Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопросительные предложения. Вопросительный знак




Стерегут нас загадки и тайны вокруг, А ответ не дается никак, И волнуется рядом ваш искренний друг, Ваш слуга — вопросительный знак. Я с ленивым незнайкой без дела грущу, С почемучкой — волшебник и маг: Я ответ хоть на дне, хоть в огне отыщу — Вот каков вопросительный знак! Задает он всем вопросы:

— Кто?
-Куда?

— Откуда?

— Как?

(С.Я. Маршак)

Какие еще вопросительные слова вы знаете?

На доске:

Кого ты обгоняешь, дождь? Куда по звонкой крыше скачешь? И с кем ты под руку идешь? И по какой причине плачешь?

(В. Боков)

Послушайте стихотворение. (Читает учитель-логопед.)

Сколько предложений в стихотворении?

Почему в этом стихотворении все предложения с вопро­
сительным знаком?

Назовите вопросительные слова в каждом предложении?

Прочитайте выразительно стихотворение, проследите за
интонацией голоса к концу каждого предложения? (Интона­
ция повышения голоса.)


Учитель-логопед делает вывод, выставляя опорную таблицу

I.____ Л?

вопросительное предложение

Бели в предложении содержится вопрос, а голос к концу предложения повышается, то в конце предложения ставится вопросительный знак — такое предложение называется воп­росительным.

— Запишите второе вопросительное предложение стихот­ворения, обозначая начало и конец предложения. (Коллек­тивное составление и запись схемы предложения.)

Физкультминутка

Вращение корпусом вправо и влево
Прыжки на месте. Ходьба на месте. Дети садятся за парты.

Сильный ветер сосны крутит, Словно самый тонкий прутик. Елки ветер клонит тоже. Мы с тобой на них похожи. Вот по веткам белка мчится. Белка ветра не боится. Белка прыгает так ловко, Ведь во всем нужна сноровка. А куда медведь идет? Ищет ягоды и мед. Ну а нам пора садиться И учиться, не лениться.

Вспомните из стихотворения физкультминутки вопро­
сительное предложение. (А куда медведь идет?)

Вспомните из стихотворения физкультминутки повес­
твовательное предложение, которое дает ответ на вопрос.
(Ищет ягоды и мед.)

7. Восклицательные, побудительные предложения. Восклица­тельный знак

В предложении стою я для того,

Чтоб выразить волнение, тревогу, восхищение, победу, торжество.

Не зря я от рождения противник тишины.,


«Предложение»


2-3 занятие


 


Где я, те предложения с особым выражением Произносить должны!

(С. Маршак)

На доске:

Как богат русский язык! Как много в нем метких слов! Внимательно изучайте русский язык!

— Послушайте предложения.

— Сколько предложений я прочитала?

— С каким чувством произносятся предложения? (С чувс­
твом гордости, с призывом.)

— Прочитайте предложения, передайте голосом нужную
интонацию предложений. Как это сделать? (Интонация по­
вышения голоса к концу предложения.)

— Какой знак обозначает конец предложений?

— Прочитайте первое предложение, проследите за инто­
нацией голоса к концу предложения? (Интонация повыше­
ния голоса.)


восклицательное предложение

Учитель-логопед делает вывод, выставляя опорную таблицу.

Если предложение произносится с сильным чувством или содержит призыв, а голос к концу предложения повышается, то в конце предложения ставится восклицательный знак — та­кое предложение называется восклицательным.

— Запишите восклицательное предложение, обозначая на­
чало и конец предложения. (Коллективное составление и за­
пись схемы предложения.)

— Прочитайте предложение, которое побуждает, подтал­
кивает к действию. (Внимательное изучайте русский язык\)

— К чему побуждает предложение?

— Как побуждает предложение к действию, спокойно или
с сильным чувством?

— Закончите мое предложение:

Предложение произносится с сильным чувством, с призывом, поэ­
тому конец предложения обозначает.......................... (восклицательный знак).

— Закончите мое предложение:

По цели высказывания это предложение —....................... (побудительное).


Учитель-логопед делает вывод:

Предложение. Внимательно изучайте русский язык! — по интонации — ВОСКЛИЦАТЕЛЬНОЕ, по цели высказыва­ния — ПОБУДИТЕЛЬНОЕ.

— Запишите побудительное предложение, обозначая нача­
ло и конец предложения. (Коллективное составление и запись
схемы предложения.)

Работа с текстом

На доске:

Кто такие космонавты Космонавты — покорители космоса Как много полезного сделали космонавты для человечества

— Прочитайте. Что записано на доске? (Предложения.
Текст.)
Докажите.

— Сколько предложений записано? Объясните свой ответ.

— Прочитайте предложения про себя.

— Прочитайте предложение, в котором содержится воп­
рос. Передайте голосом интонацию конца предложения.

— Какой знак препинания должен обозначать конец пред­
ложения?

— Как называется это предложение?

— Прочитайте предложение, в котором содержится ответ
на вопрос.

Передайте голосом интонацию конца предложения.

— Какой знак препинания должен обозначать конец пред­
ложения?

— Как называется это предложение?

— Прочитайте предложение, которое нужно произносить с
сильным чувством.

Передайте голосом интонацию конца предложения.

— Какой знак препинания должен обозначать конец пред­
ложения?

— Как называется это предложение?

— Прочитайте выразительно все предложения.

— Запишите предложения в тетрадь. Обозначьте начало и
конец каждого предложения.

— Проверьте свою работу. Прочитайте предложения, пере­
давая голосом интонацию конца предложения (1—2 ученика).

— Прочитайте повествовательное предложение.
(Коллективное записывание схемы повествовательного пред­
ложения, с обозначением интонации конца предложения.)


       
   
 
 


«Предложение»


2-3 занятие


 


— Прочитайте восклицательное предложение.
(Коллективное записывание схемы восклицательного пред­
ложения, с обозначением интонации конца предложения.)

— Прочитайте вопросительное предложение.
(Коллективное записывание схемы вопросительного пред­
ложения, с обозначением интонации конца предложения.)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...