Тема 5: творец солнца, луны и т. д. – это Брахман, а не прана и не индивидуальная душа
Тема 5: творец солнца, луны и т. д. – это Брахман, а не прана и не индивидуальная душа ज ग द ् व ा च ि त ् व ा त ् ॥ १. ४. १ ६ ॥ джaгaдвā читвā т.. 1. 4. 16.. I. 4. 16 (122) [Тот, Кто действует подобным образом – это Брахман], поскольку [" действие" ] обозначает мир (джагат). ज ी व म ु ख ् य प ् र ा ण ल ि ङ ् ग न ् न े त ि च े त ् त द ् व ् य ा ख ् य ा त म ् ॥ १. ४. १ ७ ॥ джӣ вaмукхьяпрā н̣ aлин̇ гaннeти чeттaдвйā кхйā тaм.. 1. 4. 17.. I. 4. 17 (123) Если будет сказано, что вследствие признаков дживы (индивидуальной души) и главной праны [Брахман] не [указывается словом " материя" в тексте, то мы скажем, что это] уже объяснялось. अ न ् य ा र ् थ ं त ु ज ै म ि न ि ः प ् र श ् न व ् य ा ख ् य ा न ा भ ् य ा म प ि च ै व म े क े ॥ १. ४. १ ८ ॥ aнйā ртхaм̣ ту джaиминих̣ прaш́ нaвйā кхйā нā бхйā мaпи чaивaмeкe.. 1. 4. 18.. I. 4. 18 (124) Но Джаймини полагает, что [указание на индивидуальную душу в тексте] имеет другую цель, вследствие вопроса и ответа; кроме того, так же и некоторые [ваджасанейины толкуют свои тексты].
Тема 6: Атман в Брихадараньяка-упанишаде II. 4. 5, который можно узреть посредством слушания и т. д., – это Брахман, а не дживатма
व ा क ् य ा न ् व य ा त ् ॥ १. ४. १ ९ ॥ вā кйā нвaйā т.. 1. 4. 19.. I. 4. 19 (125) [Дживатму (высшее Я), т. е. Брахман, следует зрить, слышать и т. д. ] вследствие совместного значения изречений.
प ् र त ि ज ् ञ ा स ि द ् ध े र ् ल ि ङ ् ग म ा श ् म र थ ् य ः ॥ १. ४. २ ० ॥ прaтиджн̃ ā сиддхeрлин̇ гaмā ш́ мaрaтхьях̣ .. 1. 4. 20.. I. 4. 20 (126) [Тот факт, что о дживатме (индивидуальной душе) учат как об объекте осознания – это] отличительный признак, который служит доказательством суждения; так полагает Ашмаратхйа. उ त ् क ् र म ि ष ् य त ए व म ् भ ा व ा द ि त ् य ौ ड ु ल ो म ि ः ॥ १. ४. २ १ ॥ уткрaмиш̣ йaтa eвaмбхā вā дитьяуд̣ улoмих̣ .. 1. 4. 21.. I. 4. 21 (127) [Первоначальное утверждение отождествляет индивидуальную душу с Брахманом, или всевышней Сущностью], поскольку душа, когда оставит [тело], такова (т. е. едина с всевышней Сущностью); так полагает Аудуломи. अ व स ् थ ि त े र ि त ि क ा श क ृ त ् स ् न ः ॥ १. ४. २ २ ॥ aвaстхитeрити кā ш́ aкр̣ тснaх̣ .. 1. 4. 22.. I. 4. 22 (128) [Первоначальное утверждение сделано], поскольку [всевышняя Сущность] существует в состоянии [индивидуальной души]; так полагает мудрец Кашакритсна.
Тема 7: Брахман – и действующая, и материальная причина (пракрити) प ् र क ृ त ि श ् च प ् र त ि ज ् ञ ा द ृ ष ् ट ा न ् त ा न ु प र ो ध ा त ् ॥ १. ४. २ ३ ॥ прaкр̣ тиш́ чa прaтиджн̃ ā др̣ ш̣ т̣ ā нтā нупaрoдхā т.. 1. 4. 23.. I. 4. 23 (129) [Брахман –] также и материальная (наряду с действующей) причина [пракрити] вследствие [этой точки зрения], не находящейся в противоречии с суждением и примерами, [приводимыми в шрути]. अ भ ि ध ् य ो प द े श ा च ् च ॥ १. ४. २ ४ ॥
aбхидхйoпaдeш́ ā ччa.. 1. 4. 24.. I. 4. 24 (130) Вследствие утверждения о воле или размышлении (" абхидхйа" ) [всевышней Сущности сотворять эта Сущность – материальная причина]. स ा क ् ष ा च ् च ो भ य ा म ् न ा न ा त ् ॥ १. ४. २ ५ ॥ сā кш̣ ā ччoбхaйā мнā нā т.. 1. 4. 25.. I. 4. 25 (131) И поскольку в шрути говорится, что для и того и другого (возникновения и растворения вселенной) Брахман является их материальной причиной. आ त ् म क ृ त े ः प र ि ण ा म ा त ् ॥ १. ४. २ ६ ॥ ā тмaкр̣ тeх̣ пaрин̣ ā мā т.. 1. 4. 26.. I. 4. 26 (132) [Брахман – материальная причина мира], поскольку Он создал Себя Сам, проходя через изменение. य ो न ि श ् च ह ि ग ी य त े ॥ १. ४. २ ७ ॥ йoниш́ чa хи гӣ ятe.. 1. 4. 27.. I. 4. 27 (133) И поскольку [Брахман] зовётся источником.
Тема 8: аргументы, которые опровергают возражения приверженцев санкхьи, опровергают и возражения приверженцев остальных доктрин ए त े न स र ् व े व ् य ा ख ् य ा त ा व ् य ा ख ् य ा त ा ः ॥ १. ४. २ ८ ॥ этeнa сaрвe вйā кхйā тā вйā кхйā тā х̣ .. 1. 4. 28.. I. 4. 28 (134) Этим разъясняются все [учения о происхождении мира, которые противоречат текстам веданты].
.. ити пратхамо'дхйа̄ ях̣ ..
॥ अ थ द ् व ि त ी य ो ऽ ध ् य ा य ः ॥ .. атха двитӣ йо'дхйа̄ ях̣.. Глава II Авиродха-адхьяя Глава об отсутствии противоречия ॥ प ् र थ म ः प ा द ः ॥ .. прaтхaмaх̣ пā дaх̣ .. Раздел 1 Тема 1: отрицание смрити не основывается на шрути
स ् म ृ त ् य न व क ा श द ो ष प ् र स ङ ् ग इ त ि च े न ् न ा न ् य स ् म ृ त ् य न व क ा श द ो ष प ् र स ङ ् ग ा त ् ॥ २. १. १ ॥ смр̣ тьянавака̄ ш́ адошапрасан̇ га ити
ченна̄ ньясмр̣ тьянавака̄ ш́ адошапрасан̇ га̄ т.. 2. 1. 1.. II. 1. 1 (135) Если будет высказано возражение, что [из учения о Брахмане, являющегося причиной мира], следовал бы тот изъян, что не было бы места для определённых смрити, [то мы скажем, что это] не так, поскольку [при отрицании этого учения] явился бы изъян – отказ от (отсутствие места для) других смрити. इ त र े ष ा ं च ा न ु प ल ब ् ध े ः ॥ २. १. २ ॥ итареша̄ м̣ ча̄ нупалабдхех̣ .. 2. 1. 2.. II. 1. 2 (136) И поскольку [в священных писаниях] нет упоминания других [следствий прадханы согласно системе санкхьи], [система санкхьи не может быть признана авторитетной].
Тема 2: отрицание йоги ए त े न य ो ग ः प ् र त ् य ु क ् त ः ॥ २. १. ३ ॥ этена йогах̣ пратьюктах̣ .. 2. 1. 3.. II. 1. 3 (137) Этим философия йоги (основанная на санкхье) [также] отрицается (в том её двойственном аспекте, в котором она не согласовывается с недвойственным учением адвайта-веданты).
Тема 3: Брахман может быть причиной вселенной, хотя Его природа противоположна природе вселенной न व ि ल क ् ष ण त ् व ा द स ् य त थ ा त ् व ं च श ब ् द ा त ् ॥ २. १. ४ ॥ на вилакшан̣ атва̄ дасья татха̄ твам̣ ча ш́ абда̄ т.. 2. 1. 4.. II. 1. 4 (138) [Оппонент говорит, что] Брахман не может быть причиной мира, поскольку этот [мир] обладает отличной [от Брахмана] природой, и такое его [отличие от Брахмана известно] из священных писаний. द ृ श ् य त े त ु ॥ २. १. ५ ॥ др̣ ш́ йате ту.. 2. 1. 5.. II. 1. 5 (139) Но говорят о главенствующих божествах [органов тела] вследствие особой характеристики, а также вследствие того факта, что божество занимает эту главенствующую роль. अ भ ि म ा न ि व ् य प द े श स ् त ु व ि श े ष ा न ु ग त ि भ ् य ा म ् ॥ २. १. ६ ॥
абхима̄ нивьяпадеш́ асту виш́ еша̄ нугатибхйа̄ м.. 2. 1. 6.. II. 1. 6 (140) Но это [организация-происхождение жизни из материи] также наблюдается. द ृ श ् य त े च ॥ २. १. ७ ॥ प ा ठ भ े द द ृ श ् य त े त ु др̣ ш́ йате ча.. 2. 1. 7.. па̄ т̣ хабхеда др̣ ш́ йате ту II. 1. 7 (141) Если будет сказано, [что мир и следствие были бы] несуществующими [прежде его организации-происхождения], [то мы скажем, что это] не так, поскольку это пустое отрицание [без какого-либо основания]. अ स द ि त ि च े न ् न प ् र त ि ष े ध म ा त ् र त ् व ा त ् ॥ २. १. ८ ॥ асадити ченна пратишедхама̄ тратва̄ т.. 2. 1. 8.. II. 1. 8 (142) Вследствие заключения, что во время пралайи, или великого растворения вселенной, [причина становится] подобной этому [следствию], излагавшееся до сих пор учение [о том, что Брахман – причина вселенной, ] абсурдно. अ प ी त ौ त द ् व त ् प ् र स ङ ् ग ा द स म ञ ् ज स म ् ॥ २. १. ९ ॥ апӣ тау тадватпрасан̇ га̄ дасаман̃ джасам.. 2. 1. 9.. II. 1. 9 (143) Но это не [так] вследствие существования примеров. न त ु द ृ ष ् ट ा न ् त भ ा व ा त ् ॥ २. १. १ ० ॥ на ту др̣ шт̣ а̄ нтабха̄ ва̄ т.. 2. 1. 10.. II. 1. 10 (144) И поскольку возражения, [выдвигаемые последователем санкхьи против учения веданты, ] приложимы также и к его [последователю санкхьи] точке зрения. स ् व प क ् ष द ो ष ा च ् च ॥ २. १. १ १ ॥ свапакшадоша̄ чча.. 2. 1. 11.. II. 1. 11 (145) Если будет сказано, что вследствие незаконченности рассуждения [нам следует построить наши] выводы иначе, [то на это мы отвечаем, что] и в этом случае результатом будет неосвобождение.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|