Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Таможенные процедуры автомобильных перевозок




 

Международные автомобильные перевозки грузов предполагают пересечение территории одного или нескольких государств, при этом таможенные органы применяют национальные различающиеся для разных стран системы контроля и таможенные процедуры, но, как правило, предполагающие осмотр груза на каждой национальной границе и применение национальных гарантийных требований для покрытия возможной суммы пошлин и сборов во время транзита грузов по каждой из территорий, что ведет к значительным расходам, задержкам и простоям при перевозке.

«Таможен­ные конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП» (Конвенции МДП или, по-другому, TIR) от 15.01.59 г. и от 14.11.75 г. не сложны для перевозчиков и упрощают таможенные формальности, значительно сокращая время на оформление грузов на границах и ускоряя доставку грузов в международном сообще­нии, а также дают таможенным органам международную систему контроля, приемлемую для работы, и возможность осуществления таможенного контроля различными государственными системами.

Обе конвенции действуют параллельно, хотя Конвенция 1975 г. отме­няет ряд положений Конвенции 1959 г. Конвенция TIR охватывает более 50 стран, включая Европейское Экономическое Сообщество, и применяется в Северной Африке, на Ближнем и Среднем Востоке, в США, Канаде, Чили и Уругвае (СССР присоединился к Конвенции в 1982 году).

Большое внимание в Конвенции 1975 г. уделено деятельности гарантийных организаций по уплате ввозных и вывозных пошлин, любых штрафов, пени и процентов за просрочку или нарушения процедуры и правил МДП. Книжка МДП (carnet TIR) распространяется через Международный союз автомо­бильного транспорта IRU.

Система TIR базируется на четырех основных принципах (Табл.):

Ø надежность транспортных средств или контейнеров;

Ø обеспечение международной гарантии;

Ø наличие книжки МДП;

Ø взаимное признание мер таможенного контроля.

Основное преимущество системы TIR в том, что операции международного транзита обеспечиваются только одним транзитным документом - карнетом TIR, ограничивая предоставление неточной информации таможенным органам и содействуя развитию международной торговли. Грузы пересекают границы с минимальным вмешательством органов таможни, что увеличивает скорость доставки и сокращает транспортные расходы.

Использование в международных перевозках автомобильного подвижного состава регулируется «Таможенной конвенцией о временном ввозе частных дорожных перевозочных средств» от 04.06.1954 г. и «Таможенной конвенцией, касающейся временного ввоза дорожных перевозочных средств, служащих для коммерческих целей» от 18.05.1956 г. Этими документами разрешается беспошлинный временный ввоз частных автотранспортных средств для использования на перевозках грузов и пассажиров.

«Международная конвен­ция о согласовании условий проведения контроля грузов на грани­цах», вступившая в действие 21.10.82 г., направлена на упрощение и облег­чение процедуры пересечения границы.

Приняты конвенции, определяющие требования к контейнерам и поддонам, порядок их использования, разрешая их беспош­линный временный ввоз:

Ø Международная конвенция (КБК) по безопасным контейнерам (от 18.05.56 г.);

Ø Европейская конвенция о таможенном режиме, применяемом к поддонам, используемым в международных перевозках (от 09.12.60 г.);

Ø Международная конвенция (КБК) по безопасным контейнерам (от 02.12.72 г.);

Ø Конвенция о таможенном режиме, применяемом к контейнерам (от 21.01.94 г.).

Таблица

Принципы международной перевозки грузов с применением книжки МДП

 

Содержание Примечание
   
Надежность транспортных средств или контейнеров
Грузы перевозятся в надежных транспортных средствах или контейнерах, полностью исключающих возможность доступа к грузу без видимого нарушения или повреждения таможенных обеспечений (пломб и печатей), наложенных в стране первого отправления 1. К международной перевозке грузов под таможенными обеспечениями (печатями и пломбами) допускаться транспортные средства, грузовые отделения которых предполагают: невозможность извлечения грузов из опечатанной части транспортного средства или дополнительного загружения без оставления видимых следов взлома или повреждения таможенных печатей и пломб; наложение таможенных печатей и пломб простым и надежным способом; отсутствие в грузовых помещениях потайных мест для сокрытия грузов; доступность всех грузовых мест для таможенного контроля. 2. На каждое закрытое таможенное помещение оформляется «Свидетельство о допущении дорожного транспортного средства к перевозке грузов под таможенными печатями и пломбами» (срок действия – 2 года со дня оформления). Бланки свидетельств печатаются на языке страны выдачи, а также французском или английском. Свидетельство выдается и регистрируется перевозчиком или владельцем транспортного средства при наличии у него лицензии на право выполнять международные перевозки грузов. 3. К свидетельству прилагаются фотографии транспортного средства. Для грузового автомобиля, полуприцепа или прицепа с тентом - не менее 4 фотографий следующих видов: вид спереди, правой стороны и передней части полуприцепа, грузового автомобиля; вид сзади, левой стороны и задней части полуприцепа, грузового автомобиля; вид сзади, задней двери или стенки - крупным планом (на фотографии должен быть четко виден государственный номер); крупным планом место пломбирования. Для рефрижераторов или фургонов, имеющих боковые двери, добавляется пятая фотография боковых дверей. Размер фото и цвет конвенцией не оговорены.
Обеспечение международной гарантии
Пошлины и сборы, в отношении которых существует риск неуплаты, должны обеспечиваться международной гарантией на весь период перевозки 1. Международная система гарантий предусматривает уплату национальным гарантийным объединением таможенных пошлин и сборов, не уплаченных перевозчиком в ходе транзитных операций МДП (национальное объединение, представляющее перевозчиков своей страны и признанное ее таможенными органами, гарантирует уплату в своей стране любых пошлин и сборов, подлежащих оплате в случае нарушения, возникшего в ходе транспортной операции с применением карнета TIR). 2. В случае нарушения таможенные органы, прежде чем предъявить иск гарантийному объединению, должны потребовать уплаты от лица, несущего прямую ответственность. Если возникает необходимость применения гарантий (при банкротстве лица), таможенные органы предъявляют иск гарантийному объединению страны, в которой произошло нарушение, чтобы урегулировать этот вопрос в рамках данной страны. 3. Гарантийное объединение через посредство IRU может потребовать возмещения расходов из международного страхового фонда. Пределов гарантий нет, поэтому они устанавливаются для каждой страны в отдельности, но максимальная страховая сумма установлена IRU - $50 тыс. на один обычный карнет TIR и $200 тыс. на карнет TIR для перевозки алкогольных и табачных изделий. 4. Если таможенные органы оформили карнет TIR без оговорок, они могут предъявить иск гарантийному объединению, докажут, что свидетельство о произведенном таможенном оформлении было получено противозаконным или обманным образом. 5. В случае неоформления карнета TIR или оформления с оговорками, компетентные органы соответствующей страны должны в течение 1 года, считая с даты принятия карнета TIR для оформления, письменно уведомить об этом гарантийное объединение. Требование об уплате пошлин и сборов предъявляется не ранее, чем через 3 месяца со дня такого уведомления. За этот промежуток времени можно провести детальное расследование и представить соответствующие объяснения таможенным органам, которые могут во многих случаях посчитать оплату ненужной. 6. Гарантийное объединение несет ответственность за грузы, находящиеся в запломбированной части транспортного средства (или на грузовой платформе при перевозке тяжеловесных или громоздких грузов), поэтому таможенные органы не могут предъявлять иск гарантийному объединению в отношении грузов, спрятанных в других частях транспортного средства или перевозимых водителем.

Окончание табл.

 

   
Наличие книжки МДП
Груз должен сопровождать карнет TIR, выданный в стране отправления и действительный в качестве контрольного документа в странах отправления, транзита и назначения 1. IRU выдает карнет TIR национальным гарантийным объединениям в соответствии с условиями, определенными в договорных обязательствах, подписанных ими и IRU. 2. Каждое национальное гарантийное объединение выдает карнет TIR перевозчикам в своей стране в соответствии с условиями, определенными в декларации об обязательствах, подписанной перевозчиком и объединением. 3. Карнет TIR состоит из двух страниц обложки, неотрывного листка и корешков №1 и №2 (желтый манифест), отрывных листков и корешков (№1 и №2), протокола и, при необходимости, специального листка для смешанных перевозок (не касается таможенных органов). Первая страница обложки печатается на английском и французском языках, на второй странице приведены правила пользования карнетом TIR на французском языке и на третьей странице - на английском. Желтый манифест печатается на языке страны отправления, отрывные листки №1 и №2 и корешки - на французском языке. 4. Желтый манифест имеет целью облегчить заполнение карнета TIR и проведение необходимых проверок в случае спора по таможенным вопросам (ни в коем случае не должен отделяться от карнета TIR). 5. Протокол заполняется в случае повреждения в пути таможенных печатей и пломб или уничтожения, или повреждения грузов при неповрежденных печатях и пломбах, а также при необходимости переотправки грузов или их срочной разгрузки. 6. Специальный листок для смешанных перевозок служит для более точной идентификации перевозчиков в том случае, если используется более одного вида транспорта. 7. Первая страница обложки, а также отрывные листки и корешки, расположенные по два (№1 и №2), являются наиболее важной частью карнета TIR в том, что касается контроля, проводимого таможенными органами, и действия системы гарантии. Комплект из двух отрывных листков и двух корешков (№1 и №2) выдается в каждой стране, в которой осуществляется любая операция TIR. Применяемый в настоящее время карнет TIR содержит 14 или 20 отрывных листков и корешков (№1 и № 2), вследствие чего он может использоваться самое большее в 7 или 10 странах. 8. Предъявление карнета TIR, содержащего названия, печати и подписи IRU и выдавшего его объединения, а также должным образом заполненного перевозчиком, уже само по себе является доказательством существования и реальности гарантий. Карнет TIR действителен до завершения операции TIR на таможне страны назначения при условии, что она была начата на таможне страны отправления в сроки, установленные выдавшим ее объединением. 9. На каждую перевозку одним транспортным средством или контейнером выдается один карнет TIR. Вместе с тем один карнет TIR может также выдаваться на состав транспортных средств или на несколько контейнеров, погруженных на одно транспортное средство или на состав транспортных средств.
Взаимное признание мер таможенного контроля
Меры таможенного контроля, осуществляемые в стране отправления, должны признаваться странами транзита и назначения 1. Грузы, перевозимые в соответствии с TIR опломбированными дорожными транспортными средствами или контейнерами, не досматриваются на промежуточных таможнях, в чем для перевозчика и заключается главное преимущество системы TIR, что не исключает права таможни проводить выборочные досмотры в случаях, когда имеются подозрения в каких-либо нарушениях (как указывается в Конвенции, такие досмотры должны производиться в порядке исключения). 2. Досмотр, произведенный таможней места отправления, приемлем для всех других таможенных служб в ходе транзитной операции TIR, поэтому таможня места отправления играет решающую роль (от нее зависит доверие, которое все соответствующие таможенные органы будут иметь к эффективному функционированию системы TIR). 3. В таможне места отправления должен проводиться строгий и полный таможенный досмотр, поэтому особенно недопустимы следующие нарушения: ложная декларация о грузах, позволяющая заменить их другими грузами во время перевозки (заявляются обои при загрузке сигарет); перевозка грузов, не включенных в грузовой манифест карнета TIR (сигареты, алкогольные напитки, наркотики, оружие). Таможня места отправления должна до наложения печатей и пломб проверить состояние дорожного транспортного средства или контейнера, а в случае крытых брезентом транспортных средств или контейнеров - состояние брезента и его креплений.

Для территории Российской Федерации Конституционно зак­реплено понятие единого экономического пространства, поэтому значительную роль в организации международных перевозок грузов играют внутренние документы таможенного российского законодательства:

Ø О таможенном тарифе (Закон Рос­сийской Федерации 21.05.93 г. № 5003-1 );

Ø Таможенный кодекс Российской Федерации (Федеральный закон (№61-ФЗ от 28.05.03 г.);

Ø Правила режима в пунктах пропуска автотранспортных средств через государственную границу Российской Федерации (Приказ Министерства транспорта Российской Федерации №3 от 09.01.97 г.);

Ø Положение о таможенном досмотре товаров и транспортных средств (Приказ ГТК Российской Федерации № 470 от 08.05.02 г.);

Ø О декларанте товаров (Письмо Федеральной таможенной службы №01-06/192 от 31.08.04 г.);

Ø О таможенном оформлении товаров с применением карнета АТА (Распоряжение ГТК Российской Федерации № 01-99/152 от 09.02.00 г.);

Ø Положение о порядке применения Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП;

Ø Порядок применения Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Приказ ГТК Российской Федерации)

Ø О внесении поправок в Таможенную конвенцию о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Постановление Правительства Российской Федерации №1035 от 05.09.98 г.);

Ø О мерах, связанных с применением на территории Российской Федерации Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП 1975 года, с учетом принятых поправок (Приказ Министерства транспорта Российской Федерации №61, ГТК Российской Федерации №591 от 01.09.99 г.);

Ø Положение о порядке допуска российских перевозчиков к процедуре МДП (Приложение 1 к Приказу Министерства транспорта Российской Федерации №61, ГТК Российской Федерации №591 от 01.09.99 г.);

Ø Инструкция о порядке заполнения грузовой таможенной декларации (Приказ ГТК Российской Федерации № 848 от 16.12.98 г.);

Ø Правила приема грузовых таможенных деклараций (Приказ ГТК Российской Федерации №1284 от 29.11.02 г.);

Ø Об информировании таможенных органов о контроле конструктивных изменений автотранспортных средств Ространсинспекцией (Письмо ГТК РФ N03-08/19112 от 13.07.99 г.);

Ø О взимании таможенных платежей в отношении транспортных средств, ввозимых из государств - участников СНГ (Письмо ГТК Российской Федерации № 01-06/40669 от 10.10.01 г.);

Ø Положение о применении средств защиты документов, необходимых для таможенных целей, и таможенных средств идентификации товаров, перемещаемых под таможенным контролем автомобильным транспортом (Приказ ГТК Российской Федерации № 883 от 22.08.02 г.);

Ø Методические рекомендации об организации договорной работы в таможенных органах и порядке применения Типовых форм договоров (Приказ ГТК Российской Федерации № 1337 от 26.11.03 г.);

Ø Положение о включении юридических лиц в Реестр таможенных перевозчиков и порядке его ведения (Приказ ГТК РФ N 1343 от 27.11.03 г.);

Ø Порядок контроля таможенными органами исполнения владельцами транспортных средств своей обязанности по страхованию гражданской ответственности ГТК Российской Федерации (Распоряжение №147-р от 31.03.04 г.);

Правовой основой таможенных платежей при международных перевозках грузов является закон Рос­сийской Федерации «О таможенном тарифе»[80], а расчетной основой для начисления таможенной пошлины, акцизов и сборов является тамо­женная стоимость товаров.

Таможенная пошлина - платеж, взимаемый государством с грузовладельца при перемещении груза через границу, поэтому пошлина является основным инструментом экономического влияния государ­ства на структуру грузопотоков в международном сообщении.

Таможенные пошлины разделяются на статистические (взимаются в целях более тщатель­ного учета товародвижения и компенсации административных расхо­дов) и фиска­льные (получение доходов в бюд­жет государства). Также различают пошлины импортные (налагаемые при ввозе това­ров), экспортные (налагаемые при вывозе товаров) и транзитные.

По методу расчета различают пошлины адвалорные (advalorem), взимаемые в процентах к стоимости товара, и специфические, взи­маемые по ставкам от количества груза, например, его массы. Воз­можно одновременное применение адвалорных и специфических пошлин, при этом взимается та, размер которой выше. Область при­менения адвалорных пошлин возрастает, но недобросовестные това­ровладельцы могут стремиться к занижению стоимости перемеща­емого товара.

Существует понятие протекционистских, или покровительствен­ных пошлин на ввоз готовых изделий. Считается, что высокий их размер делает более конкурентоспособными товары отечественного производства.

С этой целью могут взиматься также компенсационные пошлины, взимаемые сверх обычных ввозных пошлин.

С помощью пошлин может создаваться режим наибольшего благоприятствования для одного или нескольких государств для всех или отдельных групп товаров. В этом случае применяют преференци­альные, или предпочтительные пошлины по пониженным ставкам.

Закон Российской Федерации «О таможенном тарифе» содер­жит списки товаров и ставки таможенных пошлин. Ставка таможенной пошлины зависит от многих факторов.

Импортная пошлина зависит от вида товара (на продукты она обычно ниже, чем на промышленную продукцию), страны - импортера (не взимается пошлина на товары, ввозимые, например, из ряда стран СНГ), пониженные ставки применяются к товарам из развивающихся стран.

Базой для расчета таможенной пошлины является фактурная стоимость товара с учетом всех сопутствующих затрат: на упаковку, транспортировку, погрузо-разгрузочные работы и т.д. Главное, что опре­деляет размер пошлины, - это принятая государством экономическая политики.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...