Технико-экономическая оценка проектов
Завершающей стадией проектирования является анализ технико-экономических показателей, который проводится с целью выявления степени технического совершенства и экономической целесообразности разработанных проектных решений АТП. Эффективность проекта оценивается путем сравнения его технико-экономических показателей с нормативными (эталонными) показателями, а также с показателями аналогичных проектов и передовых действующих предприятий. Номенклатура показателей для оценки проектов АТП достаточно большая и наряду с технологическими показателями (число производственных рабочих, число рабочих постов, уровень механизации процессе ТО и ТР и пр.) и строительно-планировочными (общая площадь участка, площадь застройки, плотность застройки, площадь производственно-складских помещений, площадь административно-бытовых помещений и пр.) включает показатели стоимости строительства, уровня рентабельности, сроков окупаемости капитальных вложений и ряд других, которые рассматриваются в соответствующих курсах. Показатели качества технологических решений проектов. Для оценки результатов технологического проектирования Гипроавтотрансом разработаны технико-экономические показатели для различных предприятий автомобильного транспорта. В частности, для автономных АТП установлены следующие технико-экономические показатели: число производственных рабочих и рабочих постов на 1 автомобиль, площадь производственно-складских, административно-бытовых помещений на 1 автомобиль (в м2), площадь стоянки на 1 место хранения (в м2), площадь территории предприятия на 1 автомобиль (в м2). Кроме оценки проектов, технико-экономические показатели используются для выполнения укрупненных расчетов при выборе путей развития и совершенствования производственно-технической базы предприятий, при определении необходимости и целесообразности расширения и реконструкции АТП.
Технико-экономические показатели представляют собой удельные значения нормативов численности производственных рабочих (штатных), постов, площадей производственных и административно-бытовых помещений для наиболее характерных (эталонных) условий: Списочное число технологически совместимого подвижного состава....................300 Климатический район........................................................................................... умеренный Категория условий эксплуатации...................................................................................1 Среднесуточный пробег, км......................................................................................... 250 Условия хранения.............................................................................открытая стоянка без подогре ва при 50 % независимого выезда автомобилей под углом 900 Водоснабжение, теплоснабжение, электроснабжение......................................от городских сетей При этом в качестве базовых (эталонных) моделей принимаются: для грузовых автомобилей - КамАЗ-5320; для автобусов ЛиАЗ-5256 для легковых автомобилей - ГАЗ-24-10. Для приведенных выше условий Гипроавтотрансом на основании ОНТП, соответствующих Спинов, анализа типовых и прогрессивных индивидуальных проектов, результатов научно-исследовательских работ и обобщения опыта передовых. АТП определены эталонные технико-экономические показатели для автономных АТП (табл.5.2) При разработке показателей учитывались следующие аспекты повышение надежности и долговечности подвижного состава, применение более совершенной технологии и организации производственных процессов ТО и ТР, повышение производительности труда и уровня механизации, развитие централизации ТО и ТР подвижного состава, повышение эффективности капитальных вложений в строительство предприятий.
Таблица 5.2. Удельные технико-экономические показатели АТП для эталонных условий в 1 автомобиль
Для АТП, условия эксплуатации и размер, которого отличаются от эталонных, определение показателей производится с помощью коэффициентов (см. прил. 1), которые учитывают влияние следующих факторов: списочное число технологически совместимого подвижного состава (коэффициент k1), тип подвижного состава (k2) наличие прицепного состава к грузовым автомобилям (k3), среднесуточный пробег подвижного состава (k4) условия хранения (k5), категория условий эксплуатации (k6), климатический район (k7). При выборе значений коэффициента k2, помимо класса и грузоподъемности подвижного состава, необходимо учитывать наличие автомобилей повышенной проходимости, автомобилей-самосвалов, грузовых автомобилей специального назначения (фургонов, цистерн и т.д.), газобаллонных автомобилей, работающих на СНГ и СПГ. Итоговое значение коэффициента k2 получается в результате перемножения значений соответствующих коэффициентов (прил. 1, табл. П.1.2). Значения коэффициента k5 приведены отдельно для определения площади стоянки и территории предприятия (прил. 1, табл. 5). При определении коэффициентов, когда их численные значения находятся в интервале значений, приведенных в таблицах прил. 1, используется метод интерполяции. Расчет показателей. Значения приведенных удельных технико-экономических показателей для условий проектируемого предприятия определяются умножением удельного показателя для эталонных условий на соответствующие коэффициенты, учитывающие отличие конкретных условий от эталонных:
; ; ;
где Руд , Худ – соответственно число производственных рабочих и рабочих постов на один автомобиль для условий проектируемого АТП; ; - то же, для эталонных условий; Sуд.п;Sуд.а;Sуд.с;Sуд.т – соответственно площади производственно-бытовых помещений, стоянки и территории на один автомобиль для условий проектируемого АТП; ; ; ; - то же, для эталонных условий; ; . Абсолютные значения нормативных показателей определяются произведением соответствующего приведенного удельного показателя на списочное число Аи подвижного состава, одинакового по классу или грузоподъемности:
; ;
; ;
; , где Р, X – соответственно общее число производственных рабочих и рабочих постов для условий проектируемого АТП; Sп,Sа ,Sс, Sт - соответственно общая площадь производственно-складских, административно-бытовых помещений, стоянки и территории для условий проектируемого АТП. При наличии в АТП различного подвижного состава технико-экономические показатели определяются раздельно для каждой группы одинаковых моделей подвижного состава с последующим суммированием результатов для легковых автомобилей, автобусов и грузовых автомобилей. Необходимо иметь в виду, что общее число, рабочих постов, рассчитанное по данной методике, представляет собой число одиночных постов для ТО и ТР автомобилей и прицепного состава. Для автомобилей-тягачей, работающих с прицепами или полуприцепами, число постов может быть определено расчетом по данной методике с коэффициентом kз=1,0, а для прицепного состава - с коэффициентом kз=1,0. Для автопоездов число постов определяется в зависимости от видов технических воздействий выполняемых на автомобиле-тягаче и прицепе (полуприцепе) вместе или отдельно и принятой организации работ ТО и ТР (тупиковые или проездные посты, поточные линии и т.д.). Обычно работы по ТО-1, ТО-2 и Д-1 выполняются для автомобиля и прицепного состава без расцепки. Для ТР и Д-2 частично работы проводятся как без расценки подвижного состава, так и отдельно для автомобилей-тягачей и полуприцепов (прицепов).
Численность производственных рабочих Р при закрытом хранении для всех типов подвижного состава принимается с коэффициентом 0,95. Площадь производственно-складских помещений при размещении их в многоэтажном здании принимается с коэффициентом 1,2. С учетом площади вентиляционных камер Sп принимается для легковых АТП с коэффициентом 1,05-1,12, автобусных АТП - 1,12-1,15, грузовых АТП - 1,13-1,16 и АТП внедорожных автомобилей-самосвалов -1,10-1,13. Площадь стоянки для закрытого хранения автомобилей с учетом площади вентиляционных камер принимается с коэффициентом 1,13-1,16. Для сопоставления и анализа необходимо определить аналогичные показатели для разработанного проекта ДТП. При определении общего числа производственных рабочих Р в их состав включают рабочих, занятых непосредственно в ТО и ТР подвижного состава. В состав рабочих постов X включают посты для выполнения ЕО, ТО-1,ТО-2, Д-1, Д-2 и ТР. Каждая поточная линия для выполнения моечных работ независимо от числа постов (одновременно обслуживаемых единиц подвижного состава) принимается за один рабочий пост. Рабочий пост для выполнения ТО и ТР автопоездов в составе седельного тягача с полуприцепом или автомобиля-тягача с прицепом принимается за два поста. Рабочее место для ТО и ТР сочлененного автобуса принимается за один рабочий пост. Рабочий пост для диагностирования автопоездов, оборудованный одним стендом, принимается за один пост. В состав рабочих постов не включаются посты для слива и аккумулированияя газа, посты ожидания перед выполнением ТО и ТР, посты сушки после окраски, посты заправки топливом и посты контрольно-пропускного пункта. К производственно-складской площади АТП Sп относят производственные участки ТО и ТР, участок ОГМ, компрессорную, кислотную, зарядную, краскоприготовительную и другие участки, складские помещения, служебные помещения, непосредственно связанные с производством (комната мастеров, ОТК, отдел управления производством и т.п.), и площадь, занятую постами ожидания, расположенными в помещении. В состав производственно-складской площади включают также технические помещения (трансформаторные вентиляционные камеры и т.п.). Не учитываются площади контрольно-пропускного пункта, очистных сооружений, встроенных в здания, и площадок расположенных под навесом. К административно-бытовым площадям Sа относят площади административных и санитарно-бытовых помещений, помещения для медицинского обслуживания, общественного питания, культурного назначения, кабинеты, конторские и служебные помещения и т.п. Площадь стоянки Sa определяется ее геометрическими размерами (см. разд. 4.3). При многоэтажном хранении автомобилей площадь стоянки включает и площадь, занятую рампами и дополнительными поэтажными проездами.
К площади территории предприятия Sт относят площадь в границах участка без учета площади топливно-заправочного пункта, Определение показателей для анализа и проектирования отдельных элементов ПТБ (зон, участков, складов) может быть проведено на основе примерной структуры общей нормативной численности производственных рабочих, рабочих постов и площади производственно-складских помещений для эталонных условий (см. прил. 2). Для проектируемых АТП значения технико-экономических показателей, как правило, не должны превышать эталонных. Если они превышают эталонные, то это свидетельствует о завышении для данного проекта числа производственных рабочих, числа рабочих постов и соответствующих площадей. Поэтому в таких случаях необходимо проанализировать показатели и пересмотреть принятые ранее решения с позиций применения более прогрессивных организационных и технологических решений по использованию постов и площадей. Например, число рабочих постов может быть сокращено за счет использования унифицированных поточных линий для проведения ТО-1 и ТО-2 при планировании этих воздействий в различные смены. При выполнении ТО-2 на постах тупикового типа в 1-ю смену эти же посты могут использоваться во 2-ю и 3-ю смены для выполнения ТО-1 и ТР. Максимальное использование производственных площадей может быть достигнуто за счет рациональной планировки зон и участков, за счет 2- и 3-сменной их работы, другими методами.
Список литературы
1. ВСН 01-89. Ведомственные строительные нормы предприятий по обслуживанию автомобилей//Минавтотранс РСФСР. – М.: ЦБНТИ Минавтотранса РСФСР, 19802. – 52с. 2. МУ-200-РСФСР-13-0087-87. Методика оценки уровня и степени механизации и автоматизации производств технического обслуживания и текущего ремонта подвижного состава автомобильного транспорта. – М.: ЦБНТИ Минавтотранса РСФСР, 1987. – 101с. 3. Г.М.Напольский. Технологическое проектирование автотранспортных предприятий и станций технического обслуживания. – М.: Транспорт, 1993. – 271с. 4. ОНТП-01-91. Общесоюзные нормы технологического проектирования предприятий автомобильного транспорта. – М.: Гипроавтотранс, 1991. – 184с. 5. Положение о техническом обслуживании ремонте легковых автомобилей, принадлежащих гражданам/Минавтопром СССР. – М.: НАМИ, 1987. – 58с. 6. Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта/Минавтотранс РСФСР. – М.: Транспорт, 1986. – 73с. 7. СНиП 1.02.01-85. Инструкция о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений (Госстрой СССР. – М.: ЦНТП Госстроя СССР, 1986. – 40с. 8. Специализированное технологическое оборудование. Номенклатурный каталог. – М.: ЦБНТИ Минавтотранса РСФСР, 1986. – 194с. 9. Табель технологического оборудования и специализированного инструмента для АТП, АТО и БЦТО. – М.: ЦБНТИ Минавтотранса РСФСР, 1983. – 98с.
Приложение 1
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|