Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Поколение. Поле опыта. Постмодернизм




Поколение

Это объемное понятие используется историками для обозначения совокупности индивидов примерно одного возраста, осознающих свою принадлежность к некой группе, объединенной причастностью к значительному событию, совместным жизненным опытом и общими умонастроениями. Оно дает возможность описывать историю в терминах конфликтов или смены поколений и обладает большей эвристической ценностью для историков, чем (пусть и более строгое) понятие возрастного класса, которое обозначает совокупность индивидов, рожденных в одном и том же году. Самым, пожалуй, ярким примером может служить поколение романтиков, названное «болью века», «страстное, бледное, нервное поколение», описанное Альфредом де Мюссе; оно запечатлелось в коллективных представлениях и оставило свой след в политической и литературной жизни периода революции 1830 г.


Поле

Это понятие, занимающее центральное место в работах Пьера Бурдьё, появилось в результате размышлений над общественным разделением труда. Оно указывает на «автономный микрокосм внутри социального макрокосма» (Bourdieu P. Propos sur le champ politique. P., 2000), употребляется применительно к определенному типу социальной деятельности или функции (артистическое, литературное, научное, политическое, бюрократическое поле, поле журналистики и т. д. ). Будучи неразрывно связанным с понятием «габитус», оно обозначает социальный универсум, управляемый своими особыми законами и кодексами, отличающими его от любого другого поля. Но каждое из них представляет собой, в первую очередь, «силовое поле», т. е. агонистическое пространство, объект борьбы за собственность и легитимность (как в институциональном, так и в символическом смысле) между индивидами, вовлеченными в это поле и соперничающими из-за положения внутри него. Чтобы проиллюстрировать происходящее, Пьер Бурдьё часто прибегал к аналогии с игрой: каждый игрок имеет на руках жетоны разных цветов, соответствующие разным видам капитала - экономическому, социальному или символическому, - которыми он обладает; и он вырабатывает стратегии и играет в зависимости от своих возможностей и от пози-


ции в игре. Конструируя социальное пространство таким образом, ученый выявлял механизмы доминирования, которые, с его точки зрения, структурируют общество в целом.

В своей книге «Правила искусства. Генезис и структура литературного ноля» (Bourdieu P. Regies de l'art. Genese et structure du champ litteraire. P., 1992) он показал, каким образом в конце XIX в. сформировалось, завоевало автономию и постепенно структурировалось литературное поле (с его особым капиталом, действующими лицами и их целями). Понятие «поле» стимулировало размышления историков, занимающихся культурной и социальной историей и открытых к диалогу с социологами (таких как Роже Шартье, Жерар Нуарьель, Кристоф Шарль). В книге «Интеллектуалы в Европе XIX в. » (Charle Ch. Les intellectuels en Europe au XIXe siecle. P., 1996) Кристоф Шарль предпринял - в перспективе глобальной истории - анализ интеллектуального поля, которое, по его мнению, «может быть понято в его социокультурной логике только в связи с более общими трансформациями среды интеллектуалов, и, наоборот, только это пространство символической борьбы открывает нам общие социальные смыслы интеллектуальных дебатов». Употребление данного понятия стало в настоящее время общепринятым в историческом сообществе.

Габитус, Символическое насилие


Поле опыта

Понятие было введено немецким философом и историком Райихартом Козеллеком для обозначения прошлого, присутствующего в настоящем. Данная метаисторическая категория указывает на присутствие их прошлого в сознании людей и обозначает, каким образом оно остается для них настоящим и актуальным. Пространство опыта, состоящее из совокупности пережитых событий, о которых можно вспомнить, проявляется как индивидуально, так и в межличностных отношениях, рационально и иррационально, сознательно и бессознательно. С помощью данной категории в совокупности с другой - «горизонт ожидания» - строится семантика исторических времен, изучающая лингвистическую структуру переживания опыта прошлого.

Горизонт ожидания, Режимы историчности

Постмодернизм

Понятие «постмодерности», введенное французским философом Жаном-Франсуа Лиотаром, подразумевает, что мы вступили в новую эру в результате краха и исчезновения таких великих «ме-танарративов», как идеология прогресса и освобождения масс. Постмодерную эпоху, таким образом, характеризуют конец упований на всемогущество разума и науки, всеобщий глубокий скептицизм по отношению к теориям самореализации Духа, бесклассового общества или гражданской свободы.


Что же касается термина «постмодернизм», то он обозначает весьма разнородную совокупность радикальных критических идей, направленных на преодоление марксизма и структурализма и возвещающих о крахе разума как понятия и как движущей силы истории. Обычно его употребляют применительно к тем, кого принято объединять под общим названием философов-постструктуралистов, «деконструкционистов» или «философов различия», а это четыре главные фигуры французской философии: Мишель Фуко, Жиль Делёз, Жак Деррида и Жан-Франсуа Лио-тар. В их работах, переведенных и получивших широкий отклик в США начиная с 1980-х гг., излагается ироническая и релятивистская философия и эстетика, и хотя в них подчас еще и присутствовало влияние структурализма, но названные авторы порывали с ним, критикуя понятия идентичности и разума, отказываясь придавать истории смысл и отвергая всякий дух системы.

Постмодернизм оказал определенное влияние на общественные науки во Франции: примерами могут служить труды Жана Бодрийяра, социология племен Мишеля Маффезоли, а в области истории -некоторые работы по гендерной истории и по истории представлений. Интересно заметить при этом, что хотя изначально импульс постмодернизму дали французские философы, но во французскую историографию он пришел из Америки под влиянием


«лингвистического поворота» и «гендерной истории».

Тендер, Лингвистический поворот, Модерность

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...