10. сценариИ долгосрочного социально-экономического развития муниципального района Ставропольский
10. сценариИ долгосрочного социально-экономического развития муниципального района Ставропольский
Определить возможные варианты - сценарии развития муниципального района необходимо для того, чтобы выбрать наиболее предпочтительный вариант развития и положить его в основу концентрации ресурсов по приоритетным направлениям реализации стратегии. Текущее состояние района связано с реализацией преимущественно инерционной модели развития, заключающейся в эксплуатации унаследованных, исторически сложившихся преимуществ и неполном использовании предпосылок для повышения конкурентоспособности и интенсификации социально-экономического развития территории. При разработке сценариев развития района учитывалось влияние двух групп факторов – внешних (внешние тенденции и вызовы, в том числе общеэкономическая ситуация и федеральная политика, ситуация на ресурсных рынках и др. ) и внутренних, определяемых сильными и слабыми сторонами муниципального района, особенностями его развития. Выбор системы сценариев обуславливался также объективным наличием инертного и активного начал муниципальной системы, перспективами их проявления в развитии Ставропольского района. Предлагаемые сценарии развития муниципального района Ставропольский сформированы по результатам диагностического анализа социально-экономического развития, а также круглых столов, и экспертных оценок. В основу их формирования положена идея о том, что в первом случае будут реализованы мероприятия, заложенные в программный комплекс реализации стратегии, но без мегапроекта, тогда как во втором случае предусмотрено осуществление программных мероприятий с учетом возможных последствий от реализации мегапроекта. Такой подход подразумевает, что сценарии не исключают, а дополняют друг друга.
«Инновационный» сценарий. Инновационный сценарий предполагает сохранение общих тенденций социально-экономического развития (по основным индикаторам) при последовательном и непрерывном сглаживании негативных тенденций и усилении позитивных к концу 2025 года. При этом происходит формирование основы будущего инновационного развития Ставропольского муниципального района посредством создания эффективной институциональной среды развития и благоприятных условий жизнедеятельности населения. Развитие промышленного производства предусматривает активное внедрение механизмов социального партнерства во взаимоотношениях органов власти и собственников предприятий. Существенную роль в экономическом развитии Ставропольского района будет играть малое предпринимательство, особенно в секторе производства потребительских товаров и в сфере услуг для крупных предприятий. Венчурное (рисковое) предпринимательство будет развиваться преимущественно при крупных промышленных предприятиях. Постепенно произойдет фактический переход к функционированию и социально-экономическому развитию в институциональных условиях новой экономики, основанной на инновациях и знаниях. Объем созданной добавленной стоимости и ее структура по видам экономической деятельности претерпят изменения, определяя будущую индустриально-аграрную специализацию района. В структуре добавленной стоимости значительно возрастет доля, приходящаяся на услуги. Значимым результатом инновационного сценария является создание условий активизации «точек роста» района на основе инноваций: закрепление конкурентных преимуществ инновационного развития муниципального района, устранение негативных тенденций социально-экономического развития, существенное повышение качества жизни населения района. Впоследствии «точки роста» должны стать ключевыми в развитии района и определяющими его социально-экономическое положение.
В рамках стратегических направлений развития района будут обеспечены устойчивые позитивные изменения: - сформирована здоровая, безопасная, комфортная среда обитания на основе использования традиционных методов управления; - обеспечено повышение эффективности и комплексности использования природных ресурсов, внедрение современных ресурсосберегающих и «чистых» технологий, снижение выбросов и сбросов загрязняющих веществ, ликвидация накопленного экологического ущерба. Инновационный сценарий предполагает сохранение органами местного самоуправления Ставропольского района курса бюджетно-налоговой политики, начатого в предыдущие годы. Постепенно, в используемые механизмы укрепления доходной части местного бюджета и рационализации расходных обязательств, будут внедряться релевантные российской действительности передовые методы управления публичными финансами. При этом произойдет обеспечение не только повышения эффективности деятельности муниципальных органов власти, определяемого ростом качества предоставляемых бюджетных услуг населению, и, как следствие, ростом доверия со стороны местного сообщества, но и создание дополнительных предпосылок для устойчивого роста местной экономики и формирования благоприятного инвестиционного климата. Планомерное внедрение программно-целевых методов управления муниципальным бюджетом, наряду с повышением эффективности планирования и расходования финансовых средств, согласует вектор проводимой бюджетной политикой со стратегическими приоритетами развития района, обеспечивая реализацию системной социально-экономической политики. В свою очередь, ежегодно проводимая актуализация баз данных налогоплательщиков и реестра муниципального имущества, наряду с реализаций мероприятий по оптимизации его использования, укрепят финансовую автономность территории, создавая устойчивую бюджетно-финансовую платформу собственных приоритетов долгосрочного развития.
В условиях развивающейся экономики предоставление бюджетно-эффективных налоговых преференций, наряду с инвестиционной и консалтинговой поддержкой инвесторов, создаст сектор концессионных структур в реализации социально-значимых территориальных проектов, что, наряду со снижением расходной нагрузки на местный бюджет, будет способствовать существенному ускорению темпов экономического развития. В конечном итоге: 1) повысятся рейтинговые позиции муниципального района в области эффективности деятельности органов местного самоуправления в целом, в том числе, в сфере управления муниципальными финансами; 2) возрастет размер целевой и нецелевой, стимулирующей финансовой помощи из регионального бюджета, снижающей финансовую дискриминацию района в сфере взаимных расчетов с субфедеральной казной. Высокий уровень публичности принимаемых и исполняемых главными распорядителями бюджетных средств решений, реализуемых в рамках концепции «результативно-ориентированного» бюджетирования, снизит степень дезавуирования местных органов власти в лице хозяйствующих субъектов и местного сообщества, согласованное и эквивалентное взаимодействие которых в части образования и использования финансовых ресурсов, гарантирует достижение заявленных результирующих факторов к 2025 году: - рост налоговых поступлений в местный бюджет, в том числе за счет малого и среднего предпринимательства; - повышение качества финансового планирования; - рост получаемых из регионального бюджета объемов межбюджетных трансфертов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|