Голосом в предложении выделяются слова, важные по смыслу.
— Задайте вопрос так, чтобы повышенной интонацией — Ответьте на каждый вопрос? Чем отличаются предложе Старший брат читает сестре сказку? Старший брат читает сестре сказку? Старший брат читает сестре сказку? Старшая сестра читает брату сказку?.
Старшая сестра читает ( Старшая сестра читает брату сказку? — Составьте из слов восклицательные предложения. Старший брат читает сестре сказку! Старшая сестра читает брату сказку! — Составьте из слов побудительные предложения с инто Старший брат, читай сестре сказку! Старшая сестра, прочитай брату сказку! 4. физкультминутка «Цепочка» Учитель-логопед называет предметную картинку (см. Организационный момент) и предлагает детям составить с этим словом предложение из четырех-пяти слов. Учащиеся называют предложение, перекидывая мяч друг другу. 5. Работа с текстом «Карась» Учитель-логопед раздает карточки с текстом «Карась» (см. приложение 1). КАРАСЬ Карась обычно живет в прудах. Зеленая тина покрывает пруд сверху. Но карась любит такие утолки. карась, в, тина, зарываться, день он, ночь, пробираться, к, берег карась, камыш, молодой, там, пробовать — Прочитайте начало рассказа. ТИНА — водоросли, плавающие густой массой в стоячей или малопроточной воде и при оседании образующие вместе с илом вязкое дно. — Сколько предложений вы прочитали? — О ком идет речь в рассказе? — Где обычно живет карась?
— Какие уголки пруда любит карась? — Прочитайте слова для четвертого предложения.
— Когда карась зарывается в тину? (Устное составление из — Прочитайте слова для пятого предложения. — Что он делает ночью? (Устное составление из данных — Прочитайте слова для последнего предложения. — Что там пробует карась? Составьте из данных слов пред — Сколько предложений в этом рассказе? — Прочитайте начало рассказа. Закончите рассказ (устно) — Подберите синоним к слову рассказ. {Текст.) Запомните! Текст — это группа предложений, связанных по смыслу, записанных в строгом порядке. — Запишите заголовок в тетрадь. — Спишите начало рассказа. (Орфографическое чтение и «Предложение» 6 занятие
Проверка. Коллективное обозначение подлежащего и сказуемого в каждом предложении. — Повторите четвертое предложение. — Сколько слов в этом предложении? Назовите 2 (4, 5) сло — Назовите слово, которое нужно написать с заглавной — Подчеркните подлежащее и сказуемое. — Повторите пятое предложение. — Сколько слов в этом предложении? Назовите предлог. — Как мы обозначим начало предложения? Как обозначим Запись предложения (орфографическая диктовка). (Проверка.) — Подчеркните подлежащее и сказуемое. (Проверка.) — Повторите последнее предложение текста. — Сколько слов в этом предложении? Назовите первое Запись предложения (орфографическая диктовка). (Проверка.) — Подчеркните подлежащее и сказуемое. — Составьте графическую схему предложения. Обозначь
Итог занятия — Как называется группа предложений, связанных друг с — Какое задание было самым трудным? (Материал для закрепления вербального синтеза Предложений из слов, данных в начальной форме дан в приложении 1.)
ЗАНЯТИЕ ТЕМА. Составление предложений - полных ответов на во- просы по тексту. ЦЕЛИ: • формировать умение составлять полные ответы на вопросы по тексту, соблюдая правильный порядок слов; • развивать умение распространять предложение; • учить произносить предложения с различной ин . • расширять знания детей о птицах; • развивать слоговый анализ и синтез слов. ОБОРУДОВАНИЕ; предметные картинки по теме «Птицы», карточки с текстами «Ворона», «Коллективная работа» (см. приложение 1), мяч, запись на доске. ХОА ЗАНЯТИЙ! 1. Организационный момент
Рыдают буквы в каждой строчке. — От наших слов — одни кусочки. У всех у нас одно начало И, как назло, оно пропало. Но если вы его найдете, То сразу все слова прочтете. (Я. Пишумо в) — Догадайтесь, какой одинаковый слог пропущен в этих — Сядет тот, кто назовет слова из двух слогов. Все слоги ■Предложение» с 6 занятие
— Сядет тот, кто назовет слово из трех слогов, в котором — Сядет тот, кто назовет слова из двух слогов. Последний — Сядет тот, кто назовет слово из двух слогов. Последний — Сядет тот, кто произнесет по слогам оставшиеся слова.
2. Запись числа, темы занятия 3. Игра «Полный ответ» ■■— Назовите птиц. (Учитель-логопед выставляет предметные картинки (рис. 2): «Утка (дикая)», «Соловей», «Стриж», «Сорока», «Кукушка», «Сова», «Воробей», «Синица», «Дятел», «Журавль», «Лебедь», «Скворец», «Ворона». — Дайте правильный и полный ответ на мой вопрос? Посчитайте количество слов в предложении. На какое дерево садится ворона после дождя? (После дождя ворона садится на мокрое дерево.)
Какая птица любит блестящие вещи? (Сорокалюбит блестящие вещи.) Какая птица подкладывает свои яйца в гнезда других птиц? (Кукушка подкладывает свои яйца в гнезда других птиц.) Какая птица охотится ночью? {Сова охотится ночью.) Какие птицы зимуют в наших краях? (В наших краях зимуют короны, воробьи, сороки, дятлы, синицы.) Какие птицы улетают зимовать в теплые края? (В теплые края улетают зимовать журавли, лебеди, утки, кукушки, соловьи, скворцы.) Какую птицу зовут лесным доктором? (Дятла зовут лесным доктором потому, что он спасает деревья от вредных насекомых.) — Каким был ваш ответ: полным или коротким, кратким? 4. физкультминутка «Кто последний?» — Послушайте предложение. Дополните его одним словом, Птичка вернулась. Птичка вернулась весной. Птичка вернулась ранней весной. Перелетная птичка вернулась ранней весной. 5. Подбор родственных слов по данному образцу. — Отгадайте птицу: [С], потом [Т], потом [Р], потом [И], потом [Ж]. (Стриж.) — Послушайте родственные слова. Стриж — стрижиха, стрижонок, стрижата, стрижиный, стрижик, стрижище, стрижоночек. — Отгадайте загадку. Как лиса среди зверей, Учитель-логопед выставляет предметную картинку «Ворона». «Предложение» 6 занятие
— Подберите родственные слова к слову ворона: Ворона — ворон, вороненок, воронята, вороний, воронье, проворонить... 6. Работа со скороговоркой На доске: ПРОВОРОНИЛАВОРОНАВОРОНЕНКА — Прочитайте. — Что написано? Почему трудно понять? — Запишите предложение правильно, обозначая начало и — Прочитайте записанное предложение с интонацией по — Прочитайте предложение с интонацией восклицания. — Прочитайте предложение с вопросительной интонацией. 7. Работа с текстом «Ворона». Полные ответы на вопросы
Учитель-логопед раздает карточки с текстом «Ворона» (см. приложение 1). ВОРОНА Эта птица знакома всем. У вороны сильные ноги, крупный клюв. Перья у нее обычно серые и черные. Вороны живут повсюду: в лесах, в горах, в пустынях. Много ворон живет в городах. Вороны поедают вредных насекомых и грызунов.
— Послушайте. (Текст читает учитель-логопед.) — Прочитайте. (Читают 1—2 ученика.) — Что мы прочитали? (Текст.) Объясните свой ответ. — О ком идет речь в тексте? — Какую пользу приносят вороны? Прочитайте предложе Вороны поедают вредных насекомых и грызунов. — Сколько слов в этом предложении? (б) — Каким был ваш ответ: полным или кратким?
— Запишите предложение, обозначьте начало и конец — Подчеркните цодлежащее и сказуемое. — Составьте графическую схему предложения. Обозначь — Где живут вороны? Составьте полный ответ. (Учащиеся — Сколько слов в этом предложении? Каким был ваш от — Запишите предложение, обозначьте начало и конец — Подчеркните подлежащее и сказуемое.
— Составьте графическую схему предложения. Обозначь — Пользуясь текстом и своими наблюдениями, устно опиши ( 8. Работа с текстом «Коллективная работа». Полные ответы на вопросы Учитель-логопед раздает карточки с текстом «Коллективная работа» (см. приложение 1). КОЛЛЕКТИВНАЯ РАБОТА Зима. Подмосковное озеро. У лунок сидят любители подводного лова. А на высоких соснах уселись вороны. Что им тут надо? Зачем пожаловали? Вот два рыбака оставили свои лунки. А вороны тут как тут. Одна птица схватила леску и потащила ее. А вторая поддела клювом рыбешку и выбросила ее на лед. Вот и обед готов. ■Предложение» 7 занятие
— Послушайте. (Текст читает учитель-логопед.) ЛУНКА — небольшое углубление в чем-нибудь, ямка. ЛЕСКА — специально обработанная капроновая нить, используемая в технике, в производствах. — Прочитайте выразительно. (Читают 1—2 ученика.) — Что вы прочитали? {Текст.) Объясните свой ответ. — О чем говорится в тексте? (В тексте рассказывается о — Почему текст имеет такой заголовок?
— Послушайте слова: прийти, явиться. — Как называются слова, близкие по смысловому значе — Почему в тексте употреблено слово пожаловать? Объяс — Расскажите, как воронам удалось раздобыть обед? — Какими были ваши ответы: полными или краткими? Итог занятия — Что вы делали сегодня на занятии? — Какими были ваши ответы? — Какой ответ можно считать полным?
ЗАНЯТИЕ ТЕМА. Составление предложений - кратких ответов на во- просы по тексту. ЦЕЛИ: • формировать умения составлять краткие ответы на вопросы по тексту, сопоставлять полные и краткие ответы; : учить обозначать собственные имена существительные заглавными буквами на письме; •• учить подбирать слова-антонимы, упражнять в нормах согласования; • обогащать словарный запас по теме «Семья. Род • развивать слоговый анализ и синтез слов. ОБОРУДОВАНИЕ: карточки с текстом «В цирке» (см. приложение 1), запись на доске. ХОД ЗАНЯТИЯ; 1. Организационный момент. На доске:
КО или СА — локольчик — поги — молеты — рова — рафаны — нюшня — Прочитайте слова, вставляя вместо черточки пропущен — Сядет тот, кто правильно произнесет слово по слогам,
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|