Развитие профессионально важных качеств
Не стоит жалеть времени, чтобы объяснять подросткам, что может изменить в себе человек, а что нет. Стать совсем другим, непохожим на себя, вряд ли возможно, хотя и такие случаи бывают. Об этом можно прочитать, например, в рассказе Глеба Успенского «Выпрямила», в основу которого положена реальная история. Однако добиться того, чтобы недостатки не мешали в жизни – можно. По словам Л. Н. Толстого, от природы он был ленивым человеком. В течение всей своей жизни он последовательно и жестко менял себя, описывая каждый такой шаг в своем дневнике. М. А. Булгаков считал себя слабовольным. В какой-то момент так называемая «вредная привычка» взяла над ним верх (его рассказ «Морфий» автобиографичен), но желание стать хорошим писателем, страх не состояться оказались значительно сильнее. Можно также привести ряд примеров из практической работы психолога с одаренными детьми. Один «типичный» вундеркинд в детстве не мог общаться не только со сверстниками, но и с взрослыми. Его даже водили по этому поводу к специалистам. Сейчас он кумир многих одаренных подростков, его «ник» и его «ЖЖ» знают многие из них, он - организатор исторических игр. Профессионально он тоже добился многого: сегодня его считают ведущим специалистом по корейскому языку и культуре. Для различных видов трудовой деятельности нужны разные личностные качества, которые в определенных индивидуальных пределах поддаются развитию в направлении, задаваемом выбранной профессией. Подростку важно знать, что он может многое изменить в себе, особенно, если поставит перед собой соответствующую жизненную цель. При наличии высокой потребности в самореализации и ясного понимания особенностей и требований выбранной им профессии он может добиться успеха в работе над собой, развивая те качества и способности, которые у него недостаточно выражены.
Полезно, чтобы сам школьник научился оценивать свой индекс успешности (соотношение способностей и достижений) в обучении, во внешкольной деятельности. Опыт показывает, что учащимся нравится такая процедура, они выполняют её ответственно, заинтересованно и достаточно объективно. При этом им нужно объяснить, почему индекс успешности у одаренных людей часто бывает ниже, чем у тех, кто обладает обычными способностями. Возможные причины этого явления (недостаточно продуманная система целей, слабо развитые волевые качества и навыки делового общения и т. д. ) следует тщательно анализировать и обсуждать с подростками. Такого рода беседы (групповые или индивидуальные) со временем могут благоприятно повлиять на изменение их жизненной позиции. Говоря с учащимися о возможностях и способах развития профессионально важных качеств, психолог должен обратить их внимание на то, что человек может изменить в себе далеко не всё. Так, некоторые люди не выносят сверхнагрузок, поэтому, как бы им ни нравилась профессия каскадера, им ее лучше не выбирать. Тем же, кто не выносит монотонную деятельность, требующую усиленного внимания, не стоит работать бухгалтером или корректором. Слабо меняются и скоростные характеристики. Опыт тренировки старшеклассников в уменьшении времени простой двигательной реакции позволил выявить у каждого из них некий индивидуальный предел, который они либо не могли преодолеть, либо это требовало от них таких усилий и затрат времени, что «игра не стоила свеч». Для многих людей трудно менять так называемые «циркадные» ритмы (суточные ритмы сна и бодрствования). Известно, что " жаворонку" лучше не работать по ночам, а " совам" нежелательно постоянно рано вставать. В конце концов, это скажется на их здоровье.
При выборе профессии надо принимать во внимание и состояние своего здоровья. Известен ряд случаев победы человека над болезнями и физическими недостатками. Слабый здоровьем Александр Васильевич Суворов стал великим полководцем и принимал участие в трудных военных походах. Далеко не все современные школьники знают, что у героя книги Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке» летчика Мересьева был реальный прообраз – А. П. Маресьев. В годы войны его самолет был сбит фашистами. Однако, несмотря на тяжелое ранение, он 18 суток полз по снегу прежде, чем добрался до своих. В госпитале ему пришлось ампутировать обе ноги, но он смог преодолеть и это. Снова выучился летать и сел за штурвал самолета. Среди чемпионов мира, есть спортсмены, имеющие тяжелые заболевания. У знаменитого гонщика Дональда Кэмпелла, обладателя многих мировых рекордов, был суставный ревматизм и порок сердца. Виктор Цыбуленко, имея порок сердца, стал олимпийским чемпионом в метании копья. И все же эти примеры следует скорее отнести к числу исключительных случаев. Далеко не все нарушения здоровья можно полностью компенсировать. Кроме того, немаловажной является и цена подобной компенсации, затраченные усилия могут быть весьма велики. Ресурсы профориентационной работы могут быть усилены за счет использования эффективных методических средств и анализа современной литературы по обсуждаемой проблематике. Поэтому ниже приводится список рекомендуемой литературы, чтение которой поможет специалисту полнее и глубже понять вопросы, связанные с работой по профессиональному самоопределению одаренных школьников.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|