Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

35. Российская модель местного самоуправления




ФЗ  «Об общих принципах организации местн. самоуправления в РФ» от 16 сентября 2003 г. по кот. систему институтов местн. самоуправления составляют:

1) институты непосредственной демократии — собрания и сходы граждан, местные референдумы, выборы в органы местн. самоуправления;

2) представительные органы местн. самоуправления, состоящие из депутатов, избранных населением муницип. образования.;

3) главы муницип. образований (главы администраций районов, городов, посёлков, мэры и т. п. ), избираемые непосредственно населением соответст. территории или представительными органами местн. самоуправления.;

4) территориальное общественное самоуправление, т. е. самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муницип. образования (во дворах, улицах, кварталах, микрорайонах и т. п. ).

Конституция РФ определяет, что местн. самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на др. территориях с учётом историч. и др. местных традиций (п. I ст. 131).

Органы гос. власти не мо. образовывать органы местн. самоуправления или назначать должностных лиц местн. самоуправления. Население или его представители самостоятельно определяют структуру органов местн. самоуправления в конкретном муницип. образовании.

Согласно ст. 132 Конституции РФ, органы местн. самоуправления самостоятельно управляют муницип. собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местн. налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают др. вопросы местного значения.

Основными чертами органов местн. самоуправления явл. то, что:

- структура и компетенция этих органов определяется населением самостоятельно;

- органы местн. самоуправления обладают властными полномочиями для решения вопросов местного значения;

- в пределах своей компетенции муницип. органы власти вправе издавать нормативные и индивидуальные правов. акты;

- муницип. образования явл. юр. лицами;

- местн. самоуправление, его органы не входят в систему гос. органов.

 

                                             36. Государство и гражданское общество

Гос-тво и гражд. общество предстают как единство формы и содержания, где форма представлена правов. гос-твом, а его содержание — гражд. обществом.

Сферы деят-сти институтов гражд. общества и гос-тва различны. Гражд. общество и гос-тво, с 1 стороны, представляют собой взаимоотражающие явления современной цивилизации, а с др. - взаимопредполагающие. При этом эффективность функционирования каждого из них обусловлена степенью взаимодействия друг с другом.

Гражд. общество нельзя резко отделять от гос-тва, т. к. гос-тво,

1. защищает общество от преступных элементов и от внешн. нападения;

2. охраняет права и свободы членов общества;

3. реализует соц. и др. программы, направленные на смягчение соц. противоречий;

4. решает глобальные проблемы — энергетическую, сырьевую, продовольственную, экологич. и др.

Гражд. общество и гос-тво в современ. условиях тесно сотрудничают, но существуют пределы вмешательства гос-тва в частную жизнь. Оно, в частности, не вправе детально регламентировать жизнь гражд. общества. В правов. гос-тве власть явл. правовой, поскольку она подчиняется закону, а это возможно в том случае, если гос-тво находится под контролем гражд. общества. Право же выступает основным связующим элементом гражд. общества и гос-тва.

 

                     37. Правовое государство: сущность и основные черты

Правов. гос-тво – гос-тво, в кот. организация и деят-сть гос. власти в её взаимоотношениях с индивидами и их объединениями основана на праве и ему соответствует.

Идея правов. гос-тва направлена на ограничение власти (силы) гос-тва правом; на установление правления законов, а не людей; на обеспечение безопасности человека в его взаимодействиях с гос-твом

Основные признаки правов. гос-тва:

1. Осуществление гос. власти в соответствии с принципом её разделения на законодат., исполнит., судеб. с целью не допустить сосредоточения всей полноты гос. власти в чьих-либо одних руках, исключить её монополизацию, узурпацию 1 лицом, органом, соц. слоем, что закономерно ведет к " ужасающему деспотизму" (Ш. Монтескьё).

2. Наличие Конституционного Суда - гаранта стабильности конституц. строя - органа, обеспечивающего конституц. законность и верховенство Конституции, соответствие ей законов и др. актов законодат. и исполнит. власти.

3. Верховенство закона и права, что означает: ни один орган, кроме высшего представительного (законодательного), не вправе отменять или изменять принятый закон. Все др. НПА (подзаконные) не должны противоречить закону. В случае же противоречия приоритет принадлежит закону. Сами законы, кот. м. б. использованы в качестве формы легализации произвола (прямой противоположности права), д. соответствовать праву, принципам конституц. строя. Юрисдикцией Конституционного Суда действие неправового закона подлежит приостановлению, и он направляется в Парламент для пересмотра.

4. Связанность законом в равной мере как гос-тва в лице его органов, должностных лиц, так и граждан, их объединений. Гос-тво, издавшее закон, не м. само его и нарушить, что противостоит возможным проявлениям произвола, своеволия, вседозволенности со стороны бюрократии всех уровней.

5. Взаимная ответ-сть гос-тва и личности: личность ответственна перед госу-твом, но и гос-тво не свободно от ответ-сти перед личностью за неисполнение взятых на себя обязательств, за нарушение норм, предоставляющих личности права.

6. Реальность закреплённых в закон-тве основных прав человека, прав и свобод личности, что обеспечивается наличием соответствующего правов. механизма их реализации, возможностью их защиты наиболее эффективным способом - в судебном порядке.

7. Реальность, действенность контроля и надзора за осуществлением законов, др. НПА, следствием чего явл. доверие людей гос. структурам, обращение для разрешения сугубо юрид. споров к ним, а не, например, в газеты, на радио и ТВ.

8. Правов. культура граждан - знание ими своих обязанностей и прав, умение ими пользоваться; уважительное отношение к праву, противостоящее " правов. нигилизму" (вера в право силы и неверие в силу права).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...