться в этом, вспомним слово «гетман». Оно означало вождей воинских дружин ге-тов, а впоследствии использовалось в чешском, польском, украинском и русском языках для обозначения предводителей войск, народных и казацких ополчений6.

1 Страбон. История. Книга седьмая. Глава 3. 5; 11.

2 Иордан. О происхождении и деяниях гетов. Здесь и далее – перевод Е.Ч. Скружит-
ской (http://www.vostlit.info/Texts/rus/Iordan/text1.phtml?id=576).

3 Гаркави А.Я. Из «Книги драгоценных сокровищ» Абу-Али Ахмеда ибн-Омар ибн-
Даста // http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Russ/x/Barkavi_mus_pis/23.htm.

4 Руаны, руяне, или ране, – славянское племя, жившее на острове Рана в Балтий­
ском море (современный остров Рюген).

5 Гельмольд. Славянская хроника. Книга первая. Глава 36. Здесь и далее – перевод
Л.В. Разумовской.

6 Одними из первых гетманские звания получили чешские вожди таборитов, в том
числе Ян Жижка.


Глава вторая. Славянское право


В древних песнях и легендах постоянно воспевается Дунай как прародина славянских народов, связь с которой никогда не утрачи­валась. Неслучайно один из русских былинных богатырей носил имя «Дунай»1.

Многие легенды и песни славянских народов упоминают утра­ченную Книгу белых (т.е. истинных или непорочных) уложений, или Белую книгу, в которой легко угадываются законы гетов, составленные Дикинеем. Об этих законах Иордан писал так: «Дикиней… обуздал их варварские нравы… заставил их жить в соответствии с природой, по собственным законам, которые, будучи записаны, до сих пор зо­вутся «белагины»2».

В наши дни какая-либо реконструкция Белой книги вряд ли воз­можна. Поэтому ограничимся только воспоминанием о ней, которые сохранились в обрядовых песнях македонских болгар-помаков, жив­ших в Родопских горах:

«Царь в том веке научил

Тому, о чем пелось в ясной книге,

В ясной книге о братстве,

О братстве и звездах,

О звездах и земле,

О земле и птицах,

Вот о чем было написано в Белой книге,

В Белой книге черным письмом»3.

Белая книга упоминается во многих песнях болгар-помаков, что дает возможность более полно ее представить. Так, в одной из песен сказано, что славянам законы дал царь Има, исполнив тем самым волю богов. В переводе известного российского исследователя славянских древностей А.И. Асова это событие представлено так:

«И Има-царь к нам тогда приходил,

входил он тогда в наши села, и

 
слово использовалось для обозна-

Отметим, что в древнеславянских языках это

чения не только реки Дунай, но и рек как таковых.

2 Слово «белагин» имеет два значения: «белая книга» и «белый огонь».

3 Песни болгар-помаков были собраны в 1870-е гг. замечательным сербским иссле­
дователем С.И. Верковичем. Мною дан перевод фрагмента третьей песни раздела «Об­
ряды» второго тома труда С.И. Верковича, опубликованного в России под названием
«Обрядныя пъсни языческаго времени, сохранивпняся устнымъ предашемъ у македон-
скихь и фракшскихъ Болгаръ-Помаков» (СПб., 1881). Первый том был издан в Белграде
в 1874 г. «Български народни песни отъ предисторично и предхристианско доба».


Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права

в наши села, и в наши дома,

чтоб мы набрались ума.

Учил малых сих…

как петь ту Ясную книгу…

Белую книгу, Белую книгу черного письма.

Чтоб счастье пришло в дома…»1

Ученым еще предстоит раскрыть многие страницы подлинной истории гетов2, о которых древнегреческие историки, а вслед за ними Иордан писали, что они «среди всех варваров… всегда были едва ли не самыми образованными, чуть ли не равными грекам»3.

Общие начала государственности предопределили единство и дру­гих элементов государственного устройства славян. Верховная власть в славянских племенах принадлежала вождям, которые чаще всего носили титулы князей – хранителей «казны», иными словами – общего достояния племени.

Князья вершили и суд. О том, как осуществлялось правосудие, рассказывает ибн-Даста: «Если кто из них имеет дело против другого, то зовет его на суд к царю, пред которым и препираются; когда царь произнес приговор, исполняется то, что он велит. Если же обе стороны приговором царя недовольны, то, по его приказанию, должны пред­ставить окончательное решение оружию: чей меч острее, тот и одержит верх. На борьбу эту родственники (обеих тяжущихся сторон) приходят вооруженными и становятся. Тогда соперники вступают в бой, и кто одолеет противника, выигрывает дело по своему требованию»4.

Власть князей в славянских племенах не была безграничной. Она не могла выходить за пределы, где начиналась духовная власть жре­цов, яркое описание которой оставил Титмар Мерзебургский. Есть в округе редариев, писал он, «некий город под названием Ридегост, треугольный и имеющий трое ворот, со всех сторон его окружает

1 Вышний и Жива через Иму-царя дают Ясную Книгу // Асов А.И. Тайны «Книги
Велеса» (http://knigavelesa.narod.ru/asov/tainy_knigi_velesa/ogl.html).

2 Многие ученые без достаточных к тому оснований утверждают, что геты (даки) –
это предки современных румын. Отметим в этой связи, что за полторы тысячи лет до на­
шего времени Иордан ассоциировал гетов с готами, а до Иордана античные авторы от­
носили гетов то к скифским, то к фракийским народам.

3 Иордан. Указ. соч.

4 Гаркави А.Я. Из «Книги драгоценных сокровищ» Абу-Али Ахмеда ибн-Омар
ибн-Даста.


Глава вторая. Славянское право

большой лес, неприкосновенный и свято почитаемый местными жителями. Двое из этих ворот открыты для всех входящих; третьи же, обращенные на восток и самые маленькие, открывают дорогу к лежащему неподалеку морю, весьма страшному на вид. В городе нет ничего, кроме искусно сооруженного из дерева святилища, ос­нованием которого служат рога разных животных. Снаружи, как это можно видеть, стены его украшают искусно вырезанные изображения различных богов и богинь. Внутри же стоят изготовленные вручную идолы, каждый с вырезанным именем, обряженные в шлемы и латы, что придает им страшный вид. Главный из них зовется Сворожич; все язычники уважают и почитают его больше, чем остальных. Зна­мена их также никогда не выносятся оттуда, за исключением разве что военной необходимости, причем вынести их могут только пешие воины. Для тщательной заботы о святилище местными жителями назначены особые служители… Сколько округов в тех краях, столько там и храмов, в каждом из которых почитается неверными идол того или иного демона»1.

Помимо волхвов власть князей ограничивали воеводы (гетманы), в функции которых входило ведение войн. По свидетельству араб­ского географа ибн Фадлана, они принимали на себя функции князя в случае, если последний не был способен их выполнять2.

Власть князя сдерживало и вече – общее народное собрание, при­шедшее из вечности вечное установление древних славян. Согласно «Велесовой книге»3 история вечевого правления славян насчитывала не менее пятнадцати столетий4.

О том, какую роль играло вече у древних лютичей в XI в., можно су­дить по свидетельству Титмара Мерзебургского: «Всеми ими, называе­мыми общим именем лютичей, не управляет какой-то один правитель. Решение необходимого дела обсуждается в общем собрании, после чего все должны дать согласие на приведение его в исполнение»5.

2 Гаркави А.Я. Из «Записки» Ахмеда ибн-Фадлана ибн-Аббаса ибн-Рашида ибн-Хам-
мада // http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Russ/X/Garkavi_mus_pis/frame10.htm.

3 Немногие исследователи признают подлинность «Велесовой книги». Вместе с тем
ее текст, как представляется, отражает либо сохраняет сведения о многих событиях да­
лекого прошлого.

4 Велесова книга. М., 2002. С. 33.

5 Титмар Мерзебургский. Указ. соч. С. 103.

Титмар Мерзебургуский. Указ. соч. С. 102–103.


Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права

Приведем еще одно свидетельство – византийского историка Про-копия Кесарийского: «Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве (демократии), и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим. И во всем остальном у обоих этих варварских племен вся жизнь и уза­конения одинаковы»1.

Право древних славян было достаточно развитым. В подтвержде­ние можно привести много свидетельств. Так, в чешской песне «Суд Любуши», сохранившейся, вероятно, с IX в., упоминаются «дески правдодатне»2 – законы, записанные на деревянных досках некими письменами3. На деревянные досках записывались не только тексты законов, но и всевозможные юридические акты (договоры, заклад­ные и т.д.). Этот факт отражен, в частности, в Псковской судной грамоте.

О древности славянского права свидетельствуют многие документы. Так, в поэтическом вступлении к Польской Правде, или Эльблонгской книге, содержатся следующие примечательные строки:

«Один народ, который был очень значительным,

Хотя сейчас он и одурачен,

И все же твердо сохранил

Со своим родом

Свои законы,

Которые не подчинены никакой другой земле.

Хрестоматия по истории СССР. М., 1951. Т. 1. С. 16.

Подлинность песни в настоящее время оспаривается, впрочем, без достаточных к тому оснований.

3 Древние славяне использовали руническую письменность. Они «читали и гадали, – как писал древнеболгарский летописец IX в. Храбр, – с помощью черт и резов» (Чер­норизец Храбр. О письменах // http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Tschechien/ IX/ Slav_pis/frametext3.htm). Это свидетельство подтверждают многие франкские, немецкие и арабские источники. Так, один из арабских географов Х в. ибн-ан-Надим рассказывал о том, что русские «имеют письмена, вырезываемые на дереве» (Гаркави А.Я. Из «Кни­ги росписи наукам» Абуль-Фараджа Мухаммеда ибн-аби-Якуб, известного под про­званием Ибн-ан-Надима // http://www.vostlit.info/ Texts/Dokumenty/Russ/X/Garkavi_ mus_pis/18.htm). Древняя русская письменность упоминается и в «Житии Константи­на». Константин (Кирилл), создатель славянской азбуки, изучал в Херсоне «Евангелие и Псалтирь, написанные русскими письменами, и человека нашел, говорящего на том языке, и беседовал с ним, и понял смысл этой речи, и, сравнив ее со своим языком, раз­личил буквы гласные и согласные, и, творя молитву Богу, вскоре начал читать и изла­гать их» (перевод Б.Н. Флоря).


Глава вторая. Славянское право

Его мудрейшие также

Составили ему его законы

Издавна и предусмотрели,

Чтобы он ими руководствовался.

Поляками зовут этот народ»1.

Хорватская летопись XII в. рассказывает, что в IV в. законы состав­лялись в городе Далме2.

В Договоре Руси с Византией 911 г. указано, что он заключен не толь­ко по обычаям предков русичей, но и по закону Русскому.

На этом факте остановимся подробнее, поскольку Договор четко различал законы, созданные князьями либо иными институтами свет­ской власти, и обычаи, унаследованные от предков.

Такое деление источников права подтверждает и «Повесть времен­ных лет». «Каждый народ, – писал летописец Нестор, – имеет либо письменный закон, либо обычай, которые люди, не знающие закона, соблюдают как предание отцов»3.

В этой связи отметим, что в дохристианских славянских землях под «законом» понимались не религиозные законы (так утверждают многие современные историки), а законы в собственном значении этого слова, как акты государственной власти.

Чтобы убедиться в этом, обратимся к следующей норме договоров дохристианской Руси с Византией 907 г. и 945 г.: «Пусть запретит рус­ский князь указом своим приходящим сюда русским творить бесчин­ства в селах и в стране нашей»4.

В тексты договоров вошли многие нормы Русского закона, не имев­шие аналогов в византийском праве (например, о передаче имущест­ва убийцы в случае его побега ближайшему родственнику убитого)5. Во многих статьях указано, что наказания должны устанавливаться по закону Русскому – действовавшим законодательным установле­ниям, уходившим корнями в неведомую даль веков.

0 втором источнике права – обычаях предков – повествуют пись­
менные свидетельства, а также народные сказания и песни. Так, в «Сло­
ве о законе и благодати» митрополит Илларион, рассказывая о князьях

1 Польская Правда. Здесь и далее – перевод К.Е. Ливанцева.

2 Хорватская летопись XII в. Здесь и далее – перевод О. Бодянского.

3 Повесть временных лет. С. 52–53.

4 Там же. С. 65, 80

5 Там же. С. 83.


Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права

дохристианской Руси, отмечает, что они «не в худой и неведомой земле владычествовали, но в Русской, что ведома и слышима всеми четырьмя концами земли»1.

Высокий уровень развития права Русской земли подтверждает Ио-акимовская летопись, сохранившая предание о том, что правивший в Новгороде до «призвания варягов» князь Гостомысл был «любим из-за справедливости и правосудия»2. Этому свидетельству созвучны слова исландской «Саги об Олаве, сыне Трюггви», повествующей о том, что в дохристианской Руси «господствовал вечный мир»3. Напомним в этой связи, что древние викинги называли страну северо-восточных славян Гардарикой – страной городов, протянувшейся вдоль водного пути, соединявшего Скандинавию и Константинополь (пути «из варяг в греки»)4.

Приведем еще одно свидетельство о нравах прусов и других не­христианских, в том числе славянских племен, в описании немецкого летописца Гельмольда. Отмечая, что они еще не познали света веры, тем не менее он подчеркивает: они обладают «многими естествен­ными добрыми качествами», они «человеколюбивы по отношению к терпящим нужду; они спешат навстречу тем, кто подвергается опас­ности в море или преследованиям со стороны морских разбойников, и приходят им на помощь». «Золото и серебро они почти ни во что не ставят. – продолжает летописец. – У них изобилие неизвестных мехов, из-за которых в нашей стране разлился смертельный яд гордо­сти. А они почитают их вроде как за навоз в укор, думаю, нам, которые вздыхают по меховой одежде, как по величайшему счастью. Поэтому за льняные одежды, которые у нас называются faldones, они отдают нам столь драгоценные шкурки. Многое можно было бы еще сказать об этом народе, достойном похвалы за свои нравы, если бы ко всему он признавал еще единую Христову веру, проповедников которой они преследуют бесчеловечно».

1 Митрополит Илларион. Слово о Законе и Благодати // Повести Древней Руси.
С. 31.

2 Иоакимовская летопись // Велесова книга. Славянские веды. М., 2002. С. 317.

3 Снори Стурлусон. Указ. соч. С. 101.

4 Отметим в этой связи, что Древняя Русь другой и не могла быть, поскольку по­
сле изгнания славян с Балкан освоение новых земель осуществлялось крупными ми­
грационными потоками. Древние славяне строили укрепленные поселения, в которых
они могли найти защиту от нападений других племен.


Глава вторая. Славянское право

Конечно, все славянские племена, как отмечал летописец Нестор, «имели свои обычаи, и законы своих отцов, и предания, и каждые – свой нрав»1.

Вместе с тем нельзя преувеличивать существовавшие между ними различия. Их многое объединяло – не только единые корни, о чем сказано выше, но и близкое родство славянских языков, сохраняв­шееся на протяжении многих веков и предопределившее единую терминологию, сходные правовые понятия, одно восприятие образов права.

Прокопий Кесарийский писал: «У тех и других (славян и антов. – В.Л.) один и тот же язык, достаточно варварский»2. Много столетий спустя «Великая польская хроника» утверждала: «У славян существует большое разнообразие в языках, и в то же время они понимают друг друга, хотя в некоторых словах и в их произношении существуют, по-видимому, кое-какие различия. Языки эти берут начало от одного отца Слава, откуда и славяне (Slavs3.

О близком родстве славянских языков упоминает и русская «Повесть временных лет»: «Един народ славянский: славяне, которые сидели по Дунаю, покоренные уграми, и моравы, и чехи, и поляки, и поляне, которые теперь зовутся русь. Для них ведь, моравов, первых созданы буквы, названные славянской грамотой; эта же грамота и у русских, и у болгар дунайских»4.

Единство общеславянского права было предопределено и общно­стью религии – сперва языческой5, а позже христианской, стремитель­но распространявшейся в славянских землях начиная с IX в. Принятие христианства объяснялось многими факторами, в частности близостью некоторых канонов новой и прежней религий6, стремлением князей уничтожить сковывавшую их систему двоевластия и т.д.


1 Повесть временных лет. С. 52.

2 Хрестоматия по истории СССР. М., 1951. Т. 1. С. 17.

Великая польская

хроника. Здесь и далее – перевод В.Л. Янина, Л.М. Поповой

и Н.И. Щавелевой

4 Повесть временных лет. С. 53.

5 Хорватская летопись XII в. повествует о том, как в хорватскую землю пришел мно­
гочисленный народ, с которым хорваты заключили союз и стали жить в великой люб­
ви, тем более что были одной веры и языка.

6 На этот фактор одним из первых обратил внимание румынский исследователь
М. Элиаде. В русском языческом пантеоне Сварог выступал как Бог-Отец, Перун – как


Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права

Но, пожалуй, главным было то, что древние славяне видели в об­разе Христа не только божественное, но и человеческое, близкое каждому. Эту тайну тысячу лет спустя раскрыл Борис Пастернак. В восприятии древних славян, по его словам, Иисус пришел «как легкий и одетый в сияние, подчеркнуто человеческий, намеренно провинциальный, галилейский, и с этой минуты народы и боги пре­кратились, и начался человек, человек-плотник, человек-пахарь, человек-пастух в стаде овец на заходе солнца, человек, ни капельки не звучащий гордо, человек, благодарно разнесенный по всем колы­бельным песням матерей…»1

В Нем воплощалось все: жизнь и смерть, радости и страдания, на­дежды и отчаяние. И во всем ощущалась Его безмерная любовь к ка­ждому. Поэтому христианство так глубоко укоренилось в сознании древних славян.

В заключение необходимо сказать, что обращение к этой теме вызвано стремлением не только найти общие истоки славянской государственности, восстановить историческую правду, но и по­нять многие явления современной политической жизни, поскольку наследие предков не умирает. Оно живет в каждом из нас, проявля­ясь в стереотипах поведения и образах права. И мстит тогда, когда забывают о нем…

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...