14.Отгадайте загадки. 15. Антонимы. 16.Вставь слова в стихотворные строчки. 17.3акончи сам народные пословицы. 18.Выбери поговорки о трудолюбивых людях
14. Отгадайте загадки Цель — уточнить многозначность слов. Отгадайте загадки: Пионерское - в школе, Полеводческое - в поле И в любой цепи оно Называется... (звено)
Я в дверях, я в замке Я и в нотной строке, Я и гайку отвинчу И могу, если хочу, Телеграмму передать И загадку разгадать.... (ключ)
Нас много в играх набирают, И часто на нос надевают. (очки)
Есть всегда он у людей, Есть всегда у кораблей. (нос).
Они обычно для шитья, И у ежа их видел я, Бывают на сосне, на ёлке, А называются.... (иголки)
В тетради я бываю Косая и прямая, В другом своем значении Я планка для черчения. И, наконец, порою В шеренгу вас построю. (линейка)
В воде он медленно плывет, В станке летает взад-вперед. (челнок)
15. Антонимы Цель – учить подбирать антонимы. Пары слов, которые мы можем подобрать по противоположному признаку- это антонимы. Дополните рифмы.
Я антоним к слову зной, Я в реке, в тени густой И в бутылках лимонада А зовут меня... ( прохлада)
Я антоним к слову лето, В шубу снежную одета. Хоть люблю мороз сама. Потому что я... (зима)
Не бываю без начала, Близкий родственник причала, Делу всякому венец, Называюсь я... (конец).
Я антоним к слову смех Не от радости, утех Я бываю, поневоле. От несчастья и от боли. От обиды, неудач. Догадались? Это... (плач)
Я антоним шума, стука, Без меня вам ночью мука. Я для отдыха, для сна. Да и в школе я нужна, Называюсь.... (тишина)
16. Вставь слова в стихотворные строчки Цель – учить подбирать антонимы. Подберите антонимы – рифмы: Скажу я слово «высоко»,
А ты ответишь... (низко) Скажу я слово «далеко» А ты ответишь... (близко)
Скажу тебе я слово «трус». Ответишь ты... ( храбрец) Теперь «начало» я скажу Ну, отвечай... (конец).
17. 3акончи сам народные пословицы Цель – учить подбирать антонимы. Подставьте слово – антоним, завершающее пословицу: Ученье- свет, а не ученье-... (тьма) Знай больше, а говори... (меньше) Корень ученья горек, да плод его... (сладок) Не бойся врага умного, бойся друга... (глупого) Лучшая вещь новая, лучший друг... (старый)
18. Выбери поговорки о трудолюбивых людях Цель – учить анализировать предложения сантонимами по мотивированному значению. Объясните смысл пословиц, найдите в них антонимы: 1. Встанешь пораньше - шагнешь подальше. 2. Кончил дело - гуляй смело. 3. Рыбка да рябки - потеряй деньки. 4. Много спать - мало жить. 5. Ему лень лениться, а не только шевелиться. 6. Скучен день до вечера, когда делать нечего. 7. Глаза боятся, а руки делают. 8. Кукушка не ястреб, неуч не мастер. 9. Одна мучка, да не одни ручки. 10. Без труда не выловишь и рыбку из пруда. 11. Бегает от работы, как собака от мух. 12. Белые ручки чужие труды любят. 13. Лодыри да бездельники празднуют и в понедельники. 14. Не то забота, когда работа, а то забота, когда ее нет.
19. 3амени слово похожим по значению Цель – учить подбирать синонимы. Учитель называет слово (армия, блестеть, большой, бороться, бояться, бросать, быстрый, вежливый, горячий, греметь, дети, доктор, есть, интересный, красивый, мерзнуть, одежда, плакать, победить, работа, радоваться и др. ) Дети подбирают синонимы (войско, сиять, громадный, сражаться и т. д. ). Выигрывает тот, кто назовёт синоним последним.
20. Крылатые слова Цель - уточнить мотивированное значение предложения - фразеологизма. Вариант первый. Учитель говорит фразеологизм, а дети его объясняют
Вариант второй. Учитель произносит фразу, передающую значение какого-нибудь фразеологизма, а дети должны назвать этот фразеологизм. Водить за нос врать. Работать спустя рукава небрежничать
21. Необычное в обычном Цель – учить раскрывать «переносный» смысл слова. Учитель просит подобрать к слову: золотой тяжелый свежий слова обычные, прямые по значению, связанные с ним в речи, и необычные -переносные по значению.
22. Профессия Цель – уточнить семантику слова. Дети загадывают какую-нибудь профессию и перечисляют действия, с ней связанные. Другие ученики должны отгадать и назвать загаданную профессию.
23. Украсить слово Цель - уточнить семантику слова. Надо существительное украсить прилагательными. Команды по очереди, не повторяясь, называют прилагательные, которые к нему подходят. Выигрывает та команда, игроки которой назовут больше прилагательных.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|