Книги и мультимедийные пособия для учащихся
Книги и мультимедийные пособия для учащихся Большая детская энциклопедия. Выбор профессии. Компьютерная программа. CD-ROM, 2010 г. Издатель: ИДДК; разработчик: ООО «Издательство». Выбор профессии. Энциклопедия для детей/ Под ред. Е. Ананьева. Отв. Ред. В. Белоусова. - М.: Аванта +, 2003, 2008. Колесникова О. А., Полосина Т. И., Донецкий А. М. Выбери профессию. - Жуковский, 2002. Современная энциклопедия подростка. Для юношей. Компьютерная программа. CD-ROM, 2007 г. Издатель: Новый Диск; разработчик: Компания «Одиссей». Романова Е. С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. - СПб.: Питер, 2007. Энциклопедия профессий Кирилла и Мефодия. CD-ROM, 2006.
Приложение 2. Советы родителям
Вряд ли нужно убеждать родителей подростка в том, каким ответственным делом является выбор профессии. Их самих это волнует. Ведь от того, насколько правильно сделан этот выбор, зависит не только эффективность трудовой деятельности, творческие успехи, карьера, материальное благополучие, но и счастье человека. В значительной степени это относится к одаренному ребенку – ведь он чувствует в себе силы для серьезной творческой работы. А ещё ему очень хочется найти свое Призвание (до XX века это слово писали только так - с большой буквы). Эти надежды разделяют с ним его педагоги и, конечно, родители. Именно поэтому они активно включаются в процесс профессионального самоопределения своего сына или дочери - советуют, настаивают, отговаривают, водят к специалистам – словом, действуют. Насколько же эффективны эти усилия? К сожалению, даже самая искренняя забота может навредить. Необходимо знать, как следует её проявлять, чтобы помочь своему ребенку в выборе профессии.
Существует еще один аспект этой проблемы: родители часто теряют объективность, когда речь заходит об их детях. И дело здесь даже не в том, что многие из них склонны переоценивать достоинства своего ребенка. Напротив, иногда они их явно недооценивают, предъявляя к своему сыну или дочери повышенные требования, которым подчас нелегко соответствовать. Одна дама, известный литературный критик, весьма скептически отнеслась к тому, что, по мнению психолога, её ребенок обладает нестандартным, творческим типом мышления, а его многочисленные проблемы (низкая успеваемость, неорганизованность, частая смена увлечений) связаны именно с высокой креативностью. Она была уверена, что творчество проявляется, прежде всего, в способности создавать прекрасные литературные тексты. Поэтому ей трудно было согласиться с тем, что мальчик, который не умеет этого делать, может быть одаренным. Повзрослев, он стал известным автором многих оригинальных компьютерных игр, что, по словам специалистов, требует высокой креативности. Нередко родители, оценивая детей, выбирают себя в качестве своеобразного эталона. Много читающую мать раздражает, что ее ребенок мало интересуется книгами, а отца, которого окружающие считают «мастером на все руки», расстраивает неумеха-сын (хотя у мальчика при этом могут наблюдаться явно выраженные лингвистические способности). При написании данного текста мы стремились решить две задачи. Первая из них – что нужно делать, чтобы родительская любовь и забота не навредили ребенку. Вторая – как помочь ему в тот ответственный период, когда он выбирает для себя будущую профессию. Свои рекомендации мы сформулировали в виде нескольких основных правил. Правило первое. Помогайте своему ребенку на этапе «примеривания» к профессии. Подготовка к выбору профессионального пути может начаться довольно рано. Уже с 4–5-го класса (а иногда и гораздо раньше) дети начинают всерьез задумываться о своей будущей работе. Известный российский психолог Е. А. Климов называл это «примериванием» себя к профессии. К этому процессу надо относиться не только спокойно, но еще и позитивно. Вас не должна раздражать ни широта охвата, ни частая смена увлечений ребенка, даже, если его желания начинают напоминать популярный стих Агнии Барто: «Драмкружок, кружок по фото … мне ещё и петь охота…». Постарайтесь обсудить с ним эту проблему и попытайтесь разобраться, чем обусловлено его поведение. Ведь помимо собственных интересов на его выбор может повлиять стремление подражать своим сверстникам, рекламные картинки на телеэкране, мнение учителей и т. п. Кроме того, расстаться с прежним увлечением можно не из-за легкомыслия, а по очень веским причинам: из-за конфликта с другими детьми; острого переживания неудачи, неосторожных слов педагога, резкого расхождения рекламных заявлений с реальными занятиями и т. п. Ваша помощь в этих условиях очень важна, т. к. в процессе «примеривания», ребенку необходимо оценивать не только разные профессии, но и самого себя.
Правило второе. Научитесь отделять мечты и интересы ваших детей от своих желаний и планов. Ваш ребенок – это самостоятельная личность, он имеет право на свою личную жизнь и на ошибки. Поэтому предоставьте ему возможность самому выбирать свой профессиональный путь. Важно, чтобы он понимал, что это его собственное решение, ответственность за которое лежит на нем. Не стоит забывать также, что ошибиться может каждый, в том числе и вы. Кроме того, детские интересы и склонности могут идти вразрез с планами родителей. Для большинства из них очень трудно отказаться от своих представлений о счастливом будущем ребенка ради того, чтобы воплотить в жизнь его собственные мечты. В этой связи мы сочли необходимым предложить вам несколько советов, которые, несмотря на их внешнюю простоту, довольно трудно выполнить. 1. Научитесь слушать. Для многих людей выслушать собеседника гораздо труднее, чем говорить самому. Когда подросток делится с вами своими впечатлениями, планами, сомнениями, он может вновь анализировать ту или иную ситуацию, менять свое отношение к ней и т. п. Эффективность этой внутренней работы резко снижается, если вы всё время его перебиваете и навязываете свое мнение. Постарайтесь сдерживаться и высказывайте свою точку зрения лишь тогда, когда почувствуете, что ребенок уже выговорился и готов её выслушать.
2. Попытайтесь понять чувства своих детей. При этом реагируйте не столько на их слова, сколько на стоящие за ними эмоции. 3. Не торопитесь с высказыванием своего мнения, лучше сообщить о нем тогда, когда ребенок прямо вас об этом просит. 4. Помните о возможных негативных последствиях ваших советов. Например, подросток, желая проявить самостоятельность, может поступить прямо противоположным образом. Если же он, подчинившись вашим настоятельным рекомендациям, сделает неудачный профессиональный выбор, то в будущем может винить в этом именно вас. Поэтому желательно говорить с ним на равных – с позиции друга, а не авторитарного родителя.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|