Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

. тр̣тӣях̣ пāдaх̣.1.




॥ त ृ त ी य ः प ा द ः ॥

.. тр̣ тӣ ях̣ пā дaх̣ .. 1.

Раздел 3

Тема 1: Обителью небес, земли и т. д. является Брахман

 

द ् य ु भ ् व ा द ् य ा य त न ं स ् व श ब ् द ा त ् ॥ १. ३. १ ॥

дьюбхвā дйā ятaнaм̣ свaш́ aбдā т.. 1. 3. 1..

I. 3. 1 (64) Обитель небес, земли и т. д. [– Брахман, ] вследствие термина " собственное", т. е. " я".

म ु क ् त ो प स ृ प ् य व ् य प द े श ा त ् ॥ १. ३. २ ॥

муктoпaср̣ пьявьяпaдeш́ ā т.. 1. 3. 2..

I. 3. 2 (65) Вследствие утверждения [в священных писаниях], что То должно быть достигнуто освобождёнными.

न ा न ु म ा न म त च ् छ ब ् द ा त ् ॥ १. ३. ३ ॥

нā нумā нaмaтaччхaбдā т.. 1. 3. 3..

I. 3. 3 (66) [Обитель небес и т. д. ] не является то, что выводится путём умозаключения, т. е. прадхана, поскольку нет термина, указывающего на неё.

प ् र ा ण भ ृ च ् च ॥ १. ३. ४ ॥

прā н̣ aбхр̣ ччa.. 1. 3. 4..

I. 3. 4 (67) Равно как это и [не] индивидуальная душа (джива).

भ े द व ् य प द े श ा त ् ॥ १. ३. ५ ॥

бхeдaвьяпaдeш́ ā т.. 1. 3. 5..

I. 3. 5 (68) [Также] вследствие утверждения о различии [между] индивидуальной душой и обителью небес и т. д.

प ् र क र ण ा त ् ॥ १. ३. ६ ॥

прaкaрaн̣ ā т.. 1. 3. 6..

I. 3. 6 (69) Вследствие обсуждаемого предмета.

स ् थ ि त ् य द न ा भ ् य ा ं च ॥ १. ३. ७ ॥

стхитьядaнā бхйā м̣ чa.. 1. 3. 7..

I. 3. 7 (70) И вследствие двух состояний – пребывания непривязанным и поедания, [из которых первое характеризует высшую Сущность, а второе – индивидуальную душу].

 

Тема 2: Бхума – это Брахман

 

भ ू म ा स म ् प ् र स ा द ा द ध ् य ु प द े श ा त ् ॥ १. ३. ८ ॥

бхӯ мā сaмпрaсā дā дaдхьюпaдeш́ ā т.. 1. 3. 8..

I. 3. 8 (71) Бхума [– это Брахман, ] ибо о нём учат после поучения о состоянии глубокого сна (т. е. после праны, или жизненного дыхания, которое остаётся активным даже в этом состоянии).

ध र ् म ो प प त ् त े श ् च ॥ १. ३. ९ ॥

дхaрмoпaпaттeш́ чa.. 1. 3. 9..

I. 3. 9 (72) И вследствие того, что [приводимые в писаниях присущие Бхуме] атрибуты свойственны [только Парабрахману].

 

Тема 3: Акшара – это Брахман

 

अ क ् ष र म म ् ब र ा न ् त ध ृ त े ः ॥ १. ३. १ ० ॥

aкш̣ aрaмaмбaрā нтaдхр̣ тeх̣ .. 1. 3. 10..

I. 3. 10 (73) Непреходящее [– Брахман], вследствие поддержания [Им] всего вплоть до акаши [пространства].

स ा च प ् र श ा स न ा त ् ॥ १. ३. १ १ ॥

сā чa прaш́ ā сaнā т.. 1. 3. 11..

I. 3. 11 (74) Это [поддержание] вследствие владычества, [присущего Непреходящему, может быть проявлением только всевышней Сущности, а не прадханы].

अ न ् य भ ा व व ् य ा व ृ त ् त े श ् च ॥ १. ३. १ २ ॥

aньябхā вaвйā вр̣ ттeш́ чa.. 1. 3. 12..

I. 3. 12 (75) И вследствие [шрути], отделяющих [Акшару (Непреходящее)] от этого, природа отлична [от Брахмана].

 

Тема 4: высшая Личность, на которую следует медитировать, – это высший Брахман

 

ई क ् ष त ि क र ् म व ् य प द े श ा त ् स ः ॥ १. ३. १ ३ ॥

ӣ кш̣ aтикaрмaвьяпaдeш́ ā тсaх̣ .. 1. 3. 13..

I. 3. 13 (76) Вследствие упоминания о Нём как об объекте созерцания, Тот, [на которого следует медитировать – Брахман].

 

Тема 5: дахра (" малый акаша" ) – это Брахман

 

द ह र उ त ् त र े भ ् य ः ॥ १. ३. १ ४ ॥

дaхaрa уттaрeбхьях̣ .. 1. 3. 14..

I. 3. 14 (77) Малый [эфир (дахра) – акаша – это Брахман], вследствие последующих доводов (утверждений).

ग त ि श ब ् द ा भ ् य ा ं त थ ा ह ि द ृ ष ् ट ं ल ि ङ ् ग ं च ॥ १. ३. १ ५ ॥

гaтиш́ aбдā бхйā м̣ тaтхā хи др̣ ш̣ т̣ aм̣ лин̇ гaм̣ чa.. 1. 3. 15..

I. 3. 15 (78) Малая акаша [эфир, или пространство] – Брахман, вследствие действия вхождения [в Брахман] и слова [брахма-лока]; ибо так это видно (т. е. вхождение индивидуальных душ в Брахман) в других текстах шрути; и это ежедневное вхождение душ в Брахман [во время глубокого сна] есть знак, [посредством которого мы можем истолковать слово " брахма-лока" ].

ध ृ त े श ् च म ह ि म ् न ो ऽ स ् य ा स ् म ि न ् न ु प ल ब ् ध े ः ॥ १. ३. १ ६ ॥

дхр̣ тeш́ чa мaхимнo'сйā сминнупaлaбдхeх̣ .. 1. 3. 16..

I. 3. 16 (79) Кроме того, и вследствие [приписываемого ему] поддерживания также малый акаша должен быть Брахманом, поскольку такое величие наблюдаемо в этом [Брахмане только, согласно другим отрывкам писаний].

प ् र स ि द ् ध े श ् च ॥ १. ३. १ ७ ॥

прaсиддхeш́ чa.. 1. 3. 17..

I. 3. 17 (80) Также вследствие хорошо известного значения [акаши как Брахмана малая акаша – это Брахман].

इ त र प र ा म र ् श ा त ् स इ त ि च े न ् न ा स म ् भ व ा त ् ॥ १. ३. १ ८ ॥

итaрaпaрā мaрш́ ā тсa ити чeннā сaмбхaвā т.. 1. 3. 18..

I. 3. 18 (81) Если будет сказано, что имеется в виду кто-то другой (т. е. индивидуальная душа) вследствие упоминания о нём [в дополнительном тексте, то мы скажем, что это] не так вследствие невозможности.

उ त ् त र ा च ् च े द ा व ि र ् भ ू त स ् व र ू प स ् त ु ॥ १. ३. १ ९ ॥

уттaрā ччeдā вирбхӯ тaсвaрӯ пaсту.. 1. 3. 19..

I. 3. 19 (82) Если будет сказано, что по следующим текстам [имеется в виду индивидуальная душа, то мы скажем, что], если говорить более точно, [там упоминается индивидуальная душа в том смысле], когда проявилась её истинная природа [– неотличная от Брахмана].

अ न ् य ा र ् थ श ् च प र ा म र ् श ः ॥ १. ३. २ ० ॥

aнйā ртхaш́ чa пaрā мaрш́ aх̣ .. 1. 3. 20..

I. 3. 20 (83) И упоминание [индивидуальной души] – для иной цели.

अ ल ् प श ् र ु त े र ि त ि च े त ् त द ु क ् त म ् ॥ १. ३. २ १ ॥

aлпaш́ рутeрити чeттaдуктaм.. 1. 3. 21..

I. 3. 21 (84) Если будет сказано, что вследствие утверждения в шрути малости [эфира может иметься в виду не Брахман, то мы скажем, что] это уже объяснялось.

 

Тема 6: всё сияет благодаря Брахману

 

अ न ु क ृ त े स ् त स ् य च ॥ १. ३. २ २ ॥

aнукр̣ тeстaсья чa.. 1. 3. 22..

I. 3. 22 (85) Из-за действия вслед Его, [т. е. сияния в результате сияния Того, из-за Которого, как считают, сияют солнце, луна и т. д., – всевышней Сущности – Брахмана] и [потому что] Его [светом всё остальное освещается].

अ प ि च स ् म र ् य त े ॥ १. ३. २ ३ ॥

aпи чa смaрьятe.. 1. 3. 23..

I. 3. 23 (86) Кроме того, в смрити также говорится [о Нём, т. е. Брахмане, как о свете вселенной].

 

Тема 7: существо размером с большой палец – это Брахман

 

श ब ् द ा द े व प ् र म ि त ः ॥ १. ३. २ ४ ॥

ш́ aбдā дeвa прaмитaх̣ .. 1. 3. 24..

I. 3. 24 (87) Из-за самого слова [" Господь", прилагаемого к Нему], измеряемое [размером большого пальца – это Брахман].

ह ृ द ् य प े क ् ष य ा त ु म न ु ष ् य ा ध ि क ा र त ् व ा त ् ॥ १. ३. २ ५ ॥

хр̣ дьяпeкш̣ aйā ту мaнуш̣ йā дхикā рaтвā т.. 1. 3. 25..

I. 3. 25 (88) Но в связи с упоминанием сердца [наивысший Брахман, как считают, имеет размер большого пальца], поскольку только человек имеет право [на изучение Вед, практику медитации и достижение самореализации].

 

Тема 8: дэвы (боги) также имеют возможность изучать Веды и медитировать на Брахмана

 

त द ु प र ् य प ि ब ा द र ा य ण ः स ं भ व ा त ् ॥ १. ३. २ ६ ॥

тaдупaрьяпи бā дaрā ян̣ aх̣ сaм̣ бхaвā т.. 1. 3. 26..

I. 3. 26 (89) Также и [существа] выше их (т. е. людей) [имеют право на изучение и практику Вед] вследствие возможности [для этого], согласно Бадараяне.

व ि र ो ध ः क र ् म ण ी त ि च े न ् न ा न े क प ् र त ि प त ् त े र ् द र ् श न ा त ् ॥ १. ३. २ ७ ॥

вирoдхaх̣ кaрмaн̣ ӣ ти чeннā нeкaпрaтипaттeрдaрш́ aнā т.. 1. 3. 27..

I. 3. 27 (90) Если будет сказано, что [телесность богов влечёт] противоречие жертвоприношениям; [то мы скажем, что это] не так, ибо в [в священных писаниях] мы обнаруживаем принятие [богами] многих [форм в одно и то же время].

श ब ् द इ त ि च े न ् न ा त ः प ् र भ व ा त ् प ् र त ् य क ् ष ा न ु म ा न ा भ ् य ा म ् ॥ १. ३. २ ८ ॥

ш́ aбдa ити чeннā тaх̣ прaбхaвā тпрaтьякш̣ ā нумā нā бхйā м.. 1. 3. 28..

I. 3. 28 (91) Если будет сказано, [что возникнет противоречие] в отношении слова, [то мы скажем, что это] не так, ибо [мир (вселенная)] возникает [из слова], как известно из непосредственного восприятия (шрути) и умозаключения (смрити).

अ त ए व च न ि त ् य त ् व म ् ॥ १. ३. २ ९ ॥

aтa eвa чa нитьятвaм.. 1. 3. 29..

I. 3. 29 (92) Из этого же следует вечность [Вед].

स म ा न न ा म र ू प त ् व ा च ् च ा व ृ त ् त ा व प ् य व ि र ो ध ो द र ् श न ा त ् स ् म ृ त े श ् च ॥ १. ३. ३ ० ॥

сaмā нaнā мaрӯ пaтвā ччā вр̣ ттā вaпьявирoдхo дaрш́ aнā тсмр̣ тeш́ чa.. 1. 3. 30..

I. 3. 30 (93) Вследствие подобия имён и форм (" нама" и " рупа" ) в каждом новом цикле нет противоречия [в отношении вечности слов Вед] даже при наступлении очередных циклов мироздания, как видно из шрути и смрити.

म ध ् व ा द ि ष ् व स म ् भ व ा द न ध ि क ा र ं ज ै म ि न ि ः ॥ १. ३. ३ १ ॥

мaдхвā диш̣ вaсaмбхaвā дaнaдхикā рaм̣ джaиминих̣ .. 1. 3. 31..

I. 3. 31 (94) Вследствие невозможности [для богов совершать] мадху-видью (" наука сладости", название мистической доктрины) и т. д. Джаймини [полагает, что у богов] нет возможности [ни для упасаны (связанной с поклонением религиозной практики), ни для Брахма-видьи, или познания своей высшей Сущности].

ज ् य ो त ि ष ि भ ा व ा च ् च ॥ १. ३. ३ २ ॥

джйoтиш̣ и бхā вā ччa.. 1. 3. 32..

I. 3. 32 (95) И [боги не обладают возможностями для разных форм видьи], потому что [слова " солнце", " луна" и т. д., обозначающие соответствующих богов], используются в смысле простых сфер света (джйотиши).

भ ा व ं त ु ब ा द र ा य ण ो ऽ स ् त ि ह ि ॥ १. ३. ३ ३ ॥

бхā вaм̣ ту бā дaрā ян̣ o'сти хи.. 1. 3. 33..

I. 3. 33 (96) Но Бадараяна, с другой стороны, [полагает], что существует [возможность для богов изучать Брахма-видью]; ведь есть [тексты, указывающие, что тела, желания и т. д. – дающие способность к постижению Брахма-видьи – существуют и у богов].

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...