Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3.2.6. Организация и проведение профессионального консультирования одаренных учащихся




3. 2. 6. Организация и проведение профессионального консультирования одаренных учащихся

Я не люблю работать, никто не любит,

 Но мне нравится то, что можно

 Найти в работе – шанс найти себя.

Джозеф Конрад

Основные задачи:

¨ побудить школьника к самостоятельному выбору профессионального пути;

¨ способствовать расширению его знаний, необходимых при принятии решения о выборе будущей профессии (о своих личностных особенностях, способностях и возможностях их развития);

¨ оказать ему помощь в выработке собственной программы действий, обеспечивающих успешное профессиональное самоопределение.

В этой работе выделяются следующие этапы:

1) установление контакта;

2) работа над запросом (его уточнение, определение стадии формирования профессионального плана, формулирование конкретной цели консультирования). Необходимо, чтобы инициатива при обсуждении этих вопросов исходила от самого школьника;

3) ознакомление учащегося с результатами проведенной ранее профессиональной диагностики. При анализе этих данных особое внимание следует уделить рассмотрению не только «сильных», но и «слабых сторон», выявлению зон возможного развития профессионально важных качеств;

4) совместная работа по выработке программы реализации поставленной цели, что подразумевает формирование промежуточных целей и планирование последовательности шагов, необходимых для профессионального выбора. Психолог-консультант совместно со школьником вырабатывают план действий, включающий общее ознакомление с миром профессий; углубленный анализ некоторых из них по запросу учащегося; формирование профессиональных намерений и т. п. Помимо этого составляется индивидуальный план коррекционных мероприятий по развитию профессионально важных качеств. При этом психологу следует побуждать одаренного подростка к самостоятельному выдвижению конкретных предложений по программе;

5) совместное обсуждение промежуточных результатов по ходу реализации выработанной программы, при необходимости её корректировка (переориентация на другие профессиональные сферы, осознание необходимости развития личностных качеств и д. р. ). Желательно, чтобы ученик вел хотя бы минимальные записи на этом этапе работы;

6) заключительный этап связан с обсуждением достигнутых результатов и принятием так называемого «окончательного решения». Здесь следует четко разделить, какие из обсуждаемых проблем остаются еще не проясненными, а по каким уже можно принять решение.

Учет личностных особенностей при выборе профессии

Если, по мнению психолога, подросток направлен на достижение главной цели - подготовить себя к будущей профессии и это стало его «доминантным жизненным проектом», можно переходить к работе с отдельными проблемами ученика, обсуждая их суть, пути и средства их решения. При этом стоит учесть несколько основных рекомендаций, базирующихся не только на результатах психологических исследований, но и на многолетнем практическом опыте.

1. Необходимо, чтобы школьник адекватно оценивал самого себя, знал свои слабые и сильные стороны, то, что является его «козырем», а над чем ещё надо работать. Однако, анализируя особенности личности подростка, не следует акцентировать внимание лишь на его недостатках. Нужно выявлять его сильные стороны и ставить их «во главу угла» при выборе профессии.

Что же касается недостатков, то здесь требуется осторожный и взвешенный подход. Многое зависит и от выбора конкретной профессии. Например, психологами-практиками нередко мечтают стать старшеклассники, в том числе и одаренные, которые остро переживают свою застенчивость, повышенную тревожность и неумение общаться. Вместе с тем они хорошо понимают, что подобные недостатки могут помешать им в будущей профессиональной деятельности. Однако они надеются, что прежде, чем оказывать помощь другим людям в борьбе с похожими проблемами, им удастся помочь самим себе. В этом случае необходимо начать работу над собой как можно раньше. Вот почему в «Школе Юного Психолога», которая работает на факультете психологии МГУ уже более двадцати лет, много внимания уделяется развитию у школьников профессионально важных для психологов качеств.

Кроме того, в борьбе с недостатками важно не только расставлять приоритеты, но и правильно оценивать особенности и возможности детского развития. Как уже отмечалось, у части одаренных детей оно протекает неравномерно (диссинхронно), т. е. ускоренное развитие одного из психических процессов может сочетаться с обычным (соответствующим возрастной норме) или даже замедленным развитием других. Например, у части интеллектуально одаренных школьников наблюдается задержка в развитии психомоторных навыков. Это проявляется в мышечной зажатости, в трудностях овладения навыками письма, в неловкости и неуклюжести. Такие дети пишут медленно, неаккуратно и неразборчиво. Попытки родителей и учителей улучшить почерк одаренного ребенка путем резких замечаний, высмеивания, постоянных требований повторного переписывания и т. п. нередко приводят к негативным последствиям: к снижению самооценки, учебной мотивации и др.

2. Рассмотрим еще одну дискуссионную проблему. Стоит ли говорить одаренному подростку, что он или она обладают высокими способностями? Некоторые психологи и учителя считают, что ярлык «одаренности» лишь наносит вред развитию личности ребенка. Поэтому они стараются критично оценивать его достижения, объясняя, что ничего необычного в его способностях нет. В ряде школ само слово «одаренный» находится под запретом. Наделять детей ярлыками «одаренный», «талантливый» и тем более «гениальный» действительно не стоит, но и замалчивать их достижения, а тем более «сбивать» их самооценку также недопустимо. Без адекватной оценки своих способностей и перспектив их развития, они могут столкнуться с различными трудностями на пути профессионального самоопределения и построения планов на будущее.

3. Задачи профконсультирования не ограничиваются оказанием помощи подростку в выборе будущей профессии. Нужно побудить его к активным действиям, направленным на реализацию этого выбора. Для этого следует сделать образ будущего максимально реалистичным. Способы достижения этой цели многообразны: посещение дней открытых дверей, которые проводятся в вузах, Дней науки и всевозможных выставок, участие в конференциях школьников и т. п. В результате ученик будет не только располагать информацией о выбранной профессии, но и сможет отчетливо представить, в чем будет заключаться его будущая трудовая деятельность. Следует проговорить с ним о конкретных временных этапах этой деятельности: о начале профессиональной карьеры, о возможностях дальнейшего продвижения и т. п.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...