Кандидаты и избирательная кампания
I Рассмотренные нами многочисленные формы деятельности партийных организаций не проявляются правильно, со дня на день, во всех концах страны. Это скорее программа, часто выполняемая только частично, в которой они должны выказать свое усердие и энергию. В промежутках между общими выборами деятельность некоторых ассоциаций приостанавливается, особенно в побелившей партии; некоторые из них даже едва подают признаки жизни или существуют только на бумаге. Но с приближением выборов они все пробуждаются и оживают. Их первая забота — найти кандидата, если это уже давно не было сделано. Пределом воздействия на умы и «социальные тенденции» избирателей, проводимого даже самым систематическим образом, является подыскание хорошего кандидата. Что такое хороший кандидат? Для самой организации это прежде всего человек с полной мошной. Партийная ассоциация, зависимая, нуждающаяся в щедротах политических единоверцев для своего существования, всегда ищет богатого кандидата, чем раньше она его найдет, даже за несколько лет до выборов, тем это для нее полезнее: он обеспечит ее существование. По избрании в депутаты опять-таки он будет ее поддерживать. Кроме весьма значительных издержек по выборам, от двадцати до двадцати пяти тысяч франков в среднем, депутат должен ежегодно расходовать в виде субсидий партийной организации и различным местным учреждениям, по меньшей мере, половину этой суммы, от двенадцати до восемнадцати тысяч франков. И так как, сверх того, должность депутата в Англии не оплачивается, то человек несостоятельный, даже если он весьма выдающийся, совершенно не может добиться места в парламенте. Он не найдет округа или, говоря точнее, партийной ассоциации, которая бы его проводила, разве что центральная лондонская партийная организация сочтет правильным снабдить его средствами из своих секретных сумм. Либеральная партия прибегает к этому средству для того, чтобы увеличить свое влияние в Палате, выдвигая ценных людей. Консервативная партия, рассматривавшая всегда депутатский пост как место охоты, предназначенное, по меньшей мере, для богатых, держит на расстоянии несостоятельных кандидатов и предпочитает набирать членов партии в рядах средних или ничтожных людей. Даже в архиплебейской партии, рабочей, организации склоняются, и по тем же причинам, к денежным кандидатам, способным достать значительную сумму из какого-нибудь рабочего тред-юниона или от частных дарителей.
Если деньги прокладывают путь кандидату, то сами по себе они все-таки не могут сделать из него депутата, навязать его избирателям. С этой последней точки зрения, хороший кандидат, в виде общего положения, это человек, которому посчастливилось примирить наивозможно большее количество господствующих в данной местности влияний. Избиратели находятся под властью многочисленных влияний. Партийное чувство, верность знамени, бессильные воодушевить всю массу избирателей, способны, однако, увлечь в каждом округе значительное число. У одних это более или менее продуманные убеждения, заставляющие их предпочитать одну партию другой. У других преданность партии носит сентиментальный характер, иногда это просто результат атавизма, традиция, полученная в наследство от ближних, иногда просто известная привычка окрашиваться в определенный политический цвет, ставшая нераздельной частью всего их строя жизни (глобин у1уепс11). Эти чувства, может быть, проявляются только в известные периоды; скрытые под политической апатией, охватывающей большинство избирателей в годы, отделяющие одни общие выборы от других, они, тем не менее, продолжают существовать в латентном состоянии. Идея или просто чувство, блещущее всеми красками или тлеющее под пеплом последнего избирательного сражения, — это вид религии, аналогичный церковной, со своими верующими различных степеней рвения, начиная от набожных лиц, регулярно посещающих церковь, до тех, кто переступает порог храма не больше раза в год, чтобы исповедоваться в дни больших христианских праздников. Религия политической партии одинаково объединяет в торжественный день выборов всех верующих, чтобы заставить их исповедаться и утвердиться в своей вере, воплотив ее в кандидате.
Эта диак! духовная потребность, этот долг, освященный привычками и приличиями, и заставляет верующих признать, в данных условиях, заступничество Кокуса, обычно неизвестного громадному большинству избирательного корпуса. В действительности, как мы уже видели, ассоциация на деле состоит из горсточки людей, получивших мандат от столь же ограниченного количества политических единоверцев; ее выборный характер определяется только симулированием избирательной процедуры, предшествующей ее образованию, а ее представительная ценность ограничивается воинствующими членами партии. Но Кокус, исполняющий обязанности священника в отношении партийной веры, объявивший себя хранителем чувств, запечатленных в стольких сердцах, тем самым, хотя он и воплощает собой узурпацию и условность, приобретает действительную и почти законную власть. Хотя в обычное время устраиваемые им богослужения и не посещаются, но известно, что они происходят, что там прославляют божественность партии, и, когда наступает молитвенный час, известно уже, куда идти и где искать носителя веры, ортодоксального Следовательно, от кандидата прежде всего требуют, чтоб он исповедовал партийную веру во всей ее полноте и чтобы его взгляды вполне удовлетворяли Кокус, удостоверяющий его ортодоксальность. Партийная вера уже давно состоит не в твердых догмах, и поэтому кандидат должен выказать сегодняшнюю политическую веру, так сказать, по последней котировке; его политические убеждения должны быть сегодняшнего дня (ир 1о с!а1е). После того как кандидат сговорился с главной массой верующих партий, он должен еще иметь дело с отдельными сектами, которые в изобилии существуют среди избирателей. Одна поставила себе целью положить конец алкоголизму, разоряющему страну, и стремится к изданию закона, запрещающего продажу спиртных напитков; другая усматривает разрешение социального вопроса в «возвращении земли народу»; наибольшей заботой третьей группы избирателей является строгое соблюдение во всем королевстве воскресного отдыха и т.д. Сторонники этих многочисленных сект могут сколько угодно склоняться к той или другой из политических партий и искренне исповедовать их веру, их особые требования, тем не менее, занимают в их умах центральное положение, ими определяются все проблемы жизни политической и социальной. Вследствие этого в кругах, где в этих сектах имеется много верующих, хороший кандидат тот, который сможет дать соответственные обязательства и расположить наибольшее число этих групп или важнейшую из них. Это значит, что программа кандидата должна быть возможно более понятной.
Чтобы придать цену принятой программе перед избирателями и чтобы доказать, что кандидат на высоте ее, последний должен быть хорошим оратором «платформы», легко и свободно владеть речью и уметь быстро подать реплику. Но это еще не все. Тысячи избирателей высказываются за того или другого из соперничающих кандидатов по соображениям, не зависящим от каких бы то ни было партийных представлений или какой-либо программы. Здесь рабочие скопом голосуют за владельца завода, потому что он хорошо платит; там голосуют за богатого человека, потому что он богатый или потому что у него репутация «щедрого»; какая-нибудь многочисленная группа руководствуется исключительно симпатиями, проистекающими из религиозных страстей. Для всех этих избирателей имеет значение прежде всего личность кандидата. Исходя из этого, качества, которые он должен в себе соединить, разнообразны и многочисленны, но все они сводятся к одному — популярности. Первым условием популярности кандидата является его положение местного человека, благодаря которому его все знают. Но часто это — минус, как бы причина дисквалификации. Может случиться, что, участвуя в общественной жизни, он создал себе много врагов. В качестве предпринимателя он, может быть, вызвал неудовольствие своих рабочих, и тогда он на выборах заранее обречен на неудачу. При таких условиях лучше человек со стороны. Кроме значительного состояния, народный кандидат должен иметь репутацию щедрости, приятные манеры и вообще симпатичный характер или особенные черты, способные благоприятно подействовать на массу избирателей. Среди этих свойств есть и такие, которых бы никогда не решились требовать от кандидата в другой стране. Так, хороший «атлет», сильный в спортивных играх, очень хороший кандидат; если он хороший крокетист, большинство крокетистов округа, а их — легионы, с трудом могло бы настолько устоять против восторга, который он им внушает, чтобы не отдать ему своих голосов. Воинственный дух, характерный для расы, готов усматривать в боевых способностях даже моральную добродетель, и, по странному излому этического чувства, уважение, выказываемое к знатоку в искусстве крокета или футбола, есть опять-таки преклонение перед этими свойствами. По тем же причинам оратор «платформы» приводит в восторг аудиторию; наглость его поведения способна заставить умолкнуть политические соображения в умах многих избирателей. Однако в этом отношении наблюдается некоторое изменение. Личность, характер начинают меньше весить на избирательных весах, за исключением того, что именуется добрыми нравами; в этом отношении общественное мнение неумолимо. Теперь придают больше значения, чем прежде, «политике» кандидата.
Но, в конечном счете, воздействие человека на человека, влияния, интересы, социальные предрассудки всегда являются решающими факторами. Живая реальность вырастает перед всякими условностями политики, и с ней надо считаться и сообразовать свои действия. Мудрость ллаге-ри11егз Кокуса состоит в том, чтобы выдвинуть кандидата, личность которого могла бы соединить наибольшее количество этих живых сил. Задача подбора кандидата тем более деликатна, чем сложнее состав избирательного корпуса. В местностях, где не наблюдается особых социальных противоречий, где общественные влияния слабы и отдельные группы малочисленны, партийная организация свободна в своих действиях, она может легко представить избирателям чистого политика, человека со стороны, не связанного с местностью (сагре!-Ьаддег)*. Там, наоборот, где надо считаться с местными влияниями, группами и сектами, предъявляющими свои особые требования, надо искусно комбинировать элементы, способные создать хорошего кандидата; эти составные части могут не сливаться, могут даже взаимно уничтожать друг друга. Например, трезвенник, требующий запрещения продажи спиртных напитков, даже в том случае, если он консерватор до кончика ногтей, плохой кандидат для консервативной партии, для которой кабатчики являются наиболее сильной поддержкой.
II Установленная процедура выбора ассоциацией кандидата -только формальность, долженствующая увенчать работу \\аге-риПегз, задолго до этого подготовленную. Но эта формальность сама по себе имеет большое значение, она действительно делает из кандидата помазанника партии, с этого времени он становится принятым кандидатом (Ше ас!ор1ес1 сапс11с1а1е). Независимые кандидаты могут, понятно, соперничать с ним, но он один является ортодоксальным кандидатом. Исходя из этого, весьма редко бывают соперничающие кандидатуры в той же партии, и еще реже случаи, когда бы они одерживали верх. Тот престиж, который придает парламентскому кандидату полученная им от Кокуса инвеститура, - - одно из блестящих доказательств влияния, которое этот факт, совершенно условный вначале, начинает приобретать, определяя партийное представительство в местности. При столкновении с живыми силами партия, как мы видели, склоняется и умеет ладить; здесь формальные силы одерживают верх. Даже уже состоящий депутатом не выставил бы своей кандидатуры, если бы Кокус противопоставил ему другого. Перед своей партией он бы очутился как бы в положении средневекового принца, отлученного от церкви, по отношению к которому еще вчера столь преданный народ больше не должен был бы быть верным. Самое большое, чего он мог бы достичь, это провести кандидата противной партии, который оказался бы счастливым плутом, а партийная мораль не знает более злого деяния, как расколоть партию. Кокус именно и спекулирует на этих чувствах, чтобы обеспечить монополию своего кандидата. Местный кандидат предоставляется выбору мпге-риПегв в известной мере путем естественного подбора. Часто это сам председатель ассоциации. Если нужно прибегнуть к людям не местным, работа становится более трудной, разве что центральные лондонские \гае-ри!1ег8 порекомендуют кандидата, который сразу подойдет. Но если ассоциация должна найти человека своими силами, то она идет ощупью, ищет. Пропорция кандидатов не местного происхождения очень велика, особенно у либералов. Консерваторы находят больше кандидатов, пользующихся местным влиянием, особенно в сельских округах. В массе «парламентских округов» больше 50% представлено людьми, не связанными с местом избрания. Популярность не местного кандидата приходится заново создавать, но это не очень трудно, если он, кроме помощи Кокуса, обладает некоторой сметливостью и большим капиталом. Руководимый советами, такой кандидат сумеет, не без пользы для себя, заставить ценить и то, и другое; он создает себе сторонников своими любезными манерами и щедротами. Промежуток, часто затягивающийся между объявлением кандидатуры и выборами, деятельно используется в этом смысле. Кандидат при сутствует на всех важных собраниях, начиная с религиозных или благотворительных митингов до лесных праздников, на которых показывают ученых собак. Он старается принять участие во всех событиях, интересующих местное население, даже включая и перемены времен года. Он «отождествляет себя с местными учреждениями», подписываясь на их акции, и обыкновенно он вынужден идти по этому пути значительно дальше, чем хотел бы. Как только ему дается титул кандидата, его начинают со всех сторон осаждать просьбами о деньгах; нет «учреждения», которое бы не обращалось с просьбой посодействовать его «делу»: церкви, часовни, госпиталя, убежища, клубы, музыкальные общества, спортивные, увеселительные, воспитательные общества всякого рода. И кандидат должен удовлетворять их под страхом лишиться голосов... Кроме того, он обрабатывает округ совместно с ассоциацией по известным уже методам, посредством речей, докладов и «общественных» собраний. Он устраивает политические митинги а! Ъотез; он председательствует на 1еа-тее1тдз; он посещает рабочие клубы; он бывает на митингах, устраиваемых в кварталах, держит там речи, так же как и на больших публичных митингах, организуемых ассоциацией. В сельских округах задача еще более трудна, хотя бы из-за территориальной рассеянности избирателей; округа графств состоят из 50, 60 или даже 100 приходов (общин). Деятельный кандидат посещает все, и притом по нескольку раз. III Когда начинается избирательный период, агитируют каждого избирателя отдельно. Наблюдавшиеся ранее попытки создать в пользу кандидата общественное мнение скользили мимо многих избирателей, затерянных в толпе. Партийная организация была вынуждена иметь дело с каждым отдельно, каждого из них убеждать, Так же обстоит дело и в отношении тех, которых еще никогда не коснулась ни одна из форм пропаганды организации. В торжественный момент голосования организация стучит в каждую дверь, чтобы порекомендовать своего кандидата. Это попросту избирательная вербовка прежних времен, это — орудие старого режима. Кокус, имевший намерение заменить гибельную власть социальных влияний властью принципов, еще раз увидел себя вынужденным прибегнуть к воздействию человека на человека в форме, наименее достойной. И действительно, без вербовки пейзаж поля избирательных сражений совершенно бы изменился, громадная часть избирательного корпуса отпала бы. По наиболее оптимистическим вычислениям выходит, что не больше 50% избирателей вотировали бы более или менее по своей инициативе. Может быть, правильнее было бы довести это число до 40, если не до 35%. Деятельность, связанная с вербовкой, сохраняя все свое значение для партий, стала еще более сложной. Расширение избирательного права в течение последних сорока лет увеличило боллее чем в шесть раз число избирателей, т.е. число лиц, за которыми надо охотиться. С другой стороны, вследствие дифференциации мнений и социальных групп, влияние и двигатели, способные воздействовать на избирателей, соответственно увеличились. Агдшпепишп а<1 поттет, которым оперирует вербовщик, должен, следовательно, представлять небывалое разнообразие. Кроме того, партии не обладают прежним персоналом вербовщиков, среди которых, наряду с друзьями кандидата, были и оплачиваемые агенты. Изданный в 1883г. закон против приемов избирательной коррупции запретил прибегать к оплачиваемым вербовщикам, так как это была одна из наиболее распространенных форм скрытого подкупа голосов; нанимали под видом вербовщиков массу избирателей, склонных продать свои голоса или способных, благодаря своему влиянию, обеспечить известное количество голосов. Кокус противопоставлял новому положению вещей институт добровольных вербовщиков. Члены «сотен» и комитетов кварталов почти все на избирательный период преобразуются в вербовщиков. И действительно, это и есть главная услуга, на которую претендует организация от своих членов, в особенности от лиц, не украшающих ее своим именем и не оказывающих ей материальной поддержки. Если, как нам известно, в ассоциациях не настаивают на уплате взносов, то именно потому, что на неплатящих возлагается, взамен этого, работа; они дают Кокусу те связи, которыми они обладают в соответствующих кругах. Заведующие заводами или мастерскими, активные деятели тред-юнионов и других рабочих синдикатов, прихожане религиозных общин, представители разных организаций - - они обращаются к людям, для которых они не первые встречные, и, может быть, эти люди даже привыкли следовать за ними. Снабженные сапуазз Ъоо1сз с подробной характеристикой местности с избирательной точки зрения, они обходят всех, без различия партий, чтобы получить обещание голосовать или хотя бы определенный отказ. Сущность и длительность переговоров бесконечно варьируются, начиная от простого обмена вопроса и ответа до длинного собеседования, в котором вербовщик должен проявить все обаяние своей диалектики и личности. Сообразно степени умственного и морального развития избирателя и соответственно своему моральному уровню вербовщик аргументирует, убеждает, внушает, обещает, смущает или идет даже дальше, Он не всегда достигает цели сразу. С избирателями, именуемыми на политическом жаргоне с омнительными, т.е. такими, которые не выказывают симпатий ни к какой партии или не берут на себя определенного обязательства за или против, по нескольку раз должны беседовать различные вербовщики. Таким образом, случается, что одному избирателю наносят до дюжины визитов. Там, где вербовка хорошо проводится, ни одного избирателя не избавляют от этих повторных визитов, даже если он сразу дал формальное обещание. Хотя бы только в целях контроля, ассоциация следит за тем, чтобы обход с целью вербовки производился повторно из дома в дом. Раньше еще последовательно проведенная вербовка позволяла точно предвидеть результаты выборов. Этого больше нет, данные вербовки все более грешат неопределенностью. Избиратель, ставший более независимым или своевольным, часто отказывается взять на себя обязательство или, чтобы сохранить покой, обещает свой голос всем. Главная цель вербовки -- обеспечить партии избирателей без определенных политических взглядов. Истинные обращения в области политических воззрений совсем не многочисленны; в некоторых местах их исчисляют лишь в 1 %. Кроме того, есть, так сказать, профессиональные прозелиты, которые постоянно голосуют против правительства, каков бы ни был его политический оттенок. Таковы, например, мелкие торговцы, жизнь которых нелегка, и они надеются на лучшие времена при новом правительстве. Другие избиратели голосуют то за одну, то за другую партию из возвышенного чувства распределительной справедливости Не упуская и этих групп избирателей, впрочем, немногочисленных, действуют, главным образом, на текучую массу избирателей, стоящих как бы на границе классических партий, голосующих бессистемно, сегодня с одной, завтра с другой. Эти избиратели составляют больше трети избирательного корпуса. А с некоторого времени партии перевешивают друг друга таким незначительным большинством голосов, что достаточно 5% избирателей, чтобы избирательное равновесие нарушилось. В этих условиях вся борьба больше, чем когда-либо, сводится к установлению того, кто завербует возможно большее количество «неустойчивых». С этой точки зрения, вербовка, которая только и дает возможность проникнуть к ним, важнее, чем «платформа» и другие способы воздействия. Какое-нибудь ухищрение в совершенстве проводимой вербовки обеспечивает часто победу какого-нибудь незначительного кандидата, неважного оратора над человеком известным, хорошим оратором «платформы». Вот в этом-то смысле «все зависит от организации», «организация — это все». Если партийные организации процветают при вербовке, то нельзя сказать того же об избирательном корпусе и политических нравах вообще. Избиратели во многих отношениях — жертвы системы вербовки. Как только начинается избирательный период, избиратель становится добычей вербовщиков без различия партий, общественного положения и пола. Положение, выраженное в поговорке (мой дом — моя крепость), фактически на период вербовки приостанавливает свое действие. Нет часа дня или вечера, когда бы избиратель был защищен от вербовщика. Правда, многие народные избиратели не без удовольствия встречают вербовщика, который пришел перед ним ходатайствовать, избиратель ждет его визита и смакует его, как дичную почесть; он, проводящий свою жизнь в подчинении, в мастерской или где-либо в другом месте, в данном случае чувствует себя господином, так как спорят из-за его благоволения. Но значительно и количество избирателей, которые усматривают в вербовщике только источник скуки. Некоторые из них также отдают себе отчет в деморализующем влиянии вербовки. Вербовщик, выпрашивающий у людей, из которых многие далеки от респектабельности, обещания голосовать, часто полной чашей пьет унижение и, роняя свое достоинство, принижает тех, перед кем пресмыкается. Испрашивая у избирателей обещание в пользу того или другого кандидата вопреки закону о тайном голосовании, он лишает их той моральной защиты, которую предоставил им законодатель. Он их побуждает к лицемерию и лжи. Во время кампании вербовки с той и с другой стороны преподносится столько лжи, что можно было бы потопить броненосец, как мне говорил один человек из народа. Вербовщик для того, чтобы вырвать у избирателей обещание, редко обращается к их разуму, в подавляющем большинстве случаев он апеллирует к их невежеству, доверчивости; он играет на их наименее возвышенных чувствах, тщеславии и самолюбии, вульгарных предрассудках класса, касты, религиозных сект, на местных мелких счетах. Самим своим особым положением, если он таковое занимает, он оказывает на них общественное давление или даже давление предпринимателя. Если он сам не прибегает к коррупции, он подготовляет ее: он сеет ее при своем обходе в душах избирателей. Спускаясь в гущу народных масс, он извлекает оттуда элементы, большинство из которых, будучи предоставлено себе, осталось бы, благодаря своему гражданскому безразличию, на задворках, а вербовщик делает из них чуть ли не арбитров выборов. Враждебное отношение к вербовке все растет. Все чаще слышится мнение, что следовало бы законом запретить вербовку. Некоторые представители самих организаций относятся к ней отрицательно, но считают ее чересчур существенной для успеха партий, чтобы обойтись без нее. IV Проводя избирательную кампанию с традиционной вербовкой, Кокус не отказывается и от новых методов действия, из которых главнейший — митинг. Не будет преувеличением сказать, что с начала открытия избирательного периода каждый округ затоплен красноречием. На общих выборах в январе 19 10 г. в один вечер было больше четырех тысяч митингов. Со всех концов страны собираются ораторы обоих полов, в особенности на частичные выборы (довольно частые в Англии), при которых можно многих направлять в одно место. Все они берут осадой избирателя, держа речи с утра до вечера в закрытых помещениях, парках скверах, на публичных площадках, на перекрестках, повсюду ^ во всякое время, когда можно собрать несколько слушателей. В городах не составляет особого труда привлечь на митинги многочисленную аудиторию. Но даже и в эту исключительную эпоху замечается, как мы уже говорили, меньший интерес к речам. Внимательные наблюдатели отмечают, что значение слова все более понижается в избирательных кампаниях. Аргументы и призыв к чувству играют большую роль. Впрочем, этот последний метод находит все большее применение у ораторов платформы. То громадное напряжение красноречия, которое наблюдается во время избирательной кампании, не столько имеет целью убедить умы, сколько укрепить благожелательные настроения, усилить жажду победы, доведя ее до страсти, до бешенства. Непрерывный поток страстных речей, раздающихся с платформы, в конце концов, погружает избирателя, склонного быстро пресыщаться ими, в состояние полубессознательности, когда он, как загипнотизированный, повторяет все указываемые ему жесты: его голова полна фраз, тирад, увещеваний, митинговых заклинаний, и он чувствует почти физическую потребность излить их на всякого прохожего. Одним словом, на митингах выявляется «энтузиазм», который сейчас больше, чем когда бы то ни было, является главной заботой организации. Небольшие собрания, большие митинги, демонстрации, процессии с факелами, выпрягание лошадей из кареты, в которой едет кандидат, — все это должно способствовать «подъему энтузиазма» и распространению его путем заражения. Многие избиратели, действительно, дают себя увлечь этими материальными проявлениями, которые им дают иллюзию могущества, власти численного большинства, т.е. единственное, что они способны воспринять. В действительности же грандиозные митинги и демонстрации ничего не доказывают; каждой партии, при помощи опытных местных тлпге-риПегн, удается организовать митинги, на которых раздаются самые энтузиастские речи, чтобы «собрать аудитории». Так же, как при вербовке речь шла о том, какая из двух партий первая наложит руку на безразличных избирателей, так и здесь все дело в том, чтобы знать -из какого из двух источников эти избиратели утолят жажду в «энтузиазме», чтобы впрячься в предполагаемую победоносную колесницу, (поставить на выигрывающую лошадь), как часто говорят в Англии. И действительно, беговой термин здесь более всего применим. Кампания митингов и т.п., предшествующая выборам, несомненно, достигает того, что население погружается в состояние большой ажитации, но вызванные эмоции, несомненно, имеют характер чисто спортивный; для громадного большинства дело не в сознании того, что на карту поставлены гражданские интересы, их просто донимает бесрокойство любопытства, если не заинтересованность в исходе бегов. В этом грандиозном зрелище соперничающим кандидатам, естественно, предназначено играть первую роль. Они держат речи каждый вечер и даже по очереди на нескольких митингах, носясь из квартала в квартал или из деревни в деревню. Автомобиль делает в настоящее время возможными эти головокружительные переезды. В течение дня кандидат говорит также перед заводами или мастерскими при выходе рабочих во время обеда; он посещает на дому сомнительных избирателей и принимает многочисленные депутации почтальонов, полицейских, солдат в отставке, поборников воздержания, противников прививки оспы и, наконец, всякую группу, представляющую коллективный интерес, частный или публичный; все они приходят, чтобы опросить кандидата и вырвать у него обещания. Кандидат часто выступает в обществе своей жены, которая говорит, поет на митингах и обходит избирателей. Иногда демонстрируются их внуки для умиления сердец. Рядом с вербовкой и митингами большое место уделяется политической литературе, завершающей то, что можно бы назвать трилогией избирательного действия. Прежде всего кандидат посылает каждому избирателю свой избирательный манифест. Потом партийные организации и разные специальные организации начинают бомбардировать избирателя продуктами своей «литературы», в особенности листовками. Наконец, в изобилии распространяются плакаты, часто иллюстрированные, которые сейчас играют, как уже было выше упомянуто, все более значительную роль. Эти плакаты, при бесконечном разнообразии их форм и содержания, являются как бы квинтэссенцией избирательной кампании, конденсирующей и резюмирующей для наименее понятливых методы вербовки и митинговые речи. Торжественная риторика, простой язык с примесью юмора, таблицы цифр, различные графики, карикатуры с соответствующими надписями — все это способы поучать, аргументировать, нападать, наносить обиды, оскорбления; взывать к разуму, и в особенности к страстям, предрассудкам, невежеству и легковерию; пробуждать надежды или опасения; приводить в движение эгоизм и личный интерес. С последним обычно оперируют с чисто материальной точки зрения, сводящейся к денежной или еще более примитивной форме, когда имеют дело с наивными душами и первобытными умами, например с сельским населением; им изображают победу или поражение кандидата, как вопрос о том, будет ли в хозяйстве больше или меньше свинины или будет ли стоить кружка пива два пенса или 1,5 пенса. С некоторого времени избирательный период отмечается настоящим разгулом плакатов. Это нечто вроде скачки с препятствиями между соперничающими кандидатами — кто в большем количестве покроет стены плакатами. Чем более многочисленны объявления кандидата, тем сильнее впечатление, производимое им на толпу. Это такой же ловкий прием, который, подобно шумихе больших собраний, «энтузиастских» демонстраций, дает простонародью иллюзию могущества и завоевывает его. Если кандидата утомляет эта игра и он понижает количество плакатов или совсем прекращает их наклеивать, это заставляет думать, что он потерял веру в свое дело или, нечто еще худшее, что он исчерпал свой кошелек. Туго набитый кошелек — это другая сторона могущества, приводящего в восторг избирателя, его, как магнитом, притягивает широко живущий кандидат или партия; «Эта партия обладает средствами, я к ней и присоединяюсь»; он, может быть, не получит ни одного пенни, это и неважно, в нем говорит не алчность, а воображение. Все растущее количество плакатов, естественно, способствовало усилению ожесточения и недобросовестности избирательной полемики. Честная игра (Га1г р!ау), которой гордятся англичане, не является уже отличительным свойством избирательной борьбы. Уже в 1895 г. законодатель был вынужден вмешаться, установив особую санкцию за диффамацию кандидата другим кандидатом или его агентом. Но лживые указания, в том случае, если они не затрагивают личной чести кандидата, не подпадают под этот закон, а именно они и являются наиболее сильным оружием в борьбе партий между собой. Например, сообщается, что при таком-то правительстве национальная торговля понизилась до определенной цифры, тогда как в действительности она повысилась; или что депутат, выставляющий свою кандидатуру, вотировал в Палате против известного мероприятия в рабочем законодательстве, в то время как на самом деле он вотировал за. Цветные объявления, вроде тех, о которых уже выше упоминалось, очень часто имеют целью дискредитировать противника изображениями дифракционного характера, как, например, — плакат, распространенный перед выборами 1906 года: он представлял сэра У.Харкурта, крупного либерального лидера, и многих других значительных либералов в окопах у буров, аплодирующими бурским стрелкам, которые под прикрытием белого знамени стреляли в английских стрелков. Рисунки, кроме того, снабжены «предметными указателями»; расхваливаются магазины, где протекционисты помещают на выставке продукты, импортированные из-за границы и способствующие понижению цен на продукты английского производства, а фритредеры, со своей стороны, поставляют лошадиное мясо и черный хлеб, которыми вынуждена питаться протекционистская Германия. Некоторые другие приемы, заимствованные из практики коммерческой рекламы, пущены в ход, чтобы привлечь внимание избирателя: световые рекламы, плакаты-монстры и т.д. Все эти приемы во всем их разнообразии последовательно применяются вплоть до самого голосования; днем и ночью пускаются в ход все средства в надежде, что избиратель перед каким нибудь да не устоит. Но и эти геркулесовы усилия не помогут завоевать избирателя, если в последнюю минуту не овладеть им. громадное количество избирателей голосовали бы к а к следует, если бы они уже очутились в комнате голосования, но сами они об этом не позаботятся. Надо приехать за ними, да еще в карете, чтобы каждого отдельно увезти голосовать. Эта маленькая черточка характеризует все положение и резюмирует все предшествующее. Многие из избирателей меняют местожительство в течение года после годичного заключения избирательных списков, все-таки сохраняя право голосования, если они были внесены в регистр. Ввиду того, что они редко сами используют свое право, работники) организаций в течение избирательного периода употребляют все усилия, чтобы разыскать их новые адреса, куда в день выборов за ними приедут, так же как за стариками, больными и вообще за всеми, на которых нельзя положиться. В некоторых городах количество избирателей, переменивших местожительство, достигает 30%. Если уже удалось разыскать их, они тем не менее не пойдут пешком на выборы, даже если место голосования совсем близко; они считают, что, голосуя, они как бы оказывают милость кандидату и партии и что это заслуживает некоторой любезности. Это наблюдение, однако, было бы неправильно, например, в отношении партии, проявляющей большой энтузиазм, как рабочая партия: можно видеть большие группы рабочих, проходящих громадные расстояния под дождем и в грязи с непоколебимым решением вотировать за кандидата рабочей партии. Но это скорее исключение, подтверждающее правило. Вопрос о каретах тем более важен для партий, что закон против коррупции воспрещает всякую уплату за перевозку избирателей к месту выборов, кроме тех случаев, когда они платят сами за себя. Ввиду того, что другие избиратели могут быть доставлены на выборы или в своих собственных каретах, или в добровольно предоставленных им, партийные организации обращаются к своим политическим Друзьям с просьбой предоставить свои кареты, и в особенности автомобили, для общего дела. Партия, в которой числится много богатых людей, как, например, консервативная, находится, с этой точки зрения, в гораздо более благоприятных условиях. Одно только количество автомобилей, поставляемое партией, оказывает сильное влияние на неустойчивого избирателя, предпочитающего всегда примкнуть кпобедной стороне. Для многих избирателей новое, аристократическое наслаждение поездки в автомобиле настолько сильно, что, помимо всяких политических соображений, они будут голосовать за партию, доставившую им его. Автомобиль, таким образом, стал одним из наиболее существенных факторов в избирательных сражениях, и это даже Дало повод к созданию новой политической классификации: (партия с автомобилями), партия без автомобилей), слышал я много раз за последнее время. Благодаря автомобилям и вообще усовершенствованию пар. тииных организаций количество голосующих значител
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|