Сопоставление полных и кратких предложений
На доске: 1. Кто едет на бал? (Золушка. Ш. Перро «Золушка».) 2. Кто ищет братца Иванушку? (Аленушка. Русская народная 3. Кого несет в коробе медведь? (Машу. Русская народная сказка 4. Кого слепили из снега старик со старухой? (Снегурочку. Сказка 5. Кто совершил необыкновенное путешествие на орле в Африку? (Доктор Айболит. К. Чуковский «Доктор Айболит».) — Что написано на доске? (На доске записаны вопроси — Прочитайте вопросы. — Знаете ли вы героев сказок? Вспомните название сказ Итог занятия — Какой ответ можно считать кратким? — Какой ответ можно считать полным? ЗАНЯТИЕ ТЕМА. Составление предложений по картинке с использованием опорных слов. Грамматическое оформление предложений.
• развивать умение составлять предложения по сю • развивать умения составлять полные и краткие от • обобщать знания о профессиях людей; • учить делить слова на слоги.
сюжетные картинки профессий людей, запись на доске. ХОД ЗАНЯТИЯ: Организационный момент «Предложение» 8 занятие
ЧИК
лет- развед- перепис- автомат- газет- У каждого дела Запах особый: В булочной пахнет Тестом и сдобой. (Пекарь) Мимо столярной Идешь мастерской — Стружкой пахнет И свежей доской. (Столяр) Пахнет маляр Скипидаром и краской. (Маляр) Пахнет стекольщик Оконной замазкой (Стекольщик) — ЩИК экскаватор-крас иль -буриль-гон-дрессиров- Куртка шофера Пахнет бензином. (Шофер) Блузка рабочего — Маслом машинным. (Токарь) Пахнет кондитер Орехом мускатным (Кондитер) Доктор в халате — Лекарством приятным. (Доктор, врач)
Рыхлой землею, Полем и лугом Пахнет крестьянин, Идущий за плугом. (Тракторист) Назовите по сюжетным картинкам профессии людей. (Пекарь, столяр, маляр, стекольщик, шофер, рабочий (токарь), кондитер, доктор, крестьянин (тракторист), рыбак.) — Какие профессии знаете вы? — А кем бы хотели стать вы? — Людей каких профессий мы сразу узнаем по их одежде? — Назовите профессии, которые начинаются со звука [П] Составление предложений по картинке с использованием опорных слов — Отгадайте загадку. Вот на краешке с опаской Он железо красит краской, У него в рукой ведро, Сам расписан он пестро. (Маляр?) — Составьте предложение из слов: КРАСИТ, КРЫША, — Сколько слов в предложении? Назовите 1 (3, 2) слово — Запишите предложение в тетрадь, обозначьте начало и КОЛЛЕКТИВНАЯ РАБОТА: 1) обозначение подлежащего и сказуемого;
2) составление графической схемы предложения, с обозна «Предложение» 8 занятие У
Отгадайте загадку. Кто в дни болезней Всех полезней. И лечит нас от всех Болезней? (Доктор, врач?) На доске: Кто? что делает? какого? кого? (слушает, большой, врач, ребенок) — Прочитайте вопросы, опорные слова. — По вопросам из слов составьте предложение. (Врач слу — Сколько слов в предложении? Назовите 2 (3, 4, 1) слово — Запишите предложение в тетрадь, обозначьте начало и КОЛЛЕКТИВНАЯ РАБОТА: 1) обозначение подлежащего и сказуемого; 2) составление графической схемы предложения, с обозна — Отгадайте загадку. В белоснежном колпаке, Уточнение лексического значения слова: СДОБНЫЕ (БУЛКИ) — сладкие булки, приготовленные из молока, яиц, масла, жира. — Составьте предложение из слов: ПРИГОТОВИЛ, СДОБ — Сколько слов в предложении? Назовите первое (послед — Запишите предложение в тетрадь, обозначьте начало и — Составьте графическую схему предложения, обозначь — Отгадайте загадку. Встаем мы очень рано, Ведь наша забота — Всех отвозить по утрам на работу. (Водитель. Шофер.) На доске: перевозить, шофер, автобус, пассажир — Прочитайте опорные слова. — Составьте предложение из данных слов, правильно изме — Сколько слов в предложении? Назовите второе (послед — Запишите предложение в тетрадь, обозначьте начало и — Составьте графическую схему предложения, обозначьте Физкультминутка Отгадайте загадку В прошлый раз был педагогом,
— Представьте, что каждый из вас стал артистом! Кто луч Клоун. Клоун-клоун, ■ Что ты можешь? Я могу скакать, как лошадь, Я могу летать, как птичка, Я могу снести яичко! Маляр. Вот на краешке с опаской Он железо красит краской; У него в руках ведро, Сам расписан он пестро. «Предложение» 9 занятие
6. Составление полных, кратких предложений по картинке На доске сюжетные картинки профессий: тракторист, маляр, столяр, машинист, кузнец, шахтер, монтер, парикмахер, строитель, учитель, писатель (поэт), портниха, чертежник, космонавт, сапожник, пилот (летчик), дирижер, почтальон, художник, сталевар, повар, стюардесса. Профессий всех не сосчитать, А вы какие можете назвать? — Закончите предложения стихотворения. Трактор водит (тракторист), Электричку — (машинист), Стены выкрасил (маляр), Доску выстругал (столяр), В доме свет провел (монтер), В шахте трудится (шахтер), В жаркой кузнице — (кузнец), Кто все знает — молодец! (А. Шибаев) — Послушайте вопрос. Выберите для своего ответа картинку. — Составьте полный (краткий) ответ. Кто учит детей? (учитель) Кто делает прически? (парикмахер) Кто строит дома? (строитель) Кто пишет книги? (писатель) Кто пишет стихи? (поэт) Кто управляет оркестром? (дирижер) Кто разносит письма и газеты? (почтальон) Кто шьет одежду? (портниха) Кто рисует картины (художник) Кто делает чертежи? (чертежник) Кто летает в космос? (космонавт) Кто ремонтирует туфли, сапоги? (сапожник) Кто управляет самолетом? (пилот) Кто обслуживает пассажиров в самолете? (стюардесса) Кто варит сталь? (сталевар) Кто готовит пищу? (повар)... Итог занятия — Что помогало вам в составлении предложений? — Что вам больше всего понравилось на занятии?
Тот, кто водит самолет Дома по паркету, Завтра в небо поведет Самолет-ракету.
Кто готовит для скворцов Летний дом фанерный, — — Ребята, каждый из вас мечтает кем-то стать, получить профессию. Изобразите себя взрослыми на рисунке с атрибутами (предметами) той или иной профессии. ЗАНЯТИЕ ТЕМА. Составление предложений по картинке с использованием опорных слов, схемы. Грамматическое оформление предложений.
• развивать умения составлять предложения по сю • расширять словарный запас по теме «Профес • воспитывать интерес к занятиям, формировать • учить делить слова на слоги.
таблица деформированного предложения, рисунки детей, карточки словарных слов, кроссворд, запись на доске. «Предложение» 9 занятие
— Вставьте вместо черточки пропущенный слог, прочи — Что обозначают слова? (Слова обозначают профессии — Сядет тот ученик, кто правильно произнесет слово по 2. Запись числа, темы занятия — Сегодня на занятии будет игра-викторина. Для того что ВСЕПРОФЕССИИНУЖНЫ,ВСЕПРОФЕССИИВАЖНЫ! — Что написано? Почему трудно понять? — Сколько слов в предложении? Назовите 1 (6, 2, 5, 3) сло — Какой знак препинания обозначает конец предложе — Произнесите предложение с правильной интонацией. — Тема нашей игры-викторины «Все профессии нужны, Группа учащихся делится на две команды. 3. Первый конкурс «Когда ты станешь взрослым?» Готовит школа нас к труду. Каким займусь я делом? Наверно, в летчики пойду, Пилотом буду смелым. А может, лучше я к станку В цеху огромном стану? А разве плохо моряку Ходить по океану? Немало дел у нас в стране, И все — так интересно! Кем буду? Это даже мне Пока что неизвестно! (Н. Забила) — Дома вы приготовили рисунки, на которых изобразили — Вот кем вы станете в будущем. Каждый из вас изобразил
На доске: — Составьте предложение по рисунку и схеме. (Сережа
— Составьте по рисунку и схеме предложение о том, кем — Запишите предложение, обозначьте начало и конец 4. Второй конкурс «Профессии наших мама» Учитель-логопед читает слова для каждой команды, ученики называют слова в женском роде. За каждое верно названное слово команда получает одно очко, результат фиксируется на доске. — Образуйте женский род от следующих профессий. Образец: повар — повариха. «Предложение» 9 занятие
Команда 1. пианист (пианистка) певец (певица) портной (портниха) писатель (писательница) стюард (стюардесса) продавец (продавщица) гитарист (гитаристка) барабанщик (барабанщица) Команда 2. учитель (учительница) артист (артистка) лыжник (лыжница) чертежник (чертежница), космонавт (космонавтка) художник (художница) скрипач (скрипачка) гитарист (гитаристка) 5. Третий конкурс «Узнавай-ка» Учитель-логопед читает описание профессии, учащиеся называют профессию. Если дети не могут отгадать, то учитель вписывает первую букву слова, затем следующую и т. д. ДЛЯ ПЕРВОЙ КОМАНДЫ На доске: Эти ученые выясняют, как жили люди в далеком прошлом. Летом они отправляются туда, где были поселения древних людей. За тысячи лет места стоянок обросли толстым слоем земли и покрылись травой и лесом. Ученые старательно, слой за слоем раскапывают землю и находят предметы, которые когда-то служили людям. Каждую находку осторожно очищают от пыли специальной кисточкой. (Археологи?)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|