Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Голосом в предложении выделяются слова, важные по смыслу.




— Задайте вопрос так, чтобы повышенной интонацией
было выделено 3 (4, 5) слово предложения.

— Ответьте на каждый вопрос? Чем отличаются предложе­
ния-ответы?

Старший брат читает сестре сказку? Старший брат читает сестре сказку? Старший брат читает сестре сказку? Старшая сестра читает брату сказку?.

[сказку?

Старшая сестра читает (

Старшая сестра читает брату сказку?

— Составьте из слов восклицательные предложения.
Сколько предложений можно составить? Голосом передайте
интонацию конца предложения.

Старший брат читает сестре сказку! Старшая сестра читает брату сказку!

— Составьте из слов побудительные предложения с инто­
нацией восклицания. Сколько предложений можно соста­
вить? Голосом передайте интонацию конца предложения.

Старший брат, читай сестре сказку! Старшая сестра, прочитай брату сказку!

4. физкультминутка «Цепочка»

Учитель-логопед называет предметную картинку (см. Ор­ганизационный момент) и предлагает детям составить с этим словом предложение из четырех-пяти слов. Учащиеся назы­вают предложение, перекидывая мяч друг другу.


5. Работа с текстом «Карась»

Учитель-логопед раздает карточки с текстом «Карась» (см. приложение 1).

КАРАСЬ

Карась обычно живет в прудах. Зеленая тина покрыва­ет пруд сверху. Но карась любит такие утолки.

карась, в, тина, зарываться, день

он, ночь, пробираться, к, берег

карась, камыш, молодой, там, пробовать

— Прочитайте начало рассказа.
Уточнение лексического значения:

ТИНА — водоросли, плавающие густой массой в стоячей или малопроточной воде и при оседании образующие вместе с илом вязкое дно.

— Сколько предложений вы прочитали?

— О ком идет речь в рассказе?

— Где обычно живет карась?

— Какие уголки пруда любит карась?

— Прочитайте слова для четвертого предложения.

 

— Когда карась зарывается в тину? (Устное составление из
данных слов предложения-ответа.)

— Прочитайте слова для пятого предложения.

— Что он делает ночью? (Устное составление из данных
слов предложения-ответа.)

— Прочитайте слова для последнего предложения.

— Что там пробует карась? Составьте из данных слов пред­
ложение-ответ.

— Сколько предложений в этом рассказе?

— Прочитайте начало рассказа. Закончите рассказ (устно)
составленными предложениями. (2—3 ученика).

— Подберите синоним к слову рассказ. {Текст.)

Запомните! Текст — это группа предложений, связанных по смыслу, записанных в строгом порядке.

— Запишите заголовок в тетрадь.

— Спишите начало рассказа. (Орфографическое чтение и
диктовка предложений учениками по цепочке.)



«Предложение»


6 занятие


 


Проверка. Коллективное обозначение подлежащего и ска­зуемого в каждом предложении.

— Повторите четвертое предложение.

— Сколько слов в этом предложении? Назовите 2 (4, 5) сло­
во предложения.

— Назовите слово, которое нужно написать с заглавной
буквы? Почему? Запись предложения (орфографическая дик­
товка). (Проверка.)

— Подчеркните подлежащее и сказуемое.

— Повторите пятое предложение.

— Сколько слов в этом предложении? Назовите предлог.

— Как мы обозначим начало предложения? Как обозначим
конец предложения?

Запись предложения (орфографическая диктовка). (Про­верка.)

— Подчеркните подлежащее и сказуемое. (Проверка.)

— Повторите последнее предложение текста.

— Сколько слов в этом предложении? Назовите первое
(второе) слово предложения.

Запись предложения (орфографическая диктовка). (Про­верка.)

— Подчеркните подлежащее и сказуемое.

— Составьте графическую схему предложения. Обозначь­
те интонацию конца предложения.

Итог занятия

— Как называется группа предложений, связанных друг с
другом по смыслу и записанных в строгом порядке? (Текст.)

— Какое задание было самым трудным?

(Материал для закрепления вербального синтеза Предложе­ний из слов, данных в начальной форме дан в приложении 1.)


 

ЗАНЯТИЕ

ТЕМА. Составление предложений - полных ответов на во-

просы по тексту.

ЦЕЛИ: формировать умение составлять полные ответы

на вопросы по тексту, соблюдая правильный по­рядок слов;

• развивать умение распространять предложение;

• учить произносить предложения с различной ин­
тонацией;

. • расширять знания детей о птицах;

• развивать слоговый анализ и синтез слов.

ОБОРУДОВАНИЕ; предметные картинки по теме «Птицы», карточки с текстами «Ворона», «Коллективная работа» (см. приложение 1), мяч, запись на доске.

ХОА ЗАНЯТИЙ!

1. Организационный момент

 

На доске:    
  — ЖА — ЧАН
  — РАБЛИК — ЛЕНО
  — РОБКА — ЗА
  — ТИК — РЕНЬ

Рыдают буквы в каждой строчке. — От наших слов — одни кусочки. У всех у нас одно начало И, как назло, оно пропало. Но если вы его найдете, То сразу все слова прочтете.

(Я. Пишумо в)

— Догадайтесь, какой одинаковый слог пропущен в этих
словах. Прочитайте слова.

— Сядет тот, кто назовет слова из двух слогов. Все слоги
слова заканчиваются на гласную. (Кожа. Коза.)


■Предложение»


с


6 занятие


 


Сядет тот, кто назовет слово из трех слогов, в котором
все слоги заканчиваются на гласную. (Колено.)

— Сядет тот, кто назовет слова из двух слогов. Последний
согласный слова звучит твердо. (Котик, кочан.)

— Сядет тот, кто назовет слово из двух слогов. Последний
согласный слова звучит мягко. (Корень.)

— Сядет тот, кто произнесет по слогам оставшиеся слова.
(Кораблик, коробка.)

 

2. Запись числа, темы занятия

3. Игра «Полный ответ»

■■— Назовите птиц. (Учитель-логопед выставляет предмет­ные картинки (рис. 2): «Утка (дикая)», «Соловей», «Стриж», «Сорока», «Кукушка», «Сова», «Воробей», «Синица», «Дя­тел», «Журавль», «Лебедь», «Скворец», «Ворона».

— Дайте правильный и полный ответ на мой вопрос? По­считайте количество слов в предложении.

На какое дерево садится ворона после дождя? (После дождя ворона садится на мокрое дерево.)

Какая птица любит блестящие вещи? (Сорокалюбит блестящие вещи.)

Какая птица подкладывает свои яйца в гнезда других птиц? (Кукушка подкладывает свои яйца в гнезда других птиц.)


Какая птица охотится ночью? {Сова охотится ночью.)

Какие птицы зимуют в наших краях? (В наших краях зимуют короны, воробьи, сороки, дятлы, синицы.)

Какие птицы улетают зимовать в теплые края? (В теплые края улетают зимовать журавли, лебеди, утки, кукушки, соловьи, скворцы.)

Какую птицу зовут лесным доктором? (Дятла зовут лесным доктором потому, что он спасает деревья от вредных насекомых.)

— Каким был ваш ответ: полным или коротким, кратким?
Объясните свой ответ.

4. физкультминутка «Кто последний?»

— Послушайте предложение. Дополните его одним словом,
перекидывайте мяч друг другу. Выигрывает тот, кто приду­
мает самое последнее слово к предложению и повторит всю
фразу правильно.

Птичка вернулась.

Птичка вернулась весной.

Птичка вернулась ранней весной.

Перелетная птичка вернулась ранней весной.

5. Подбор родственных слов по данному образцу.
Словарная работа

— Отгадайте птицу:

[С], потом [Т], потом [Р], потом [И], потом [Ж]. (Стриж.)

— Послушайте родственные слова.

Стриж — стрижиха, стрижонок, стрижата, стрижиный, стрижик, стрижище, стрижоночек.

— Отгадайте загадку.

Как лиса среди зверей,
Эта птица всех хитрей.
Прячется в зеленых кронах,
А зовут ее...... {ворона).

Учитель-логопед выставляет предметную картинку «Во­рона».


«Предложение»


6 занятие


 


— Подберите родственные слова к слову ворона:

Ворона — ворон, вороненок, воронята, вороний, воронье, прово­ронить...

6. Работа со скороговоркой

На доске: ПРОВОРОНИЛАВОРОНАВОРОНЕНКА

— Прочитайте.

— Что написано? Почему трудно понять?

— Запишите предложение правильно, обозначая начало и
конец предложения.

— Прочитайте записанное предложение с интонацией по­
вествования.

— Прочитайте предложение с интонацией восклицания.

— Прочитайте предложение с вопросительной интонацией.

7. Работа с текстом «Ворона». Полные ответы на вопросы

Учитель-логопед раздает карточки с текстом «Ворона» (см. приложение 1).

ВОРОНА

Эта птица знакома всем. У вороны сильные ноги, круп­ный клюв. Перья у нее обычно серые и черные.

Вороны живут повсюду: в лесах, в горах, в пустынях. Много ворон живет в городах. Вороны поедают вредных насекомых и грызунов.


 

— Послушайте. (Текст читает учитель-логопед.)

— Прочитайте. (Читают 1—2 ученика.)

— Что мы прочитали? (Текст.) Объясните свой ответ.

— О ком идет речь в тексте?

— Какую пользу приносят вороны? Прочитайте предложе­
ние-ответ.

Вороны поедают вредных насекомых и грызунов.

— Сколько слов в этом предложении? (б)

— Каким был ваш ответ: полным или кратким?

 

— Запишите предложение, обозначьте начало и конец
предложения (орфографическая диктовка ученика.)

— Подчеркните цодлежащее и сказуемое.

— Составьте графическую схему предложения. Обозначь­
те интонацию конца предложения.

— Где живут вороны? Составьте полный ответ. (Учащиеся
самостоятельно составляют полный ответ.)

— Сколько слов в этом предложении? Каким был ваш от­
пет: полным или кратким?

— Запишите предложение, обозначьте начало и конец
предложения (орфографическая диктовка, обратить внима­
ние на постановку знаков препинания.)

— Подчеркните подлежащее и сказуемое.

 

— Составьте графическую схему предложения. Обозначь­
те интонацию конца предложения.

— Пользуясь текстом и своими наблюдениями, устно опиши­
те ворону. (Учитель-логопед редактирует предложения детей.)

(

8. Работа с текстом «Коллективная работа». Полные ответы на вопросы

Учитель-логопед раздает карточки с текстом «Коллектив­ная работа» (см. приложение 1).

КОЛЛЕКТИВНАЯ РАБОТА

Зима. Подмосковное озеро. У лунок сидят любители подводного лова. А на высоких соснах уселись вороны. Что им тут надо? Зачем пожаловали? Вот два рыбака оста­вили свои лунки. А вороны тут как тут. Одна птица схвати­ла леску и потащила ее. А вторая поддела клювом рыбеш­ку и выбросила ее на лед. Вот и обед готов.


■Предложение»


7 занятие


 


— Послушайте. (Текст читает учитель-логопед.)
Уточнение лексического значения слов (можно предло­
жить учащимся самостоятельно уточнить лексическое значе­
ние слов, используя толковый словарь):

ЛУНКА — небольшое углубление в чем-нибудь, ямка. ЛЕСКА — специально обработанная капроновая нить, ис­пользуемая в технике, в производствах.

— Прочитайте выразительно. (Читают 1—2 ученика.)

— Что вы прочитали? {Текст.) Объясните свой ответ.

— О чем говорится в тексте? (В тексте рассказывается о
том, как
...)

— Почему текст имеет такой заголовок?

— Послушайте слова: прийти, явиться.

— Как называются слова, близкие по смысловому значе­
нию? Найдите в тексте слово-синоним. (Пожаловать.)

— Почему в тексте употреблено слово пожаловать? Объяс­
ните выбор автора.

— Расскажите, как воронам удалось раздобыть обед?

— Какими были ваши ответы: полными или краткими?

Итог занятия

— Что вы делали сегодня на занятии?

— Какими были ваши ответы?

— Какой ответ можно считать полным?


 

ЗАНЯТИЕ

ТЕМА. Составление предложений - кратких ответов на во-

просы по тексту.

ЦЕЛИ: • формировать умения составлять краткие ответы

на вопросы по тексту, сопоставлять полные и крат­кие ответы;

: учить обозначать собственные имена существи­тельные заглавными буквами на письме; •• учить подбирать слова-антонимы, упражнять в нормах согласования;

• обогащать словарный запас по теме «Семья. Род­
ственники»;

• развивать слоговый анализ и синтез слов.

ОБОРУДОВАНИЕ: карточки с текстом «В цирке» (см. приложение 1), запись на доске.

ХОД ЗАНЯТИЯ;

1. Организационный момент.

На доске:

ЗЫ или ПИ пу — ри цара — на кра — ва му — ка. рас — сание на — вать

КО или СА

— локольчик

— поги

— молеты

— рова

— рафаны

— нюшня


— Прочитайте слова, вставляя вместо черточки пропущен­
ный слог.

— Сядет тот, кто правильно произнесет слово по слогам,
отхлопывая каждый слог.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...