Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

14.Отгадайте загадки. 15. Антонимы. 16.Вставь слова в стихотворные строчки. 17.3акончи сам народные пословицы. 18.Выбери поговорки о трудолюбивых людях




14. Отгадайте загадки

Цель — уточнить многозначность слов.

Отгадайте загадки:


Пионерское - в школе,

Полеводческое - в поле

И в любой цепи оно

Называется... (звено)


 

                                   


Я в дверях, я в замке

Я и в нотной строке,

Я и гайку отвинчу

И могу, если хочу,

Телеграмму передать

И загадку разгадать....

(ключ)

 

Нас много в играх набирают,

И часто на нос надевают.

(очки)

 

Есть всегда он у людей,

Есть всегда у кораблей.

(нос).

 

Они обычно для шитья,

И у ежа их видел я,

Бывают на сосне, на ёлке,

А называются.... (иголки)

 

В тетради я бываю

Косая и прямая,

В другом своем значении

Я планка для черчения.

И, наконец, порою

В шеренгу вас построю.

(линейка)

 

В воде он медленно плывет,

В станке летает взад-вперед.

(челнок)


 

15. Антонимы

Цель – учить подбирать антонимы.

Пары слов, которые мы можем подобрать по противоположному признаку- это антонимы. Дополните рифмы.

 


Я антоним к слову зной,

Я в реке, в тени густой

И в бутылках лимонада

А зовут меня... ( прохлада)

 

Я антоним к слову лето,

В шубу снежную одета.

Хоть люблю мороз сама.

Потому что я... (зима)

 

Не бываю без начала,

Близкий родственник причала,

Делу всякому венец,

Называюсь я... (конец).

 

Я антоним к слову смех

Не от радости, утех

Я бываю, поневоле.

От несчастья и от боли.

От обиды, неудач.

Догадались? Это... (плач)

 

Я антоним шума, стука,

Без меня вам ночью мука.

Я для отдыха, для сна.

Да и в школе я нужна,

Называюсь.... (тишина)


 

16. Вставь слова в стихотворные строчки

Цель – учить подбирать антонимы.

Подберите антонимы – рифмы:

Скажу я слово «высоко»,

А ты ответишь... (низко)

Скажу я слово «далеко»

А ты ответишь... (близко)

 

Скажу тебе я слово «трус».

Ответишь ты... ( храбрец)

Теперь «начало» я скажу

Ну, отвечай... (конец).

 

17. 3акончи сам народные пословицы

Цель – учить подбирать антонимы.

Подставьте слово – антоним, завершающее пословицу:

Ученье- свет, а не ученье-... (тьма)

Знай больше, а говори... (меньше)

Корень ученья горек, да плод его... (сладок)

Не бойся врага умного, бойся друга... (глупого)

Лучшая вещь новая, лучший друг... (старый)

 

18. Выбери поговорки о трудолюбивых людях

Цель – учить анализировать предложения сантонимами по мотивированному значению.

Объясните смысл пословиц, найдите в них антонимы:

1. Встанешь пораньше - шагнешь подальше.

2. Кончил дело - гуляй смело.

3. Рыбка да рябки - потеряй деньки.

4. Много спать - мало жить.

5. Ему лень лениться, а не только шевелиться.

6. Скучен день до вечера, когда делать нечего.

7. Глаза боятся, а руки делают.

8. Кукушка не ястреб, неуч не мастер.

9. Одна мучка, да не одни ручки.

10. Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

11. Бегает от работы, как собака от мух.

12. Белые ручки чужие труды любят.

13. Лодыри да бездельники празднуют и в понедельники.

14. Не то забота, когда работа, а то забота, когда ее нет.

 

19. 3амени слово похожим по значению

Цель – учить подбирать синонимы.

Учитель называет слово (армия, блестеть, большой, бороться, бояться, бросать, быстрый, вежливый, горячий, греметь, дети, доктор, есть, интересный, красивый, мерзнуть, одежда, плакать, победить, работа, радоваться и др. ) Дети подбирают синонимы (войско, сиять, громадный, сражаться и т. д. ). Выигрывает тот, кто назовёт синоним последним.

 

20. Крылатые слова

Цель - уточнить мотивированное значение предложения - фразеологизма.

Вариант первый.

Учитель говорит фразеологизм, а дети его объясняют

Вариант второй.  

 Учитель произносит фразу, передающую значение какого-нибудь фразеологизма, а дети должны назвать этот фразеологизм.

Водить за нос           врать. Работать спустя рукава            небрежничать

 

21. Необычное в обычном

Цель – учить раскрывать «переносный» смысл слова.

Учитель просит подобрать к слову:

золотой

тяжелый

свежий

слова обычные, прямые по значению, связанные с ним в речи, и необычные -переносные по значению.

 

22. Профессия

Цель – уточнить семантику слова.

Дети загадывают какую-нибудь профессию и перечисляют действия, с ней связанные. Другие ученики должны отгадать и назвать загаданную профессию.

 

23. Украсить слово

Цель - уточнить семантику слова.

Надо существительное украсить прилагательными. Команды по очереди, не повторяясь, называют прилагательные, которые к нему подходят. Выигрывает та команда, игроки которой назовут больше прилагательных.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...