Правило третье. Обеспечьте своему ребенку действенную помощь в выборе профессии.
⇐ ПредыдущаяСтр 16 из 16 Правило третье. Обеспечьте своему ребенку действенную помощь в выборе профессии. Вместо навязывания готовых решений, помогайте ему на разных этапах его профессионального самоопределения. Поищите вместе с ним информацию о мире профессий: сайты в Интернете, книги, публикации в СМИ и т. п. Если в вашем окружении есть специалисты, работающие в интересующей вашего ребенка сфере деятельности, познакомьте его с ними. Выясните, где ваш сын или дочь могут получить консультацию по проблемам профориентации. Посоветуйтесь со школьным психологом, с классным руководителем, со знакомыми, которые уже сталкивались с этой проблемой. Кроме того, можно обратиться в Центры карьеры и профориентации, сведения о которых представлены в Интернете. Правило четвертое. Поддержите своего ребенка в процессе его профессионального самоопределения. На пути выбора своей будущей трудовой деятельности подросток может столкнуться с различными трудностями, испытать чувство сомнения, неуверенности в своих силах и возможностях. Например, ему хочется выбрать сложную и давно интересующую его профессию, но он боится, что не «дотягивает» до неё. В подобных случаях недопустимо усиливать его сомнения, говорить о возможных негативных последствиях («ты не справишься», «тебе будет слишком трудно», «опомнишься, но будет поздно» и т. п. ). Прежде всего, нужно вместе с ребенком разобраться, насколько обоснованы его предположения. Известно, что даже дети с выдающимися способностями порой неадекватно оценивают свои способности. Здесь вам понадобится помощь психологов и педагогов. Использование специальных диагностических методик позволит оценить уровень развития профессионально важных качеств, а определенный вывод о степени готовности подростка к поступлению в ВУЗ можно сделать на основе мнений учителей, результатов олимпиад и т. п.
Даже, если сомнения вашего ребенка не являются беспочвенными, не стоит разбивать его мечту. В этом случае ваш основной тезис: «У тебя получится, если очень захочешь и постараешься». В подростковом возрасте, когда ещё вся жизнь впереди, сделать можно многое, особенно ради важной цели. Значительная часть профессионально важных качеств поддается развитию (для этого используются разные игровые упражнения, тренинги и т. п. ), школьный психолог должен оказать вам помощь в этой работе или же посоветовать, в какой психологический центр вам следует обратиться. Пробелы в знаниях можно существенно уменьшить, если поступить на подготовительные курсы, которые есть во многих ВУЗах, или же заняться самообразованием, правда, для этого нужна сильная воля, но ведь и её можно развить. Правило пятое. На ошибках учатся. От неправильных решений никто не застрахован. Даже при серьезном и продуманном отношении к выбору профессии этот путь может быть довольно извилистым. Как ни парадоксально, но именно одаренным детям этот выбор дается особенно трудно. Ребенок со средними способностями часто выбирает «от противного» – это мне не дается, это слишком трудно, поэтому буду заниматься тем, что получается. Одаренный подросток, напротив, может выбирать из большого количества альтернативных вариантов. При этом его интересы столь же разнообразны. Неудивительно, что у таких детей процесс самоопределения может быть очень долгим и не всегда успешным. Вам вряд ли удастся полностью уберечь своего ребенка от неправильных решений. Однако многое вам по силам. В тактичной форме помогите ему проанализировать сделанные ошибки, выявить их причины, по возможности устранить негативные последствия и т. п. А в трудных ситуациях окажите ему эмоциональную поддержку и не упрекайте его в том, что уже нельзя изменить.
Правило шестое. Не смотрите на принятие решения о будущей профессии как на нечто фатальное. Наш мир стремительно меняется, мы живем уже в третьем тысячелетии, и сейчас специалисты считают, что профессию полезно иногда менять, даже если ты вполне успешен. По их мнению, это способствует творчеству, интеллектуальному и физическому здоровью. На этот счет существуют и другие точки зрения, вместе с тем многие соглашаются с тем, что выдающихся достижений могут добиться и те, кто колеблется в выборе профессии. Знаменитый математик А. Н. Колмогоров свою первую работу по математике – придуманные им самим арифметические задачи – опубликовал в рукописном журнале «Весенние ласточки» ещё в 5 лет. Однако его интересы не ограничивались этой наукой. В юношеские годы он увлекся древнерусской историей и в 17 лет сделал доклад о новгородских землевладениях на семинаре профессора С. В. Бахрушина. Одобрив это исследование, профессор всё же отметил, что в исторической науке выводы необходимо обосновывать несколькими доказательствами. Поэтому, по словам самого Колмогорова, он и решил заняться наукой, где для окончательного вывода достаточно лишь одного доказательства. Однако сомнения не исчезли – юношу привлекала не только чистая наука, но и техника. Поэтому в 1920 году он поступает одновременно в университет на математическое отделение и на металлургический факультет Менделеевского института. Однако вскоре его выбор склоняется в пользу математики. Но и в дальнейшем Андрей Николаевич отличался удивительной широтой научных интересов. В их число, помимо математики, входили: метеорология, теория стиха, классическая механика, аэродинамика, педагогика, психология и др. Колмогорову принадлежит идея создания интерната при МГУ для иногородних школьников, одаренных в области физики и математики. Человеку с выдающимися способностями важно получить возможность реализовать себя, а вот в одной области или в нескольких – это уж как получится. Ведь многое зависит не только от вида одаренности, личностных особенностей, социальных условий и от ряда других факторов.
Итоговое правило. Не допускайте выученной беспомощности. Наверное, можно предложить родителям еще немало правил. Самое главное – надо понимать, что выбор профессии – это серьезный самостоятельный выбор вашего ребенка. В этой связи нельзя забывать о феномене так называемой «выученной беспомощности». Если ребенок с раннего детства понимает, что за него все решают другие люди и от него ничего не зависит, он становится беспомощным даже тогда, когда наверняка мог бы изменить ситуацию. Он выучивается быть беспомощным. Профессиональное самоопределение вашего подростка – важный переломный момент, когда решается вопрос о том, станет ли он подобен щепке в социальном океане или будет хозяином своей судьбы. [1] Коучинг (англ. сoaching - тренировка) как подход к профессиональному консультированию возник в конце XX века. Его истоки лежат в спортивном тренерстве, когнитивной и организационной психологии, в представлениях о возможностях постоянного и целенаправленного развития человека. По мнению специалистов, использование коучинг-технологий способствует раскрытию потенциала человека, что позволяет ему достигать высоких результатов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|