Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 2. Теоретические и методические основы принятия инвестиционных решений




Глава 2. Теоретические и методические основы принятия инвестиционных решений

2. 1. Инвестиционный проект: сущность, концепция жизненного цикла

    В Федеральном Законе «Об инвестиционной деятельности в РФ осуществляемой в форме капитальных вложений» дано следующее определение инвестиционного проекта.

    Инвестиционный проект – это обоснование экономических целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектно-сметная документация, разработанная в соответствии с законодательством РФ и утвержденными стандартами, а так же описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план).

    Виды инвестиционных проектов:

1. По отношению друг к другу:

-   независимые проекты, могут реализовываться одновременно;

-   альтернативные (взаимоисключающие) – проекты, выполняющие одну и ту же функцию;

-   взаимодополняющие проекты, их реализация может происходить только совместно.

2. По срокам реализации:

-   краткосрочные до 3-х лет;

-   среднесрочные 3 – 5 лет;

-   долгосрочные более 5 лет.

3. По масштабам (размерам инвестиций):

-   малые проекты - они ограничиваются одним небольшим предприятием; направлены на расширение производства, увеличение ассортимента, модернизацию (являются краткосрочными);

-   средние проекты, это проекты технического перевооружения существующего производства, реализуется поэтапно по графику;

-   крупные проекты, это проекты создания крупных предприятий;

-   мега проекты, выполняются в виде целевых инвестиционных программ, включающих в себя множество взаимосвязанных проектов (международные, государственные, региональные).

4. По основной направленности:

-   коммерческие проекты, главная цель – получение прибыли;

-   социальные проекты, ориентированы на достижение определенных социальных целей (безработица, образование и т. д. );

-   экологические проекты, улучшение среды обитания и др.

5. В зависимости от степени влияния результатов проекта на внутреннем и внешнем рынках, экологической и социальной обстановки:

-   глобальные проекты, влияют на обстановку на Земле;

-   народно-хозяйственные проекты, влияют на ситуацию в стране;

-   крупномасштабные проекты, изменяют ситуации в отрасли, совокупности регионов;

-   локальные проекты, влияние на отдельные города, отдельные регионы, на уровень и структуру цен на товарных рынках.

6. В зависимости от величины риска проекта:

-   надежные проекты, т. е. высокая величина прибыли (проекты по государственному заказу);

-   рискованные проекты, т. е. высокая степень неопределенности затрат и результатов (связаны с вложениями в новое производство, развитие технологий).

7. По цели проекта:

-   сохранение продукции на рынке (инвестиции в обычное воспроизводство, с целью повышения качества продукции);

-   расширение объемов производства;

-   выпуск новой продукции;

-   решение социальных и экономических задач.

         Концепция жизненного цикла инвестиционного проекта предполагает его рассмотрение с точки зрения последовательности фаз развития, в рамках которых проект проходит различные этапы, приобретает дополнительные характеристики и т. д. [45]

    Жизненный цикл инвестиционного проекта – промежуток времени между моментом появления проекта и окончанием его реализации.

    Окончанием реализации проекта может быть:

1. Ввод в действие объектов и начало их эксплуатации (по государственному заказу).

2. Достижение проектом заданных результатов (например, выход предприятия на свою мощность, достижение окупаемости проекта – что обеспечивает возврат всех заемных средств).

3. Начало работ по модернизации проекта (из внутренних источников).

4. Вывод объектов проекта из эксплуатации.

5. Прекращение финансирования проекта (в основном это социальные проекты).

    Разработка любого инвестиционного проекта может быть представлена в виде жизненного цикла, состоящего из 3 фаз (рис. 2):

1. Предынвестиционная.

2. Инвестиционная.

3. Эксплуатационная (производственная).

    Некоторые эксперты в области инвестиций и инвестиционного менеджмента выделяют также четвертую фазу в жизненном цикле инвестиционного проекта. Она носит название «ликвидационно-аналитической».

Рис. 2[46]. Жизненный цикл инвестиционного проекта

Предынвестиционная стадия начинается с формирования инвестиционного замысла и определения инвестиционных возможностей. Эта работа проводится в рамках технико-экономических исследований с целью получения убедительных доводов в пользу осуществления инвестиционного проекта, способов его осуществления и рентабельности не только у заказчика (инвестора и его партнеров), но и при необходимости у внешних структур, принимающих решения о целесообразности реализации этого проекта в данной местности (на данном предприятии). Технико-экономические исследования могут включать в себя патентные, а для масштабных проектов - экологические, социологические и иные исследования. На основе технико-экономических исследований осуществляется предпроектная проработка инженерно-конструкторских, технологических и строительных решений, уточняются все экономические показатели проекта и расчеты по его реализации и эффективности.
    Технико-экономические исследования должны обязательно включать в себя результаты маркетинговых исследований, с учетом которых осуществляется примерный расчет масштабов производства, объема необходимых инвестиций, в том числе из внешних источников финансирования, ожидаемой выручки от реализации проектируемой продукции, текущих затрат на ее производство и реализацию. На основе результатов маркетингового исследования проводятся предварительные расчеты для определения возможностей реализации (финансовой осуществимости) и эффективности проекта. Все это осуществляется в виде первого предпроектного документа обоснования инвестиций - инвестиционного предложения. Цель подготовки инвестиционного предложения - заинтересовать потенциальных инвесторов и, в случае необходимости, провести инвестиционный конкурс.
    В результате рассмотрения и принятия инвестиционного предложения определяются в первом приближении организационно-правовая форма реализации проекта, примерный состав инвесторов.
Следующим шагом является разработка технико-экономического обоснования целесообразности инвестиций (ТЭО инвестиций). Оно базируется на принятых заказчиком и одобренных потенциальными инвесторами инвестиционных предложениях и содержит оценки рисков, требуемых ресурсов и ожидаемых результатов. Весьма важное место в ТЭО инвестиций занимает сравнение альтернативных вариантов реализации проекта. Маркетинговая проработка на уровне ТЭО инвестиций состоит из анализа рынка и формирования комплекса мероприятий по воздействию на рынок. Анализ должен включать характеристику и структуру целевого рынка, данные о потребителях, организации сбыта, социально-экономической среде, конкуренции, расчеты спроса, предложения и емкости рынка, определение планового объема продаж в стартовый год и прогноз продаж в заключительный год эксплуатации проекта. Синтез комплекса маркетинговых мероприятий начинается с выбора рыночных стратегий проекта. В зависимости от масштабов целевого рынка, степени новизны продукта, освоенности рынка и перспектив его развития необходимо выбрать адекватные стратегии, то есть пути и методы доведения продукта до потребителя. В рамках выбранных стратегий разрабатывается концепция маркетинга, включающая конкретные мероприятия по воздействию на рынок.
Обоснование инвестиций должно учитывать новейшие научно-технические достижения и передовой опыт работы близких по роду деятельности производств, а также иметь в виду перспективы развития данной   отрасли.
    Если ТЭО инвестиций положительно оценивает инвестиционные предложения, то проводится его детальная проработка и разрабатывается ТЭО инвестиционного проекта. Разработка ТЭО проекта позволяет принять решение о финансировании проекта или отказе от него. Если принимается решение о продолжении проекта, то на основе материалов ТЭО и дополнительной информации с целью снижения неопределенности результатов инвестирования составляется бизнес-план проекта. Как правило, бизнес-план составляет та же команда специалистов, которая готовила    ТЭО проекта.
    Бизнес-план - это документ, содержащий полную системную оценку перспектив инвестиционного проекта. Бизнес-план завершает предынвестиционную фазу и является инструментом управления инвестиционным проектом на инвестиционной и эксплуатационной фазах.
Инвестиционная фаза начинается с правовой подготовки реализации проекта. Она включает в себя проведение переговоров, подготовку и заключение договоров со всеми участниками разработки и реализации инвестиционного проекта,   в   том    числе:
-   заключение   кредитных              договоров;
-   заключение договоров на выполнение контрагентских работ;
-   размещение заказов на оборудование и др.
    Назначается руководитель проекта и при необходимости создается юридическое    лицо.
    Для инвестиционных проектов, включающих освоение и производство новых изделий, осуществляется научно-техническая проработка проекта, включающая техническую и организационную подготовку производства. На этом этапе подготавливается техническая документация на новые (инвестиционные) продукты, разрабатываются планы производства, заключаются договоры на поставку комплектующих, осуществляются установка нового оборудования, перепланировка, изменение производственной структуры и структуры управления.
Для инвестиционных проектов, предполагающих изменения на рынках сбыта, осуществляется формирование стратегии сбыта, товаропроизводящей сети, мероприятий по рекламе[47].

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...