Литература. Электронные ресурсы. 3.3. Рекомендации для учителей
Литература Ананьев Т. Графическая беседа «Мой профессиональный выбор»: проективный метод на этапе предпрофильной ориентации // Школьный психолог, 2009, №24. Барретт Д. Выбор профессии. Тесты способностей. - М.: АСТ, Астрель, 2007. Бодров В. А. Психология профессиональной пригодности: Учебное пособие для вузов. - М.: ПЕР СЭ, 2001. Волков Б. С. Основы профессиональной ориентации: Учеб. Пособие для вузов. - М.: Академический проект, 2007. Горбунова М. В., Кирилюк Е. В. 333 современные профессии и специальности. 111 информационных профессиограмм. - Ростов-на Дону: Феникс, 2010. Зеер Э. Ф., Павлова А. М., Садовникова Н. О. Профориентология: теория и практика. - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2004. Климов Е. А. Психология профессионала. - М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: МОДЭК, 1996. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. Пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. Кроник А. А. Каузометрия: Методы самопознания, психодиагностики и психотерапии в психологии жизненного пути/ А. А. Кроник, Р. А. Ахмеров. - М.: Смысл, 2003. Лейблинг М., Прайор Р. Коучинг - это просто. - СПб.: Питер, 2008. Максимов В. Е. Коучинг от А до Я: Возможно все. – СПб.: Речь, 2004. Организация профориентационной и профконсультационной работы: Учебно-метод. пособие/ Под ред. В. А. Щегорцева. - М.: РГАТИЗ, 1998. Орлов В. Шаги к профессии// Школьный психолог, 2006, №13. Парслоу Э., Рэй М. Коучинг в обучении. Практические методы и техники. - СПб., 2003. Пряжников Н. П. Профессиональное и личностное самоопределение. - М. -Воронеж: МОДЭК, 1996. Пряжников Н. С. Активизирующие опросники профессионального и личностного самоопределения. - М. - Воронеж: МОДЭК, 1997.
Пряжников Н. С. Бланковые и карточные игры профессионального и личностного самоопределения. - М. - Воронеж: МОДЭК, 1997. Пряжников Н. С. Ценностно-нравственные активизирующие опросники профессионального и личностного самоопределения. - М. -Воронеж: МОДЭК, 1997. Пряжников Н. С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения: Учебно-методическое пособие. - М.: МПСИ, НПО " МОДЭК", 2002. Психология профессий/ Ред. Э. Ф. Зеер. - М.: Академический Проект, Фонд «Мир», 2008. Пособие для школьных психологов и педагогов. - М.: Генезис, 2000. Резапкина Г. В. Психология и выбор профессии: Программа предпрофильной подготовки. - М.: Генезис, 2010. Резапкина Г. В. Профессия и карьера: Сценарий тренинга профессионального самоопределения для учащихся 8–9-х классов// Школьный психолог, 2009, №2. Романова Е. С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. - СПб.: Питер, 2007. Рыбкин И., Падар Э. Системно-интегративный коучинг. Концепты, технологии, программы. - М., 2009. Савченко М. Ю. Профориентация. Личностное развитие. - М.: ВАКО, 2008. Сотникова С. И. Управление карьерой. - М: ИФРА-М, 2001. Тесты по профориентации для учащихся. - М.: Современная школа, 2008. Томашек Н. Системный коучинг. Целеориентированный подход в консультировании. - М., 2008. Трифонова Г. Формула профессии: Большие профориентационные игры //Школьный психолог, 2008, №7. Чернявская А. П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. Чистякова С. Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников: Методическое пособие для профильной и профессиональной ориентации и профильного обучения школьников - М.: Academia, 2007. Фопель К. На пороге взрослой жизни: Психологическая работа с подростковыми и юношескими проблемами. Кн. 1: Ценности, цели и интересы. Школа и учеба. Работа и досуг. - М.: Генезис, 2008.
Шадура А. Тренинг развития профессиональных навыков//Школьный психолог, 2007, №3. Энциклопедия профессионального образования: В З-х т. /Под ред. С. Я. Батышева. - М.: АПО, 1999. Электронные ресурсы Методики, используемые в профориентационной работе, также можно найти сайтах: www. azps. ru, www. proforientator. ru, www. psimaster. ru и др. Электронные ресурсы, содержащие описания профессий: Компьютерная программа «Профессиография» - http: //psyberia. ru/soft/professio. Списки профессий с описанием: www. profigrama. ru, prof. labor. ru www. rabota-enisey. ru. 3. 3. Рекомендации для учителей
При оказании помощи одаренным подросткам в их профессиональном самоопределении учителям необходимо придерживаться следующих рекомендаций. 1) Обсуждая с одаренными учащимися достоинства и трудности той или иной профессии, нужно учитывать, что их интерес зачастую пробуждается в ситуациях, когда реальность бросает вызов их способностям. Эти дети верят в свои возможности, и их привлекают именно трудные для овладения профессии. 2) Многие учителя совершают весьма распространенную ошибку: порой они буквально навязывают школьникам свое мнение о той или иной профессии или о том, кому и чем следует заниматься. Даже если ученик и прислушается к их словам, не будет ли он впоследствии жалеть о сделанном выборе. Собственно, кто лучше может судить о том, что больше ему подходит – он сам или учитель. Хотя и говорят, что со стороны всегда виднее, но только сам подросток может решать, что для него важнее, насколько он заинтересован в выбранной профессии, какие препятствия готов преодолеть, чтобы стать настоящим специалистом. Выбор подростка должен быть самостоятельным и осознанным. Поэтому учителю следует с большой осторожностью выражать свои предпочтения относительно разных профессий, не навязывать свою точку зрения и тем более не ставить во главу угла соображения прагматического характера. Современная жизнь весьма динамична, ситуация на рынке труда быстро меняется и сегодняшняя востребованность тех или иных специалистов может вскоре обернуться их «перепроизводством», а в некоторых случаях даже исчезновением профессии. Но дело не только в этом. Выбрав дело по душе, человек может достичь гораздо большего, нежели занимаясь престижной и высокооплачиваемой работой, но не соответствующей его целям и интересам. Поэтому учителю следует, избегая жесткого контроля, поощрять подростка к самостоятельности в принятии решения о будущей профессии. Пусть ученик прислушивается к мнению многих, но принимает решение только сам.
3) Необходимо во всех случаях активно подкреплять общую информацию о мире профессий конкретными примерами, особенно касающимися современного состояния тех или иных специальностей. В настоящее время активно развиваются и получают государственную поддержку межотраслевые проекты, возникают новые специальности. Желательно, чтобы учитель не только направлял подростка, но и вместе с ним принимал участие в фестивалях науки, которые уже несколько лет регулярно проводятся крупными вузами, в различных выставках и т. п. Расширить свои знания об особенностях и методах профориентационной работы с одаренными учащимися можно в МГППУ, где помимо факультета повышения квалификации для учителей имеется магистратура и другие формы подготовки педагогов. Следует подчеркнуть, что в подростковом возрасте для становления профессионального самоопределения большую пользу могут принести различные книги о жизни выдающихся деятелей науки и культуры, написанные либо ими самими, либо писателями-биографами. В качестве примера можно привести автобиографические книги выдающегося американского ученого Норберта Винера – основоположника кибернетики. В них он рассказывает о своих первых шагах в науке и в жизни, о математике и математиках. Такого рода публикации могут послужить своего рода эталонами, образцами, на которые ориентируются старшеклассники. Поэтому стоит позаботиться о том, чтобы книги о жизни замечательных людей были в школьной библиотеке. 4) Нередко учитель в беседах с учениками акцентирует внимание на негативных аспектах их личности – на недостатках в характере, низкой школьной успеваемости и т. п. При этом он может делать необоснованные выводы о возможности выбора той или иной профессии, например: «Ты неусидчивый, разве можно тебе идти в науку! ».
Вместе с тем неусидчивый и плохо успевающий в школе подросток может измениться буквально на глазах, если начнет заниматься тем, что он считает для себя интересным и важным. Известный психолог Альфред Адлер в начальных классах школы был неуспевающим учеником. Математика ему давалась с трудом и из-за плохих оценок его даже оставили на второй год. Более того, учитель посоветовал его отцу забрать мальчика из школы и отдать в ученики к сапожнику. Однако отец не последовал столь «мудрому» совету, а, напротив, убедил своего сына продолжить обучение, несмотря на все трудности. Альфред много и упорно трудился, и эта напряженная работы привела его к успеху – он стал лучшим математиком в классе. В своей научной деятельности он много внимания уделял проблемам развития личности, отмечая, что человек должен сам творить свою судьбу и совершенствовать не только окружающий мир, но и самого себя. Такие факты вызывают у подростков живой интерес, некоторые из них сами начинают искать соответствующую информацию в биографиях выдающихся людей, обращаются за консультациями к психологу по поводу развития своих способностей. 5) Независимо от того, к какой профессии одаренный подросток чувствует явную склонность, учителю стоит побудить его к расширению своих знаний о различных видах профессиональной деятельности, в том числе, может быть, даже неинтересных для него. Это полезно по ряду причин: · ученику следует понимать, что многие профессии тесно связаны между собой. Неслучайно новые профессии нередко возникают на стыке разных наук, так появились математическая лингвистика, компьютерный дизайн, биофизика и др.; · полученные знания позволят скорректировать и ещё раз обдумать профессиональный выбор ученика. Возможно, после этого будет принято другое решение.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|