Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3. Загадки – «добавлялки». 4. Наполни корзину. 5. Собери букет. 6. Назови три предмета.   7. Не ошибись. 8. Скажи правильно




3. Загадки – «добавлялки»

Цель – учить подбирать слова-рифмы, семантически единые с предложением.


Добавьте слова – рифмы:

 


 

Верещунья, белобока

А зовут ее... (сорока)

 


Хитрый след плести стараясь

По сугробам прыгал... (заяц)

 

Мед в лесу медведь нашел

Мало меду, много... (пчел)

 

У меня пропал носок,

Утащил его... (щенок)

 

Кто один имеет рог?

Отгадайте... (носорог)

 

Подготовлен самолет

Он отправился в... (полет)

 

На шесте дворец

Во дворце певец

А зовут его.... (скворец)

 

4. Наполни корзину

  Цель – учить различать родо-видовые понятия.

На доске рисуют две корзинки. Одной команде предлагается подобрать в корзинку картинки, изображающие овощи, другой - фрукты.

 

5. Собери букет

  Цель – учить различать родо-видовые понятия.

Одной команде предлагается собрать букет, составленный из названий полевых цветов, другой - из садовых. В игре можно использовать картинки.

В аналогичных заданиях можно классифицировать названия любых предметов (мебели, видов птиц, животных, деревьев и др. )

 

6. Назови три предмета

Цель — учить различать родо-видовые понятия.

Ведущий, у которого мяч, называет одно слово, например, мебель, и бросает мяч любому из игроков. Поймавший должен назвать 3 предмета, относящиеся к названному слову (стул, стол, шкаф).

Темы, предлагаемые ведущими, могут быть различными (цветы, одежда, деревья и т. д. )

 

            7. Не ошибись

 Цель – учить различать слова-предметы и слова-понятия.

Дети встают в круг, ведущий в середине. Он кидает мяч поочередно и одновременно произносит слово. Если оно обозначает предмет, который можно потрогать (стол, друг, книга), то играющие ловят мяч. Если слово не обозначает осязаемый предмет (мысль, дружба, желание), то играющим нельзя ловить мяч. Ошибившиеся выходят из круга.

 

8. Скажи правильно

Цель - уточнить семантику слова.

К. И. Чуковский в своей книге «От двух до пяти» рассказал нам, как говорят маленькие дети. Они еще не изучали русский язык и поэтому неправильно образуют слова. Исправьте их.

Одетки - одежда                         Улиционер - милиционер

Людь - человек                           Строганок - рубанок

Сердитки - морщинки                Копатка - лопатка

Чаха- чашка                                Колоток - молоток

Одуван- одуванчик                    Начаепился - напился чаю

Ползук- паук                              Дождь налужил -лужи от дождя

Мазелин - вазелин                      Нет, я вежа - в противоположность невеже

Кружинки - пружинки              Пальчатки – перчатки

 

9. Какой предмет?

Цель – учить подбирать слова-определения (описания).

Учитель называет предмет, а ученики должны сказать, какой он. Например: брусника, еж, самолет, лист, заяц и др. Правильно ответивший получает жетон. Выигрывает тот, кто получил большее количество жетонов.

 

10. Отгадай по описанию

Цель – учить узнавать слова по его описательной семантике.

Один ученик выходит из класса, оставшиеся вместе с учителем загадывают слово, имеющее мотивированное название (земляника, одуванчик, первоклассник, подснежник). Вернувшемуся в класс ученику дети описывают задуманный предмет по его признакам, кроме отражающего название. Тот ученик, по описанию которого отгадан предмет, выходит из класса водящим.

 

11. Десять вопросов

Цель – учить понимать обобщённый смысл слов, их многозначность.

Ответьте на хитрые вопросы:

1. В барабан можно бить палочками. А в какой барабан нельзя бить? (В барабан машины, в барабан револьвера)

2. Если повозиться, узел можно развязать. А какой узел нельзя развязать? (Железнодорожный узел)

3. Вилкой можно есть мясо и другие кушанья. А какой вилкой нельзя есть? (Велосипедной вилкой, ходом шахматного коня)

4. Из полотна можно сшить рубашку. А из какого полотна ничего нельзя сшить? (Из полотна дороги, из железнодорожного полотна)

5. Гребнем можно расчесывать волосы. А каким гребнем нельзя причесываться? (Гребнем морской волны)

6. Ключами отпирают и запирают замки. А какими ключами нельзя отпирать? (родниковым ключом, скрипичным, басовым ключом).

7. Патрон можно положить в ружье и стрелять. А каким патроном нельзя стрелять?

(Электрическим патроном)

8. Бородку можно сбрить и бородки не будет. А какую бородку сбрить нельзя? (Бородку ключа)

9. Яблоко можно взять и съесть. А какое яблоко нельзя съесть? (Глазное яблоко)

Ю. На ось можно надеть колеса. А на какую ось нельзя надеть даже одного

колеса? (На земную ось)

 

12. Назови несколько предметов одни словом

Цель – учить определять многозначность слова.

Учитель называет слова, имеющие несколько значений, заранее предупредив ребят, что каждым из этих слов называют несколько предметов, явлений, например: лист, крыло, кабина, голова, автомат, герой, журавль, земля, картина, каша, класс, ключ, кожа, колено, конь, лес, линия, мир, молоко, нос, окно, стол. Ученики должны описательно или словосочетаниями объяснить, какие предметы названы.

 

13. 3наете ли вы русские народные сказки?

Цель – учить подбирать синонимы.

В русских народных сказках, которые вы читали, очень часто рассказывается об удивительных чудесах. Попробуйте сопоставить их с теми достижениями науки и техники, которые вам знакомы.

В одном из двух конвертов находятся карточки с описанием сказочных чудес (конек-горбунок, ковер-самолет, золотой петушок, сани-самокаты, чудо-зеркальце, перо жар-птицы, клубок ниток, указывающий путь; Садко с гуслями на дне морском), а в другом карточки с названиями машин, приборов

Тот, кто сделает сопоставления правильно и прочтет вслух, будет считаться победителем.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...