Запись числа, темы занятия
3. Работа со словосочетаниями. — В ряду букв найдите «спрятавшиеся» слова. ПОТЕРЯЛ ВДЛОАРНИПСТРЫПЕВАМЧ ЗАКЛАДКУ ДУНЕКИРУКЯВЫРОП ШЛЕОРАТБМЮ НОВЫЙ ПРВИНАПСАВОЬКЮЖТ УЧЕНИК ЖДЛОЕНИСТ КЕПВЛАОНТЧБЮЫЭЖПДЛ СЕГОДНЯ ПВАЫКВЦМЯ УТЬБЮЖПОТЕРЯЛ (Логопед записывает словосочетания на доске) потерял закладку новый ученик сегодня потерял «Внимание! Внимание! Вот словосочетание. В нем ходят парою слова, Но не равны у них права, В нем слово главное всегда С зависимым шагает. «Предложение» 1 занятие
А кто тут главный — без труда Вопрос определяет. Вопрос от главного идет К зависимому слову, И никогда — наоборот, Запомни как основу». (Из книги Волиной В.В. «Веселая грамматика») Словосочетание — это сочетание двух или нескольких слов, объединенных по смыслу и грамматически. В словосочетании одно слово зависит от другого. — Запишите словосочетания. Найдите главное слово, обо 4. Дифференциация понятий «слово», «словосочетание», «предложение» На доске: 1. ученик, сегодня, новый, закладка, потерять 2. потерял закладку, сегодня потерял ■ • 3. Новый ученик сегодня потерял закладку. Учитель-логопед обращает внимание учащихся на запись, сделанную на доске. — Послушайте. (Учитель-логопед читает.) — Прочитайте каждую строчку. (Читают 1—2 ученика.)
— Прочитайте строчку под номером один. Что записано? — Выражает ли эта группа слов законченную мысль? Это —Прочитайте строчку под номером два. Что записано на этой строчке? (Словосочетания.)
— Это предложение? Почему? (Выражает ли эта группа — Прочитайте строчку под номером три. Что записано на Предложение — это слово или несколько слов, которые связаны по смыслу и выражают законченную мысль. Предложение может состоять из группы слов или одного слова. — Повторите предложение. О ком говорится в предложе — Что говорится об ученике? (Ученик потерял закладку.) — Сколько слов в предложении? (5) — Назовите первое слово предложения? (Новый.) Почему — Какой знак препинания обозначает конец предложе 5. Физкультминутка. Игра «Узнайте, что я сказала» — Слушайте внимательно, хлопнете в ладоши, если услышите предложение. • Ранней осенью. Наступила осень. Цветы увяли. Головки цветов. Кудрявая — Слушайте внимательно, подпрыгните на месте, если услышите словосоче • Совенок громко пищал. Громко пищать. Игра началась. Интересная игра. — Чем отличается словосочетание от предложения? Словосочетание называет предмет, а предложение содержит сообщение о том, что есть в действительности, характеризуется смысловой и интонационной законченностью. 6. Развитие слухового вербального анализа текста. Определение — Определите по интонации количество предложений в По двору бежал кот. В зубах у кота была мышь. (2) У утки Тинки утята. Тинка учит их плавать. Утенок Тишка самый храбрый. Он первый бросился в воду. (4) о «Предложение» С 1 занятие
Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой. В кувшине вода была только на дне. Галка стала кидать в кувшин камушки. Вода поднялась. Теперь можно было пить.
(По Л. Толстому) (6) Осень наступила. Высохли цветы. И глядят уныло голые кусты. Вянет и желтеет травка на лугах. Только зеленеет озимь на полях. (А. Плещеев) (5) 7. Итог занятия — Из чего состоит речь? — Что выражает предложение? — Из чего строятся предложения? — Как связаны в предложении слова? — Чем отличается словосочетание от предложения? МАТЕРИАЛ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ Развитие слухового вербального анализа предложения. Определение количества слов в предложении Сначала учитель-логопед предлагает для анализа предложения без предлогов. Логопед зачитывает по одному предложению текста, учащиеся определяют количество слов в прочитанном предложении и записывают цифру в тетрадь. — Послушайте предложение, определите, сколько слов в каждом предложении. Запишите цифру в тетрадь. • Москва - столица нашей Родины. (4) Имя нашей столице дала • Таня рисовала простым карандашом. (4) Скучные получились • Наступил вечер. (2) Большая черная туча покрыла небо. (5) На • Наши котята еще очень маленькие. (5) Они еще слепые. (3) Они — Какое задание вы выполняли? Что обозначает цифра, (Затем учитель-логопед предлагает для анализа предложения с предлогами. Логопед зачитывает по одному предложению текста, учащиеся определяют количество слов в прочитанном предложении и записывают цифру в тетрадь.) — Послушайте предложение, определите, сколько слов в •Тишина в лесу. (3) Легко скользят лыжи. (3) В воздухе пушистые снежинки. (4) На вершинах сосен мохнатые шапки. (5)
• Метро - это настоящий подземный город. (5) Быстро мчатся го • Пришла зима. (2) В полях и лесах лежат глубокие снега. (7) Труд •Зачем кошке умываться? (3). Насторожив уши, часами может сидеть кошка у мышиной норки. (9) Если мышка почует запах врага, останешься голодной. (7) Поэтому и приходится кошке часто умываться. (6) — Какое задание вы выполняли? Что обозначает цифра, «Предложение» 2-3 занятие
Смысловая и интонационная законченность повествовательных, восклицательных, вопросительных, побудительных предложений.
• дифференцировать понятия «слово», «словосо • учить осознавать предложение как минималь • формировать умения анализировать интонацию • развивать слуховой вербальный анализ слого
таблицы знаков препинания, названий предложений, запись на доске. ХОД ЗАНЯТИЯ: Организационный момент — Сядет тот, кто повторит слово, произнесенное по слогам, и определит количество слогов. Логопед выставляет опорные таблицы знаков препинания Точ-ка — Назовите гласные буквы слова. — Сколько в слове слогов? — Назовите слог, который оканчивается гласным звуком. Мно-го-то-чие — Назовите гласные буквы слова. Сколько в слове слогов? Назовите слог, состоящий из одной гласной буквы. Назовите слоги, которые оканчиваются гласным звуком.
Во-про-си-тель-ный Назовите гласные буквы слова. Сколько в слове слогов? Назовите слоги, которые оканчиваются гласным звуком. Назовите слоги, в которых гласный звук второй по счету. За-пя-та-я Назовите гласные буквы слова. Сколько в слове слогов? Назовите слог, состоящий из одной гласной буквы. Назовите слоги, которые оканчиваются гласным звуком. Вос-кли-ца-тель-ный — Назовите гласные буквы слова. — Сколько в слове слогов? — Назовите слоги, которые оканчиваются гласным звуком. — Назовите слоги, в которых гласный звук второй по счету. — Назовите слоги, в которых гласный звук третий по счету.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|