Таможенные процедуры автомобильных перевозок
Международные автомобильные перевозки грузов предполагают пересечение территории одного или нескольких государств, при этом таможенные органы применяют национальные различающиеся для разных стран системы контроля и таможенные процедуры, но, как правило, предполагающие осмотр груза на каждой национальной границе и применение национальных гарантийных требований для покрытия возможной суммы пошлин и сборов во время транзита грузов по каждой из территорий, что ведет к значительным расходам, задержкам и простоям при перевозке. «Таможенные конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП» (Конвенции МДП или, по-другому, TIR) от 15.01.59 г. и от 14.11.75 г. не сложны для перевозчиков и упрощают таможенные формальности, значительно сокращая время на оформление грузов на границах и ускоряя доставку грузов в международном сообщении, а также дают таможенным органам международную систему контроля, приемлемую для работы, и возможность осуществления таможенного контроля различными государственными системами. Обе конвенции действуют параллельно, хотя Конвенция 1975 г. отменяет ряд положений Конвенции 1959 г. Конвенция TIR охватывает более 50 стран, включая Европейское Экономическое Сообщество, и применяется в Северной Африке, на Ближнем и Среднем Востоке, в США, Канаде, Чили и Уругвае (СССР присоединился к Конвенции в 1982 году). Большое внимание в Конвенции 1975 г. уделено деятельности гарантийных организаций по уплате ввозных и вывозных пошлин, любых штрафов, пени и процентов за просрочку или нарушения процедуры и правил МДП. Книжка МДП (carnet TIR) распространяется через Международный союз автомобильного транспорта IRU.
Система TIR базируется на четырех основных принципах (Табл.): Ø надежность транспортных средств или контейнеров; Ø обеспечение международной гарантии; Ø наличие книжки МДП; Ø взаимное признание мер таможенного контроля. Основное преимущество системы TIR в том, что операции международного транзита обеспечиваются только одним транзитным документом - карнетом TIR, ограничивая предоставление неточной информации таможенным органам и содействуя развитию международной торговли. Грузы пересекают границы с минимальным вмешательством органов таможни, что увеличивает скорость доставки и сокращает транспортные расходы. Использование в международных перевозках автомобильного подвижного состава регулируется «Таможенной конвенцией о временном ввозе частных дорожных перевозочных средств» от 04.06.1954 г. и «Таможенной конвенцией, касающейся временного ввоза дорожных перевозочных средств, служащих для коммерческих целей» от 18.05.1956 г. Этими документами разрешается беспошлинный временный ввоз частных автотранспортных средств для использования на перевозках грузов и пассажиров. «Международная конвенция о согласовании условий проведения контроля грузов на границах», вступившая в действие 21.10.82 г., направлена на упрощение и облегчение процедуры пересечения границы. Приняты конвенции, определяющие требования к контейнерам и поддонам, порядок их использования, разрешая их беспошлинный временный ввоз: Ø Международная конвенция (КБК) по безопасным контейнерам (от 18.05.56 г.); Ø Европейская конвенция о таможенном режиме, применяемом к поддонам, используемым в международных перевозках (от 09.12.60 г.); Ø Международная конвенция (КБК) по безопасным контейнерам (от 02.12.72 г.); Ø Конвенция о таможенном режиме, применяемом к контейнерам (от 21.01.94 г.). Таблица Принципы международной перевозки грузов с применением книжки МДП
Окончание табл.
Для территории Российской Федерации Конституционно закреплено понятие единого экономического пространства, поэтому значительную роль в организации международных перевозок грузов играют внутренние документы таможенного российского законодательства:
Ø О таможенном тарифе (Закон Российской Федерации 21.05.93 г. № 5003-1 ); Ø Таможенный кодекс Российской Федерации (Федеральный закон (№61-ФЗ от 28.05.03 г.); Ø Правила режима в пунктах пропуска автотранспортных средств через государственную границу Российской Федерации (Приказ Министерства транспорта Российской Федерации №3 от 09.01.97 г.); Ø Положение о таможенном досмотре товаров и транспортных средств (Приказ ГТК Российской Федерации № 470 от 08.05.02 г.); Ø О декларанте товаров (Письмо Федеральной таможенной службы №01-06/192 от 31.08.04 г.); Ø О таможенном оформлении товаров с применением карнета АТА (Распоряжение ГТК Российской Федерации № 01-99/152 от 09.02.00 г.); Ø Положение о порядке применения Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП; Ø Порядок применения Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Приказ ГТК Российской Федерации) Ø О внесении поправок в Таможенную конвенцию о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Постановление Правительства Российской Федерации №1035 от 05.09.98 г.); Ø О мерах, связанных с применением на территории Российской Федерации Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП 1975 года, с учетом принятых поправок (Приказ Министерства транспорта Российской Федерации №61, ГТК Российской Федерации №591 от 01.09.99 г.); Ø Положение о порядке допуска российских перевозчиков к процедуре МДП (Приложение 1 к Приказу Министерства транспорта Российской Федерации №61, ГТК Российской Федерации №591 от 01.09.99 г.); Ø Инструкция о порядке заполнения грузовой таможенной декларации (Приказ ГТК Российской Федерации № 848 от 16.12.98 г.); Ø Правила приема грузовых таможенных деклараций (Приказ ГТК Российской Федерации №1284 от 29.11.02 г.); Ø Об информировании таможенных органов о контроле конструктивных изменений автотранспортных средств Ространсинспекцией (Письмо ГТК РФ N03-08/19112 от 13.07.99 г.); Ø О взимании таможенных платежей в отношении транспортных средств, ввозимых из государств - участников СНГ (Письмо ГТК Российской Федерации № 01-06/40669 от 10.10.01 г.); Ø Положение о применении средств защиты документов, необходимых для таможенных целей, и таможенных средств идентификации товаров, перемещаемых под таможенным контролем автомобильным транспортом (Приказ ГТК Российской Федерации № 883 от 22.08.02 г.); Ø Методические рекомендации об организации договорной работы в таможенных органах и порядке применения Типовых форм договоров (Приказ ГТК Российской Федерации № 1337 от 26.11.03 г.); Ø Положение о включении юридических лиц в Реестр таможенных перевозчиков и порядке его ведения (Приказ ГТК РФ N 1343 от 27.11.03 г.); Ø Порядок контроля таможенными органами исполнения владельцами транспортных средств своей обязанности по страхованию гражданской ответственности ГТК Российской Федерации (Распоряжение №147-р от 31.03.04 г.); Правовой основой таможенных платежей при международных перевозках грузов является закон Российской Федерации «О таможенном тарифе»[80], а расчетной основой для начисления таможенной пошлины, акцизов и сборов является таможенная стоимость товаров. Таможенная пошлина - платеж, взимаемый государством с грузовладельца при перемещении груза через границу, поэтому пошлина является основным инструментом экономического влияния государства на структуру грузопотоков в международном сообщении. Таможенные пошлины разделяются на статистические (взимаются в целях более тщательного учета товародвижения и компенсации административных расходов) и фискальные (получение доходов в бюджет государства). Также различают пошлины импортные (налагаемые при ввозе товаров), экспортные (налагаемые при вывозе товаров) и транзитные. По методу расчета различают пошлины адвалорные (advalorem), взимаемые в процентах к стоимости товара, и специфические, взимаемые по ставкам от количества груза, например, его массы. Возможно одновременное применение адвалорных и специфических пошлин, при этом взимается та, размер которой выше. Область применения адвалорных пошлин возрастает, но недобросовестные товаровладельцы могут стремиться к занижению стоимости перемещаемого товара. Существует понятие протекционистских, или покровительственных пошлин на ввоз готовых изделий. Считается, что высокий их размер делает более конкурентоспособными товары отечественного производства. С этой целью могут взиматься также компенсационные пошлины, взимаемые сверх обычных ввозных пошлин. С помощью пошлин может создаваться режим наибольшего благоприятствования для одного или нескольких государств для всех или отдельных групп товаров. В этом случае применяют преференциальные, или предпочтительные пошлины по пониженным ставкам. Закон Российской Федерации «О таможенном тарифе» содержит списки товаров и ставки таможенных пошлин. Ставка таможенной пошлины зависит от многих факторов. Импортная пошлина зависит от вида товара (на продукты она обычно ниже, чем на промышленную продукцию), страны - импортера (не взимается пошлина на товары, ввозимые, например, из ряда стран СНГ), пониженные ставки применяются к товарам из развивающихся стран. Базой для расчета таможенной пошлины является фактурная стоимость товара с учетом всех сопутствующих затрат: на упаковку, транспортировку, погрузо-разгрузочные работы и т.д. Главное, что определяет размер пошлины, - это принятая государством экономическая политики.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|