Начало партийных организаций 10 глава
Это и есть главная задача, которой соответствует и собраний. На больших митингах, организуемых ассоциациями, имеется обыкновенно музыкальное отделение, под аккомпанемент оркестра поют обычно исполняемые в партийных собраниях песни. Пение — совсем не новое явление на политических собраниях; но прежде оно наблюдалось только во время крупных политических волнений, а следовательно, песни были приурочены к обстоятельствам, вызваны причиной, волновавшей сердца. Такими, например, были гимн бирмингемского политического Союза о парламентской реформе, гимны Лиги против хлебных пошлин и Роог теп'з еопдз, составленные по случаю волнений, вызванных хлебными законами. С 1868 г„ главным образом под влиянием Кокусов одной и другой партии, политические песни были введены, так сказать, в качестве литургии, не так для того, чтобы воспеть какое-нибудь определенное обстоятельство, но чтобы прославить церковь и партийных святых, верховных вождей соответствующей партии. Сначала было довольно серьезное противодействие, в особенности в либеральном лагере, где некоторые высказывались в том смысле, что политические митинги. Но скоро к этому привыкли. На крайнем севере Англии и в Шотландии песни не имели успеха: холодный и сдержанный темперамент тамошних жителей был этому препятствием. Партийная лира Цирцеи80 не так блистает своими поэтическими красотами, как пылом возбуждаемых ею чувств. Мотивы этих песен заимствованы преимущественно из известных старых мелодий, ласкающих ухо слушателя и приспособленных к пению хором. С некоторого времени митинги в руках партийных организаций как орудие пропаганды несколько притупилось. Публика, если выступающий оратор не «звезда», не посещает митингов. Замечание лорда Солсбери, который в 1891 г. говорил о «все растущем из года в год желании слышать речи на всех платформах и во всех концах страны», перестало быть правильным по многим причинам. Все более дешевеющая пресса конкурирует с митингами, но в особенности упал интерес к политическим спичам ввиду того, что интересы громадного большинства населения направлены на другое; интересы стали более легкими, перенеслись в область увеселений, в частности спорта.
Если бы митинг был назначен в тот же час, что и футбольный матч, самый блестящий оратор остался бы без публики. С другой стороны, серьезный избиратель предпочитает изучать политические проблемы дома, в тишине. Многие партийные организации придают сейчас больше значения публикуемым в газетах отчетам о митингах, чем самим митингам. И это не потому, что читатели проникаются содержанием речей, — влияние самых горячих выступлений, воспроизведенных в печатном виде, незначительно, — но потому что отчеты о митингах делают партии рекламу, создают шум вокруг нее. Организация бежит вслед за людьми, не посещающими митингов, останавливает их при проходе, в полном смысле слова, на улицах и перекрестках, чтобы заставить их выслушать небольшие политические изложения. Речь на свежем воздухе сейчас является наиболее распространенным приемом устной партийной пропаганды. Прежде как-то косо смотрели на политические собрания, устраиваемые на воздухе; в них было одновременно нечто вульгарное и революционное. В настоящее время нет оратора, политического деятеля, как бы высоко он ни стоял, который бы отказался говорить перед сборищем людей на воздухе. Это социалисты в течение последней декады XIX столетия сделали почетным политическое красноречие на воздухе. Они обратили этот способ в наиболее могучее орудие в борьбе, проводя его с поразительной систематичностью. Старые партии, оспаривающие у них влияние на массы, вынуждены были прибегнуть к тому же методу. Политическое красноречие, понятно, от этого не повысилось, и настроение толпы, которой преподносятся на улице речи, не очень критическое. Однако на севере, например в Йоркшире, нередко рабочие задают оратору очень меткие вопросы и подвергают иногда тяжелым испытаниям его знания и диалектические способности. В конечном счете, красноречие на перекрестках, так же как и в крытых помещениях, совершенно не развивает мыслительных способностей в аудитории, но оно более или менее содействует политическому воспитанию масс, распространяя информацию, факты и аргументы, несколько освещающие им вопросы дня.
К митингам присоединяются демонстрации партии. Это большие чрезвычайные собрания, имеющие главной целью произвести впечатление численной мощью сторонников партии и их энтузиазма. следовательно, берет здесь верх над красноречием. Участвующие проходят процессией с флагами и знаменами при звуках барабанов и флейты. Пускаются специальные поезда, чтобы по пониженным ценам привезти местных жителей. В том случае, если демонстрация происходит под открытым небом, устанавливают несколько платформ, с высоты которых ораторы говорят одновременно. Вечерние демонстрации на воздухе доставляют возможность зажечь факелы и идти с фонарями в руке. Эти ярмарочные приемы, заимствованные у Америки, за последние годы развились в некоторых частях Англии. Впрочем, всякое собрание с большим оркестром примет характер демонстрации, даже если нет ни барабанного боя, ни трубных звуков, массовый митинг с «тяжелыми орудиями», привезенными из Лондона, вполне отвечает той цели, для которой устраиваются демонстрации. В сельских округах больше политических выступлений. Центральные ассоциации, и в особенности лица, желающие занять место кандидатов на ближайших парламентских выборах, если они хоть немного активны, регулярно ездят из деревни в деревню и выступают с речами. За недостатком городских развлечений жители идут на митинги, как на спектакль. Время от времени партийные эмиссары, посланные из центра, даже из Лондона, совершают ораторские турне в сельских округах. Летом эти турне иногда совершаются при посредстве 1гауеШпд уэпз ораторами, путешествующими, как ярмарочные торговцы или цыгане. Их позозка им служит квартирой и, в случае нужды, также платформой, с которой они забрасывают толпу речами под открытым небом, на лугу. Они часто, при помощи волшебного фонаря, дополняют свои речи образами, имеющими отношение к политическим событиям.
V В числе средств партийной пропаганды за митингами следуют лекции-доклады. В то время как речи, произносимые на митингах, по самому существу более или менее полемические, лекции должны быть, прежде всего, дидактическими. Они раньше были в большом ходу, но, когда Кокус взял в свои руки дело политической пропаганды, он направил свои усилия, главным образом, на «организацию» и агитацию путем митингов и отставил на задний план доклады. Впрочем, интерес публики к последним падал. Крупная свободная организация, созданная в Манчестере, поставившая себе специальной задачей политическое воспитание, сделала похвальные усилия, чтобы распространить и умножить лекции-доклады в стране, но достигла относительного успеха. Из года в год лекции все меньше посещались. В настоящее время интерес к лекциям-докладам особенно упал, они стали почти воспоминанием прошлого, особенно в городах. В деревнях только одна разновидность имеет еще успех, лекции с волшебным фонарем. Текст доклада подготовляется заботами партийного центра и посылается со страницами или строчками соответственных вариаций для различных местностей. Отношение публики к лекциям еще более, чем к митингам, характеризует интеллектуальные наклонности избирательных масс в настоящее время: они избегают всего, что требует некоторого напряжения ума. Их интерес к политике, с известной точки зрения, даже развился. Дешевая пресса и политическая агитация, ведущаяся партиями, пустили в общий оборот много фактов и идей. В результате этого массы стали проявлять более живой интерес, большую подвижность в отношении политических и социальных вопросов. Проявляемый ими интерес распространяется на большую область, но он поверхностный, беглый. В громадном большинстве случаев они ассимилируют факты и аргументы совершенно автоматически. Как некоторые думают, причина — в методах школьного преподавания. Система народного обучения, так давно ожидаемая и введенная в 1876 г., широко распространила образование в стране, она довела число неграмотных до поразительного уровня (неграмотные избиратели составляют 4% в Англии), но она недостаточно развила интеллектуальные способности. Часто говорят, что акт 1870 г. — (неудача): он создал только «геайегз оГ зсгарз ап<1 ШЪИн шв1еао! оГ ШоидМги! агизап» (поверхностных читателей вместо знающих образованных людей). И действительно, читают больше, но думают меньше, чем прежде. В прежние времена, до расширения избирательного права на городские массы 1868 г., в рабочих кругах систематически занимались саморазвитием. Рабочие общества покупали книги в большом количестве со скидкой, чтобы продать их по своей цене своим членам. Образовывались из двадцати или тридцати лиц кружки, в которых читали и обсуждали политические труды. В настоящее время главной, если не единственной, политической пищей громадного большинства народа являются газеты, и то читают их по-иному, не то что в прежнее время. Прежде, до отмены в 1860г. налога на бумагу, газета по своей цене не была доступна рабочим; целая мастерская складывалась, чтобы получить на час газету; один рабочий читал, а другие слушали его с напряженным вниманием. Потом начинались комментарии; наиболее развитые спорили, объясняли, и все черпали знания. Теперь, с развитием дешевой прессы, рабочий может купить газету за одно су, прочитать ее один, и только то, что ему захочется. Газета, изобилующая мелкими новостями, не только не сосредоточивает внимания читателя, она заставляет его мысль порхать от заголовка к заголовку и в результате скорее утомляет мозг, чем питает.его. Обычно только одна часть газеты прочитывается с сосредоточенным вниманием — столбец, посвященный спорту.
Уже упомянутый интерес к спорту, включая и пари, стал настоящей заразной болезнью, опустошающей страну. Похоже на то, что на земле нет другого занятия. Это бешеное увлечение спортом пробудило даже у некоторых мыслящих людей опасения за будущее английской демократии. Не говоря уже о кабаках, мюзик-холлы (концертные представления) в больших городах, со своей стороны, способствуют отвлечению рабочих от культуры ума. Условия работы в современной индустрии, которым противники индустриализма приписывают все зло, ведут к тому же результату. Прикованный, как раб, к своей машине, рабочий не может вступить в общение со своими товарищами по заводу, а когда он выходит оттуда после целого дня подавляющей монотонной работы, он разбит, неспособен сосредоточить внимание на чем-либо, требующем усилия ума. Однако шахтеры, работа которых не легче, в интеллектуальном отношении впереди городских рабочих.
V
В городах даже есть рабочая верхушка, интеллектуальный уровень которой очень высок, и, понятно, не превзойден ни в какой другой стране в мире. В Ланкашире и выше, на севере Англии - - в Шотландии, можно найти рабочих, политически более развитых, чем многие члены Палаты общин, принадлежащие к так называемым высшим классам. Эта рабочая верхушка, во всяком случае в интеллектуальном отношении, много выше мелкой буржуазии. Последняя, целиком поглощенная тяжелой борьбой за существование, грубо невежественна. Исключение должно быть сделано для нонконформистов, умственные способности которых в некотором роде упражняются благодаря одушевляющему их религиозному энтузиазму и борьбе за то, что они считают свободой совести. Наконец, за последние годы активная социалистическая пропаганда разбудила умы в народных кругах. Экономические вопросы живо обсуждаются, они стали для многих ремесленников и мелких служащих предметом серьезного изучения. Как их предшественники пятьдесят или шестьдесят лет назад доходили до изучения Бентама, они углубляются в Маркса. Но другой дух воодушевляет новое поколение, и, понятно, это ведет к иным следствиям. У прежнего поколения, охваченного веянием рационалистического индивидуализма, была только одна вера -вера в разум; она совершенно не устанавливала положений, которыми бы резюмировались выводы, в то время как люди современного поколения, снабженные определенным идеалом социальной организации, идеалом коллективизма, делают из него неизменное кредо, и только в пределах его они допускают свободное исследование; и принимаются они за него только для того, чтобы укрепиться в своей вере. Первое вносило, если можно так выразиться, научный дух, освободительный и возвышающий, второе проникнуто теологическим духом, порабощающим и принижающим интеллект. Впрочем, умственный процесс, порождаемый экономическими проблемами и ими же ограниченный, наблюдается только в небольшой части народных масс. Большинство рабочего населения, которое не чувствует себя особенно несчастным и по-своему развлекается, погружено, как и раньше, в умственную инерцию. Впрочем, здесь нужно сделать оговорку. Недавний спор по вопросу о свободной торговле и протекционизме, возбуждавший столь живой интерес во всех слоях населения, включая и самые низшие, доказал, что они не лишены способности отнестись с вниманием к определенной и действительно актуальной проблеме, если она поставлена конкретно. Лекции, организованные Ргее Тгайе ишоп, имели большой успех, они привлекали людей всех партий: известно было, что на них шла речь о свободной торговле и в пользу ее. Лекции, которые партийные организации устраивали до последнего времени всегда с большими или меньшими оговорками, сводились к прославлению своих партий. Этот дух большей или меньшей заинтересованности, как бы узкопартийный, не преминул лишить их аромата непосредственности и даже' в некоторой степени искренности и, со своей стороны, за последнюю четверть века способствовал тому, что у публики был совершенно отбит вкус к политическим докладам. То же явление начинает наблюдаться, как мы уже заметили, в отношении митингов. В руках партийной организации притупляются одно за другим орудия интеллектуальной пропаганды, к которым она прикасается. Организации открыли новый вид политических воспитателей в «политических миссионерах». Последние — иногда профессионалы, работающие круглый год и переезжающие с места на ме сто для политических собеседований или речей на митингах под открытым небом (ореп а!г). Иногда это тайные эмиссары, имеющие постоянно другое занятие, посылаемые с временными миссиями на несколько недель. Обычно рабочие по своему происхождению, они проникают в народную среду, чтобы составить рекламу пользующейся ими партии, чтобы выступить за ее программу в так называемых случайных беседах. Они орудуют в кабаках и везде, где могут найти группу людей и завязать как бы случайно разговор о политике. Эта практика, вошедшая в употребление в течение некоторого времени у регулярно функционирующих партийных организаций, недавно была особенно развита в других специальных организациях.
V
Изученные нами средства пропаганды партий могут быть дополнены бесплатной раздачей «политической литературы», т.е. брошюр и других печатных произведений, имеющих отношение к политике. Наибольшая часть этой «литературы» изготовляется в Лондоне заботами центральных партийных организаций. Местные ассоциации раздают ее различными способами — на публичных собраниях, по домам. От этих изданий всегда отдает запахом избирательной кухни. Финансовые вопросы, законодательство, внешняя политика — каждая тема трактуется не сама по себе, а для того, чтобы побудить читателя вотировать в пользу той или другой партии. В то время как некоторые из этих брошюр трактуют вопросы с большей или меньшей полнотой и вполне прилично, как по тону, так и по форме, другие — просто избирательные проспекты, которые если и не доказывают, то во всяком случае утверждают, что все добро исходит от их партии, в то время как противная партия не принесла стране ничего, кроме зла. С цифрами в руках там доказывается, что пауперизм и преступления принимают особые размеры сейчас же после того, как та или другая партия приходит к власти. Наряду с брошюрами печатают большое количество 1еаПе1в, небольших листовок от одной до четырех страниц, предназначенных для читателей, которые не смогли бы дочитать чего-нибудь, требующего внимания или более аргументированного. Политический вопрос и его решение или какая-нибудь помпезная партийная реклама изложены там, для того чтобы они легче проникали в умы. Для серьезных избирателей партийный центр в Лондоне публикует небольшие месячные обзоры по 2 су, с изданиями для округов. Действие «литературы», распространяемой заботами организации, менее значительно, чем это думают. Брошюры мало читаются. Они скорее служат ораторам не столь высокого порядка для использования имеющихся в них аргументов. Листовки читаются гораздо больше. Во время избирательной кампании они распределяются миллионами. В виде общего положения можно сказать, что, если в литературе речь идет об определенных вопросах, она больше расходится, и, если она распространяется с известной системой, она дает партиям больше, чем митинговые декламации. Социалистические брошюры, которыми страна буквально наводнена, представляют сейчас серьезнейшую конкуренцию для партийной «литературы». Совершенно исключительное значение приобрел новый вид «литературы» — раскрашенные изображения на политические темы. Издаваемые в различных формах, начиная от громадных стенных афиш до почтовых открыток, эти изображения не только ласкают глаз, но и непосредственно взывают к чувствам. Например, была распространена в громадном количестве серия хромолитографий, изображавших нищету, явившуюся следствием свободной торговли, и счастье, к которому привел протекционизм. Одна из этих картин производила особенно глубокое впечатление и стоила либералам многих голосов: в бедной рабочей квартире сидит заплаканная женщина, подальше стоит мужчина, у него расстроенное выражение лица и растерянный взгляд; короткая надпись: свобода торговли. Партийная литературная пропаганда находит чрезвычайно ценную поддержку в прессе, хотя она и потеряла много за последнее время и в своей ценности, и в оказываемом ею влиянии. Независимость прессы, уже скомпрометированная ее сношениями с партиями, сильно подорвана тем, что большинство газет были куплены финансистами или синдикатами денежных людей. Было бы преувеличением сказать, что английская пресса перестала быть свободной, но нельзя отрицать того, что она отныне более или менее часто следует побуждениям заинтересованности. В то же время газеты, озабоченные тиражом, служат новым легким вкусам толпы и стимулируют их, даже в своем политическом отделе; так что их, собственно, надо рассматривать как чрезвычайно незначительное орудие политического воспитания в настоящем смысле слова. Газеты — только проводник новой политики, они формируют общественное мнение только способом изложения фактов, сообщая некоторые и упуская или извращая другие. Передовицы не внушают публике того доверия, как раньше, и число людей, воздерживающихся от чтения их, заранее знающих, что они предвзяты или недобросовестны, быстро растет. Часто газету читают из-за ее осведомленности в политической области, а голосуют с ее противниками. Тем не менее, пресса все же остается громадной силой благодаря обладаемому ею свойству, подобно капле воды, по пословице, точить камень; но кроме того, газеты доставляют партиям и их организациям наиболее верное орудие гласности. В число орудий политической пропаганды надо также включить некоторые общества и ассоциации, из которых каждое преследует особую цель, стремясь или осуществить известную законодательную реформу в публичном порядке, или помешать ее проведению. Таковы Тапп~ К.еюгт Ьеадие, занимающаяся пропагандой протекционизма, защищающий свободу торговли,, добивающаяся аграрных реформ, основанное для проведения запретительных законов против употребления спиртных напитков, (у, поставившее себе целью отделение церкви (англиканской) от государства, для противодействия социалистическим тенденциям в законодательстве, Фабианское общество для ведения социалистической пропаганды и т.д. Все эти общества обрабатывают страну, завоевывают общественное мнение при помощи докладов и сообщений в прессе по особо интересующему их вопросу, причем они не стеснены каким-либо общим партийным кредо, хотя, фактически, они почти все связаны с той или другой партией.
VII С другой стороны, некоторые свободные умы думали, что политическое воспитание, для того чтобы действительно быть достойным и отвечать своей цели, должно быть независимым от какой бы то ни было политической организации, а тем более от организаций классических партий. Были сделаны попытки осуществить эту идею, но они имели незначительный успех. Так, вскоре после 1868 г. была создана «Лига политического воспитания рабочих». Но она не встретила того отношения, которое было необходимо, чтобы довести дело до конца. Некоторое время спустя видные университетские профессора с историком Ж.Р.Сили во главе оказали содействие Лиге, которая под именем «Социально-политической Воспитательной Лиги» существует и сейчас и проводит свою идею при помощи добровольных лекторов, главным образом, из университетов Кембриджа и Оксфорда. Лига нуждается во всем — в средствах, лекторах, аудиториях; она богата только хорошими намерениями. Партии ее совершенно не поддерживают и поглощают почти все — деньги, деятельных людей, публику. Независимо от партий, средство политического воспитания, косвенное, но очень важное, представляется многочисленными организациями, заботящимися об общем развитии взрослых лиц, где более или мене серьезное место уделено вопросам политического порядка, Таковы группы: и, в особенности, общества самообразования молодых людей, обычно состоящие при церковных организациях, хотя они и не вносят конфессионального характера. Эти группы самообразования, наиболее распространенный тип которых известен под названием (Общества взаимного усовершенствования), занимаются литературой, науками, искусством, проблемами политическими или социальными — понятно, в очень скромных раз мерах. На их собраниях члены сообщают друг другу впечатления от прочитанного ими и свои размышления в форме опытов (ё'еняаАз) или докладов (йе рар1егв), т.е. нескольких страниц, которые часто дебатируются. Досадное изменение вводится в эти общества: место работ, требующих личного умственного напряжения со стороны членов, заняли сейчас доклады профессиональных лекторов (1ес1игегз), концерты (а1 потев), вечера. Дух времени также повлиял на другое учреждение гражданского воспитания, учреждение, гораздо более старое, на ОеЪаИпд зооеИез (Дискуссионные общества). Их происхождение восходит к восемнадцатому веку. Дискуссионные общества, сыграв известную роль в демократических волнениях 1793—1795 г.г., вызванных в Англии французской революцией, снова стали мирными школами искусства слова. С развитием городской жизни вследствие значительного подъема промышленности Дискуссионные общества распространились в фабричных городах, где они привлекли к себе людей среднего класса и немало способствовали их интеллектуальному развитию и образованию группы людей, умеющих говорить публично, полемистов (йеЬа1егн). Вкус к Дискуссионным обществам от буржуазии спустился еще несколькими ступенями ниже по социальной лестнице. Старые и молодые имели свои Дискуссионные общества. Действительно, дебаты не только удовлетворяли любовь к свободной дискуссии, но также инстинкт некоторой воинственности, спортивное чувство англичан. Это последнее находит теперь полное удовлетворение в другом месте; случаи дискуссии в рабочих, социалистических и пр. организациях также учащались. Как бы то ни было, Дискуссионные общества постепенно исчезают. За последнюю четверть девятнадцатого века это старое учреждение породило новую разновидность, весьма интересную, местные парламенты (Ьоса! РагНатеп1). Это Дискуссионные общества, занимающиеся исключительно политикой и ведущие свои дискуссии по всем правилам и с полной гшзе еп асепе Палаты общин: партии, лидеры, «кнуты», кабинет, ответственный перед большинством. Наряду с молодыми людьми, там можно встретить седовласых тад181га!.е5, важных коммерсантов, промышленников. Несомненно, условность их работы чрезвычайно тягостна для местных парламентов. Они исполняют тот самый репертуар, что играют на большой национальной сцене Палаты общин; их члены только копируют артистов той сцены, подражают их жестам, интонациям голоса, усиливая их, если это возможно. Тем не менее, местные парламенты являются фактором политического воспитания, которым не следовало пренебрегать. Они заставляют своих членов следить за злободневными политическими проблемами, быть в курсе фактов и идей. Кроме того, сводя вместе людей различных взглядов для прений, они им доставляли случай познакомиться и убедиться, что политические противники вовсе не так черны, как их изображают в целях избирательной коммерции их политические противники. Но существование местных парламентов обычно бывало эфемерным: после более или менее блестящей карьеры в первые годы они стушевывались. большинство еще существующих только прозябает.
Глава третья ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОКУСА (окончание) Средства пропаганды, употребляемые партийными организациями в рассмотренных нами формах, далеки от того, чтобы проникнуть в массу или даже к большинству избирателей. Не все ходят на митинги, на «лекции» и не все читают «политическую литературу». Что же предпринять? Сделана была попытка оживить политическую религию избирателей, воздействовать на человека как на общественное животное (Огооп ро!Шкоп). Когда этого оказалось недостаточно, постарались возместить это, обратившись к животной стороне человека, к его инстинкту общественности, к связанным с ним удовольствиям и радостям, способствующим его повышению. Эти удовольствия, созданные непосредственно организациями или при их посредстве, должны образовать общность чувств между теми лицами, для которых они предназначены, и политическими партиями. Первым из этих способов воздействия, и наиболее важным, являются партийные клубы. Происхождение политических клубов известно; из предыдущего изложения ясно, что в течение долгого времени они были только дружескими собраниями политических единоверцев, периодически встречавшихся, чтобы хорошо поесть, что только с образованием СагНоп сшЪ (в 1831) и его соперника — либерального— клубы стали действительно политическими учреждениями, в которых расположились партийные штаб-квартиры. Два крупных клуба, по мере того как около кнута (ллгЫр) каждой партии стала развиваться специальная организация с местными ассоциациями, утеряли это значение. То же самое произошло с клубами, образованными в провинции по образцу СагНоп и К.еюгт. Все эти клубы, рассматриваемые как гнездо антидемократических «социальных влияний», враждебных истинному либерализму, пользовались нерасположением передовых либералов, требовавших применения народного начала в отношении партии. В настоящее время официальный партийный клуб является центром и орудием организации только там, где нет правильно функционирующей организации. Там, где есть ассоциация, — а таково большинство случаев — клуб существует рядом с ней, иногда как совершенно самостоятельное учреждение, иногда как ее филиал. При изменчивости судьбы клубы, временами бывшие руководящими органами партии, сохранились и развились как место встречи членов партии, где благодаря ежедневному контакту они взаимно естественно укрепляли друг друга в объединявших их политических чувствах. Саг11оп и Кеюгт с!иЬ выполняли эту функцию в крупных размерах в столице, в то время как их копии в провинциях в свою очередь проводили это, объединяя местное джентри и буржуазию, чтобы окружить их партийной атмосферой. Консерваторы, по самому характеру своему более зависящие от социальной среды и вследствие этого придающие больше цены социальным связям, в течение долгого времени проявляли больше готовности к учреждению клубов, чем либералы. Тори достигли такого положения, что либералы, приписывающие, не без основания, успех своих соперников влиянию клубов, начали с 1874 года действовать в том же направлении, но с большей энергией, чем прежде. В настоящее время наиболее значительным клубом либералов является Национальный либеральный клуб, учрежденный в Лондоне в 1 8 8 2 г. Из всех английских политических клубов у него наибольшее количество членов; он насчитывает их до б 500 (включая и проживающих в провинции, а их около 4000). Этот быстрый рост либерального клуба объясняется, кроме всех прочих причин, и тем фактом, что он широко открыл свои двери, в то время как в главных лондонских политических клубах, и в особенности в клубах тори, число членов ограничено статутами. Так, в СагКоп с!иЬ только 1800 членов, но зато тысячи кандидатов ждут очереди, и обычно, как это наблюдается в некоторых крупных не политических клубах, кандидатуры аспирантов предлагаются в то время, когда они находятся еще в детском возрасте, для того чтобы, по достижении возмужалости, им не приходилось долго ждать. Относительно меньшая их территориальная распространенность и характер социальной среды, из которой рекрутируются их члены, естественно ведут к тому, что клубы тори более исключительного состава и их корпоративный дух распространяется даже за пределы клуба. Так же обстоит дело и в крупных клубах тори в провинции. В клубах либералов никогда не было этого корпоративного духа ввиду неподходящих для этого условий: было чересчур много оттенков мнений и разнообразия в социальном происхождении членов клубов либералов. Тем не менее они, хоть и в меньшей степени, чем аналогичные учреждения тори, играют роль политического цемента для своих членов, поддерживая в них чувство человеческого уважения, обязывающего индивида следовать за себе подобными и препятствующего ему действовать на свой страх.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|